Автор: Поздеева Филицада Андреевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "ЦРР - детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: г. Нарьян-Мар
Наименование материала: Опыт работы учителя-дефектолога
Тема: Музейная деятельность как эффективное условие воспитания нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы учителя-дефектолога в ГБДОУ НАО «ЦРР - детский сад «Солнышко»
Тема: "Музейная деятельность как эффективное условие воспитания нравственных
качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Поздеева Филицада Андреевна – учитель - дефектолог
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
(Народная мудрость)
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных
подходов к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, реализация
которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой
деятельности с подрастающим поколением. В современных государственных документах
в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,
«Национальной доктрине образования в РФ», в указе Президента «О совершенствовании
государственной политики в области патриотического воспитания», в ФГОС ДО и других
федеральных документах, говорится о необходимости включения регионального
компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения
формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные
качества. Во ФАОП ДО также подчёркивается необходимость работы по нравственно-
патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных и возрастных
особенностей, национальной культуры и традиции народа.
Наш Ненецкий автономный округ и столица его - город Нарьян – Мар имеет хоть и
небольшую историю развития и становления, но обладает достаточно колоритной и
самобытной
культурой
народа,
проживающих
в
этих
местах.
А
результаты
педагогической диагностики детей с ЗПР, ТНР и анкетирования родителей воспитанников
группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
(ЗПР) и для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) показали нам низкий уровень
представлений у детей с ОВЗ о нашем крае, родной культуре. Кроме того, данные
анкетирования родителей показало, что и родители мало знают и практически не
посещают музеи и выставки нашего города. Мы столкнулись с проблемой: как лучше,
интереснее и доступно для наших особенных детей преподнести этот материал, воспитать
любовь к родному краю, нашей малой родине, как активизировать и привлечь родителей к
сотрудничеству по патриотическому воспитанию?
В
последние
десятилетия
приобретает
большую
популярность
в
системе
дошкольного образования и воспитания музейная педагогика — создаются музейные
программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы
М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач,
связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-
педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского
сада. Так несколько лет в нашем ГБДОУ НАО «ЦРР-ДС «Солнышко» функционирует
«Русская изба» - комната русского быта, представляющая собой целый музей,
вместивший атрибуты быта, культуры, истории русского народа. А также совместными
силами педагогов и родителей был создан мини - музей «Краеведы», который содержит
богатейший материал о Ненецком автономном округе, его растительном и животном
мире, о труде оленеводов, их быте и обычаях, ненецких орнаментах – все это мы
используем в работе по патриотическому воспитанию дошкольников. Кроме того, в
музеях ДОУ созданы все условия для проявления активности детей, каждый экспонат
музея доступен ребёнку, он может его не только рассматривать, но и трогать.
Дошкольнику с ОВЗ недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше
запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, подвигается с нею.
Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей,
дети,
конечно,
с
помощью
воспитателя
имеют
возможность
взять
с
полки
заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, поставить
ухватом горшок в русскую печь, «напилить и наколоть дров», примерить на себя
украшения из сундучка…Таким образом мы создаем для них специальные воспитательно
- образовательные условия.
Мы воспитываем детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым
нужен особый подход, т.к. они медленнее воспринимают и запоминают материал.
Согласно требованиям ФГОС ДО и ФАОП ДО мы организуем образовательную среду в
детском саду в соответствии с местными условиями и возрастными и психологическими
особенностями наших детей, используя возможности музеев. Мы серьезно продумываем,
что можно показать в ближайшем окружении, о чём и как рассказать нашим детям,
выделив самое характерное для нашего города и края. Известный психолог А.В.
Запорожец говорил, что нравственные чувства развиваются под влиянием условий
воспитания. Важно не только обогащать впечатления, но и воспитывать чувства и
отношения, развивать эмоциональную отзывчивость детей с ОВЗ: умение видеть,
понимать красоту и значимость ближайшего окружения, бережно относится к нему и
дорожить им.
А использование методик и приемов, форм музейной педагогики
обусловлено расширением средств педагогического воздействия на дошкольников,
формирующих
у
детей
более
полное
представлений
об
окружающем
мире,
способствующих умственному и речевому развитию и социальной отзывчивости детей с
ОВЗ.
