Напоминание

"Особенности в поведении ребенка с аутичным спектром развития".


Автор: Лабутина Ольга Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУ СО МО КРЦ "Радуга"
Населённый пункт: Московская область, город Клин
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности в поведении ребенка с аутичным спектром развития".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности в поведении ребенка с аутичным спектром

развития.
Ребенок, который страдает РДА, уже в младенческом возрасте отличается от своих нормально развивающихся сверстников. Своеобразие психомоторном развития «особого» ребенка состоит в следующем: избегает взгляда со взрослым, отсутствуют положительные эмоции (радостный смех, улыбка) от взаимодействия с близкими людьми, выражает различные формы протеста при разлуке с мамой, боится различных объектов, издаваемых ими звуков, света или, наоборот, отсутствует чувство страха и опасности. Со временем эти негативные проявления все больше усугубляются. Ребенок становится неконтактным, стремится к одиночеству, сохранению постоянства окружающей обстановки, замкнут, не желает познавать окружающий мир, непослушен, вступает в контакт только для удовлетворения витальных потребностей (покушать, попить и т.д.), отдает предпочтение стереотипным играм и поведению (однообразное повторение одних и тех же действий). Может быть агрессивным и самоагрессивным (аутоагрессивным), следствием чего могут быть покалеченными окружающие люди и сам ребенок. Отмечаются особенности в развитии физической сферы: вялость, заторможенность, нескоординированность движений. Нежелание общаться, покидать свой внутренний мир, приводит к недоразвитию речи. Следствием нарушений в эмоционально, физической и речевой сфере становится психическое недоразвитие. Задерживаются в развитии свойства внимания (концентрация, переключение, слежение и др.), различные виды ощущений и восприятия, мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ, синтез и др.).
Группы развития раннего детского аутизма
Проявления раннего детского аутизма весьма разнообразны. Выделяют четыре группы развития раннего детского аутизма, которые характеризуются своеобразным способом взаимодействия детей с окружающей действительностью.

Первая группа
– полная отрешённость от всего происходящего вокруг. В данном случае ребенок испытывает крайний дискомфорт от любого взаимодействия (зрительного контакта, телесных прикосновений и т.д.) даже с близкими родственниками. От ребенка невозможно добиться какой-либо реакции, он совершенно не идет на контакт.
Вторая группа
характеризуется как активное отвержение окружающей среды. Ребенок избирателен в контактах, в основном общается только с близкими ему людьми. Особо избирателен к еде и одежде. Живет строго по режиму. Если происходят какие-то непредвиденные в режиме изменения, может прийти в состояние агрессии и аутоагрессии. Имеет больше возможностей для социальной адаптации по отношению к детям первой группы.
К третьей группе
можно отнести детей, которые характеризуются захваченностью аутистическими интересами. По отношению к этой группе детей наиболее типично стереотипное поведение: они могут играть в одну и ту же игру годами, рисовать на одни и те же темы месяцами (при этом не совсем радостные и добрые).
В четвертую группу
включены дети с чрезвычайной трудностью во взаимодействии с окружающим миром. Это наиболее легкий вариант проявления раннего детского аутизма. Дети этой группы очень ранимы и уязвимы, чувствительны к чужой оценке, избегают заданий, которые могут у них не получиться, не будут общаться, если чувствуют на эмоциональном уровне какую-либо преграду.
Диагностика аутизма.
Аутизм часто диагностируется когда ребенок ведет себя не соответственно своему возрасту. Если педиатр заподозрит признаки аутизма, то он направит ребенка на консультацию к психиатру или другому специалисту, для наблюдения за поведением ребенка.
Диагноз аутизм не означает умственную отсталость.

Многие аутичные дети могут быть умственно отсталыми, а другие наоборот — высокоинтеллектуальными. Некоторые аутисты имеют выдающиеся способности в определенной области (математика, музыка, рисование, конструирование). Примерно 20% детей, страдающих аутизмом, нормально развиваются в первые годы жизни. Позже они теряют способности которые имели, например, способность говорить (аутистическая регрессия).
Помощь детям с аутичным спектром развития.

Аутизм у детей не лечится
. До сих пор не существует лекарств, излечивающих аутизм, но медицина помогает купировать некоторые симптомы аутизма, такие как агрессивное поведение или бессонница. С адекватной терапией состояние детей улучшается по мере взросления. Постепенный переход к обучению ребенка новым навыкам и формам поведения можно после создания ему эмоционального комфорта, чувства уверенности в себе и защищенности. Чтобы помочь ему расширить внутренний мир, подтолкнуть к необходимости выражать свои чувства и эмоции нужно научиться наблюдать за ребенком, интерпретируя вслух каждое его слово жест. Аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, в которых не нужно использовать речь. Налаживать с ними контакт, вовлекать в индивидуальную и совместную деятельность необходимо с помощью пазлов, лото, мозаики, головоломок. Желательно использовать не сюжетно-ролевые игры, где необходимо говорить, а игры с четко установленными правилами. Любую игру проигрывайте много раз, сопровождайте каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, заинтересовался. Дайте ребенку подержаться за предмет, подключая все анализаторы – зрение, слух, осязание, если он подходит к нему. Многократно повторяйте название предмета, говорите для чего он предназначен, пока ребенок не привыкнет к нему, не включит в поле своего внимания. Научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии, помочь избавиться от страхов, подключить ребенка к общим занятиям — это ближайшие цели, которые должны решать постепенно родители аутичного ребенка. Аутичный ребенок должен бывать в коллективе, несмотря на
особенности общения. Проявляйте терпение, доброту, и всегда верьте в успех.


В раздел образования




Яндекс.Метрика