Напоминание

"Природа и человек"


Автор: Чикина Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "БГСЮН"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа
Тема: "Природа и человек"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Оглавление

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)

программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

6

1.3. Содержание программы

8

2. Комплекс организационно-педагогических условий

19

2.1. Календарный учебный график

19

2.2. Условия реализации программы

19

2.3. Формы аттестации

19

2.4. Оценочные материалы

20

2.5. Методические материалы

20

2.6. Список литературы

24

Приложение

26

1

1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной (общеразвивающей) программы

1.1. Пояснительная записка

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому –

И я научусь».

Древнекитайская мудрость

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.).

- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г.

№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации

«Развитие образования» на 2018-2025 годы».

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.).

-

Федеральный

проект

«Успех

каждого

ребенка»,

утвержденный

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и

национальным проектам (протокол от 24.12.2018 года № 16).

- Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях

развития Российской Федерации на период до 2030 года».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».

- Приказ Главного управления образования и молодежной политики

Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических

рекомендаций

по

разработке

дополнительных

общеобразовательных

(общеразвивающих) программ».

-

Положение

о

дополнительных

общеобразовательных

(общеразвивающих) программах реализуемых в МБУ ДО «БГСЮН» от 16.03.

2021 г. №01-07/56.

2

- Устав МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов»

от 27.10.2015 № 1887-осн.

В настоящее время люди живут в современном, быстро меняющемся

мире, когда на человека направлен лавинообразный поток информации,

разобраться в котором подчас нелегко. В связи с этим, перед педагогами стоит

задача подготовки молодого поколения к жизни не путём усвоения учащимися

готовых знаний, а в процессе активного их приобретения.

Экскурсии в природу, постановка опытов на занятии, проведение

экспериментов,

способствуют

развитию

у

учащихся

наблюдательности,

творческой инициативы, выработке умений и навыков целенаправленной

работы по изучению живых организмов.

Когда

учащиеся

выполняют

несложные

опыты,

они

закрепляют,

расширяют и углубляют знания, полученные на занятиях, овладевают методами

исследовательской деятельности.

Актуальность программы заключается в убеждении автора того, что

дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами

развития, когда начинается перестройка всех его познавательных процессов.

Именно данный возраст является продуктивным в становлении экологически-

развитой личности. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них

виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них

наличия новых качеств. Ведь благодаря развитию индивидуальных качеств,

человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее

полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Общение с природой

очень полезно детям этого возраста. У ребенка расширяется мировоззрение,

развивается чувство ответственности, доброты и другие нравственные качества.

Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко

порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь

страдают сами люди.

Программа ориентирована на развитие мышления детей, их воображения,

творческой активности, наблюдательности и любознательности на основе

исследовательской деятельности. Она вносит вклад в экологическое и

нравственное воспитание детей, формируя убеждённость в необходимости

заботы о сохранении уникальной природы края. Программа перспективна и в

плане эстетического воспитания, так как изучение окружающего мира

открывает ребёнку красоту окружающего мира, даёт простор радостному,

эмоционально-образному восприятию мира.

На занятиях учащиеся расширяют кругозор, получают знания об объектах

живой и неживой природы, знакомятся с правилами ведения наблюдений,

участвуют в природоохранных мероприятиях, учатся изготовлять поделки из

природного материала, бумаги, картона, пластилина, и прочих материалов.

Кроме того, они получают практические навыки ухода за домашними

питомцами, выращивания растений, оформления клумб.

Учащиеся имеют возможность посещать зооуголок, расположенный на

базе МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов» (далее –

БГСЮН).

Работа

учащихся

в

объединении

способствует

развитию

3

самостоятельности и повышению интереса к исследованиям.

Программа способствует формированию активной жизненной позиции

учащихся, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как

самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.

Педагогическая

целесообразность

образовательной

программы

определена тем, что ориентирует учащихся на приобщение к ответственному

отношению к животным, применение полученных знаний, умений и навыков в

повседневной деятельности, улучшение своего здоровья.

Благодаря естественнонаучному образованию и воспитанию у учащихся

формируется представление о влиянии окружающей среды на здоровье

человека, стремление к здоровому образу жизни и понимание активной роли

человека

к

природе

в

этом

и

заключается педагогическая

целесообразность разработанной образовательной программы.

Новизна

программы

заключается

в

том,

что

она

практико-

ориентированная, дети получают возможность проводить занятия в условиях

живого уголка, ухаживать за комнатными растениями, посредством экскурсий

наблюдать за жизнью некоторых животных в природе, делать фенологические

наблюдения; учащиеся участвуют в различных природоохранных акциях,

учатся вести себя в природе.

