Напоминание

Арт-терапия в работе с детьми ОНР


Автор: Кравченко Лейла Магомедовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 42 «Материнская школа»
Населённый пункт: Ставропольский край, город Невинномысск
Наименование материала: Статья
Тема: Арт-терапия в работе с детьми ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Исследователями установлено, что в настоящее время группа детей дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) является многочисленной. Дети

дошкольного возраста с ОНР обладают повышенной тревожностью, высокой степенью

психоэмоционального напряжения, специфическими особенностями лексической стороны

речи; у них наблюдаются недостатки в выражении эмоционально-смыслового содержания

высказывания; присутствуют признаки гипомимии, которые проявляются в трудности

выражения эмоциональных состояний на лице.

Эмоциональная сфера неразрывно связана с процессом обучения. Если постоянно

ребенок находится в напряжении, не активен ни в каком виде деятельности, тревожен, имеет

низкую самооценку, то ему гораздо сложнее чему-либо научиться. В этом случае процесс

обучения будет сложнее и затянут надолго, при этом и от ребенка, и от педагога потребуется

огромное терпение. В связи с этим важной задачей воспитателя является поиск действенных

методов, средств и подходов для организации успешного обучения и воспитания детей с

ОНР.

Одним из действенных методов формирования личности ребенка дошкольного

возраста, развития эмоциональной сферы и повышения степени адаптации ребенка в

обществе является арт-терапия.

Арт-терапия (с англ. art – искусство) дословно переводится как терапия искусством.

Сущность арт-терапии заключается в том, что через искусство на субъект оказывается

терапевтическое и коррекционное воздействие. Это проявляется в реконструкции с помощью

художественно-творческой

деятельности

психотравмирующей

ситуации,

выведении

связанных с ней переживаний во внешнюю форму через продукт художественной

деятельности, а также создании новых положительных переживаний, в рождении творческих

способностей и способов их удовлетворения [3, с. 467].

В настоящее время существует множество различных видов арт-терапевтических

методик, направленных на раскрытие возможностей каждого ребенка через определенный

вид искусства. На сегодняшний день отечественными и зарубежными педагогами и

психологами накоплен богаты материал по использованию арт-терапевтических средств в

психолого-педагогической работе с детьми, в том числе и дошкольного возраста.

Из существующих видов арт-терапии нами были выбраны для изучения кинезитерапия,

изотерапия и имаготерапия как наиболее эффективные для развития эмоциональной сферы

детей с ОНР в условиях дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).

Кинезитерапия – воздействие движениями. Она подразделяется на [3, с. 469]

танцетерапию – выражение определенных чувств и переживания при помощи

пластики тела, в ее основу положено снятие физиологического мышечного напряжения,

которое возникло в результате стресса, через танец.

коррекционную ритмику – активную музыкотерапию, в ее основу положен

синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

психогимнастику – игровой вариант психотерапии, с помощью которого

активизируется психомоторика, упражнения или этюды развивающие различные стороны

психики ребенка.

Изотерапия – воздействие средствами изобразительного искусства. Она используется в

двух направлениях [3, с. 469]:

использование

уже

существующих

художественных

произведений

для

активации эмоциональной сферы через их анализ и интерпретацию;

побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной

деятельности.

Имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию. Она направлена на

обогащение и укрепление ресурсов эмоциональной сферы и возможностей коммуникативной

Wednesday, 10 January 2024 г., 9:37:02 AM

сферы; способствует формированию умения адекватно реагировать в неблагоприятной

ситуации; тренирует способность мобилизации в нужный момент жизненных сил;

воспитывает волевые качества и формирует творческий интерес. По форме организации

имаготерапия проводится [3, с. 470]

индивидуально – пересказ прозаического произведения или переход рассказа в

диалог, заранее запланированный воспитателем;

в группе – драматизация народной или авторской сказки.

Таким образом, мы предположили, что используемые методы арт-терапии в работе

воспитателя ДОО, а также в процессе семейного воспитания будут способствовать развитию

эмоциональной сферы детей с ОНР.

