Автор: Кравченко Лейла Магомедовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 42 «Материнская школа»
Населённый пункт: Ставропольский край, город Невинномысск
Наименование материала: Статья
Тема: Арт-терапия в работе с детьми ОНР
Раздел: дошкольное образование
АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Исследователями установлено, что в настоящее время группа детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) является многочисленной. Дети
дошкольного возраста с ОНР обладают повышенной тревожностью, высокой степенью
психоэмоционального напряжения, специфическими особенностями лексической стороны
речи; у них наблюдаются недостатки в выражении эмоционально-смыслового содержания
высказывания; присутствуют признаки гипомимии, которые проявляются в трудности
выражения эмоциональных состояний на лице.
Эмоциональная сфера неразрывно связана с процессом обучения. Если постоянно
ребенок находится в напряжении, не активен ни в каком виде деятельности, тревожен, имеет
низкую самооценку, то ему гораздо сложнее чему-либо научиться. В этом случае процесс
обучения будет сложнее и затянут надолго, при этом и от ребенка, и от педагога потребуется
огромное терпение. В связи с этим важной задачей воспитателя является поиск действенных
методов, средств и подходов для организации успешного обучения и воспитания детей с
ОНР.
Одним из действенных методов формирования личности ребенка дошкольного
возраста, развития эмоциональной сферы и повышения степени адаптации ребенка в
обществе является арт-терапия.
Арт-терапия (с англ. art – искусство) дословно переводится как терапия искусством.
Сущность арт-терапии заключается в том, что через искусство на субъект оказывается
терапевтическое и коррекционное воздействие. Это проявляется в реконструкции с помощью
художественно-творческой
деятельности
психотравмирующей
ситуации,
выведении
связанных с ней переживаний во внешнюю форму через продукт художественной
деятельности, а также создании новых положительных переживаний, в рождении творческих
способностей и способов их удовлетворения [3, с. 467].
В настоящее время существует множество различных видов арт-терапевтических
методик, направленных на раскрытие возможностей каждого ребенка через определенный
вид искусства. На сегодняшний день отечественными и зарубежными педагогами и
психологами накоплен богаты материал по использованию арт-терапевтических средств в
психолого-педагогической работе с детьми, в том числе и дошкольного возраста.
Из существующих видов арт-терапии нами были выбраны для изучения кинезитерапия,
изотерапия и имаготерапия как наиболее эффективные для развития эмоциональной сферы
детей с ОНР в условиях дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).
Кинезитерапия – воздействие движениями. Она подразделяется на [3, с. 469]
танцетерапию – выражение определенных чувств и переживания при помощи
пластики тела, в ее основу положено снятие физиологического мышечного напряжения,
которое возникло в результате стресса, через танец.
коррекционную ритмику – активную музыкотерапию, в ее основу положен
синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;
психогимнастику – игровой вариант психотерапии, с помощью которого
активизируется психомоторика, упражнения или этюды развивающие различные стороны
психики ребенка.
Изотерапия – воздействие средствами изобразительного искусства. Она используется в
двух направлениях [3, с. 469]:
использование
уже
существующих
художественных
произведений
для
активации эмоциональной сферы через их анализ и интерпретацию;
побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной
деятельности.
Имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию. Она направлена на
обогащение и укрепление ресурсов эмоциональной сферы и возможностей коммуникативной
Wednesday, 10 January 2024 г., 9:37:02 AM
сферы; способствует формированию умения адекватно реагировать в неблагоприятной
ситуации; тренирует способность мобилизации в нужный момент жизненных сил;
воспитывает волевые качества и формирует творческий интерес. По форме организации
имаготерапия проводится [3, с. 470]
индивидуально – пересказ прозаического произведения или переход рассказа в
диалог, заранее запланированный воспитателем;
в группе – драматизация народной или авторской сказки.
Таким образом, мы предположили, что используемые методы арт-терапии в работе
воспитателя ДОО, а также в процессе семейного воспитания будут способствовать развитию
эмоциональной сферы детей с ОНР.
