Автор: Володина Эвелина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БОУ ДО ДШИ №2 им.А.А.Цыганкова г.Омска
Населённый пункт: г.Омск, Омская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Модель педагога-музыканта дополнительного образования Детской школы искусств
Раздел: дополнительное образование
БОУ ДО «ДШИ № 2 имени А.А.Цыганкова»
Методическое сообщение
Модель педагога-музыканта
дополнительного образования
Детской школы искусств
Подготовила:
Преподаватель: Володина Эвелина Юрьевна
г.Омск, 2024г.
1
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………....3
1.
Компоненты компетентностей педагога-музыканта…………...…………3
2.
Критерии и уровни диагностики………………………………………….....4
3.
Личностные качества педагога-музыканта………………………………..10
4.
Результативность деятельности педагога-музыканта …………………...10
5.
Заключение……………………………………………………………………...10
6.
Литература……………………………………………………………………....11
2
1.Введение
Одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской
Федерации является система дополнительного образования детей.
С введением ФГОС нового поколения особенно актуальным является
необходимость
создания
модели
педагога-музыканта
дополнительного
образования Детской школы искусств, обусловленная потребностью его нового
видения и восприятия.
Целью создания модели педагога-музыканта дополнительного образования
Детской школы искусств является определение приоритетных направлений
будущего
и
соответствие
критериям
современного
времени.
Процесс
модернизации
образовательной
деятельности
приводит
к
осмыслению,
усовершенствованию
и
изменению
подхода
к
обучению,
тем
самым,
принципиально меняя позицию педагога и отношение его к обучающемуся.
Внедрение новых профессиональных стандартов, технологический
прогресс, меняющие жизнь и развитие общества, оказывают влияние и на
формирование
образа
современного педагога-музыканта
дополнительного
образования, всецело отвечающего запросам и потребностям этого общества.
2.Компоненты компетентностей педагога-музыканта
1.Профессиональная компетентность
Профессиональная компетентность объединяет в себе профессиональные и
личностные качества, которые необходимы для успешной педагогической
деятельности.
Развитие
профессиональной
компетентности
подразумевает
развитие креативности педагога-музыканта дополнительного образования, его
восприимчивость к педагогическим инновациям, способность к адаптации в
стремительно меняющейся педагогической среде.
2.Психолого-педагогические компетентности педагога-музыканта.
В
педагогической
науке
понятие психолого-педагогическая
компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная
совокупность
профессиональных,
коммуникативных,
личностных
свойств
учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и
воспитания учащихся.
3
.
Коммуникативные способности педагога-музыканта.
Коммуникативные способности
помогают устанавливать правильные
взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием
учащихся и их потребностями. Эти способности отвечают общепринятым
официальным нормам и правилам поведения и проявляются в сложной системе
педагогической деятельности учителя:
1)
взаимоотношения с учениками;
2) взаимоотношения с учителями;
3) взаимоотношения с администрацией школы;
4) взаимоотношения с родителями (разных возрастов, разного социального
положения);
5) с людьми, организующими внеурочную деятельность.
3
Коммуникативные способности
педагога-музыканта проявляются в
правильном
построении
взаимоотношений
с
детьми,
в
установлении
и
поддержании контактов с ними.
В основе коммуникативных способностей педагога лежит умение налаживать
отношения с людьми в разнообразных, порой острых педагогических ситуациях,
обходить конфликтные ситуации, осмысливать ситуацию и адекватно реагировать
на происходящее.
4.Организаторские способности педагога-музыканта. Управленческая
культура.
Организаторские способности - способности организовать собственную
деятельность и деятельность учащихся. Эти способности позволяют рационально
использовать каждую минуту урока, организовать учебный процесс таким
образом, чтобы создать комфортную и дружественную атмосферу.
Суть
управленческой
культуры
педагога-музыканта
основывается
на
необходимости целостного отражения культурного подхода, осуществления
педагогом креативного управления на таких уровнях, как самоуправление и
управление творческим учебно-воспитательным процессом.
5.Творческая активность педагога-музыканта.
Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей
деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям,
способствующим развитию личности.
3.Критерии и уровни диагностики
Разработаны
критерии
и
уровни
диагностики
профессиональной
компетентности.
Профессиональная компетентность
Показатели
Критерии
Уровни
Характеристики
уровней
Методы
диагностики
1
2
3
4
5
Специальные
знания
в
области
обучения игре
на
музыкальном
инструменте и
преподавании
музыкальных
дисциплин
(хор,
сольфеджио,
музыкальная
литература
и
т.д.).