Методическую

основу

разработки

программы

составляют

идеи

гуманистической педагогики (автор – Попов Е.Б.), воспитания в контексте

культуры (авторы – Бондаревская Е.В., Козлова О.Н., и др.), развития

потребности и способности личности к саморазвитию (автор – Поляков С.Д.).

Программа составлена на основании программ А.Г. Макеевой, В.А. Самковой,

С.И. Роговой « Мы – твои друзья!», рабочей тетради для школьников «Разговор

о правильном питании» М.М. Беруких, Т.А. Филиппова и рабочей тетради для

учащихся начальных классов Л.В. Лобановой «Наш край».

Особенности программы:

Программа «Природа и человек» имеет свои отличительные особенности

и является:

- практикоориентированной (большое значение уделяется проектам,

наблюдениям, формируются навыки содержания животных);

- интерактивной (проведение занятий в активной форме);

- интегрированной. Природа рассматривается как объект эстетического

восприятия (большое значение придается знакомству с литературными,

художественными, кинематографическими произведениями о природе и ее

проблемах);

- краеведческой (1 раздел программы посвящен изучение родного края);

-

прикладной

(знания,

полученные

при

освоении

программы

используются детьми в дальнейшем).

Объектом изучения является природа в целом. Дети знакомятся с

многообразием растительного и животного мира родного края, его связью со

средой обитания. Получают навыки поведения в природе. Формируются

навыки творческой работы, практические умения, составления проекта.

На протяжении всего обучения дети участвуют в экологических и

4

природоохранных акциях, проводимых БГСЮН, учатся наблюдать и оценивать

увиденное. Участие в викторинах и конкурсах различного уровня на

естественнонаучную

тематику

способствует

развитию

экологической

грамотности и культуры, творческих способностей детей.

Основные формы организации образовательного процесса: групповая,

коллективная, индивидуальная.

Содержание программы, формы, методы и приёмы составлены с учётом

психолого-педагогических

возрастных

особенностей,

учащихся

по

Л.С.

Выготскому и Эльконину Д.Б.

Направленность программы: естественнонаучная.

Вид программы:

модифицированная программа,

в основу которой,

положеныпримерная (типовая) программа «Кружок юных натуралистов» (автор

– И.В. Костинская), программа дополнительного образования «Человек и его

здоровье» Хартек Азияны Михайловны.

Адресат программы: Программа предназначена для детей в возрасте от

6 до 11 лет.

Уровень программы: стартовый.

Срок и объем освоения программы: программа рассчитана на 1 год

обучения. Количество часов в год – 144 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Образовательный процесс

строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и

способностями детей, что предполагает возможную корректировку режима

занятий.

Особенности организации образовательной деятельности:

группы

разновозрастные. Предварительная подготовка не требуется. Набор свободный,

по интересам детей. Численность группы – до 15 человек.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель программы – развитие познавательного интереса детей к изучению

мира

природы

и

человека,

формирование

компетентностей

в

области

окружающего

мира,

экологии,

гигиены,

охраны

здоровья

и

культуры

ответственного отношения к домашним животным, вовлечение в проектную

деятельность.

Задачи:

На предметном уровне:

- овладеть сведениями о родном крае;

- получить представление о растительном и животном мире леса, луга,

водоемов;

-

сформировать

основные

экологические

понятия,

связанные

с

домашними животными;

- овладеть знаниями о домашних питомцах, правилах выбора, содержания

и ухода за ними;

5

- сформировать представление о роли домашних животных в жизни

человека, понимание важности и необходимости заботы о животных, а также

знания о правильном уходе за домашними животными;

- сформировать целостную научную картину мира у учащихся;

- овладеть научным подходом к решению задач в области биологии,

экологии;

- овладеть

умениями

формулировать

гипотезы,

конструировать,

проводить эксперименты и опыты, оценивать полученные результаты;

- овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические

знания с объективными реалиями жизни.

На метапредметном уровне:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- развивать навыки исследовательской деятельности,

связанные с

изучением домашних животных;

- сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- развивать навыки работы с источниками информации;

- развивать навыки эффективной коммуникации в процессе выполнения

поставленных задач;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

познавательными задачами;

- формировать навыки смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров в соответствии с целями и задачами;

-

развивать

понятийное

мышление:

анализ,

синтез,

сравнение,

абстрагированное обобщение.

На личностном уровне:

- развивать интерес к изучению природы родного края, домашних

животных, здорового образа жизни;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям;

- развивать готовность внимательно и ответственно относиться к

домашним животным;

- воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающей среде;

- содействовать формированию чувства гордости за свою Родину,

Алтайский край, город Барнаул.

