Напоминание

"Эколог-исследователь"


Автор: Чикина Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "БГСЮН"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа
Тема: "Эколог-исследователь"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Оглавление

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)

программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

6

1.3. Содержание программы

8

2. Комплекс организационно-педагогических условий

19

2.1. Календарный учебный график

19

2.2. Условия реализации программы

19

2.3. Формы аттестации

19

2.4. Оценочные материалы

20

2.5. Методические материалы

20

2.6. Список литературы

24

Приложение

26

1

1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной (общеразвивающей) программы

1.1. Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.).

- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г.

№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации

«Развитие образования» на 2018-2025 годы».

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.).

-

Федеральный

проект

«Успех

каждого

ребенка»,

утвержденный

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и

национальным проектам (протокол от 24.12.2018 года № 16).

- Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях

развития Российской Федерации на период до 2030 года».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».

- Приказ Главного управления образования и молодежной политики

Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических

рекомендаций

по

разработке

дополнительных

общеобразовательных

(общеразвивающих) программ».

-

Положение

о

дополнительных

общеобразовательных

(общеразвивающих) программах реализуемых в МБУ ДО «БГСЮН» от 16.03.

2021 г. №01-07/56.

- Устав МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов»

от 27.10.2015 № 1887-осн.

Актуальность. В век новых технологий человек перестаёт ощущать себя

частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к

формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь

ведёт к её загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование

экологической культуры подрастающего поколения.

Данная

программа

естественнонаучной

направленности

является

актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только

2

обучающихся, но и их родителей, общества в целом.

Педагогическая целесообразность заключается в способности создания

единого информационного и экологического пространства, открытого доступа

к

информации,

знаниям

и

экологическим

ценностям

посредством

использования

различных

видов

цифровых

информационных

ресурсов.

Программа

соответствует

основным

направлениям

развития

страны,

современным её достижениям.

Современные проблемы взаимоотношений

человека с окружающей средой могут быть решены только при условии

формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их

экологической грамотности и культуры, понимая необходимости реализации

принципов устойчивого своевременного развития.

Форма

обучения

очная.

В

проведении

занятий

используются

индивидуальные и коллективные формы работы. Коллективная работа является

важным воспитательным моментом, способствует коммуникативному развитию

учащихся, формированию нравственных качеств у детей. Необходимость

проведения индивидуальной работы с одаренными учащимися вызвана

желанием детей совершенствовать свои ЗУН, создавать исследовательские

работы, участвовать в конкурсах различного уровня.

Новизна

программы

заключается

в

том,

что

она

практико-

ориентированная, дети получают возможность проводить экскурсионные

занятия, наблюдать за жизнью некоторых животных в природе, делать

фенологические

наблюдения;

учащиеся

участвуют

в

различных

природоохранных акциях, учатся вести себя в природе.

Методическую

основу

разработки

программы

составляют

идеи

гуманистической педагогики (автор – Попов Е.Б.), воспитания в контексте

культуры (авторы – Бондаревская Е.В., Козлова О.Н., и др.), развития

потребности и способности личности к саморазвитию (автор – Поляков С.Д.).

Особенности программы:

Отличительной

особенностью

программы

является

комплексный

интегрированный характер. Через практический опыт, через исследование

обучающиеся познают мир, обнаруживают и устанавливают определённые

объективные закономерности, обогащают себя новой информацией, тренируют

свои умственные и практические навыки, развивают творческие способности.

Таким

образом,

большинство

занятий

ориентировано

на

проведение

исследований на краеведческом материале и ресурсах.

«Мыслить глобально, действовать локально» – вот основная мысль

данного авторского курса.

Внимание обучающихся заостряется на чувствительности всех живых

существ к вмешательству человека в их среду обитания.

Акцентируется внимание обучающихся не только на международной

природоохранной

деятельности,

но

и

на

конкретной

роли

каждого

обучающегося в деле охраны природы своей местности.

Направленность программы: естественнонаучная.

3

Вид программы:

модифицированная программа,

в основу которой,

положена авторская программа «юный эколог-исследователь» (автор – Л.А.

