Напоминание

Модель педагога-музыканта дополнительного образования Детской школы искусств


Автор: Володина Эвелина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БОУ ДО ДШИ №2 им.А.А.Цыганкова г.Омска
Населённый пункт: г.Омск, Омская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Модель педагога-музыканта дополнительного образования Детской школы искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад




БОУ ДО «ДШИ № 2 имени А.А.Цыганкова»

Методическое сообщение

Модель педагога-музыканта

дополнительного образования

Детской школы искусств

Подготовила:

Преподаватель: Володина Эвелина Юрьевна

г.Омск, 2024г.

1

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………....3

1.

Компоненты компетентностей педагога-музыканта…………...…………3

2.

Критерии и уровни диагностики………………………………………….....4

3.

Личностные качества педагога-музыканта………………………………..10

4.

Результативность деятельности педагога-музыканта …………………...10

5.

Заключение……………………………………………………………………...10

6.

Литература……………………………………………………………………....11

2

1.Введение

Одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской

Федерации является система дополнительного образования детей.

С введением ФГОС нового поколения особенно актуальным является

необходимость

создания

модели

педагога-музыканта

дополнительного

образования Детской школы искусств, обусловленная потребностью его нового

видения и восприятия.

Целью создания модели педагога-музыканта дополнительного образования

Детской школы искусств является определение приоритетных направлений

будущего

и

соответствие

критериям

современного

времени.

Процесс

модернизации

образовательной

деятельности

приводит

к

осмыслению,

усовершенствованию

и

изменению

подхода

к

обучению,

тем

самым,

принципиально меняя позицию педагога и отношение его к обучающемуся.

Внедрение новых профессиональных стандартов, технологический

прогресс, меняющие жизнь и развитие общества, оказывают влияние и на

формирование

образа

современного педагога-музыканта

дополнительного

образования, всецело отвечающего запросам и потребностям этого общества.

2.Компоненты компетентностей педагога-музыканта

1.Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность объединяет в себе профессиональные и

личностные качества, которые необходимы для успешной педагогической

деятельности.

Развитие

профессиональной

компетентности

подразумевает

развитие креативности педагога-музыканта дополнительного образования, его

восприимчивость к педагогическим инновациям, способность к адаптации в

стремительно меняющейся педагогической среде.

2.Психолого-педагогические компетентности педагога-музыканта.

В

педагогической

науке

понятие психолого-педагогическая

компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная

совокупность

профессиональных,

коммуникативных,

личностных

свойств

учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и

воспитания учащихся.

3

.

Коммуникативные способности педагога-музыканта.

Коммуникативные способности

помогают устанавливать правильные

взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием

учащихся и их потребностями. Эти способности отвечают общепринятым

официальным нормам и правилам поведения и проявляются в сложной системе

педагогической деятельности учителя:

1)

взаимоотношения с учениками;

2) взаимоотношения с учителями;

3) взаимоотношения с администрацией школы;

4) взаимоотношения с родителями (разных возрастов, разного социального

положения);

5) с людьми, организующими внеурочную деятельность.

3

Коммуникативные способности

педагога-музыканта проявляются в

правильном

построении

взаимоотношений

с

детьми,

в

установлении

и

поддержании контактов с ними.

В основе коммуникативных способностей педагога лежит умение налаживать

отношения с людьми в разнообразных, порой острых педагогических ситуациях,

обходить конфликтные ситуации, осмысливать ситуацию и адекватно реагировать

на происходящее.

4.Организаторские способности педагога-музыканта. Управленческая

культура.

Организаторские способности - способности организовать собственную

деятельность и деятельность учащихся. Эти способности позволяют рационально

использовать каждую минуту урока, организовать учебный процесс таким

образом, чтобы создать комфортную и дружественную атмосферу.

Суть

управленческой

культуры

педагога-музыканта

основывается

на

необходимости целостного отражения культурного подхода, осуществления

педагогом креативного управления на таких уровнях, как самоуправление и

управление творческим учебно-воспитательным процессом.

5.Творческая активность педагога-музыканта.

Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей

деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям,

способствующим развитию личности.

3.Критерии и уровни диагностики

Разработаны

критерии

и

уровни

диагностики

профессиональной

компетентности.

Профессиональная компетентность

Показатели

Критерии

Уровни

Характеристики

уровней

Методы

диагностики

1

2

3

4

5

Специальные

знания

в

области

обучения игре

на

музыкальном

инструменте и

преподавании

музыкальных

дисциплин

(хор,

сольфеджио,

музыкальная

литература

и

т.д.).

