Напоминание

Особенности организации коррекционной образовательной деятельности в детском саду с нарушениями зрения


Автор: Ведерникова Любовь Ивановна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №120"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации коррекционной образовательной деятельности в детском саду с нарушениями зрения
Раздел: дошкольное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЯЗАНИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 120»

Особенности организации

коррекционной образовательной деятельности

в детском саду с нарушениями зрения

Учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Ведерникова Любовь Ивановна

Рязань

2023

У большинства детей с нарушением зрения имеются отклонения в

физическом

и

психическом

развитии.

Это

определяет

их

многофункциональную

незрелость,

проявляющуюся

в

пониженной

работоспособности

и

быстрой

утомляемости.

Зрительные

расстройства

значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие

адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии

здоровья.

Система образовательной деятельности в дошкольном учреждении для

детей с нарушением зрения должна быть гибкой, т.к. в режим дня детей

помимо основных его составляющих включается и аппаратное лечение

зрительных

функций,

а

также

специальные

коррекционные

занятия

в

индивидуальной, подгрупповой или фронтальной форме.

Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем

под руководством тифлопедагога и по рекомендациям врача-офтальмолога в

соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия

детей. Коррекционную направленность имеет все виды

образовательной

деятельности.

Одним из основных коррекционных направлений является развитие

зрительного восприятия. Начинать эту работу следует с того, чтобы для

каждого ребёнка с недостатками зрения определить место на занятиях. При

светобоязни ребёнка нужно посадить так, чтобы не было раздражающего

попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые

места. При сходящемся косоглазии обоих глаз ребёнка сажают в центре, а при

разной остроте зрения обоих глаз ребёнка сажают лучше видящим глазом

ближе к центру.

Во время образовательной деятельности рекомендуется использовать

специальную наглядность определённых размеров: более крупную используют

для

фронтальных

демонстраций

и

строго

дифференцированную

индивидуальную,

соответствующую

показателям основных зрительных

функций ребёнка и зрительной патологии.

При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться

определённые

требования:

нужно

использовать

яркие,

насыщенные,

контрастные, натуральные цвета (огурец - зелёный, репка - жёлтая и т. д.).

Особенно это важно на начальных этапах работы с ребёнком, когда зрительное

восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта,

отсутствия «прошлого опыта».

При работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой

остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не

оказывают влияния на содержание и смысл сюжета. Для этой цели можно

использовать

трафаретные

линейки

с

отверстиями,

соответствующими

рассматриваемым предметам и отдельным деталям.

Показывая дидактический материал, наглядные средства, педагоги должны

учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором

он находится, чаще использовать контур для того или иного объекта и указку

для показа.

В образовательной деятельности необходимо применять комплексный

подход.

Например,

на

занятиях

по

формированию

элементарных

математических представлений можно применить элементы изобразительной

деятельности, физического развития и т. д. Очень важно использовать в

качестве методического приёма - реальные предметы, которые дети видят и

могут обследовать, используя сохранные анализаторы.

В разделе «Познание» необходимо включать упражнения на развитие

осязания

и

мелкой

моторики.

Для

этой

цели

хорошо

использовать

индивидуальные

фланелеграфы,

счётные

палочки,

силуэты,

контурные

изображения предметов.

Для выполнения

зрительной работы вблизи - плоскость рабочей

поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от

вида зрительного диагноза. Например, при расходящемся

косоглазии -

горизонтальная,

при

близорукости,

глаукоме,

сходящемся

косоглазии

-

вертикальная,

при

дальнозоркости

-

горизонтальная.

Именно

поэтому

воспитатель для зрительной работы отдельных детей должен постоянно

использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. д.

У детей со зрительной патологией темп ведения занятий должен быть

снижен по сравнению с нормально-видящими: таким детям требуется больше

времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого

материала.

Во время образовательной деятельности дошкольники быстро утомляются,

особенно в таких видах деятельности, когда активная нагрузка ложится на его

зрительный анализатор. Своевременное включение в выполнение детской

деятельности активного отдыха (физкультминутки, динамические паузы,

гимнастика для глаз) в течение 3-х минут позволит предупредить зрительное

утомление, которое постепенно начинает нарастать у детей, имеющих

нарушения зрения после 5-10 минут непрерывной зрительной нагрузки.

При

проведении

физкультурных

занятий

воспитатель

должен

предусматривать ограничение некоторых видов двигательных упражнений.

Отдельным детям противопоказаны прыжки, наклоны головы и туловища,

подъём тяжестей. Детям в послеоперационный период, необходим щадящий

режим во всех видах деятельности. При этом более широко используются

сохранные анализаторы: например, для развития слухового восприятия –

звучащие предметы, для развития цветовосприятия – сигнальные знаки и т. д.

В последние годы значительно увеличилось число детей с нарушением

зрения, которое может привести к слабовидению, слепоте. Вышеперечисленные

рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими

патологию зрения, помогут детям легче справляться с недостатками в развитии

зрительного анализатора.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. №2106

«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в

части здоровья обучающихся воспитанников».

2. Подколзина Е. Н. «Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с

нарушением зрения». Дефектология №3, 6 – 2002г.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Плаксиной Л. И. Москва

«ГороД» 1999г.

4. Супоросова И. Н. «Теория и практика образования в современном мире».

Материалы международной заочной научной конференции Санкт-Петербург,

2013г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика