Автор: Людмила Борисовна Липкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ-СОШ "Содружество"
Населённый пункт: город Высоковск, Московская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Ознакомление детей с природой родного края"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Ознакомление детей с природой родного края»
Подготовила воспитатель:
Липкова Людмила Борисовна
МОУ-СОШ «Содружество» г. Высоковск
Любовь к природе, сознательное и бережное отношение к ней должны
воспитываться в детях с раннего детства в семье.
Мы, взрослые, должны каждодневно приобщать детей к таинствам и
красоте природы, знакомить с растениями и животными родного края.
Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и
воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить её
современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с
окружающей природой. Непосредственное восприятие предметов природы,
их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей, вызывают у
них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические
чувства.
В
дошкольном
возрасте
ребёнок
воспринимает
природу
очень
эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые
взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его
окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает
животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно
эта возможность должна быть использована при ознакомлении детей с
природой родного края.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить различные по
содержанию и характеру цепочки связи внутри лесного сообщества, луга,
водоема; причины отлета птиц; зависимость жизни растений и животных,
обитающих на определенной территории – леса, луга. Понимание различных
связей
в
природе
развивает
интеллектуальную
сферу
ребенка,
его
способность к причинному анализу экологических ситуаций.
Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в
мире окружающей природы: цветущие растения, кустарники и деревья в
осеннем уборе, пейзажи в разное время года. Детям надо показать
закономерную последовательность роста и развития всего живого, его
зависимость от сезонных изменений в природе.
В лесу в первой половине осени можно увидеть много интересного.
Синицы собираются в стайки и в поисках тщательно обследуют кору и ветки
деревьев. Можно встретить ежа, иголки которого унизаны сухими листьями,
- он готовится к зимней спячке: натаскивает в какую-нибудь ямку листьев,
делает из них теплую подстилку на зиму. По деревьям может прыгать белка с
желудем или грибом в зубах; она тоже готовится к зиме – запасает еду.
Зимние
прогулки
с
ребенком
также
можно
использовать
для
воспитания в нем интереса к природе. На свежевыпавшем снегу можно
заметить многочисленные следы птиц – воробьев, голубей, ворон. По ним
можно определить очень многое: кто топтался, что делал, что клевал, одна
или несколько птиц были на этом месте. По следам от крыльев и хвоста
можно определить, где взлетали и где садились птицы. Воробей скачет,
поэтому он оставляет маленькие парные следы, ворона важно ходит - ее
следы крупные и поочередные, отпечатки лапок голубей мельче вороньих.
Гуляя в лесу или в парке, обращайте внимание ребенка на красоту зимнего
пейзажа: на опущенные снегом или инеем деревья и кустарники, на
сверканье снега на солнце. Красота зимнего леса пробуждает эстетические
чувства ребенка.
Весенние
прогулки
всегда
сопровождаются
очарованием
вида
возобновляющейся
природы.
Гуляя
с
ребенком
по
лесу,
учите
его
всматриваться, не топтать маленьких живых существ, не рвать первые цветы;
учите наблюдать и наслаждаться проявлениями жизни в самой разной форме.
Весенние прогулки в лес дают возможность наслаждаться не только нежной
зеленью и первыми цветами. Всю весну и самое начало лета по лесу
разносятся птичьи трели. Это время, когда можно услышать треньканье
синицы, задорную дробь дятла и милое «ку-ку». Особое наслаждение
вечерами или ранним утром доставляет пенье соловья, его можно услышать
даже на окраинах больших городов.
Летом бурно живет вся природа: покажите ребенку, как много вокруг
зелени и цветов, возможных насекомых и птиц, как быстро густеют кроны
деревьев. Поэтому, где бы ни гулял ребенок – в парке или в городском
дворе, в лесу или на лужайке – везде ему можно предложить интересные
наблюдения за живой природой.
На этапе дошкольного возраста – самое важное – вызвать в ребенке
положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые
пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном
общении с природой.
Общение ребенка с природой воспитывает в нем глубокое чувство
любви к своей Родине. Она обогащает человека чувствами нравственности,
доброты,
любви,
учит
наблюдательности,
развивает
мышление
и
воображение, помогает осознать то великое, что кроется за словом «Родина».
А любовь к Родине начинается с любви к природе родного края, там, где ты
живешь, где ты родился.