Степень

владения

Способы

деятельности в

области

обучения

игре

на музыкальном

инструменте

и

преподавании

музыкальных

дисциплин,

степень

владения

современными

педагогическим

и технологиями,

использование

имеющегося

Низкий

Знания

в

области

педагогики

и

музыкальной

педагогики

носят

односторонний

характер; не владеет

новыми

технологиями,

не

обладает

достаточным

опытом работы; не

стремится

к

самосовершенствов

анию

саморазвитию.

Анализ

результатов

и

деятельности

педагога;

экспертная оценка;

открытые

и

итоговые занятия;

аттестации.

4

музыкальным

инструментом.

педагогическог

о

опыта

в

практической

деятельности

Средний

Использует

традиционные

технологии, занятия

проводятся

по

шаблону,

стереотипно,

воспроизводит

чужой

опыт

без

инициативы

Высокий

Обладает

разносторонними

знаниями и опытом

педагогической

деятельности;

креативен,

стремится

к

самосовершенствов

анию

и

саморазвитию,

творчески

трансформирует

опыт

коллег;

использует

разнообразные

методики

и

технологии

Очень

высокий

Имеет

высокую

результативность

педагогической

деятельности;

использует

инновационные

методы

и

технологии;

участвует

в

проектах

и

инновационной

деятельности;

постоянно

совершенствует

педагогическое

мастерство; уровень

профессиональной

компетенции

-«мастер-класс».

5

Разработаны критерии и уровни психолого-педагогических компетенций

педагога дополнительного образования.

Психолого-педагогические компетенции

Показатели

Критерии

Уровни

Характеристики

уровней

Методы

диагностики

1

2

3

4

5

Знание

основ

педагогики,

музыкальной

педагогики,

возрастной

психологии

Умение

применять

психолого-

педагогические

знания

на

практике

Низкий

Знания

в

данной

области

односторонни,

не

владеет современными

методами,

не

стремится

к

саморазвитию

в

данной области.

Опросник;

вопросник

для

педагога

для

самоанализа

деятельности.

Владение

принципами

педагогической

деятельности

Знание

диагностических

методик; знание

индивидуальных

особенностей

своих учащихся.

Умение

самостоятельно

разрешать

педагогические

ситуации

Средний

Используются

традиционные методы

и технологии

Создание

комфортной

психологической

атмосферы

на

уроках

специальности и

музыкальным

дисциплинам

(хор,

сольфеджио,

музыкальная

литература)

Высоки

й

Обладает

разносторонними

знаниями

в

области

возрастной

психологии;

владеет

приемами личностно-

ориентированными

подходами в разных

возрастных

группах,

умеет

создавать

творческую,

креативную

среду;

совершенствует

свои

знания

и

умения;

саморазвивается.

Очень

высокий

Владеет

различными

психолого-

педагогическими

технологиями, широко

использует

свои

знания в практической

деятельности

с

учащимися,

родителями;

6

совершенствует

свое

мастерство

Разработаны критерии и уровни коммуникативных способностей педагога-

музыканта.

Коммуникативные способности

Показатели

Критерии

Уровни

Характеристик

и уровней

Методы

диагностики

1

2

3

4

5

Позитивное

отношение

к

учащимся

Способы и методы

воспитательной

работы;

атмосфера

в коллективе

Низкий

Авторитарный

стиль общения;

на занятиях –

атмосфера

эмоциональног

о напряжения;

Анкета

“самооценка

поведения

педагога”;

тест

конфликтност

и, анкета для

администраци

и,

оценивающей

коммуникати

вную

культуру

педагога;

анализ

деятельности

педагога;

экспертная

оценка;

результаты

тестов;

открытые

и

итоговые

занятия;

аттестация;

опросник;

вопросник

для

педагога

для

самоанализа

деятельности;

анкета

для

администраци

и;

тестирование;

социометрия;

анкета

для

родителей

Способность

к

сотрудничеству

с

родителями,

коллегами,

администрацией

Стиль

взаимоотношений с

детьми,

родителями,

коллегами

Средний

Педагог

владеет

компонентами

коммуникативн

ой культуры, но

не

всегда

может

самостоятельно

решить

проблемные

ситуации

в

сфере общения;

преобладает

позитивное

отношение

к

учащимся,

доминирует

система

поощрений,

стремление

к

сотрудничеству

Способность

оказать

адресную

помощь ребенку

Способность

к

эмпатии;

речевая

культура

Высокий

и очень

высокий

Педагог

стремится

к

продуктивному

сотрудничеству

во всех сферах;

конструктивное

разрешение

конфликтов

в

сфере общения;

бережное

отношение

к

7

личности

ребенка;

стабильно

позитивное

отношение

к

детям; высокий

образец

речевой

культуры;

умеет

создать

творческую,

комфортную

атмосферу;

совершенствует

свои

знания;

саморазвитие

Умение

вести

педагогическое

наблюдение

Позитивный имидж

педагога

Разработаны критерии и уровни диагностики организаторских способностей и

управленческой культуры педагога-музыканта.

