Автор: Попова Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №83 городского округа Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Путь ребенка к успеху в социуме через движение ЮИД
Тема: ЮИД отряд, как возможность развития социальной активности обучающихся
Раздел: начальное образование
Путь ребенка к успеху в социуме через движение
ЮИД «РЕБЯТА НОВОГО ВЕКА»
Автор статьи: Попова Светлана Валерьевна
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 83» городского округа Самара
Аннотация:
Практика показывает, что детей привлекает получение знаний в области, дающей массу
возможностей на успешное будущее. В движении ЮИД («Ребята Нового века») у детей
складывается
новый
стиль
взаимоотношений
с
взрослыми:
сотрудниками
ГИБДД,
педагогами, участниками дорожного движения. К тому же практическая, взрослая работа в
команде своих сверстников непосредственно влияет на развитие нравственных качеств и
индивидуальных способностей.
Ключевые слова: ЮИД, взаимовыручка, ответственность, безопасность, успех в социуме.
Количество ДТП по вине самих детей увеличивается. Основными причинами
ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов,
являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам
регулирования и игра вблизи проезжей части. В каждой третьей аварии
пострадавшими являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика
детского дорожно-транспортного травматизма является одними из наиболее
насущных, требующих безотлагательного решения задач.
Исходя из выше сказанного с самого раннего возраста необходимо учить детей
безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам
дорожного движения, выбирая наиболее подходящие для того или иного
возраста формы и методы обучения.
Веду работу «Юный инспектор движения» в МБОУ Школа №83 не один уже
год. Люблю и высоко ценю это ПОЗИТИВНОЕ и ТВОРЧЕСКОЕ движение.
Постараюсь показать, как движение ЮИД помогает ребенку стать успешным,
уверенным в себе, востребованным в обществе.
Причиной дорожно-транспортных происшествий часто являются сами дети. У
детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая
реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда
знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед
реальными опасностями, в частности и на улицах. Приводит к этому незнание
элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение
взрослых к поведению детей на проезжей части. Ребенок начальной школы не
может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве
опасности, которая может нанести увечье или лишить жизни, наоборот, с
автомобилем у него вязаны приятные впечатления. Ничто так не влечет
малыша, как автомобиль – будь то игрушечный или настоящий. Дети считают
вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или
затеять здесь веселую игру. Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так,
чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими
усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам
безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск
новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Для достижения желаемых результатов необходимо обучать школьников ПДД
не только в учебное время, но и во всех видах внеурочной деятельности
(творческих
играх,
изобразительной
деятельности,
на
интегрированных
занятиях, прогулках, экскурсиях, репетициях выступления команды ЮИД и
др.)
Цель создания отряда ЮИД: формирование у детей углубленных знаний о
правилах
дорожного
движения
через
вовлечение
в
число
активных
пропагандистов законопослушного поведения на улицах и дорогах.
В движении ЮИД перед ребятами открываются безграничные возможности для
самообучения, практики, реализации лидерских качеств. ЮИДовцы получают
моральное удовлетворение от того, что они востребованы, имеют возможность
активно проявить себя, знают, что и как необходимо делать.
Дети учатся взаимовыручке, доброжелательному, продуктивному общению и
ответственности друг за друга и за результат своего труда.
Объединение ЮИД МБОУ Школа №83 имеет свой гимн и девиз. Это работает,
как призыв к сердцу ребенка. Мотивирует его, заставляет думать, закладывает
фундамент нравственных ценностей. Это слово, которое созидает.
В связи с тем, что юные инспектора несут в массы культуру поведения на
дорогах, они сами должны быть обучены по соответствующей программе,
которая ориентирована на формирование способностей самостоятельной
организации и осуществления профилактической работы в группе учащихся.
Деятельность ЮИД включает в себя массу творческих и самых разнообразных
заданий, состязаний, игры, что делает труд более увлекательным, насыщенным
и легким в познании.
Чтобы не использовать общие фразы, предлагаю посмотреть на наши
достижения в 2019-23 гг.
Фото 1 «Ребята Нового Века»
Фото 2 Репетиции
Фото 3 Выступление
В разработке идеи участвует весь класс учащихся и родители. Получаем
задание и думаем, затем вместе обсуждаем все предложенные идеи. Хотелось
найти новые, не избитые приемы подачи материала. В результате родились
смешные сценки о злободневных дорожных ситуациях.
Для использования в танце нарисовали огромные дома на отделочных
плитах для потолка и склеили их, принесли настоящие гитары и даже
настоящие носилки из детской поликлиники, где работает бабушка ученика,
сшили медицинские сумки из марли, принесли медицинские халаты и многое
другое. Макет имеющегося автомобиля переделали в автомобиль скорой
помощи. Сшили разноцветные галстуки и купили красные береты.
Фото 4 «Отряд отцы»
Активное участие в ЮИД движении принимают родители класса, создан
отряд пап ЮИДовцев и фильм с участием родителей и детей 1-4 Б класса о
безопасном поведении возле школы и на пути к ней.