Ожидаемые результаты:

На предметном уровне:

1. Расширены представления учащихся о родном крае, домашних

питомцах и человеке.

2. Изучен метод проектной деятельности.

3. Сформирован

познавательный

интерес

естественнонаучной

направленности и бережное отношение к природе.

6

4. Созданы условия для реализации творческого потенциала детей.

На метапредметном уровне:

1. Освоены навыки планирования, контроля и оценки своих учебных

действий.

2. Владение навыками постановки цели и задач, формулирования темы

исследования, определения объекта и предмета исследования;

3.Владение навыками поиска, обобщения, систематизации информации;

4.

Умение

оформлять

проект

в

соответствии

с

предъявляемыми

требованиями.

На личностном уровне:

1. Дети умеют самостоятельно выполнять задания, нести ответственность

за их результаты.

2. Учащиеся проявляют бережное отношение к объектам природы,

домашним питомцам.

3. Заложены

основы

формирования

эстетических

потребностей,

ценностей и чувств, патриотических чувств к стране, краю, городу Барнаулу.

1.3. Содержание программы «Природа и человек»

1.3.1. Учебно-тематический план

Таблица 1

№ п/п

Дата

Название раздела,

темы, занятия

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

Наш край

1.

12.09.23-

16.09.23

Наша родина - Россия

2

1

1

беседа, игра,

инструктаж по

технике

безопасности

2.

12.09.23-

16.09.23

Моя «малая «Родина.

2

1

1

беседа, рисунок

3.

18.09.23-

23.09.23

Барнаул

столица

Алтайского края.

2

1

1

практическая

работа

4.

18.09.23-

23.09.23

Районы

Алтайского

края.

2

1

1

работа с картой,

практическое

задание

5.

25.09.23-

30.09.23

Районы

Алтайского

края.

2

1

1

работа с картой,

практическое

задание

6.

25.09.23-

30.09.23

Легенды Алтая

2

0

2

обсуждение легенд

7.

02.10.23-

07.10.23

Природные богатства

края

2

1

1

кроссворд

8.

02.10.23-

07.10.23

Охрана

природы.

ООПТ.

Памятники

природы края.

2

1

1

сообщения

учащихся

9.

09.10.23-

14.10.23

Ленточные

боры

легкие нашего края.

2

1

1

кроссворд

10.

09.10.23-

14.10.23

Березовые

колки

и

другие

леса

края.

2

1

1

практическое

задание

7

Лесопосадки.

11.

16.10.23-

21.10.23

Представление

о

разнообразии

растений и животных

леса.

2

1

1

беседа, викторина

12.

16.10.23-

21.10.23

Представление

о

разнообразии

растений и животных

леса.

2

0

2

творческое задание

13.

23.10.23-

28.10.23

Луг.

2

1

1

беседа, творческое

задание

14.

23.10.23-

28.10.23

Представление

о

разнообразии

растений и животных

луга.

2

1

1

просмотр и

обсуждение

учебных фильмов

15.

30.10.23-

04.11.23

Водоемы Алтайского

края

2

1

1

работа с картой,

сообщения

учащихся

16.

30.10.23-

04.11.23

Водоемы Алтайского

края

2

0

2

игра рыбалка,

филворд «Рыбы»

17.

06.11.23-

11.11.23

Представление

о

разнообразии

растений и животных

водоема.

2

1

1

работа с картой,

опыт

18.

06.11.23-

11.11.23

Красная

книга

Алтайского

края

(Растения)

Красная

книга

Алтайского

края (Животные)

2

1

1

работа с Красной

книгой

19.

06.11.23-

11.11.23

Красная

книга

Алтайского

края

(Растения)

Красная

книга

Алтайского

края (Животные)

2

1

1

работа с Красной

книгой

20.

13.11.23-

18.11.23

2

1

1

работа с Красной

книгой

21.

13.11.23-

18.11.23

По

страницам

Красной книги

2

1

1

викторина

22.

20.11.23-

25.11.23

Изменения природы в

результате

деятельности

человека.

2

1

1

творческое задание

23.

20.11.23-

25.11.23

Их помнит Россия, их

помнит народ.

2

1

1

беседа, сообщения

учащихся

Мы – твои друзья

24.

27.11.23-

02.12.23

Вместе – нам лучше

2

1

1

викторина,

выполнение

заданий в рабочей

тетради

25.

27.11.23-

02.12.23

Домашние

и

дикие

животные

2

1

1

беседа, игровые

моменты,

выполнение

8

заданий в рабочей

тетради

26.

04.12.23-

09.12.23

Домашние питомцы.

2

1

1

беседа, игровые

моменты,

выполнение

заданий в рабочей

тетради

27.

