Напоминание

"Тестирование как объективный метод контроля качества знаний обучающихся"


Автор: Гуацаева Александра Александровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ "Северо - Кавказский аграрно- технологический колледж
Населённый пункт: РСО - Алания, г. Ардон
Наименование материала: статья
Тема: "Тестирование как объективный метод контроля качества знаний обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тестирование как объективный метод

контроля качества знаний обучающихся

Автор: Гуацаева Александра Александровна, преподаватель специальных

дисциплин ГАПОУ «Северо- Кавказский аграрно-технологический колледж»

В

настоящее

время

в

России

одновременно

с

существующей

традиционной

системой

оценки

и

контроля

результатов

обучения

начала

складываться

новая

система,

основанная

на

использовании

тестовых

технологий.

Это

вызвано

потребностью

в

получении

независимой

объективной

информации

об

учебных

достижениях,

обучающихся,

о

результатах деятельности образовательных учреждений. Для преподавателя

подобная объективная информация служит не только основой для анализа

результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного

стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования тех или

иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических

приемов, организационных форм обучения, но и средством проектирования

собственной

педагогической

деятельности

с

конкретным

контингентом

обучаемых.

Тесты - эффективная форма для текущего и итогового контроля знаний

учащихся. Эту форму можно использовать для всех тем курса. Тесты могут

быть использованы и как тренировочные при углубленном изучении темы, а

также для внеклассных мероприятий (викторины, конкурсы), олимпиады.

Задача преподавателя – научить обучающегося оценивать свои действия,

результаты, свое продвижение вперед. Эту задачу можно решить с помощью

тестов. Тестирование организует непрерывный и быстрый контакт знаний,

который

выполняет

роль

обратной

связи

в

системе

«учитель-ученик»,

обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Вопросы и

задания тестов развивают мыслительные операции обучающихся, учат их

обобщать явления, устанавливать причинно - следственные связи, побуждают

к

применению

определенных

способов

действий.

Разнообразие

формулировок

в

тестовых

заданиях

разовьет

остроту

ума

и

гибкость

мышления,

потребует

от

обучающегося

предельной

внимательности

и

собранности.

Тесты

помогут

не

только

усвоить

учебный

материал

по

предмету, но и воспитать у него самооценку, что окажет положительное

влияние на развитие его самостоятельности.

Преимущества

тестового

контроля

посредством

набора

тестовых

вопросов (заданий):

-

объективность

оценки,

так

как

в

тестовом

контроле

влияние

субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора

о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и

т.п.) исключено;

-

достоверность информации об объеме усвоенного материала и об

уровне его усвоения;

-

эффективность - можно одновременно тестировать большое число

обучающихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо

легче и быстрее, чем при традиционном контроле;

-

надежность - тестовая оценка однозначна и воспроизводима;

-

дифференцирующая способность - так как в тестах содержатся

задания различного уровня;

-

реализация

индивидуального

подхода

в

обучении

-

возможна

индивидуальная проверка и самопроверка знаний обучаемых.

Современный и правильно организованный контроль позволяет определить

степень усвоения пройденного материала, выявить и ликвидировать пробелы

в

знаниях,

помогает

поддержать

постоянный

интерес

обучающегося

к

учебному процессу. В силу своих возможностей, способностей и творческого

потенциала

преподаватель

сам

решает,

как

организовать

педагогический

процесс. Тестовый контроль, наряду с применением традиционных методов

оценки знаний и умений дает возможность при незначительных затратах

времени проверить знания учащихся на разных этапах обучения.

Технология

внутреннего

контроля

результатов

учебного

процесса

предусматривает создание единого инструментария тестирования, обработки

и представления результатов. Создание теста как инструмента объективного

измерения

уровня

знаний

обучаемых

является

самой

ответственной

и

трудоемкой

частью

технологии

внутреннего

контроля

результатов

образовательного процесса в образовательном учреждении.

Тест состоит из двух частей:

-задание (вопрос, суждение);

-эталон (правильный ответ).

Сравнивая

эталон

с

ответом

обучающихся

можно

объективно

судить

об

усвоении учебного материала.

Тест без эталона превращается в обычное контрольное задание.