Для

подтверждения

выдвинутой

гипотезы

нами

была

проведена

опытно-

экспериментальная работа на базе МБДОУ «Детский сад №5» г. Алейска Алтайского края. В

исследовании приняло участие 23 воспитанника в возрасте 5-7 лет.

Для диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей с ОНР были

использованы следующие методики:

1.

Изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации

заданной эмоции (В.М. Минаева);

2.

Изучения

особенностей

восприятия

и

понимания

дошкольниками

эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина).

Результаты проведенной диагностики показали, что для детей характерна бедность

выражения эмоций с помощью мимики, что можно объяснить особенностями моторики

детей с ОНР. Лучше всего испытуемые справились с изображением эмоций радости и

грусти. Значительные затруднения дети испытывали при выражении на лице испуга,

удивления,

злости,

что

можно

объяснить

слабой

дифференциацией

этих

эмоций

рассматриваемой категорией детей.

Качественный анализ выразительной стороны речи испытуемых позволяет говорить о

том, что 75% детей без затруднений произносили предложение с радостной интонацией, а

иногда и с восклицательной, но лишь 5 % детей смогли произнести предложение испуганно.

Наибольшие затруднения возникли при произнесении предложения с интонацией удивления,

из них 20% детей произносили предложение нейтрально или радостно.

При определении по картинкам, фотографиям пикограммам эмоционального состояния

и подборе синонимов к каждому слову также у детей возникали похожие затруднения. Так

определение названия эмоционального состояния радости не вызвало затруднений, а

определение удивления и страха вызвало наибольшие трудности.

Качественный анализ результатов говорить о том, что дети с ОНР смешивают

показывает, что дети смешивают эмоциональные состояния страха с удивлением, грустью,

гневом; гнева с грустью; удивления с радостью, страхом. Мы выявили, что дети с ОНР в

возрасте 5-7 лет успешно определяют состояния радости и грусти, а хуже всего – состояния

удивления и страха.

Таким образом, результаты первоначальной диагностики показали, что представление

детей с ОНР о собственных эмоциональных состояниях дифференцировано, им трудно с

помощью

мимики

передавать

эмоции,

трудно

выражать

эмоционально-смысловое

содержание высказывания в речи.

С целью развития эмоциональной и коммуникативной сфер детей с ОНР нами была

разработана система методических приемов с использованием арт-терапевтических методов

реализуемая в условиях ДОО.

Цель разработанной системы состоит в формировании эмоциональной сферы на основе

использования вербальных и невербальных средств общения.

Вся работа проводилась в соответствии с алгоритмом, разработанным И.А. Гордеевой

[2, с. 5]:

1.

Изучение и уточнение эмоциональных состояний детей с ОНР в соответствии с

возрастом.

2

2.

Развитие невербальных средств общения.

3.

Формирование выразительной эмоциональной речи.

Результаты контрольной диагностики показали, что в результате использования

разработанной методической системы дети стали использовать в общении мимику,

научились

выражать эмоции

сказочных персонажей,

в речи стала присутствовать

интонационная выразительность.

Таким образом, сравнительный анализ результатов проведенных диагностик на

констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о ом, что

использование методов арт-терапии – изотерапии, кинезитерапии и имаготерапии – в

условиях работ ДОО оказывает положительное влияние на качественный уровень

эмоционального и речевого развития детей с ОНР.

Литература

1.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред.

и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А.

Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.

2.

Гордеева И.А. Арт-терапия в коррекционной педагогике [Текст] / И.А.

Гордеева // Арт-терапия как фактор формирования социального здоровья. Сборник научных

статей участников электронной научной конференции с международным участием /

Научный редактор: Л.Е. Савич, С.В. Шушарджан; составители: Л.Е. Савич, А.С.

Нурмухаметова. – Казань, 2016. – С. 34-41.

3.

Глухова А.Е. Арт-терапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми

нарушениями [Текст] / А.Е. Глухова // Молодой ученый. – 2014. - №17. – С. 467-473.

4.

Ушачева Ю.В. Возможности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе

с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи [Текст] / Ю.В. Ушачева //

Развитие образования, педагогики, психологии в современном мире. Сборник научных

трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2016. – С.

59-62.

3



В раздел образования




Яндекс.Метрика