Для
подтверждения
выдвинутой
гипотезы
нами
была
проведена
опытно-
экспериментальная работа на базе МБДОУ «Детский сад №5» г. Алейска Алтайского края. В
исследовании приняло участие 23 воспитанника в возрасте 5-7 лет.
Для диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей с ОНР были
использованы следующие методики:
1.
Изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации
заданной эмоции (В.М. Минаева);
2.
Изучения
особенностей
восприятия
и
понимания
дошкольниками
эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина).
Результаты проведенной диагностики показали, что для детей характерна бедность
выражения эмоций с помощью мимики, что можно объяснить особенностями моторики
детей с ОНР. Лучше всего испытуемые справились с изображением эмоций радости и
грусти. Значительные затруднения дети испытывали при выражении на лице испуга,
удивления,
злости,
что
можно
объяснить
слабой
дифференциацией
этих
эмоций
рассматриваемой категорией детей.
Качественный анализ выразительной стороны речи испытуемых позволяет говорить о
том, что 75% детей без затруднений произносили предложение с радостной интонацией, а
иногда и с восклицательной, но лишь 5 % детей смогли произнести предложение испуганно.
Наибольшие затруднения возникли при произнесении предложения с интонацией удивления,
из них 20% детей произносили предложение нейтрально или радостно.
При определении по картинкам, фотографиям пикограммам эмоционального состояния
и подборе синонимов к каждому слову также у детей возникали похожие затруднения. Так
определение названия эмоционального состояния радости не вызвало затруднений, а
определение удивления и страха вызвало наибольшие трудности.
Качественный анализ результатов говорить о том, что дети с ОНР смешивают
показывает, что дети смешивают эмоциональные состояния страха с удивлением, грустью,
гневом; гнева с грустью; удивления с радостью, страхом. Мы выявили, что дети с ОНР в
возрасте 5-7 лет успешно определяют состояния радости и грусти, а хуже всего – состояния
удивления и страха.
Таким образом, результаты первоначальной диагностики показали, что представление
детей с ОНР о собственных эмоциональных состояниях дифференцировано, им трудно с
помощью
мимики
передавать
эмоции,
трудно
выражать
эмоционально-смысловое
содержание высказывания в речи.
С целью развития эмоциональной и коммуникативной сфер детей с ОНР нами была
разработана система методических приемов с использованием арт-терапевтических методов
реализуемая в условиях ДОО.
Цель разработанной системы состоит в формировании эмоциональной сферы на основе
использования вербальных и невербальных средств общения.
Вся работа проводилась в соответствии с алгоритмом, разработанным И.А. Гордеевой
[2, с. 5]:
1.
Изучение и уточнение эмоциональных состояний детей с ОНР в соответствии с
возрастом.
2
2.
Развитие невербальных средств общения.
3.
Формирование выразительной эмоциональной речи.
Результаты контрольной диагностики показали, что в результате использования
разработанной методической системы дети стали использовать в общении мимику,
научились
выражать эмоции
сказочных персонажей,
в речи стала присутствовать
интонационная выразительность.
Таким образом, сравнительный анализ результатов проведенных диагностик на
констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о ом, что
использование методов арт-терапии – изотерапии, кинезитерапии и имаготерапии – в
условиях работ ДОО оказывает положительное влияние на качественный уровень
эмоционального и речевого развития детей с ОНР.
Литература
1.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред.
и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А.
Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
2.
Гордеева И.А. Арт-терапия в коррекционной педагогике [Текст] / И.А.
Гордеева // Арт-терапия как фактор формирования социального здоровья. Сборник научных
статей участников электронной научной конференции с международным участием /
Научный редактор: Л.Е. Савич, С.В. Шушарджан; составители: Л.Е. Савич, А.С.
Нурмухаметова. – Казань, 2016. – С. 34-41.
3.
Глухова А.Е. Арт-терапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми
нарушениями [Текст] / А.Е. Глухова // Молодой ученый. – 2014. - №17. – С. 467-473.
4.
Ушачева Ю.В. Возможности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе
с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи [Текст] / Ю.В. Ушачева //
Развитие образования, педагогики, психологии в современном мире. Сборник научных
трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2016. – С.
59-62.
3