Организаторские способности. Управленческая культура

Показатели

Критерии

Уровни

Характеристики

уровней

Методы диагностики

1

2

3

4

5

Организация

собственной

деятельности

Умение

организовать

собственную

деятельность;

умение

планировать,

координировать

деятельность

учащегося,

включать

родителей

в

педагогический

процесс;

умение

анализировать

и

обобщать

результаты

деятельности;

умение

рационально

сочетать

коллективные,

групповые

и

Низкий

Отсутствие

организаторских

умений;

функции

исполнителя

выполняются не

в соответствии с

должностными

обязанностями

Анкета

для

администрации

и

педагога по оценке

организаторских

способностей; тест.

Анкета-опросник для

учащихся

“Наш

коллектив”;

анализ

администрацией

исполнительской

дисциплины

8

индивидуальные

формы

деятельности;

умение

соотносить

управленческие и

исполнительские

функции

Исполнительски

е функции

Средний

Педагог хорошо

выполняет

исполнительские

функции;

работает

по

алгоритму , без

иннициативы.

Планирование и

контроль,

проверка;

организация

деятельности

учащегося

на

занятиях

по

интересам

Высокий

Обладает всеми

выявленными

компонентами

организации

культуры

Разработаны критерии и уровни диагностики педагога-музыканта.

Творческая активность педагога-музыканта

Показатели

Критерии

Уровни

Характеристики

уровней

Методы

диагностики

1

2

3

4

5

Инициатива,

продуцирование и

разработка

новых

идей;

позитивное

отношение

к

инновациям;

включенность

в

исследование,

экспериментальна

я деятельность

Способность

к

творческому

осмыслению

имеющегося

педагогического

опыта

и

его

трансляции

Низкий

Мышление

стандартно;

нет

инициативы;

педагог закрыт к

инновациям;

негативно

относится

к

нововведениям; не

стремится

к

поиску

Анализ творческих

достижений

педагога

и

учащегося;

тесты;

педагогическая

оценка творческих

способностей

личности

Способность

мотивировать

творческую

активность

учащегося

Средний

Профессиональная

инициатива

зависит

от

ситуации;

использует

позитивный опыт с

элементами

творчества

Нестандартность

Высокий

Педагог-

9

педагогического

мышления

экспериментатор,

открыт

к

инновациям,

изучает

и

использует

новые

технологии,

творчески

перерабатывает

имеющийся опыт;

стремится

к

саморазвитию

и

творчеству

4.Личностные качества педагога-музыканта

Отмечается обязательное наличие таких личностных качеств педагога-

музыканта как:

1.Адекватная самооценка и уровень притязаний.

2.Целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность,

наблюдательность, контактность.

3.Остроумие и креативность.

4.Ораторские способности и артистизм.

5.Эмпатия.

6.Педагогический такт.

5.Результативность деятельности педагога-музыканта

Показатели:

1.Позитивное отношение учащихся к занятиям на музыкальном инструменте и к

педагогу.

2.Успешное

освоение

учащимся

образовательной

программы

и

желание

продолжить обучение на данном музыкальном инструменте, т.е. включенность в

непрерывный процесс дополнительного образования.

3.Достижения учащихся в различного уровня

конкурсах, участие во всех

школьных мероприятиях и концертах.

4.Сохранность контингента учащихся.

5.Личностные достижения педагога.

6.Успешная

аттестация

и

постоянное

стремление

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию.

6. Заключение

Педагогу-музыканту необходимо владеть методом самооценки собственного

уровня

компетентности.

Данная

модель

систематизирует

основные

профессиональные знания и умения, способности и личностные качества

педагога-музыканта дополнительного образования Детской школы искусств, дает

10

возможность

использования

показателей

и

их

критериев,

уровней

и

характеристик, методов диагностики для самостоятельного

отслеживания и

определения

собственного

квалификационного

уровня

и

качества

профессиональной деятельности. Такой самоанализ позволяет конструктивно

изменить отношение педагога-музыканта

к педагогической деятельности к

самому себе и к своим ученикам, а, также, помогает педагогу в подготовке к

очередной аттестации по повышению квалификационной категории.

7.Литература

1.Асмолов, А. Дополнительное образование как пространство саморазвития и

конструирования идентичности // Образовательная политика. — 2014. — № 2.

2.

Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их

творческого развития: Дис. … канд. пед. наук. – Москва, 1998.

3.

Дополнительное образование детей / Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений // Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4.

Литов,

А.С.

Креативная

образовательная

среда

с

использованием

информационно-коммуникативных технологий.

Ученые записки. Электронный

научный журнал Курского государственного университета. - 2011. № 18.

11



В раздел образования




Яндекс.Метрика