Лешукова), программа «Эколог-исследователь» (автор – А.Н. Антонова).

Адресат программы: Программа предназначена для детей в возрасте от

11 до 16 лет.

Уровень программы: стартовый.

Срок и объем освоения программы: программа рассчитана на 1 год

обучения. Количество часов в год – 72 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа. Образовательный процесс

строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и

способностями детей, что предполагает возможную корректировку режима

занятий.

Особенности организации образовательной деятельности:

группы

одновозрастные. Предварительная подготовка не требуется. Набор свободный,

по интересам детей. Численность группы до 15 человек.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель программы – создание условий для формирования экологической

культуры обучающихся через практическую, исследовательскую и проектную

деятельность с учетом требований современной реальности, а так же

собственный опыт природопользователя.

Задачи:

На предметном уровне:

- овладеть сведениями об экологии растений, животных, человека;

- сформировать навык работы с определителями;

-

овладеть

основными

методами

и

стандартными

методиками

исследования;

- овладеть умениями проводить фенологические наблюдения;

- овладеть умением применять знания экологических правил при анализе

различных видов природоохранной деятельности.

На метапредметном уровне:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- сформировать навыки совместной творческой деятельности;

- развивать способность к целеполаганию и планированию;

- сформировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях

неуспеха;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

познавательными задачами;

- формировать навыки смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров в соответствии с целями и задачами;

4

-

развивать

понятийное

мышление:

анализ,

синтез,

сравнение,

абстрагированное обобщение.

На личностном уровне:

- содействовать формированию целостного, социально ориентированного

взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы;

- развивать навыки сопричастности к коллективу;

- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям;

- воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающей среде;

- содействовать формированию чувства гордости за свою Родину,

Алтайский край, город Барнаул.

Ожидаемые результаты:

На предметном уровне:

-знает основы экологической этики и правила поведения в природе;

- знает определение основных экологических понятий;

- знает животных водной и наземной среды;

-

владеет

основными

методами

и

стандартными

методиками

исследования;

- умеет проводить фенологические наблюдения;

- умеет применять знания экологических правил при анализе различных

видов природоохранной деятельности;

- умеет с помощью определителей определять растения и животных.

На метапредметном уровне:

- владеет навыками совместной творческой деятельности.

- проявляет способность к целеполаганию и планированию;

- умение подчинять свои действия задачам коллектива;

- владение простыми способами поиска информации с использованием

предложенных педагогом источников.

На личностном уровне:

- проявляет чувства гордости и ответственности за свою малую родину;

- стремится к установлению позитивных отношений со сверстниками и

педагогами;

- ведет здоровый образ жизни;

- осознает сопричастность к коллективу;

-проявляет аккуратность, трудолюбие, общественную активность, умение

сочетать общественные и личные интересы;

- общителен, отзывчив и внимателен к окружающим людям;

- видит результаты и перспективы своей работы;

- требования воспринимает адекватно.

1.3. Содержание программы «Юные исследователи природы»

5

1.3.1. Учебно-тематический план

Таблица 1

№ п/п

Дата

Название раздела,

темы, занятия

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.

12.09.23-

16.09.23

Экология как наука.

2

1

1

беседа, игра, опрос

по технике

безопасности

Экология растений

2.

18.09.23-

23.09.23

Царство растений.

2

1

1

творческое задание,

составление таблиц

3.

25.09.23-

30.09.23

Растения луга, их

экология.

2

1

1

кроссворд,

гербарий,

коллекция семян

растений

4.

02.10.23-

07.10.23

Растения сухих полян,

их экология.

2

1

1

творческое задание

5.

09.10.23-

14.10.23

Растения леса.

2

1

1

творческое задание,

работа с

определителем

6.

16.10.23-

21.10.23

Лекарственные

растения

2

1

1

работа с гербарием

7.

23.10.23-

28.10.23

Ядовитые растения

2

1

1

просмотр и

обсуждение

учебных фильмов

8.