04.12.23-

09.12.23

Как

выбрать

питомцев.

2

1

1

беседа, работа с

текстом,

выполнение

заданий в рабочей

тетради

28.

11.12.23-

16.12.23

Как мы появились в

доме человека

2

1

1

беседа, игровые

моменты,

выполнение

заданий в рабочей

тетради

29.

11.12.23-

16.12.23

Такие разные кошки и

собаки.

Породы

кошек и собак.

2

1

1

беседа, работа с

текстом, с

кроссвордом,

выполнение

заданий в рабочей

тетради

30.

18.12.23-

23.12.23

Строение тела кошек

и собак. Как кошки и

собаки воспринимают

окружающий мир.

2

1

1

наблюдение,

просмотр и

обсуждение

мультфильма,

выполнение

заданий в рабочей

тетради

31.

18.12.23-

23.12.23

Как

ухаживать

за

домашними

питомцами.

2

1

1

выполнение

заданий в рабочей

тетради

32.

25.12.23-

30.12.23

Животные в городе.

Бездомные животные.

2

1

1

творческая работа,

выполнение

заданий в рабочей

тетради

33.

25.12.23-

30.12.23

Как понять питомца

2

1

1

выполнение

заданий в рабочей

тетради

34.

18.12.23-

23.12.23

Правила безопасного

поведения

с

незнакомыми

животными.

2

1

1

творческая работа,

выполнение

заданий в рабочей

тетради

35.

18.12.23-

23.12.23

На

приеме

у

Айболита.

2

1

1

выполнение

заданий в рабочей

тетради

36.

25.12.23-

30.12.23

Правила гигиены при

обращении

с

питомцем.

2

1

1

творческая работа,

выполнение

заданий в рабочей

тетради

9

37.

25.12.23-

30.12.23

Профессии кошек и

собак.

2

1

1

выполнение

заданий в рабочей

тетради

38.

08.01.24-

13.01.24

Мы в ответе за тех,

кого приручили.

2

1

1

выполнение

заданий в рабочей

тетради

39.

08.01.24-

13.01.24

Мой питомец самый

лучший!

2

0

2

выставка рисунков

Человек – часть живой природы

40.

15.01.24-

20.01.24

Гипотезы

происхождения

человека

2

1

1

работа с

карточками, беседа

41.

15.01.24-

20.01.24

Клеточное

строение

организма

2

1

1

работа с

микроскопом,

беседа

42.

22.01.24-

27.01.24

Аппарат

опоры

и

движения. Осанка.

2

1

1

изучение модели

скелета

43.

22.01.24-

27.01.24

Строение и значение

нервной системы

2

1

1

беседа, творческое

задание

44.

29.01.24-

03.02.24

Анализаторы

органы чувств

2

1

1

практическая

работа

45.

29.01.24-

03.02.24

Органы

кровообращения.

Работа сердца.

2

1

1

беседа, творческое

задание

46.

05.02.24-

10.02.24

Строение

органов

дыхания.

2

1

1

беседа, беседа,

творческое задание

47.

05.02.24-

10.02.24

Кожа – барьер между

организмом

и

внешней средой

2

1

1

практическая

работа, беседа

48.

12.02.24-

17.02.24

Воздействие

солнечных лучей на

кожу.

2

1

1

беседа, рисуем

плакаты

49.

12.02.24-

17.02.24

Здоровье человека

2

1

1

беседа,

практические

задания

50.

19.02.24-

24.04.24

Здоровый

образ

жизни

и

его

составляющие

2

1

1

опрос, игра

51.

19.02.24-

24.04.24

Личная гигиена

2

1

1

викторина

52.

26.02.24-

02.03.24

Гигиена

одежды

и

обуви

2

1

1

беседа, викторина

53.

26.02.24-

02.03.24

Гигиена жилища

2

1

1

беседа, творческая

работа

54.

04.03.24-

09.03.24

Правильное питание –

залог здоровья

2

1

1

беседа, творческая

работа

55.

04.03.24-

09.03.24

Здоровое питание.

2

0

2

кроссворд

56.

11.03.24-

16.03.24

Здоровое питание

2

0

2

творческая работа

10

57.

11.03.24-

16.03.24

Проект

«Почему

нужен завтрак?»

2

1

1

проект

58.

18.03.24-

23.03.24

Здоровое питание

2

1

1

коллаж, дневник

наблюдений

59.

18.03.24-

23.03.24

Роль

воды

в

организме.

Питьевой

режим.

2

1

1

творческая работа,

сообщения

60.

25.03.24-

30.03.24

Витамины

2

1

1

творческая работа,

сообщения

61.