(Тест в переводе с английского языка – проба, испытание, исследование).

Педагогический тест – это система заданий возрастающей трудности,

построенная

в

определенной

форме,

позволяющая

объективно

выявить

уровень

знаний,

видеть

достижения

обучающихся

на

различных

этапах

учебной деятельности.

Педагогические тесты можно разделить на две группы: статистические

(нормативные) и критериальные, которые не уточняют различий в результате

деятельности тестируемых, а показывают, какого уровня они достигли в

соответствии с целями обучения. Тесты классифицируются в зависимости от

направленности на следующие группы:

Тесты способностей. По результатам, полученным при их проведении

можно

судить

о

направленности

склонностей

обучающегося,

о

его

возможностях ориентироваться в заданиях и ситуациях;

Тесты личности. Изучается реакция обучаемого на задания тестов, по

которым можно судить об особенностях характера;

Тесты

достижений.

Типичными

для

этой

группы

являются

дидактические тесты, которые по результатам тестирования судят о

уровне овладения обучающимся определенным учебным материалом.

Федеральный компонент

Государственного стандарта, фиксирует три

уровня усвоения учебного материала. Это означает, что не все элементы

учебной программы учащихся должны усвоить на одном и том же уровне.

Предписанные

стандартом,

необходимые

минимальные

уровни

освоения

учебных элементов необходимо учитывать, как в процессе преподавания при

выборе

методов

и

методических

приемов,

так

и

при

разработке

любых

контрольных заданий. Соответственно, для контроля результатов обучения

разрабатываются

тесты,

позволяющие

выявить

первый,

второй

и

третий

уровни усвоения каждого элемента или группы учебных элементов.

Тесты, выявляющие первый уровень усвоения, как правило, являются

выборочными. В них предлагается выбрать

правильный ответ

из числа

предложенных вариантов. В простейших тестах данного типа результатами

являются

ответы

«Да»

«Нет»;

«Можно»

«Нельзя»;

«Требуется»

«Не

требуется» и тд.

В тестах на опознание предусматривается лишь одна существенная операция

– выбор альтернативы, содержащийся в констатирующей части. Это тесты с

подсказкой

которая

содержится

в

самом

задании,

они

являются

самыми

простыми.

При

конструировании

таких

вопросов

используется

один

из

основных

композиционных принципов:

1) принцип противоречия (подбираются варианты ответа, являющиеся

отрицаниями друг друга);

2) принцип полярности (да и нет).

3)

принцип

однородности

(подбираются

такие

два

ответа,

которые

относятся к одному роду, виду или отображают 2 основные стороны (грани)

явления,

например,

слова,

противоположные

по

смыслу:

синонимы

антонимы;

Достоинствами тестовых вопросов с выбором ответа из 2-х

предложенных вариантов являются:

- краткость и ясность заданий,

- простота инструкций;

- высокая технологичность,

- быстрота тестирования;

Недостатками данной тестовой конструкции являются относительно

высокая

вероятность

угадывания

правильного

ответа

(1/2),

возможность

запоминания

правильного

ответа

(ввиду

ограниченности

предлагаемых

вариантов),

быстрое

рассекречивание

(тестируемые

передают

друг

другу

содержание запомнившихся заданий и ответы на них).

Тестовые вопросы данного типа целесообразно использовать для

экспресс-диагностики, входного (предварительного) контроля, самоконтроля

(с целью обнаружения пробелов в знаниях), для устного группового опроса,

т.е. в тех ситуациях, когда «точность оценки играет меньшую роль, чем

быстрота тестирования». Однако не исключается возможность использования

тестовых

вопросов

с

выбором

одного

правильного

ответа

из

двух

предложенных вариантов для итогового контроля.

Например:

1.Укажите,

на

каком

принципе

основан

биологический

метод

защиты

растений от вредителей:

На применении гербицидов;

На применении высоких и низких температур;

На использовании живых организмов.

2.Какой способ полива используют при выращивании риса:

Полив по полосам;

Полив по чекам;

Полив по бороздам;

Полив напуском.

3. В какой период вегетации

рекомендуется скашивать кормовые травы,

чтобы сохранить питательную ценность сена.

В период цветения трав;

В период бутонизации, начала цветения;

После цветения.