Степень
владения
Способы
деятельности в
области
обучения
игре
на музыкальном
инструменте
и
преподавании
музыкальных
дисциплин,
степень
владения
современными
педагогическим
и технологиями,
использование
имеющегося
Низкий
Знания
в
области
педагогики
и
музыкальной
педагогики
носят
односторонний
характер; не владеет
новыми
технологиями,
не
обладает
достаточным
опытом работы; не
стремится
к
самосовершенствов
анию
саморазвитию.
Анализ
результатов
и
деятельности
педагога;
экспертная оценка;
открытые
и
итоговые занятия;
аттестации.
4
музыкальным
инструментом.
педагогическог
о
опыта
в
практической
деятельности
Средний
Использует
традиционные
технологии, занятия
проводятся
по
шаблону,
стереотипно,
воспроизводит
чужой
опыт
без
инициативы
Высокий
Обладает
разносторонними
знаниями и опытом
педагогической
деятельности;
креативен,
стремится
к
самосовершенствов
анию
и
саморазвитию,
творчески
трансформирует
опыт
коллег;
использует
разнообразные
методики
и
технологии
Очень
высокий
Имеет
высокую
результативность
педагогической
деятельности;
использует
инновационные
методы
и
технологии;
участвует
в
проектах
и
инновационной
деятельности;
постоянно
совершенствует
педагогическое
мастерство; уровень
профессиональной
компетенции
-«мастер-класс».
5
Разработаны критерии и уровни психолого-педагогических компетенций
педагога дополнительного образования.
Психолого-педагогические компетенции
Показатели
Критерии
Уровни
Характеристики
уровней
Методы
диагностики
1
2
3
4
5
Знание
основ
педагогики,
музыкальной
педагогики,
возрастной
психологии
Умение
применять
психолого-
педагогические
знания
на
практике
Низкий
Знания
в
данной
области
односторонни,
не
владеет современными
методами,
не
стремится
к
саморазвитию
в
данной области.
Опросник;
вопросник
для
педагога
для
самоанализа
деятельности.
Владение
принципами
педагогической
деятельности
Знание
диагностических
методик; знание
индивидуальных
особенностей
своих учащихся.
Умение
самостоятельно
разрешать
педагогические
ситуации
Средний
Используются
традиционные методы
и технологии
Создание
комфортной
психологической
атмосферы
на
уроках
специальности и
музыкальным
дисциплинам
(хор,
сольфеджио,
музыкальная
литература)
Высоки
й
Обладает
разносторонними
знаниями
в
области
возрастной
психологии;
владеет
приемами личностно-
ориентированными
подходами в разных
возрастных
группах,
умеет
создавать
творческую,
креативную
среду;
совершенствует
свои
знания
и
умения;
саморазвивается.
Очень
высокий
Владеет
различными
психолого-
педагогическими
технологиями, широко
использует
свои
знания в практической
деятельности
с
учащимися,
родителями;
6
совершенствует
свое
мастерство
Разработаны критерии и уровни коммуникативных способностей педагога-
музыканта.
Коммуникативные способности
Показатели
Критерии
Уровни
Характеристик
и уровней
Методы
диагностики
1
2
3
4
5
Позитивное
отношение
к
учащимся
Способы и методы
воспитательной
работы;
атмосфера
в коллективе
Низкий
Авторитарный
стиль общения;
на занятиях –
атмосфера
эмоциональног
о напряжения;
Анкета
“самооценка
поведения
педагога”;
тест
конфликтност
и, анкета для
администраци
и,
оценивающей
коммуникати
вную
культуру
педагога;
анализ
деятельности
педагога;
экспертная
оценка;
результаты
тестов;
открытые
и
итоговые
занятия;
аттестация;
опросник;
вопросник
для
педагога
для
самоанализа
деятельности;
анкета
для
администраци
и;
тестирование;
социометрия;
анкета
для
родителей
Способность
к
сотрудничеству
с
родителями,
коллегами,
администрацией
Стиль
взаимоотношений с
детьми,
родителями,
коллегами
Средний
Педагог
владеет
компонентами
коммуникативн
ой культуры, но
не
всегда
может
самостоятельно
решить
проблемные
ситуации
в
сфере общения;
преобладает
позитивное
отношение
к
учащимся,
доминирует
система
поощрений,
стремление
к
сотрудничеству
Способность
оказать
адресную
помощь ребенку
Способность
к
эмпатии;
речевая
культура
Высокий
и очень
высокий
Педагог
стремится
к
продуктивному
сотрудничеству
во всех сферах;
конструктивное
разрешение
конфликтов
в
сфере общения;
бережное
отношение
к
7
личности
ребенка;
стабильно
позитивное
отношение
к
детям; высокий
образец
речевой
культуры;
умеет
создать
творческую,
комфортную
атмосферу;
совершенствует
свои
знания;
саморазвитие
Умение
вести
педагогическое
наблюдение
Позитивный имидж
педагога
Разработаны критерии и уровни диагностики организаторских способностей и
управленческой культуры педагога-музыканта.