30.10.23-

04.11.23

Охраняемые

и

реликтовые растения

2

1

1

работа с Красной

книгой,

составление цепей

питания

Экология животных

9.

06.11.23-

11.11.23

Общая

характеристика

животного мира.

Систематика

животных.

2

1

1

практическое

занятие,

интерактивная игра

10.

13.11.23-

18.11.23

Экология насекомых

2

1

1

творческая работа

11.

20.11.23-

25.11.23

Водные

беспозвоночные

нашего края

2

1

1

творческое задание

12.

27.11.23-

02.12.23

Экология рыб.

2

1

1

сообщения

учащихся,

творческая работа

13.

04.12.23-

09.12.23

Экология птиц.

2

1

1

практическая

работа

6

14.

11.12.23-

16.12.23

Экология

млекопитающих.

2

1

1

кроссворд, беседа,

опрос

15.

18.12.23-

23.12.23

Редкие и исчезающие

виды животных

2

1

1

наблюдение,

просмотр и

обсуждение

мультфильма,

работа с Красной

книгой

Экология и здоровье человека

16.

25.12.23-

30.12.23

Окружающая среда и

организм

человека.

Антропоэкология.

2

1

1

творческая работа,

работа в парах

17.

18.12.23-

23.12.23

Влияние

экологических

факторов на здоровье

населения

2

1

1

творческая работа,

беседа, сообщения

учащихся

18.

25.12.23-

30.12.23

Здоровье человека.

Критерии и факторы

сохранения здоровья

2

1

1

творческая работа,

кроссворд

19.

08.01.24-

13.01.24

Защитные механизмы

Организма.

иммунитет.

2

1

1

викторина,

творческая работа

20.

15.01.24-

20.01.24

Влияние окружающей

среды на

функциональную

деятельность систем

организма человека

2

1

1

творческая работа,

работа с

презентацией

21.

22.01.24-

27.01.24

Здоровый образ

жизни

и его значение

Брейн-ринг «Экология

и здоровье»

2

1

1

творческая работа,

работа с

презентацией,

брейн-ринг

Экология родного края

22.

29.01.24-

03.02.24

Источники

загрязнения

окружающей среды

2

1

1

творческая работа,

работа с

презентацией

23.

05.02.24-

10.02.24

Современные методы

количественного

анализа.

Экологический

мониторинг.

2

1

1

коллаж, дневник

наблюдений

24.

12.02.24-

17.02.24

Методы

оценки

состояния воды.

2

1

1

сообщения,

кроссворд, опыты

25.

19.02.24-

Проблемы

2

1

1

работа с

7

24.04.24

загрязнения

и очистки водоемов

презентацией

26.

26.02.24-

02.03.24

Источники

загрязнения

атмосферы.

Методы

оценки

состояния

воздуха.

2

1

1

творческая работа,

опыты

27.

04.03.24-

09.03.24

Мусор. Проблемы

утилизации и

повторного

использования

отходов

2

1

1

творческая работа,

игра на сортировку

мусорра

Охрана окружающей среды

28.

11.03.24-

16.03.24

Общества

по охране природы

2

1

1

Сообщения, беседа

29.

18.03.24-

23.03.24

Охраняемые

территории

Алтайского края

2

1

1

работа с картой

Алтайского края

30.

25.03.24-

30.03.24

Охраняемые

территории

Алтайского края

2

1

1

творческая работа,

сообщения

31.

08.05.23-

13.05.23

Памятники природы

2

1

1

кроссворд, игра,

работа с картой,

сообщения

32.

01.04.24-

06.04.24

Игра-конкурс

«Инспектор по охране

окружающей среды»

2

-

2

игра

Исследовательская работа

33.

08.04.24-

13.04.24

Методика

исследовательской

деятельности.

Структура

работы.

Выбор

темы,

постановка проблемы,

формулирование цели

и задач

2

1

1

проекты,

знакомство с

исследовательским

и работами

34.

15.04.24 –

20.04.24

Экскурсия, сбор проб,

проведение

опросов,

исследований.

2

-

2

проекты

35.

22.04.24-

27.04.24

Обработка и анализ

полученных

результатов.