25.03.24-

30.03.24

Витамины и их роль в

организме

2

0

2

игра «Витаминки»

62.

08.05.23-

13.05.23

Гигиена зрения, слуха

2

1

1

кроссворд, игра

63.

08.05.23-

13.05.23

Режим дня

2

1

1

беседа, викторина

64.

01.04.24-

06.04.24

Режим дня

2

0

2

составление

режима дня

школьника

65.

01.04.24-

06.04.24

Сон и бодрствование

2

1

1

головоломки,

ребусы, загадки

66.

08.04.24-

13.04.24

Уход за зубами

2

1

1

календарь чистки

зубов

67.

08.04.24-

13.04.24

Закаливание.

2

1

1

викторина

68.

15.04.24 –

20.04.24

Вредные привычки.

2

1

1

сообщения

учащихся, беседа

69.

15.04.24 –

20.04.24

Профилактика

вредных привычек.

2

1

1

плакаты

70.

22.04.24-

27.04.24

Работа над проектом

«В

здоровом

теле

здоровый дух»

2

1

1

проекты

71.

22.04.24-

27.04.24

Работа над проектом

«В

здоровом

теле

здоровый дух»

2

1

1

проекты

72.

29.04.24-

04.05.24

Итоговое занятие

2

0

2

защита проектов

Итого:

144

62

82

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

1-23. Наш край (46 ч.)

Теория: знакомство с планом

работы и задачами

объединения.

Инструктаж по технике безопасности.

Наша родина – Россия. Государственные символы страны и Алтайского

края. Земные просторы Алтайского края. Моя «малая «Родина. Твое отношение

к «малой» Родине. Путешественники, исследователи, ученые Алтайского края.

Жизнь разных народов в крае.

Барнаул – столица Алтайского края. Названия районов края. Участие

детей в охране природы. Охрана природы.

11

Представление о разнообразии растений и животных леса. Ленточные

боры – легкие края. Отрицательное влияние людей на растения и животных.

Вырубка лесов, отлов красивых насекомых, неумеренная охота, разорение

птичьих гнезд и муравейников. Опасности, которые подстерегают в лесу.

Представление о разнообразии растений и животных луга. Представление о

разнообразии животных и растений водоема.

Красная книга Алтайского края. Человек и его творения. Изменения в

результате деятельности человека. Важность озеленения городов и районов.

Человек – часть живой природы. Экология и окружающая среда.

Музеи края. Мир живой природы Алтайского края в изобразительном

искусстве. Памятники природы края. Их помнит Россия, их помнит народ.

Памятные места края. Каким хотелось бы видеть Алтайский край в будущем?

Практика:

проведение игры с мячом, цель которой познакомится с

ребятами. Работа с картой Алтайского края. Рисунок плаката «Береги

природу!». Работа с Красными книгами Алтайского края (растений и

животных). Работа с рабочей тетрадью Л.В. Лобановой «Наш край», 2014 года

издательства. Выполнение творческих работ.

22-39. Мы – твои друзья (32 ч.)

Теория: почему люди заводят домашних животных. Отличие диких и

домашних

животных.

Особенности

поведения

собак

и

кошек

как

представителей класса млекопитающих. Ответственность и забота о домашних

животных, прирученных человеком. Какие бывают домашние питомцы.

Вместе нам - лучше. Почему люди заводят домашних животных.

Питомец – животное за которым ухаживает человек, проявляя заботу и ласку.

Какие бывают домашние питомцы. Выбор питомца - очень ответственный шаг.

Клубы любителей животных. Влияние общения с животными на эмоции,

настроение и самочувствие человека. Кошки – синоптики. Карнавал животных.

Родословное дерево кошек и собак. Разнообразие видов семейства

кошачьих и собачьих в дикой природе. Виды семейства кошачьих и собачьих,

занесенных в Красную книгу. Как домашние животные появились в доме

человека. История их одомашнивания. Породы животных. История появления

различных пород кошек, их назначение, их отличия пор внешним признакам,

условиям содержания, в которых они нуждаются, особенности поведения,

характера, привычек. Беспородные кошки – отличные друзья и помощники.

Ответственность

человека

за

домашних

питомцев.

История

появления

различных пород собак, их назначение. Многообразие пород собак,

их

назначение, их отличия пор внешним признакам, условиям содержания, в

которых они нуждаются, особенности поведения,

характера,

привычек.

Служебные, охотничьи, декоративные собаки. Породы собак на полотнах

художников. Беспородные собаки - отличные друзья и помощники. Что

необходимо знать и учитывать при выборе домашнего питомца. Различия в

поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и

между собой. Приюты для бездомных животных. «Мы в ответе за тех, кого

приручили».

