Напоминание

"Что должны знать родители о ФГОС ДО"


Автор: Костюченко Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Тополек"
Населённый пункт: город Волгодонск Ростовская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Что должны знать родители о ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Что должны знать родители о ФГОС ДО»

Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость

стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы,

обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для

успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает

предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не

рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного

возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков,

а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих

психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что

наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего

образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая

предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной

деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от

стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному

образованию не предъявляются жесткие требования к результатам

освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут

заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в

стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не

учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики

психического развития детей-дошкольников. Будет упорно

осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет

проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к

этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию

школьного урока, а это противоречит специфике развития детей

дошкольного возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а

не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к

структуре программы дошкольного образования и требования к условиям

ее реализации.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В

ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого

ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми

основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В

нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы:

знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате

освоения программы: например, физически развитый, любознательный,

активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть

базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить

дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть

успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться

каждым дошкольным учреждением.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход

на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не

перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая

форма образовательной деятельности как занятие не соответствует

возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной

теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное

дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой

учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и

игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где

сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как

ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей

главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее

время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от

учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от

специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими

видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная,

двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности

соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных

областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их

возраста по основным направлениям – физическому, социально-

личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В

программе нет привычных предметных областей – развития речи,

развития элементарных математических представлений, рисования, лепки

и т. д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми

направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны

быть представлены в образовательной программе дошкольного

образования.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного

образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС

принципам:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие

ребенка;

- принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям

полноты, необходимости и достаточности (позволять решать

поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном

материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников,

спецификой и возможностями образовательных областей;

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в

соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных

областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает;

познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со

сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так

взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей

обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего

мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе

узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по

физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя

подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет

осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения

мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения

образовательного процесса ФГОС предлагают для мотивации

образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а

усвоение образовательного материала в процессе подготовки и

проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников

событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с

детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут

Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные

праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость,

дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно

готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет

приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет

живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином

проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только

активный человек может стать успешным.

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности

взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в

процессе организации различных видов детской деятельности и

образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных

моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство

взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка

– это наиболее естественный и эффективный контекст развития в

дошкольном детстве.

- взаимодействие с родителями;

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны

участвовать в реализации программы, в создании условий для

полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте,

чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители

должны быть активными участниками образовательного процесса,

участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них

доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования

обеспечивает преемственность с примерными основными программами

начального образования, чего не было ранее.

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на

качественные изменения в данной сфере. Делается попытка

преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного

воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как

полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это

означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста

нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в

развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы

образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система

дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами

общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-

вторых, в приказе много положительного:

Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности

развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и

природных географических условий, в которых осуществляется

образовательный процесс и многое другое.

Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для

детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров

для каждой образовательной области.

Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного

ребенка.

Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с

родителями.



В раздел образования




Яндекс.Метрика