Подготовка доклада

2

-

2

проекты

36.

29.04.24-

04.05.24

Итоговое занятие

2

-

2

доклады

8

Итого:

72

31

41

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

«Эколог-исследователь»

1. Экология как наука (2ч.)

Теория:

вводное занятие. Цели и задачи объединения. Планирование

работы на год. Инструктаж по технике безопасности.

Наука

экология,

предпосылки

её

возникновения.

Необходимость

изучения предмета в современных условиях. Место экологии в ряду

естественных

наук.

Наука

экология

-

определение.

Предпосылки

возникновения экологии. Необходимость изучения предмета в современных

условиях. Цели экологии. Задачи экологии. Разделы экологической науки.

Методы

экологической

науки.

Влияние человеческой

деятельности

на

природу.

Экологическая этика - определение. Душевные качества человека

(доброта, честность, отзывчивость). Экологические понятия (экосистема,

сообщества, сообщества растительного мира, сообщества животного мира).

Практика: игра – обучение «Экологические кубики».

2-8. Экология растений (14 часов).

Теория: царство растений. Растения луга и их экология, знакомство с

растениями луга своей местности. Растения – представители сухих, влажных и

затопляемых лугов, их особенности.

Растения сухих полян, понятие экотоп. Значение растений луга для

человека

и

природы.

Искусственно

создаваемые

луговые

сообщества,

повышение их стабильности.

Растения избыточно-урожайных мест обитания (болот, топей, низин).

Водные растения, особенности их строения в связи с местом обитания,

значение для человека и природы.

Растения

леса,

малый

фитоценоз.

Ярусность

горизонтальная

и

вертикальная, характеристика леса по ярусам. Определение типа леса.

Внеярусная растительность. Понятие экологической сукцессии. Рассмотрение

смены одного лесного сообщества другим в окрестностях своего населённого

пункта, на конкретных примерах (зарастание луга, болота и т.д.).

Лекарственные растения родного края. Внешний вид растений. Места

произрастания, сроки сбора. Заготавливаемые части растений, используемые в

народной медицине. Народные рецепты, собранные у местного населения.

Правила заготовки лекарственного сырья. Применение растений, польза

ядовитых растений. Относительность вреда таких растений.

Редкие и охраняемые растения нашего края. Внешний вид растений. Места

обитания. Причины, по которым растения попали в разряд охраняемых и

редких. Категории охраны растений. Реликтовые растения родного края, их

9

нахождение на его территории. Рациональное использование растительных

ресурсов родного края.

Практика:

проведение опытов и наблюдений:

«Определение влияния

освещённости на фотосинтез»,

«Изучение жизненных форм», «Изучение

морфологических и анатомических особенностей экологических групп по

отношению к свету», «Изучение видового состава растений в окрестностях

школы»,

«Изучение состояния деревьев и кустарников в окрестностях»,

«Изучение видового состава природного фитоценоза (изучение, определение,

зарисовка)», работа с гербариями «Растения луга», «Растения болот, низин,

топей», «Деревья, кустарники, травы», «Лекарственные и ядовитые растения»,

«Редкие и охраняемые растения». Игра-викторина «Зелёная аптека».

9-15. Экология животных (14 часов).

Теория:

характеристика животного мира. Основные таксономические

единицы животного мира. Отличие и сходство животных и растений. Отличие

животных от растений и неживой природы.

Насекомые нашего края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи; их

роль в природе и для человека. Строение муравейника. Правила его

огораживания.

Насекомые – вредители сельского хозяйства и лесов. Способы борьбы с

вредителями. Значение замены химических методов борьбы с вредителями

сельского хозяйства биологическими методами.

Водные беспозвоночные нашего края. Рыбы. Экология рыб, земноводных,

пресмыкающихся. Рыбы различных водных бассейнов области. Сроки нереста.

Сроки и правила рыбной ловли. Разрешенные и запрещенные орудия лова.

Ответственность за нарушение законов по охране рыбных богатств нашего

края. Борьба с браконьерами.