12

Человека и животных объединяют родственные связи: общий план

строения, работа организма, общие потребности в еде, безопасности, отдыхе.

Особенности организма кошек и собак. Значение хвоста, усов, шерсти

животного. Органы чувств собак и кошек. Различают ли домашние животные

цвета. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный

возраст – разные потребности. Культура содержания собак и кошек в городе.

Как общаются животные друг с другом и с человеком. Язык тела.

Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Осторожно –

незнакомая собака. Здоров ли ваш питомец. Гигиенам – прежде всего! Какие

заболевания могут передаваться от кошек и собак человеку. Знаменитые кошки

и собаки. Собаки и кошки – герои. Мой питомец – самый лучший!

Практика: выставка рисунков «Мой питомец – самый лучший!».

Просмотр видеофрагментов. Выполнение интерактивных заданий по теме.

Обсуждение, ответы на вопросы. Работа с рабочей тетрадью «Мы – твои

друзья!». Чтение отрывка из сказки Экзюпири «Маленький принц» -

Маленький принц и Лис, обсуждение. Распределение учащихся по группам и

выполнение викторины. Защита мини-проектов «Знакомьтесь, мой питомец!».

40-72. Человек – часть живой природы (64 ч)

Теория: влияние природных факторов на здоровье населения. Здоровье

человека. Факторы здорового образа жизни. Вредные привычки. Формирование

потребностей здорового образа жизни. Закаливание. Воздушные и солнечные

ванны. Среда жизнедеятельности человека. Факторы, влияющие на жизнь

людей.

Шум.

Вибрации.

Пыль.

Гигиена

тела.

Кожа.

Строение

кожи,

особенности функционирования. Гигиена кожи, волос, ногтей. Гигиена полости

рта. Полость рта. Зубы. Строение зубов. Гигиена полости рта. Гигиена труда и

отдыха. Режим труда. Умственный и физический труд. Режим отдыха.

Активный и пассивный отдых. Питание. Белки. Жиры. Углеводы. Пищевые

добавки. Качество пищевых продуктов. Пищевые продукты. Показатели

качества пищевых продуктов. Витамины. Интерьер. Интерьер. Цветы в

озеленении комнаты. Выбор цветового решения. Микроклимат в квартире.

Микроклимат. Влажность воздуха. Аквариум в комнате. Профилактика

инфекционных заболеваний. Инфекционные заболевания. ОРВИ. Методы

профилактики.

Практика: составление режима дня школьника. Просмотр видеофильмов

о здоровом образе жизни. Рисование плакатов «В здоровом теле – здоровый

дух!». Определение климатического состояния комнаты. Практическая работа

«Влияние зубной пасты на эмаль зуба составление рациона питания.

Определение добавок на продуктах по информации, указанной на этикетках.

Определение качества меда, молока, коже, шоколада. Выполнение дизайна-

проекта интерьера. Плакаты о здоровом образе жизни.

36. Итоговое занятие.

Практика: выступление с докладом, защита своего проекта.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

13

Таблица 2

Год

обучения

Дата начала

обучения по

программе

Дата

окончания

по

программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

дней

Количество

учебных

часов

Режим

занятий

1

12.09.2023

31.05.2024

36

72

144

2 раза в

неделю

по 2 часа

Режим работы в период школьных каникул

Занятия проводятся по утвержденному расписанию или по временному

расписанию, составленному на период каникул, в форме групповых занятий, с

организацией индивидуальных форм работы внутри группы, участия в

конкурсах, фестивалях, экскурсиях, выездах.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое

обеспечение

реализации

программы

включает в себя:

- рабочий кабинет с ученическими столами и стульями;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран проекционный;

- живые объекты (зооуголок);

- рабочие тетради «Мы – твои друзья»;

- комнатные растения.

Информационное обеспечение реализации программы включает в себя:

- методические разработки занятий;

- мультимедийные презентации по темам программы;

- журналы «В мире животных»;

- дидактические и демонстрационные материалы по темам программы;

- исследовательские и проектные работы;

- учебные фильмы по темам программы;

- папки для гербария;

- наборы для детского творчества.

Кадровое обеспечение программы:

по данной программе может

работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и

квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»,

владеющий базовыми

знаниями в области естественнонаучной направленности.

2.3. Формы аттестации

Показателем

достижения

цели

и

поставленных

задач

послужат

следующие результаты:

- текущий контроль,

- промежуточный контроль,

14

- итоговый контроль.

2.4. Оценочные материалы

Таблица 3

Показатели качества реализации

ДООП

Методики

Уровень

теоретической

подготовки

учащихся

Тестирование

Уровень

удовлетворенности

родителей

предоставляемыми

образовательными

услугами

Изучение удовлетворенности родителей

работой

образовательного

учреждения

(методика Е.Н.Степанова)

Таблица 4

№ п/п

Форма контроля

Диагностический

материал

Форма фиксации результатов

1.

