Автор: Костюченко Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Тополек"
Населённый пункт: город Волгодонск Ростовская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Что должны знать родители о ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Что должны знать родители о ФГОС ДО»
Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость
стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы,
обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для
успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает
предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не
рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного
возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков,
а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих
психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что
наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего
образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая
предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной
деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от
стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному
образованию не предъявляются жесткие требования к результатам
освоения программы.
Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут
заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в
стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не
учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики
психического развития детей-дошкольников. Будет упорно
осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет
проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к
этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию
школьного урока, а это противоречит специфике развития детей
дошкольного возраста.
Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а
не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к
структуре программы дошкольного образования и требования к условиям
ее реализации.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В
ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого
ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В
нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы:
знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате
освоения программы: например, физически развитый, любознательный,
активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть
базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить
дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть
успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться
каждым дошкольным учреждением.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход
на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не
перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая
форма образовательной деятельности как занятие не соответствует
возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной
теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное
дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой
учебной деятельности.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и
игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где
сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как
ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей
главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее
время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от
учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от
специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими
видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная,
двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности
соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных
областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их
возраста по основным направлениям – физическому, социально-
личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В
программе нет привычных предметных областей – развития речи,
развития элементарных математических представлений, рисования, лепки
и т. д. Все это заложено в образовательные области.
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми
направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны
быть представлены в образовательной программе дошкольного
образования.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного
образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС
принципам:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
- принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям
полноты, необходимости и достаточности (позволять решать
поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных
областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает;
познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со
сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так
взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей
обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего
мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе
узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по
физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя
подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет
осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения
мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения
образовательного процесса ФГОС предлагают для мотивации
образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а
усвоение образовательного материала в процессе подготовки и
проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников
событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с
детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут
Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные
праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость,
дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно
готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет
приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет
живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином
проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только
активный человек может стать успешным.
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в
процессе организации различных видов детской деятельности и
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов) и самостоятельной деятельности детей;
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство
взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка
– это наиболее естественный и эффективный контекст развития в
дошкольном детстве.
- взаимодействие с родителями;
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны
участвовать в реализации программы, в создании условий для
полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте,
чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители
должны быть активными участниками образовательного процесса,
участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них
доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования
обеспечивает преемственность с примерными основными программами
начального образования, чего не было ранее.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на
качественные изменения в данной сфере. Делается попытка
преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного
воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как
полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это
означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста
нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в
развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы
образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система
дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами
общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-
вторых, в приказе много положительного:
Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности
развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и
природных географических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс и многое другое.
Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для
детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров
для каждой образовательной области.
Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного
ребенка.
Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с
родителями.