Птицы нашего края. Перелетные птицы и их экология. Зимующие птицы

нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе.

Представители различных отрядов птиц. Выводковые и птенцовые птицы;

значение для человека. Повышение продуктивности охотничьих птиц.

Млекопитающие нашего края. Животные водоемов, лугов, лесов. Среды

обитания животных. Редкие и охраняемые животные нашего края. Причины, по

которым животные стали редкими. Рациональное использование животного

мира своей местности.

Практика: помощь птицам и животным в зимнее время. Проведение

опытов и наблюдений пор темам: «Изучение приспособлений насекомых к

своей среде обитания», «Изучение приспособленностей аквариумных рыб к

жизни в воде»; «Изучение динамики численности популяций животных»;

«Изучение зооценоза водоёма»; «Определение жизненных форм птиц».

Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок. Выполнение творческих

заданий. Работа с определителями животных.

16-21. Экология и здоровье человека (12 часов).

10

Теория: окружающая среда и организм человека. Экологические проблемы

современности.

Антропоэкология.

Организм

человека

как

открытая

биологическая

система.

Влияние

экологических

факторов

на

здоровье

населения Алтайского края.

Здоровье человека. Критерии здоровья человека (духовное, физическое,

психическое,

социальное).

Факторы

сохранения

здоровья

(физические,

химические, социальные, биологические). Защитные механизмы организма.

Иммунитет.

Экология

и

функциональная

деятельность

организма.

Влияние

окружающей среды на функциональную деятельность систем организма

человека

кровеносную,

опорно-двигательную,

пищеварительную,

дыхательную, выделительную, репродуктивную. Зависимость нервной системы

от биологических ритмов. Головной мозг – инструмент познания окружающей

среды.

Физические факторы здоровья. Тепловой режим. Холод – друг или враг?

Электромагнитные поля: лечебный эффект и вред здоровью. Воздействие шума

на организм. Радиация: естественные и искусственные источники.

Человек и химические факторы. Пища: проблема нитратов. Пищевые

добавки. Какую воду мы пьем? Очистка воды. Химическое загрязнение

атмосферного воздуха. Лекарства – химические вещества. Лекарственная

аллергия. Народная медицина. Бытовая химия.

Человек и социальные факторы. Стресс – бич современности. Методы

психологической регуляции. Экология жилища. Вредные привычки и борьба с

ними. Оптимизация трудового процесса для сохранения здоровья.

Человек и биологические факторы. Влияние живых организмов на

здоровье человека. Вирусы и микробы. Переносчики болезней. Чем опасна

домашняя пыль?

Экология и человек. Человек и среда его обитания. Зависимость

постоянства внутренней среды организма от экологических условий среды его

обитания. Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека. Значение

культуры в формировании личности человека.

Практика:

наблюдения и опыты: «Оценка состояния физического

здоровья человека», «Изучение факторов среды, влияющих на здоровье

человека», «Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места», «Изучение

уровня шума», «Составление дневного рациона», «Пищевые отравления.

Предупреждение

и

помощь»,

«Определение

обеспеченности

организма

человека витаминами и микроэлементами».

22-27. Экология родного края (14 часов)

Теория: экологические проблемы своей местности. Основные источники

загрязнения окружающей среды, причиняемый вред. Охрана окружающей

среды: воздуха, почв, воды, богатств животного и растительного мира своей

11

местности. Проблемы рубки леса, свалок мусора, обмеление и загрязнение

местных водоёмов.

Проблема утилизация и повторного использования некоторых видов

бытовых отходов (оборотная стеклотара, переработка макулатуры, ветоши,

переработка металлолома).

Практика:

составление экологической карты своего края; опыты,

наблюдения, эксперименты: «Подсчёт объёма мусора и поиск возможных путей

решения проблемы бытовых отходов»; «Изучение запылённости воздуха».

Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.

Рисунок «Вторая жизнь ненужных вещей». Игры на сортировку мусора.

28-32. Охрана окружающей среды (10 часов)

Теория: организации по охране природы. Общества по охране природы.

