Автор: Тихомирова Алина Сергеевна
Должность: Учитель физики.
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №31"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Разработка технологической карты урока
Тема: «Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле»
Раздел: среднее образование
Разработка технологической карты урока «Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на
Земле»
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика
Тихомирова Алина Сергеевна
Место работы
МАОУ СОШ 31. Череповец.
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок):
8
Место урока (по тематическому планированию ПРП)
58
Тема урока
Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на
Земле
Уровень изучения
(укажите один или оба уровня изучения
(базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):
Базовый
Тип урока (укажите тип урока):
☐
урок освоения новых знаний и умений
Цель урока Сформировать научное представление о магнитном поле, познакомить с новыми понятиями: магнитном поле Земли,
магнитная буря, магнитная аномалия, показать влияние магнитного поля Земли на жизнедеятельность человека.
Планируемые результаты (по ПРП):
Этапы работы над результатом
Этапы проверки
достижения результата
1
Личностные
Сформировать познавательный интерес на основе развития
интеллектуальных
и
творческих
способностей
учеников.
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений.
1.1,
5.2
Метапредметные
познавательные
Анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления.
коммуникативные
С
опоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.
регулятивные
Давать адекватную оценку ситуации.
Формировать умение воспринимать, перерабатывать и
предоставлять информацию в словесной, образной и символической
формах.
1.1, 3.2, 5.2
5.1, 5.2.
Предметные
Распознавать
проявление
изученных
физических
явлений
в
окружающем мире в том числе физические явления в природе;
Описывать и объяснять физические явления.
3.1, 3.3, 3.5
4.1.
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):
Магнитное поле Земли, магнитная буря, магнитная аномалия.
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
Урок по физике для 8 класса по теме «Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле»;
Урок освоения новых знаний. На уроке предусмотрено использование
следующих материалов и оборудования:
Демонстрационное и фронтальное оборудование для наблюдения магнитных явлений (примеры
ниже)
Задание на актуализацию опорных знаний (из курса «Окружающий мир»)
Тест по проверке первичного усвоения нового материала
2
Выход в сеть Интернет и работа с ресурсом Госкорпорации «Роскосмос»
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание,
интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)
Установка: Помещаем внутрь глобуса полосовой магнит , с помощью компаса демонстрируем распределение магнитного поля вокруг
земного шара.
Проблемный вопрос: Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определённом направлении?
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения
нового
Фронтальный опрос.
Что такое постоянные магниты?
Где у магнитов обнаруживается наиболее сильное магнитное действие?
Как взаимодействуют магнитные полюса?
Этап 1.3. Целеполагание
3
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Ты узнаешь:
1 У Земли есть магнитное поле.
2.Встречаются магнитные аномалии.
3. Возникают магнитные бури.
Ты научишься:
1.Ориентироваться на местности с помощью компаса.
2. Изображать магнитное поле земли.
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем
новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными
материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания
материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации,
презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению
гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
Демонстрация видео фрагмента «Магнитное поле земли» 6 мин.
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите
факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило,
закон)
Распечатать фрагменты из видео и дополнить рисунок с точки зрения физики.
Проверьте себя:
Определите магнитные полюсы Земли.
Сформулируйте роль магнитного поля в возникновении и развитии жизни на Земле.
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий,
выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и
4
конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и
т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу;
выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).
Выполнение заданий:
Убедитесь, что действие магнита сильнее всего
проявляется на полюсах.
Ответы на тематические вопросы.
Где существует магнитное поле?
Какие тела называют постоянными магнитами?
Где находятся магнитные полюсы Земли?
Как показать, что Южный магнитный полюс Земли находится на севере, а Северный магнитный полюс — на юге?
Чем объясняют появление магнитных бурь?
Что такое области магнитной аномалии?
Где находится область, в которой наблюдается
большая магнитная аномалия?
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Подберите соответствующие учебные задания
Установите ориентацию магнитных стрелок в поле Земли.
Установите как взаимодействуют магнитные полюса магнитов.
Положите на стол различные мелкие предметы.Поднося по очереди к ним магнит, установите,
какие из них изготовлены из магнитных мате-
риалов.