Текущий контроль

Тестирование, викторина,

выставка.

Бланки тестовых заданий, бланки

ответов (письменные).

2.

Промежуточный

контроль

Опрос, выполнение

творческих и практических

заданий.

Таблицы оценки результатов

освоения программы. Портфолио

учащихся.

3.

Итоговый контроль

Защита проектов

Фотоотчет

2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение программы

При реализации программы используют следующие методы обучения:

репродуктивный, наглядно-образный, словесный, частично-поисковый, игровой

(аквариум), наблюдения.

Традиционный

репродуктивный

метод

обучения

при

подаче

теоретического материала чередуется с частично-поисковыми методами, то

есть используются как традиционные словесные методы, такие как рассказ,

беседа, чтение, так и метод диалога, мозгового штурма и большого круга, метод

проблемных ситуаций, ролевой игры и аквариума, деловой игры.

Экскурсионные занятия предполагают применение методов наблюдения

и исследования. Формируются навыки поведения в природе, умение оформлять

дневники наблюдения и фиксировать увиденное с помощью зарисовок или

фотографирования.

Метод исследования используется при изучении приоритетных кормов во

время зимней подкормки птиц.

Игровые методы, позволяют создавать атмосферу «веселого познания»,

позволяют преодолевать коммуникативные трудности у детей.

Наглядные методы – использование живых объектов, презентации,

демонстрация учебных, детских художественных и анимационных фильмов

показывают детям возможность получения информации о живом мире в легкой,

но содержательной форме.

Формы организации образовательной деятельности.

15

При проведении занятий используются различные формы организации

образовательной деятельности: индивидуальные, групповые, практические,

акции, беседы, выставки, экскурсии, игры, поделки.

Педагогические технологии.

При

реализации

программы

«Природа

и

человек»

используются

разнообразные педагогические технологии.

Основная – технология развивающего обучения.

При

проведении

различных

природоохранных

акций

и

массовых

мероприятий

используется

технология

группового

творческого

воспитательного дела.

При изучении программы, для повышения интереса учащихся к изучению

материала, применяется игровая технология:

- определение учебной цели;

- составление плана проведения;

- разработка сценария;

- расстановка действующих лиц;

- проведение игры;

- анализ и обсуждение результатов.

При работе по программе «Природа и человек» активно используются

ролевые, дидактические, настольные, подвижные биологические игры.

При

осуществлении

учебно-исследовательской

работы

применяется

личностно-ориентированная

технология.

Учащиеся

под

руководством

педагога проводят исследования и опыты.

В основу программы «Природа и человек» положены следующие

принципы:

- научности (учащиеся получают дополнительные сведения о растениях,

животных, гигиене);

- субъектности (дети принимают активное участие в реализации

программы);

- энциклопедичности (в программу включен материал из разных областей

экологии, биологии, медицины, ботаники, зоологии, этологии и других наук);

- сочетания индивидуального и коллективного подхода к обучению

(индивидуальная исследовательская и творческая работа обучающихся, работу

в подгруппах и проведение больших массовых мероприятий);

- доступности (каждая тема программного материала по объему и глубине

освещения дается с учетом возраста детей. Обучающимся показываются

доступные их чувственному восприятию связи и причинные зависимости

между объектами и явлениями природы);

- от частного к общему (сначала изучаются животные зооуголка, потом

Алтайского края, потом всей территории земли в зависимости от природных

зон).

- интерактивности (использование презентаций на занятиях);

- диалогичности (на занятиях, как правило, устанавливается беседа в

форме диалога между педагогом и учащимися).

На занятиях используются следующие методы:

16

-

практико-ориентированной

деятельности

(упражнения,

тренинги,

распознавание и определение объекта, наблюдение, эксперимент, упражнение,

лабораторные и практические работы, экскурсии.);

- словесные (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

- игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на развитие

памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие;

ролевая игра);

- наглядный: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт,

коллекций, натуральных объектов, и др.

- демонстраций: демонстрация приборов, опытов и др.

В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в

различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы

могут меняться местами.

При проведении занятий пользуюсь различными формами организации

образовательного процесса:

-

занятия

в

кабинете

(тематические,

игровые,

интегрированные,

итоговые);

- занятия вне кабинета (учебные экскурсии, тематические игры).

Типы учебных занятий.

При организации деятельности творческого объединения используются

такие следующие формы:

- фронтальная (коллективная)

- групповая;

- индивидуальная.