Связь обществ и организаций с учебными заведениями. Международное

сотрудничество в области охраны окружающей среды. Совместные проекты,

сборы, лагеря, олимпиады. Участие школьников в охране природы родного

края. Ликвидация свалок. Заготовка кормов для птиц и зверей. Фенология.

Фенологические наблюдения за жизненными процессами растений и животных.

Проведение

разъяснительной

работы

среди

младших

школьников

и

односельчан. Правила поведения в природе. Охраняемые территории своей

местности и России; их виды, классификация. Назначение и роль на

современном этапе. Заповедники, заказники, национальные парки. Особая роль

территорий как мест, где содержатся животные, которые находятся под угрозой

исчезновения. Роль таких территорий как мест экологических исследований и

научных разработок по спасению живой природы. Цель создания памятников

природы. Состояние на сегодняшний день. Памятники природы родного края,

их краткая характеристика историческое, научное, культурное значение, их

охрана.

Практика: работа со справочной литературой, работа с Красной книгой

Алтайского края. Игра-конкурс «Инспектор по охране окружающей среды».

32-35. Исследовательская работа (8 часов)

Теория: основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез,

формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской

работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по

выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование

выбранной темы.

Практика:

работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого

участника группы в работу. Логическое построение текстового материала в

работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков,

таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и

стиль.

Сокращения,

обозначения.

Объем

исследовательской

работы.

Эстетическое

оформление.

Обработка

и

оформление

результатов

экспериментальной деятельности.

36. Итоговое занятие (2 часа).

Практика: выступление с докладом, защита своего проекта.

12

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Таблица 2

Год

обучения

Дата начала

обучения по

программе

Дата

окончания

по

программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

дней

Количество

учебных

часов

Режим

занятий

1

12.09.2023

31.05.2024

36

36

72

1 раз в

неделю

по 2 часа

Режим работы в период школьных каникул

Занятия проводятся по утвержденному расписанию или по временному

расписанию, составленному на период каникул, в форме групповых занятий, с

организацией индивидуальных форм работы внутри группы, участия в

конкурсах, фестивалях, экскурсиях, выездах.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое

обеспечение

реализации

программы

включает в себя:

- рабочий кабинет с ученическими столами и стульями;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран проекционный.

Информационное обеспечение реализации программы включает в себя:

- методические разработки занятий;

- мультимедийные презентации по темам программы;

- дидактические и демонстрационные материалы по темам программы;

- исследовательские и проектные работы;

- учебные фильмы по темам программы;

- гербарий;

- определители;

- инструменты и оборудование для проведения опытов;

- наборы для детского творчества.

Кадровое обеспечение программы:

по данной программе может

работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и

квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»,

владеющий базовыми

знаниями в области естественнонаучной направленности.

13

2.3. Формы аттестации

Показателем

достижения

цели

и

поставленных

задач

послужат

следующие результаты:

- текущий контроль,

- промежуточный контроль,

- итоговое контроль.

2.4. Оценочные материалы

Таблица 3

Показатели качества реализации

ДООП

Методики

Уровень

теоретической

подготовки

учащихся

Тестирование

Уровень

удовлетворенности

родителей

предоставляемыми

образовательными

услугами

Изучение удовлетворенности родителей

работой

образовательного

учреждения

(методика Е.Н.Степанова)

Таблица 4

№ п/п

Форма контроля

Диагностический

материал

Форма фиксации результатов

1.

Текущий контроль

Тестирование, викторина,

выставка.

Бланки тестовых заданий, бланки

ответов (письменные).

2.

Промежуточный

контроль

Опрос, выполнение

творческих и практических

заданий.

Таблицы оценки результатов

освоения программы. Портфолио

учащихся.

3.

Итоговый контроль

Защита докладов

Фотоотчет

2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение образовательной программы осуществляется

через накопление методического и дидактического материалов, обобщение

педагогического

опыта,

разработку

учебно

-

методических

пособий,

рекомендаций по практическому внедрению новых технологий в учебную

деятельность, отбор и оформление материалов для сдачи в методический

кабинет.