Организаторские способности. Управленческая культура
Показатели
Критерии
Уровни
Характеристики
уровней
Методы диагностики
1
2
3
4
5
Организация
собственной
деятельности
Умение
организовать
собственную
деятельность;
умение
планировать,
координировать
деятельность
учащегося,
включать
родителей
в
педагогический
процесс;
умение
анализировать
и
обобщать
результаты
деятельности;
умение
рационально
сочетать
коллективные,
групповые
и
Низкий
Отсутствие
организаторских
умений;
функции
исполнителя
выполняются не
в соответствии с
должностными
обязанностями
Анкета
для
администрации
и
педагога по оценке
организаторских
способностей; тест.
Анкета-опросник для
учащихся
“Наш
коллектив”;
анализ
администрацией
исполнительской
дисциплины
8
индивидуальные
формы
деятельности;
умение
соотносить
управленческие и
исполнительские
функции
Исполнительски
е функции
Средний
Педагог хорошо
выполняет
исполнительские
функции;
работает
по
алгоритму , без
иннициативы.
Планирование и
контроль,
проверка;
организация
деятельности
учащегося
на
занятиях
по
интересам
Высокий
Обладает всеми
выявленными
компонентами
организации
культуры
Разработаны критерии и уровни диагностики педагога-музыканта.
Творческая активность педагога-музыканта
Показатели
Критерии
Уровни
Характеристики
уровней
Методы
диагностики
1
2
3
4
5
Инициатива,
продуцирование и
разработка
новых
идей;
позитивное
отношение
к
инновациям;
включенность
в
исследование,
экспериментальна
я деятельность
Способность
к
творческому
осмыслению
имеющегося
педагогического
опыта
и
его
трансляции
Низкий
Мышление
стандартно;
нет
инициативы;
педагог закрыт к
инновациям;
негативно
относится
к
нововведениям; не
стремится
к
поиску
Анализ творческих
достижений
педагога
и
учащегося;
тесты;
педагогическая
оценка творческих
способностей
личности
Способность
мотивировать
творческую
активность
учащегося
Средний
Профессиональная
инициатива
зависит
от
ситуации;
использует
позитивный опыт с
элементами
творчества
Нестандартность
Высокий
Педагог-
9
педагогического
мышления
экспериментатор,
открыт
к
инновациям,
изучает
и
использует
новые
технологии,
творчески
перерабатывает
имеющийся опыт;
стремится
к
саморазвитию
и
творчеству
4.Личностные качества педагога-музыканта
Отмечается обязательное наличие таких личностных качеств педагога-
музыканта как:
1.Адекватная самооценка и уровень притязаний.
2.Целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность,
наблюдательность, контактность.
3.Остроумие и креативность.
4.Ораторские способности и артистизм.
5.Эмпатия.
6.Педагогический такт.
5.Результативность деятельности педагога-музыканта
Показатели:
1.Позитивное отношение учащихся к занятиям на музыкальном инструменте и к
педагогу.
2.Успешное
освоение
учащимся
образовательной
программы
и
желание
продолжить обучение на данном музыкальном инструменте, т.е. включенность в
непрерывный процесс дополнительного образования.
3.Достижения учащихся в различного уровня
конкурсах, участие во всех
школьных мероприятиях и концертах.
4.Сохранность контингента учащихся.
5.Личностные достижения педагога.
6.Успешная
аттестация
и
постоянное
стремление
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию.
6. Заключение
Педагогу-музыканту необходимо владеть методом самооценки собственного
уровня
компетентности.
Данная
модель
систематизирует
основные
профессиональные знания и умения, способности и личностные качества
педагога-музыканта дополнительного образования Детской школы искусств, дает
10
возможность
использования
показателей
и
их
критериев,
уровней
и
характеристик, методов диагностики для самостоятельного
отслеживания и
определения
собственного
квалификационного
уровня
и
качества
профессиональной деятельности. Такой самоанализ позволяет конструктивно
изменить отношение педагога-музыканта
к педагогической деятельности к
самому себе и к своим ученикам, а, также, помогает педагогу в подготовке к
очередной аттестации по повышению квалификационной категории.
7.Литература
1.Асмолов, А. Дополнительное образование как пространство саморазвития и
конструирования идентичности // Образовательная политика. — 2014. — № 2.
2.
Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития: Дис. … канд. пед. наук. – Москва, 1998.
3.
Дополнительное образование детей / Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений // Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4.
Литов,
А.С.
Креативная
образовательная
среда
с
использованием
информационно-коммуникативных технологий.
Ученые записки. Электронный
научный журнал Курского государственного университета. - 2011. № 18.
11