При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог

работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на занятиях в

творческом

объединении

царит

более

раскрепощённая,

доверительная

обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут

высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.

При групповой форме организации учебной деятельности используется

чаще при проведении игр, когда дети делятся на команды.

Индивидуальная

форма

организации

применяется

при

подготовке

учащихся к конкурсам.

В программе предусмотрены следующие виды занятий:

1. Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного

типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые

представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных

процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае

наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая

последовательность

вопросов,

помогающая

понять

детям

причинно

следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести

знания в новую ситуацию. В условиях клубной работы обучение строится по

комплексному принципу, сочетая следующие виды деятельности:

17

Наблюдение. (Возможность

чувственного

познания,

накопления

конкретных сведений о растениях, животных, явлениях живой и неживой

природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его

помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но

и их связь со средой.)

Исследования.

Проведение опытов.

Просмотр презентаций.

Изучение исследовательских работ.

2. Экскурсии в природу.

3. Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной

деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные

проявления детей в практической природоохранной деятельности – это

показатель

степени

их

экологической

воспитанности

и

экологической

культуры.

4. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи

между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать

контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости,

доброжелательности, развития творческих способностей.

5. Праздники. День Земли, День воды, День Птиц и др.

6.Выставки.

7. Обобщающие

занятия,

контрольные,

тестирование

позволяющие

проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы

учащимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного

процесса. Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий,

таких как викторины, тесты, дидактические игры, конференции и др.

18

2.6. Список используемой литературы:

Для педагога:

1. Брем, А. Э. Жизнь животных. / А. Э. Брем. – М.: Эксмо, 2004. – 960 с.

2. Брем,

А.Э.

Жизнь

растений:

Декоративные,

оранжерейные,

экзотические, комнатные, дикорастущие, лекарственные растения нашей

планеты / Под ред. Т. Чухно. – М.: ЭКСМО, 2004. – 976 с.

3. Гармс, О.Я. Певчие птицы Алтайского края. / О.Я. Гармс. – Барнаул:

ARTIKA, 2007. – 215 с.

4. Гирндт, С. Разноцветные поделки из природных материалов / Пер. с

нем. А.П. Прокопьев. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192 с.

5. Демина, Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей

среды / Т.А. Демина – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 142 с.

6. Ки

с

к

а

льт,И.Сол

е

но

е

т

ес

то

/

П

е

р.

с

н

е

м.–М.

:

АСТ-пр

есс

книг

а

,2003.– 80

с

.

7.

Колбовский, Е.Ю. Экология для любознательных, или, о чем не

узнаешь на уроке / Е. Ю. Колбовский; худож.: Г. Ю. Горшков, В. Н. Куров. -

Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг,

2003. - 255 с.

8. Колбовский, Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колбовский. –

Ярославль: Академия развития, 2006. – 256 с.

9. Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. / В.В. Маврищев. –

Минск: ООО «Новое знание», 2005. – 415 с.

10. Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности

школьников / Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 160 с.

11. Пурдик, Л.Н. Барнаул. Ландшафты и экология: монография / Л.Н.

Пурдик; ред. Ю.И. Винокуров; РАН, Сибирское отделение, Институт водных и

экологических

проблем,

Русское

географическое

общество

(Барнаул),

Алтайское региональное отделение. – Барнаул, 2007. – 256 с.

12. Степанов, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях

воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.

13. Тиль, Л.Б. Способности к саморазвитию в контексте гуманитаризации

образования / Л.Б. Тиль, К.А. Чеховских // Педагогика и психология. - №3,

2012. – 14-16 С.

14. Хессайон, Д.Г. Все о комнатных растениях. / Д.Г. Хессайон. – М.:

«Кладезь-Букс», 2010. – 256 с.

15. Школьник, Ю.К. Аквариумные рыбки / Ю.К. Школьник. – М.: Эксмо,

2008. – 256 с.

Для учащихся:

1. Бианки, В.В. Лесная газета: сборник рассказов/ В.В. Бианки. – М.: Изд.

«Родничок», 2019. – 359 с.

2. Бианки, В.В. Синичкин календарь / В.В. Бианки. – М.: Изд.

«Родничок», 2019. – 73 с.

3. Волкова, О. Неведомы зверушки / О. Волкова. – М.: Изд. «Олма медиа

групп», 2011. – 128 с.

19

4. Мы – твои друзья. Методическое пособие для учителей начальной

школы / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – М.: ООО «Нестле

Россия», 2018. – 96 с.

5. Сладков, И.И. Лесные сказки / И. И. Сладков – М.: «Стрекоза», 2010. –

156 с.

20



В раздел образования




Яндекс.Метрика