Раскрытие

каждой

темы

программы

более

эффективно

при

осуществлении следующих педагогических условий:

- создана особая, благоприятная творческая атмосфера на занятиях;

- при сообщении нового материала учитывается уровень подготовки

обучающихся к восприятию темы;

- обучение происходит в теоретической и практической формах;

-выполнение практических заданий проходит в интересной форме с

элементами игры;

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся осуществляется с

учетом его способностей, интересов и возрастных возможностей;

14

- получение и закрепление знаний и навыков осуществляется для

обучающихся в форме беседы, интересного диалога с использованием

вопросов, загадок, игр и т.д.;

- нежелательны: назидательность, увлечение терминами;

- необходимо помнить: ребенок, отстающий сегодня, может догнать и

перегнать других уже в ближайшем будущем;

Формы организации образовательной деятельности.

При проведении занятий используются различные формы организации

образовательной деятельности: индивидуальные, групповые, практические,

акции, беседы, выставки, экскурсии, игры, поделки.

Работа

в

группе

формирует

коллективную

ответственность

и

индивидуальную помощь каждому как со стороны педагога так и со стороны

обучающихся.

Групповая

форма

работы

наиболее

целесообразна

при

проведении практических работ по программе.

Педагогические технологии.

Технология группового обучения – учебная группа делится на подгруппы

для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким

образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может

меняться в зависимости от цели деятельности;

Технология коллективной творческой деятельности

- существуют

технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной

целью.

Технология игровой деятельности – дидактическая цель ставится перед

учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется

правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в

учебную

деятельность

включается

элемент

соревнования,

успешное

выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В основу программы «Эколог-исследователь» положены следующие

принципы:

научности,

субъектности,

энциклопедичности,

сочетания

индивидуального

и

коллективного

подхода

к

обучению,

доступности,

диалогичности (на занятиях, как правило, устанавливается беседа в форме

диалога между педагогом и учащимися).

Организация учебного процесса по программе осуществляется по очной

форме обучения. Применяются следующие методы обучения:

метод дискуссии, позволяющий учащимся свободно высказываться,

внимательно слушать мнения выступающих;

метод

эвристической

беседы,

позволяющий

решать

проблемные

вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления;

поисковый

метод,

предполагающий

получение

новых

знаний

обучающимися путем наблюдений, сбора данных в природе с последующей

математической обработкой и анализом;

игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых

знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков;

метод коллективных творческих дел

в осуществлении практической

природоохранной

деятельности,

развивающий

навыки

продуктивного

15

взаимодействия,

способствующий

воспитанию

коллективизма

и

толерантности, ответственности и чувства причастности к делам и проблемам

своего социума.

Методы воспитания:

убеждения - предполагает разумное доказательство какого-то понятия,

нравственной

позиции,

оценки

происходящего.

Слушая

предложенную

информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько

логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную

информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или

корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою

систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Как приемы

убеждения педагог может использовать: рассказ, беседу, объяснение, диспут.

упражнения - обеспечивает вовлечение обучающихся в систематическую,

специально

организованную

общественно

полезную

деятельность,

способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения,

общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.

поощрения

- возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет

уверенность,

повышает

ответственность,

порождает

оптимистические

настроения

и

здоровый

социально-психологический

климат,

развивает

внутренние творческие силы обучающихся, их позитивную жизненную

позицию.

Типы учебных занятий.

При организации деятельности творческого объединения используются

такие следующие формы:

- фронтальная (коллективная)

- групповая;

- индивидуальная.

При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог

работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на занятиях в

творческом

объединении

царит

более

раскрепощённая,

доверительная

обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут

высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.

При групповой форме организации учебной деятельности используется

чаще при проведении игр, когда дети делятся на команды.

Индивидуальная

форма

организации

применяется

при

подготовке

учащихся к конкурсам.

В программе предусмотрены следующие виды занятий:

1. Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного

типа (наблюдение,исследования, проведение опытов, просмотр презентаций,

изучение исследовательских работ).

