Напоминание

Преемственность в обучении на разных ступенях образования


Автор: Оксана Александровна Соловьева
Должность: МАОУ СОШ №7
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: Свердловская область. с. Патруши.
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность в обучении на разных ступенях образования
Раздел: начальное образование





Назад




Основная образовательная программа основного общего

образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО ставит перед

учителями определенные цели и задачи . Одной из главных задач –это

обеспечение преемственности между начальной школой и средним

звеном.

Преемственность в условиях реализации ФГОС НОО - система

связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и

методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного

образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны –

начальная ступень, которая формирует те универсальные умения и

навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С

другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует)

накопленный в начальной школе потенциал. Учитывая все современные

требования, должны четко понимать, что начальная и основная школа

работают на формирование УУД, которые будут способствовать успешно

адаптироваться будущему выпускнику к условиям современного мира.

В соответствии с новыми стандартами, изучение географии

начинается с 5 класса. При этом наиболее важными психолого-

педагогическими условиями являются учёт преемственности содержания

курсов «Окружающий мир» и «География», также к перечню данных

предметов хочу отнести и «Историю».

1-4 классы обучаются по программе «Школа России» в рамках

ФГОС. Руководитель УМК «Школа России», кандидат педагогических

наук Андрей Анатольевич Плешаков.

Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а

также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих

тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ,

поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц,

электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий.

Данный курс насыщен географическим, историческим

содержанием, является основой для последующего изучения нового

предмета. « География», «История».

Главным элементом учебно-методического сопровождения как на

уроках географии, так и на экзаменах является атлас. Также обязательна

работа в контурной карте для наработки навыка ориентирования по

карте. Помимо этого, для учащихся группы риска используются рабочие

тетради или тетради-практикумы, включающие в себя теоретические,

практические и картографические задания.

По ФГОС обучение происходит с помощью УМК «Русское слово»

по завершенной линии с 5 по 11 класс.

В основе методики преподавания курса «Географии» в 5-6 классе

лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие»

детьми нового знания и активное освоение различных способов

познания окружающего мира, основываясь на полученных знаниях курса

«Окружающий мир». При этом используются разнообразные методы и

формы обучения с применением системы средств, составляющих

единую информационно-образовательную среду.

Задания с межпредметной связью по предметам «География» и

«История»:

1.

Работа с картой (примеры заданий: поиск географических

объектов, контуры объектов, по описанию определить о чем идет речь,

При выполнении данного вида заданий в первую очередь

происходит наработка поискового и картографического навыков,

помимо этого важную роль для выполнения таких заданий играет

смысловое чтение (ребенок с помощью текста определяет правильный

ответ). Примеры таких заданий есть в ОГЭ №30 определить, о чем идет

речь.

Сл 2. Работа с картой происходит не только на уроках географии,

но и на уроках истории. Поэтому данный вид работ желательно внедрять

на уровне начального обучения, так как к переходу в 5 класс навык

работы с картой для успешных результатов должен быть сформирован

Сл.3. Также аналогичные задания предлагаются на уроках окр.

Мира.

Для лучшего усвоения учащихся данных предметов нужно

начинать работу именно с предмета «окружающий мир».

Сл. 4 Задания на соответствие: (я)

3. Задания на восстановление хронологии

Данный вид заданий также используются в ОГЭ по географии.

Изначально с 5 класса, для освоения этого вида заданий. К 8-9 классу

навык выполнения таких заданий должен быть сформирован, так как

ответы в 3 заданиях из ОГЭ представлены именно в такой форме

Сл. 5. Также в ОГЭ и ЕГЭ по истории присутствуют данный вид

заданий. С помощью умения выполнять такие задания учащиеся могут

набрать достаточное количество баллов.

Очень большое значение для достижения планируемых результатов

имеет организация проектной деятельности учащихся, которая

предусмотрена в рубрике «Наши проекты» в каждом учебнике с 1 по 4

класс. Как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию

самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению

мотивации и эффективности учебной деятельности.

Умение представлять свою работу в виде презентации, графика,

модели. Очень важный этап представление результатов исследования.

Работу над данными заданиями мы можем продолжить на уроках «

Географии» и « Истории». При представлении результатов своей

исследовательской деятельности учащиеся используют форму пересказа,

что и будет является важным приемом подготовки учащихся к сдаче

устного изложения.

Данную работу мы должны активно проводить начиная с

начальной ступени обучения, т.к результат обучающихся зависит от

преемственности между всеми ступенями обучения.

Помощником при обучении учащихся к написанию письменного

сочинения, а так же устного изложения могут быть рабочие тетради,

которые разработаны к комплексу УМК « Школа России». В данных

тетрадях ведется активная работа над всеми видами текста, что позволяет

сформировать и отработать данный навык на протяжении 4х лет обучения

и продолжить эту работу в среднем звене.

Выпускник научится:

прогнозировать содержание текста художественного произведения

по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный,

учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное

ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в

соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и

научно

-

популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про

себя, при прослушивании):

использовать простейшие приемы анализа различных видов

текстов;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,

самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с

нравственными нормами (только для художественных текстов);

определять тему, главную мысль и героев произведения;

Все эти умения позволят обучающему успешно пройти итоговую

аттестацию, а значит выбрать свой жизненный путь.



В раздел образования




Яндекс.Метрика