Фото 5 «Работа в детском саду»
Опыт 4 класса под моим руководством служит примером для ребят моего
следующего класса: ЮИД отряд ведет работу не только в школе, но и детских
садах.
Фото 6 «Победы»
Фото 7 «Городской этап»
Фото 8 «Приз зрительских симпатий»
Фото 9 «Дипломы»
Подготовка к конкурсу «ЮИД бригад» происходила параллельно и
сочеталась с участием в операциях «Дорожный патруль», акциях ГИБДД и
других мероприятиях.
Не все было гладко, не всё сложилось сразу. Ребята начали понимать, что
от их отношения зависит успех общего дела: опоздал на репетицию - подвел
всех, не выучил текст - трудно тем, кто рядом с тобой: ждут ответной реплики,
а тот, кто не выучил - стоит молча, пытаясь вспомнить. Дети уже сами
стремились соблюдать дисциплину, делали замечания друг другу, призывая к
ответственности. Родители ЮИДовцев не остались в стороне: помогли
закупить и привезти материал, необходимый нам для изготовления реквизита.
Потом все вместе резали, клеили, красили, шили, создавали и оформляли.
В процессе
подготовки к столь важным мероприятиям у ребят
происходила притирка характеров, расставание с комплексами. Работая в
команде, они учились не обижаться на замечания, не сдаваться, если не
получается, «перешагнуть» через свое «не хочу» - например, выйти в костюме,
который не нравится. Каждый понимал, что все - ради общей цели, ради
товарищей, ради успеха. Кроме того нужно было успеть сделать уроки, держать
на высоте успеваемость по школьным предметам. Упорный труд сплотил и
детей, и взрослых. Никто ничего не называл своим, проект и его воплощение
были общими.
Результат 2019 года (1 класс): 1 место на школьном уровне. Эта же
команда учащихся заняла 1 место на районном этапе городского конкурса
агитбригад
по
профилактике
дорожно-транспортного
травматизма
(Промышленный район г. о. Самара). А затем 3 место в финале городского
конкурса – фестиваля ЮИД г. о. Самара.
Результат 2020 года (2 класс): 1 место на школьном уровне, 1 место на
районном этапе городского конкурса агитбригад по профилактике дорожно-
транспортного травматизма (Промышленный район г. о. Самара). 1 место на
городском уровне в конкурсе ЮИД «Давай дружить, дорога!» , 3 место на
областном конкурсе фестиваля ЮИД «Давай дружить, дорога!»
Результат 2021 года (3 класс): 1 место на школьном уровне, 1 место на
районном этапе городского конкурса агитбригад ( Промышленный район г. о.
Самара) ; 1 место на городском уровне в конкурсе ЮИД «Родители и я -
ЮИДовская семья!», 1 место в Самарской области.
Результат 2022 года ( 4 класс): 1 место на школьном уровне, 2 место на
районном уровне, 3 место на городском фестивале ЮИД «Скажем авариям нет!
Службе пропаганды 90 лет!»
Стоит
отметить,
что
если
в
начале
1
класса,
дети
не
умели
сосредоточиться на плодотворной работе, то сейчас им всё интересно. Они уже
понимают, что знание правил даёт им неоспоримое преимущество во многих
отношениях. Они без затруднений могут объяснить их основы другим ребятам.
Родители проявляют явную заинтересованность, видя успехи детей. Всё больше
одноклассников начали проситься в ЮИД.
Глядя на них сегодняшних, могу с уверенностью сказать, что у них всё
получится.
Получится всегда и везде!
Заканчивая, хочу сказать, что движение ЮИД является уникальным,
потому что стопроцентно работает на успех каждого ребенка. Навыки и знания,
полученные в ЮИДе, помогают детям чувствовать себя уверенно не только в
транспортном мире, но и во всех других сферах жизни и деятельности.
Фото 10 « Класс ЮИД»
Список литературы:
1.
Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
2.
Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ
«Сфера», 2010.
3.
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М.
ТЦ «Сфера», 2011.
4.
Дорохов А. А. Зелёный... Жёлтый... Красный! [Текст] / А. Дорохов; рис. Н.
Мунц.- М.: Детская литература, 1984. – 64 с. : ил.
5.
Усачев А.А. Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их
родителей.
[Текст]
/А.А.
Усачев;
рис.
В.
Уборевич
-
Боровский.-
М.:Самовар,2000.-64с.: ил.
6.
.Астахов П. А. Я и дорога [Текст] / Павел Астахов. -М. : Эксмо, 2010. - 128 с. :
ил. - (Детям о праве).
7.
Козловская Е.А. Азбука пешехода. Для детей дошкольников и детей
начального школьного возраста. [Текст] / Е.А. Козловская -М.: Издательский
дом Третий Рим,2007.-60с.
8.
Азбука дороги. //Детская энциклопедия.-2007- №11 - 56с.
9.
Юрмин , Г.Ю. Светофор. Сборник [Текст] / Г.Ю.Юрмин-М.:Дет. Лит.,1970.-
223с.