Автор: Оксана Александровна Соловьева
Должность: МАОУ СОШ №7
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: Свердловская область. с. Патруши.
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность в обучении на разных ступенях образования
Раздел: начальное образование
Основная образовательная программа основного общего
образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО ставит перед
учителями определенные цели и задачи . Одной из главных задач –это
обеспечение преемственности между начальной школой и средним
звеном.
Преемственность в условиях реализации ФГОС НОО - система
связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и
методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного
образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны –
начальная ступень, которая формирует те универсальные умения и
навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С
другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует)
накопленный в начальной школе потенциал. Учитывая все современные
требования, должны четко понимать, что начальная и основная школа
работают на формирование УУД, которые будут способствовать успешно
адаптироваться будущему выпускнику к условиям современного мира.
В соответствии с новыми стандартами, изучение географии
начинается с 5 класса. При этом наиболее важными психолого-
педагогическими условиями являются учёт преемственности содержания
курсов «Окружающий мир» и «География», также к перечню данных
предметов хочу отнести и «Историю».
1-4 классы обучаются по программе «Школа России» в рамках
ФГОС. Руководитель УМК «Школа России», кандидат педагогических
наук Андрей Анатольевич Плешаков.
Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а
также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих
тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ,
поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц,
электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий.
Данный курс насыщен географическим, историческим
содержанием, является основой для последующего изучения нового
предмета. « География», «История».
Главным элементом учебно-методического сопровождения как на
уроках географии, так и на экзаменах является атлас. Также обязательна
работа в контурной карте для наработки навыка ориентирования по
карте. Помимо этого, для учащихся группы риска используются рабочие
тетради или тетради-практикумы, включающие в себя теоретические,
практические и картографические задания.
По ФГОС обучение происходит с помощью УМК «Русское слово»
по завершенной линии с 5 по 11 класс.
В основе методики преподавания курса «Географии» в 5-6 классе
лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие»
детьми нового знания и активное освоение различных способов
познания окружающего мира, основываясь на полученных знаниях курса
«Окружающий мир». При этом используются разнообразные методы и
формы обучения с применением системы средств, составляющих
единую информационно-образовательную среду.
Задания с межпредметной связью по предметам «География» и
«История»:
1.
Работа с картой (примеры заданий: поиск географических
объектов, контуры объектов, по описанию определить о чем идет речь,
При выполнении данного вида заданий в первую очередь
происходит наработка поискового и картографического навыков,
помимо этого важную роль для выполнения таких заданий играет
смысловое чтение (ребенок с помощью текста определяет правильный
ответ). Примеры таких заданий есть в ОГЭ №30 определить, о чем идет
речь.
Сл 2. Работа с картой происходит не только на уроках географии,
но и на уроках истории. Поэтому данный вид работ желательно внедрять
на уровне начального обучения, так как к переходу в 5 класс навык
работы с картой для успешных результатов должен быть сформирован
Сл.3. Также аналогичные задания предлагаются на уроках окр.
Мира.
Для лучшего усвоения учащихся данных предметов нужно
начинать работу именно с предмета «окружающий мир».
Сл. 4 Задания на соответствие: (я)
3. Задания на восстановление хронологии
Данный вид заданий также используются в ОГЭ по географии.
Изначально с 5 класса, для освоения этого вида заданий. К 8-9 классу
навык выполнения таких заданий должен быть сформирован, так как
ответы в 3 заданиях из ОГЭ представлены именно в такой форме
Сл. 5. Также в ОГЭ и ЕГЭ по истории присутствуют данный вид
заданий. С помощью умения выполнять такие задания учащиеся могут
набрать достаточное количество баллов.
Очень большое значение для достижения планируемых результатов
имеет организация проектной деятельности учащихся, которая
предусмотрена в рубрике «Наши проекты» в каждом учебнике с 1 по 4
класс. Как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению
мотивации и эффективности учебной деятельности.
Умение представлять свою работу в виде презентации, графика,
модели. Очень важный этап представление результатов исследования.
Работу над данными заданиями мы можем продолжить на уроках «
Географии» и « Истории». При представлении результатов своей
исследовательской деятельности учащиеся используют форму пересказа,
что и будет является важным приемом подготовки учащихся к сдаче
устного изложения.
Данную работу мы должны активно проводить начиная с
начальной ступени обучения, т.к результат обучающихся зависит от
преемственности между всеми ступенями обучения.
Помощником при обучении учащихся к написанию письменного
сочинения, а так же устного изложения могут быть рабочие тетради,
которые разработаны к комплексу УМК « Школа России». В данных
тетрадях ведется активная работа над всеми видами текста, что позволяет
сформировать и отработать данный навык на протяжении 4х лет обучения
и продолжить эту работу в среднем звене.
Выпускник научится:
прогнозировать содержание текста художественного произведения
по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный,
учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в
соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и
научно
-
популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про
себя, при прослушивании):
использовать простейшие приемы анализа различных видов
текстов;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами (только для художественных текстов);
определять тему, главную мысль и героев произведения;
Все эти умения позволят обучающему успешно пройти итоговую
аттестацию, а значит выбрать свой жизненный путь.