"Особенности в поведении ребенка с аутичным спектром развития".
Автор: Лабутина Ольга Николаевна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: ГКУ СО МО КРЦ "Радуга" Населённый пункт: Московская область, город Клин Наименование материала: статья Тема: "Особенности в поведении ребенка с аутичным спектром развития". Раздел: дошкольное образование
Особенности в поведении ребенка с аутичным спектром
развития.
Ребенок,
который
страдает
РДА,
уже
в
младенческом
возрасте
отличается от своих нормально развивающихся сверстников. Своеобразие
психомоторном развития «особого» ребенка состоит в следующем: избегает
взгляда со взрослым, отсутствуют положительные эмоции (радостный смех,
улыбка) от взаимодействия с близкими людьми, выражает различные формы
протеста при разлуке с мамой, боится различных объектов, издаваемых ими
звуков, света или, наоборот, отсутствует чувство страха и опасности.
Со временем эти негативные проявления все больше усугубляются.
Ребенок становится неконтактным, стремится к одиночеству, сохранению
постоянства
окружающей
обстановки,
замкнут,
не
желает
познавать
окружающий
мир,
непослушен,
вступает
в
контакт
только
для
удовлетворения витальных потребностей (покушать, попить и т.д.), отдает
предпочтение стереотипным играм и поведению (однообразное повторение
одних и тех же действий). Может быть агрессивным и самоагрессивным
(аутоагрессивным), следствием чего могут быть покалеченными окружающие
люди и сам ребенок. Отмечаются особенности в развитии физической сферы:
вялость,
заторможенность,
нескоординированность
движений.
Нежелание
общаться, покидать свой внутренний мир, приводит к недоразвитию речи.
Следствием
нарушений
в
эмоционально,
физической
и
речевой
сфере
становится психическое недоразвитие. Задерживаются в развитии свойства
внимания (концентрация, переключение, слежение и др.), различные виды
ощущений и восприятия, мыслительные операции (обобщение, сравнение,
анализ, синтез и др.).
Группы развития раннего детского аутизма
Проявления раннего детского аутизма весьма разнообразны. Выделяют
четыре группы развития раннего детского аутизма, которые характеризуются
своеобразным
способом
взаимодействия
детей
с
окружающей
действительностью.
Первая группа – полная отрешённость от всего происходящего вокруг.
В
данном
случае
ребенок
испытывает
крайний
дискомфорт
от
любого
взаимодействия (зрительного контакта, телесных прикосновений и т.д.) даже
с близкими родственниками. От ребенка невозможно добиться какой-либо
реакции, он совершенно не идет на контакт.
Вторая группа характеризуется как активное отвержение окружающей
среды. Ребенок избирателен в контактах, в основном общается только с
близкими ему людьми. Особо избирателен к еде и одежде. Живет строго по
режиму. Если происходят какие-то непредвиденные в режиме изменения,
может
прийти
в
состояние
агрессии
и
аутоагрессии.
Имеет
больше
возможностей для социальной адаптации по отношению к детям первой
группы.
К третьей группе
можно
отнести
детей,
которые
характеризуются
захваченностью аутистическими интересами. По отношению к этой группе
детей наиболее типично стереотипное поведение: они могут играть в одну и
ту же игру годами, рисовать на одни и те же темы месяцами (при этом не
совсем радостные и добрые).
В четвертую группу включены дети с чрезвычайной трудностью во
взаимодействии
с
окружающим
миром.
Это
наиболее
легкий
вариант
проявления раннего детского аутизма. Дети этой группы очень ранимы и
уязвимы, чувствительны к чужой оценке, избегают заданий, которые могут у
них не получиться, не будут общаться, если чувствуют на эмоциональном
уровне какую-либо преграду.
Диагностика аутизма.
Аутизм
часто
диагностируется
когда
ребенок
ведет
себя
не
соответственно своему возрасту. Если педиатр заподозрит признаки аутизма,
то
он
направит
ребенка
на
консультацию
к
психиатру
или
другому
специалисту, для наблюдения за поведением ребенка.
Диагноз аутизм не означает умственную отсталость.
Многие аутичные дети могут быть умственно отсталыми, а другие
наоборот
—
высокоинтеллектуальными.
Некоторые
аутисты
имеют
выдающиеся
способности
в
определенной
области
(математика,
музыка,
рисование, конструирование).
Примерно 20% детей, страдающих аутизмом, нормально развиваются в
первые
годы
жизни.
Позже
они
теряют
способности
которые
имели,
например, способность говорить (аутистическая регрессия).
Помощь детям с аутичным спектром развития.
Аутизм у детей не лечится . До сих пор не существует лекарств,
излечивающих
аутизм,
но
медицина
помогает
купировать
некоторые
симптомы аутизма, такие как агрессивное поведение или бессонница.
С
адекватной
терапией
состояние
детей
улучшается
по
мере
взросления. Постепенный переход к обучению ребенка новым навыкам и
формам поведения можно после создания ему эмоционального комфорта,
чувства уверенности в себе и защищенности. Чтобы помочь ему расширить
внутренний мир, подтолкнуть к необходимости выражать свои чувства и
эмоции
нужно
научиться
наблюдать
за
ребенком,
интерпретируя
вслух
каждое его слово жест. Аутичные дети охотно выполняют невербальные
задания, в которых не нужно использовать речь. Налаживать с ними контакт,
вовлекать
в
индивидуальную
и
совместную
деятельность
необходимо
с
помощью пазлов, лото, мозаики, головоломок. Желательно использовать не
сюжетно-ролевые
игры,
где
необходимо
говорить,
а
игры
с
четко
установленными
правилами.
Любую
игру
проигрывайте
много
раз,
сопровождайте
каждое
действие
комментариями,
чтобы
ребенок
понял
правила, заинтересовался. Дайте ребенку подержаться за предмет, подключая
все
анализаторы
–
зрение,
слух,
осязание,
если
он
подходит
к
нему.
Многократно
повторяйте
название
предмета,
говорите
для
чего
он
предназначен, пока ребенок не привыкнет к нему, не включит в поле своего
внимания.
Научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии, помочь
избавиться
от
страхов,
подключить
ребенка
к
общим
занятиям
—
это
ближайшие цели, которые должны решать постепенно родители аутичного
ребенка.
Аутичный
ребенок
должен
бывать
в
коллективе,
несмотря
на
особенности
общения.
Проявляйте
терпение,
доброту,
и
всегда
верьте
в
успех.