Тесты

второго

уровня

(самостоятельное

воспроизведение

по

памяти

типового действия) составляются для проверки способностей обучающихся

обсуждать информацию, решать задачи или выполнять производственные

операции без опоры на подсказку в констатирующей части теста. К тестам

второго уровня относятся:

1.Тесты – подстановки;

2. Конструктивные тесты;

3.Тесты – задачи;

4.Тесты - процессы.

Например:

1.Допишите предложения.

1)

Верхний

слой

плодородной

земли,

на

котором

растут

растения,

называется __________

2) Почва отличается от горных пород наличием _______________

3) Почва обладает особым свойством, называемым _____________

2. Вставьте пропущенные слова

Водопроницаемостью почвы называется её свойство _________

Водоудерживающая способность почвы – это свойство почвы ______ и

_____

Воздухопроницаемостью

почвы

называется

способность

почвы

_______

Дайте определение Закону незаменимости факторов жизни растений

( по В.Р. Вильямсу) _________ (Ни один из факторов жизни растений

не может быть заменен другим и поэтому все они, безусловно,

равнозначны)

Тестами третьего уровня являются нетиповые задачи, требующие от

тестируемого продуктивного действия, т.е. создания алгоритма деятельности

в

нетиповой

ситуации

на

основе

изученных

ранее

типовых

действий.

Заданиями к тестам третьего уровня могут быть:

1.Описание

порядка

проведения

процесса,

если

исходные

данные

не

очевидны или изменены по сравнению со стандартом;

2.

Выбор

оборудования,

инструментов

или

материалов

с

учетом

определенных условий (экономичности, производительности);

3.Проектирование небольших по объему процессов, одной или нескольких

операций.

Например:

1.Решите,

правильно

или

неправильно

приведенное

ниже

утверждение.

Выпишите цифры, соответствующие правильным ответам.

1) Перегной – это перегнившие остатки растений и животных.

2) Плодородием почвы называется её способность снабжать растения

питанием и водой одновременно и непрерывно во все время их жизни.

3)

Плодородие

почвы

повышают

правильной

её

обработкой

и

внесением удобрений.

4) Плодородие

- это тот запас питательных веществ, которые могут

быть усвоены растениями в процессе вегетации.

5)

Плодородие

почвы

не

является

постоянным,

неизменным.

Оно

изменяется в зависимости от природных процессов почвообразования и

производственной деятельности людей.

6) Обеспечивая все условия для получения высоких урожаев, человек

одновременно улучшает свойства почвы, повышает её плодородие.

7) В почве с большим содержанием песка, вода и минеральные соли

сохраняются лучше, чем в почве с большим содержанием глины.

8) В зависимости от содержания перегноя в почве меняется цвет её

верхнего слоя – от интенсивно черного до светло-серого.

9) Удобрения подразделяются на органические и минеральные.

10) Удобрения – это вещества, которые вносят в почву для улучшения

питания растений.

2.Сравните глинистые и песчаные почвы. Вставьте пропущенные слова.

Почвы

А.Глинистые и суглинистые

Б. Песчаные и супесчаные

1._____________ пропускают воду

1.____________пропускаю воду

2._____________впитывают воды и

_______удерживают её

2.____________впитывают воды и

________удерживают её

3.__________содержат воздуха

3.________содержат воздуха

4. __________ питательными

веществами

4.________питательными веществами

5. __________ прогреваются и

остывают

5._________прогреваются и

остывают

6.__________для обработки.

6._________для обработки.

Слова для вставки: 1) плохо, хорошо; 2) мало, хорошо, много, плохо; 3) мало,

много; 4) бедны, богаты; 5) быстро, медленно; 6) тяжелые, легкие.

Эталоном

в

данных

тестах

может

быть

правильно

составленная

технологическая карта или правильное описание технологической операции.

В

заключении,

подводя

итог

необходимо

отметить,

что

положительного

результата можно добиться лишь в том случае, когда применение контроля

знаний,

умений

и

навыков

проходит

регулярно,

а

не

эпизодично.

При

длительной

кропотливой

работе

можно

будет

наблюдать

положительный

результат своего труда.



В раздел образования




Яндекс.Метрика