Возьмите два магнита и убедитесь, что:
Одноимённые полюса ------------------
Разноимённые полюса ------------------
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подберите соответствующие учебные задания
5
6
7
8
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
9
Подберите соответствующие учебные задания
10
11
12
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами
Этап 3.5 Связь с другими предметами
И ещё один интересный факт: на Земле существуют так называемые, магнитные аномалии. Это области, в которых магнитная стрелка компаса не
показывает на магнитный полюс. Несмотря на это, стрелка постоянно отклонена на один и тот же угол, поэтому, такие аномалии всё же объясняются. Мы уже
13
знаем, что проводник с током действует на магнитную стрелку. Поэтому, логично предположить, что в аномальных областях, где-то внутри земной коры протекает
электрический ток, который и влияет на магнитную стрелку. Или же, это могут быть токи в атмосфере, которые по той или иной причине сильнее в данной области,
чем в среднем. Например, самой известной в России магнитной аномалией является курская магнитная аномалия. Её площадь составляет около 160 км
2
, а
напряженность магнитного поля втрое превышает обычную.
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания
Этап 4.1 Самодиагностика
1. Тот факт, что в каждом месте Земли магнитная стрелка компаса устанавливается в направлении «север-юг», свидетельствует о том, что
1) на нее действуют магнитные силы
2) на нее действует магнитное поле Земли
3) она обладает свойством ориентироваться в определенном направлении
2. Где находится южный магнитный полюс Земли?
1) Около ее северного географического полюса
2) Там же, где южный географический полюс
14
3) Пока неизвестно
3. Где находится северный магнитный полюс Земли?
1) Там же, где ее северный географический полюс
2) Около южного географического полюса
3) Там же, где находится южный географический полюс
4) Его точное местоположение еще не определено
4. Почему стрелка компаса лишь приблизительно указывает направление на север?
1) Потому что магнитное поле Земли действует на нее слабо
2) Так как географические полюса Земли — это условные точки
3) Из-за несовпадения положений географических и магнитных полюсов Земли
4) Потому что на Северном полюсе Земли находится южный магнитный полюс
5. Магнитная буря — это
1) изменение магнитного поля Земли вследствие вторжения в ее атмосферу потоков заряженных частиц из космоса
2) кратковременное изменение магнитного поля Земли в период солнечной активности
3) несуществующее явление
6. Что такое магнитная аномалия? Почему в области магнитной аномалии показания компаса неверны?
1) Чрезвычайно сильное магнитное поле в некоторых областях земной поверхности; потому что его стрелка перестает там свободно поворачиваться
2) Отклонение стрелки компаса от магнитной линии магнитного поля Земли в данном месте; по той же причине
3) Несоответствие картины магнитного поля той, которая должна быть в данном месте Земли; потому что местное магнитное поле действует на его стрелку
4) Постоянное необычно сильное магнитное поле на некоторых территориях Земли; потому что там находятся залежи железной руды, магнитное поле которой влияет
на расположение магнитной стрелки компаса
7. Какова роль магнитного поля Земли в существовании на ней жизни?
1) Оно благотворно влияет на растительный мир нашей планеты
2) Оно благотворно влияет на фауну Земли
3) Оно защищает людей от вредно воздействующих космических частиц
4) Оно защищает живые организмы от губительного действия космического излучения
8. В чем состоит причина существования магнитного поля у Земли?
1) Причин много, но они пока не установлены
2) Причин несколько, главная — электрические токи в земной коре
3) Трудно сказать, наверное, электрические разряды в атмосфере
4) Точно неизвестно, но электрические токи в атмосфере и земной коре играют большую роль
9. Есть ли магнитные поля у других планет Солнечной системы? У Луны?
15
1) Есть — как более сильные, так и более слабые, чем у Земли; нет
2) Нет; есть такое же, как у Земли
3) Нет; есть, но более слабое, чем у Земли
4) Есть у всех небесных тел
Ответы на тест по физике Магнитное поле Земли
1-2
2-1
3-2
4-3
5-2
6-4
7-4
8-4
9-1
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Этап 5.1.1. Содержательная рефлексия
Этап 5.1.2. Деятельностная рефлексия
Этап 5.1.3. Эмоциональная рефлексия
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным
результатам
Эмоциональная рефлексия:
Метод пяти пальцев
М (мизинец) -мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) - бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Этап 5.2. Домашнее задание
Введите рекомендации по домашнему заданию.
16
Используя Интернет, подготовьте презентацию по теме «История открытия Курской магнитной аномалии».
Подготовьте доклад на тему «Компас, история его открытия».
17