Автор: Ведерникова Любовь Ивановна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №120"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации коррекционной образовательной деятельности в детском саду с нарушениями зрения
Раздел: дошкольное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЯЗАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 120»
Особенности организации
коррекционной образовательной деятельности
в детском саду с нарушениями зрения
Учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Ведерникова Любовь Ивановна
Рязань
2023
У большинства детей с нарушением зрения имеются отклонения в
физическом
и
психическом
развитии.
Это
определяет
их
многофункциональную
незрелость,
проявляющуюся
в
пониженной
работоспособности
и
быстрой
утомляемости.
Зрительные
расстройства
значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие
адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии
здоровья.
Система образовательной деятельности в дошкольном учреждении для
детей с нарушением зрения должна быть гибкой, т.к. в режим дня детей
помимо основных его составляющих включается и аппаратное лечение
зрительных
функций,
а
также
специальные
коррекционные
занятия
в
индивидуальной, подгрупповой или фронтальной форме.
Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем
под руководством тифлопедагога и по рекомендациям врача-офтальмолога в
соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия
детей. Коррекционную направленность имеет все виды
образовательной
деятельности.
Одним из основных коррекционных направлений является развитие
зрительного восприятия. Начинать эту работу следует с того, чтобы для
каждого ребёнка с недостатками зрения определить место на занятиях. При
светобоязни ребёнка нужно посадить так, чтобы не было раздражающего
попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые
места. При сходящемся косоглазии обоих глаз ребёнка сажают в центре, а при
разной остроте зрения обоих глаз ребёнка сажают лучше видящим глазом
ближе к центру.
Во время образовательной деятельности рекомендуется использовать
специальную наглядность определённых размеров: более крупную используют
для
фронтальных
демонстраций
и
строго
дифференцированную
индивидуальную,
соответствующую
показателям основных зрительных
функций ребёнка и зрительной патологии.
При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться
определённые
требования:
нужно
использовать
яркие,
насыщенные,
контрастные, натуральные цвета (огурец - зелёный, репка - жёлтая и т. д.).
Особенно это важно на начальных этапах работы с ребёнком, когда зрительное
восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта,
отсутствия «прошлого опыта».
При работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой
остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не
оказывают влияния на содержание и смысл сюжета. Для этой цели можно
использовать
трафаретные
линейки
с
отверстиями,
соответствующими
рассматриваемым предметам и отдельным деталям.
Показывая дидактический материал, наглядные средства, педагоги должны
учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором
он находится, чаще использовать контур для того или иного объекта и указку
для показа.
В образовательной деятельности необходимо применять комплексный
подход.
Например,
на
занятиях
по
формированию
элементарных
математических представлений можно применить элементы изобразительной
деятельности, физического развития и т. д. Очень важно использовать в
качестве методического приёма - реальные предметы, которые дети видят и
могут обследовать, используя сохранные анализаторы.
В разделе «Познание» необходимо включать упражнения на развитие
осязания
и
мелкой
моторики.
Для
этой
цели
хорошо
использовать
индивидуальные
фланелеграфы,
счётные
палочки,
силуэты,
контурные
изображения предметов.
Для выполнения
зрительной работы вблизи - плоскость рабочей
поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от
вида зрительного диагноза. Например, при расходящемся
косоглазии -
горизонтальная,
при
близорукости,
глаукоме,
сходящемся
косоглазии
-
вертикальная,
при
дальнозоркости
-
горизонтальная.
Именно
поэтому
воспитатель для зрительной работы отдельных детей должен постоянно
использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. д.
У детей со зрительной патологией темп ведения занятий должен быть
снижен по сравнению с нормально-видящими: таким детям требуется больше
времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого
материала.
Во время образовательной деятельности дошкольники быстро утомляются,
особенно в таких видах деятельности, когда активная нагрузка ложится на его
зрительный анализатор. Своевременное включение в выполнение детской
деятельности активного отдыха (физкультминутки, динамические паузы,
гимнастика для глаз) в течение 3-х минут позволит предупредить зрительное
утомление, которое постепенно начинает нарастать у детей, имеющих
нарушения зрения после 5-10 минут непрерывной зрительной нагрузки.
При
проведении
физкультурных
занятий
воспитатель
должен
предусматривать ограничение некоторых видов двигательных упражнений.
Отдельным детям противопоказаны прыжки, наклоны головы и туловища,
подъём тяжестей. Детям в послеоперационный период, необходим щадящий
режим во всех видах деятельности. При этом более широко используются
сохранные анализаторы: например, для развития слухового восприятия –
звучащие предметы, для развития цветовосприятия – сигнальные знаки и т. д.
В последние годы значительно увеличилось число детей с нарушением
зрения, которое может привести к слабовидению, слепоте. Вышеперечисленные
рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими
патологию зрения, помогут детям легче справляться с недостатками в развитии
зрительного анализатора.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. №2106
«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части здоровья обучающихся воспитанников».
2. Подколзина Е. Н. «Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с
нарушением зрения». Дефектология №3, 6 – 2002г.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Плаксиной Л. И. Москва
«ГороД» 1999г.
4. Супоросова И. Н. «Теория и практика образования в современном мире».
Материалы международной заочной научной конференции Санкт-Петербург,
2013г.