2. Экскурсии в природу.

3. Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной

деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные

проявления детей в практической природоохранной деятельности – это

16

показатель

степени

их

экологической

воспитанности

и

экологической

культуры.

4. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи

между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать

контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости,

доброжелательности, развития творческих способностей.

5. Праздники. День Земли, День воды, День Птиц и др.

6.Выставки.

7. Обобщающие занятия. Эти занятия представляют собой комплекс

контрольных заданий, таких как викторины, тесты, дидактические игры,

конференции и др.

17

2.6. Список используемой литературы:

Для педагога:

1.

Авраменко, И. М. Природопользование / И.М. Авраменко. – М.:

Лань, 2015. – 128 c.

2.

Актуальные проблемы экологии и природопользования. Выпуск 11.

Сборник научных трудов: моногр. – М.: Энергия, 2016. – 304 c.

3.

Аксенова, П. В заповедном лесу:

экологическое воспитание

школьников // Школьный вестник. – 2009. – N 7. – С. 62-65.

4.

Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л.

Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 331 с

5.

Анисимов,

А.

В.

Прикладная

экология

и

экономика

природопользования / А.В. Анисимов. – М.: Феникс, 2017. – 320 c.

6.

Анучин, В. А. Основы природопользования. Теоретический аспект /

В.А. Анучин. – М.: Мысль, 2016. – 296 c.

7.

Астафьева, О. Е. Правовые основы природопользования и охраны

окружающей среды / О.Е. Астафьева, А.В. Питрюк. – М.: Academia, 2013. – 272

8.

Бешенцев, А.Н. Геоинформационная оценка природопользования /

А.Н. Бешенцев. – М.: БНЦ СО РАН, 2016. – 120 c.

9.

Бойко, Л. А.

Воспитание экологической

культуры детей //

Начальная школа. – 2010. – N 6. – С 79-82.

10.Дядюн Т.В. Практикум “Мир воздуха”. Ж. “Биология в школе”. -

№1, 2001.

11.Воронков, Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник

для студентов вузов / Н.А. Воронков. – М.: Агар, 2016. – 424 с.

12.Гальперин, М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин. – М.:

Форум, 2016. – 336 c.

13.Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии / - 2-е изд.,

исп. И доп. – М.: ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 64 с.

14.Ермаков Д.С., Зверев и. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать

экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная

Пресса, 2012. – 112 с.

15.Комарова, Н. Г. Геоэкология и природопользование / Н.Г.

Комарова. – М.: Academia, 2016. – 256 c.

16.Тавстуха О.Г. Становление экологической культуры учащихся в

учреждениях дополнительного образования: теория и практика: монография

/О.Г. Тавстуха. – Оренбург: Пресса, 2001. – 260с.

17.Федорова А.И., Никольская А.Н. практикум по экологии и охране

окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.:

гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

18.Школьный

экологический

мониторинг.

Учебно-методическое

пособие / Под ред. Т, Я, Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 416 с.

19.Экология родного края / под редакцией Ашихминой Т.Я. - М:

Образование. 2013. – 257 с.

Для учащихся:

18

1.

Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: Учебник / В.И.

Архангельский, В.Ф. Кириллов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 176 c.

2.

Биологический энциклопедический словарь (гл. ред. М.С. Гиляров;

редкол.: А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварин и др). – М.: Современная

энциклопедия, 2012 – 831с.

3.

Дроздов, Н.Н. Ключи к тайнам природы (О некоторых актуальных

проблемах биологии и рационального природопользования) / Н.Н. Дроздов,

А.К. Макеев. – М.: Знание, 2015. – 160 c.

4.

Прядко

К.А.,

Понятия

и

определения:

Экология/Словарик

школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.

5.

Черных,

Н.

А.

Актуальные

проблемы

экологии

и

природопользования. Выпуск 11 / Н.А. Черных. – М.: Энергия, 2017. – 677 c.

6.

Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М. Аксенова, В.

Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева идр. – М.: Аванта +, 2005. – 448с.

19



В раздел образования




Яндекс.Метрика