В первый год работы с детьми с ОВЗ мы разработали и реализовали педагогический
проект «Здравствуй, музей!», в рамках которого провели цикл занятий и мероприятий, на
которых наши дети узнали, что такое музей, экспонаты, познакомились с профессией
экскурсовода, с правилами поведения в музее, В ходе работы использовались как
традиционные технологии, так и современные:
- педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в
соответствии интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с
особенным ребенком, помогать ему; игровые технологии, способствующие повышению
интереса к разным вида деятельности, созданию благоприятной эмоциональной
обстановки, активности каждого ребенка;
- здоровьесберегающие технологии, использование
которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность,
снизить порог утомляемости особенных детей, повысить внимание и пр.;
- индивидуально-дифференцированный подход,
- развивающие дидактические задания и подвижные игры с региональным компонентом.
При формировании компетенций детей в области музейной педагогики осуществлялась
специально организованная деятельность в следующем направлении:
- занятия, направленные на получение детьми знаний о музее, как учреждении культуры,
музейных
экспонатах,
музейных
профессиях,
интерактивные
занятия,
например
«Путешествие по родному краю»;
-
использование
музейной тематики
на
обучающих
занятиях
при
реализации
адаптированных образовательных программы ДО для детей с ЗПР и ТНР;
-
включение
элементов
музейной
педагогики
в
организованную
деятельность
воспитанников
(беседы
,
экскурсии
,
чтение и рассматривание иллюстраций, презентации
,
познавательные досуги, викторины, встречи с работниками музеев…);
-
после определенных мероприятий дети с ОВЗ отражают полученные знания в
продуктивных видах деятельности, передают свои впечатления в рисунках, аппликации,
лепке, других творческих работах, из которых формируются выставки в группе и мини-
музеях детского сада: «Наш край». «Природа Заполярья», «Животные тундры» и т.п..
Обучение проводилось систематически с учетом возможностей детей, применяя
дифференциацию обучения в работе с детьми с ОВЗ по совместно с родителями
разработанному плану.
Вместе с родителями часто посещали выставки и занятия в
Краеведческом музее и Этно – культурном Центре города Нарьян-Мара, проводили
занятия и в мини- музеях нашего детского сада. Такой опыт показал, что эти мероприятия
более эффективны и очень нравятся дошкольникам с ОВЗ, т.к. их внимание привлекают
разнообразные
экспонаты, натуральные предметы, дети меньше устают, лучше
запоминают и усваивают материал в новой обстановке, видят много нового, необычного.
Постепенно увеличивалось число участников – родителей, некоторые откровенно
признавались, что ни разу не были в музее, мало что знают о Родном крае и не уделяют
этому время и были очень довольны, благодарили нас, активно включались в работу с
детьми, закрепляли полученные знания и представления дома. Первая наша встреча с
сотрудниками музея – заповедника «Пустозерск» произошла на обзорной экскурсии,
когда сотрудник музея - заповедника очень интересно, увлекательно и доступно рассказал
о Пустозерске, о его быте и культуре северян. Дети, педагоги и родители познакомились с
промыслами жителей Пусотзерска – первого русского города в Арктике, с укладом жизни
северян, с их бытом и традициями гостеприимства, с предметами, вышедшими из
употребления, о
трудолюбии семьи, об уважение и почтении к своим родителям.
Экскурсовод показала и рассказала об обстановке жилого пустозерского дома с сенями,
горницей, кухней. В доступной форме рассказала об особенностях строения первого дома
Шевелёвых. Узнали, что такое: чунки и кунды, язейка и коловорот, коромысло и хлуд,
подойник и каток, лагун и ласт, грабилка, ухват и морильник. В горнице увидели люльку,
в которой раньше качали малышей. В сенях нарты, парус, сапоги рыбацкие. Рассмотрели
сети, одежду для рыбалки; приспособление для сбора ягод "грабилка", ею собирают в
тундре чернику, голубику, бруснику, воронику. В горнице у довольно благополучного
хозяина увидели швейную машинку и старинный сундук. В кухне стояла русская печь,
самовар, морильница для углей, утюг на углях. А также уголок кухни с посудником,
кадушками и более современным самоваром, вероятно середины 20 века…
А ведь еще
сто лет назад эти предметы были почти в каждом пустозерском доме, и все эти подлинные
вещи дети и родители увидели своими глазами. В окружении старины и домашней
обстановки мы почувствовали неспешность и обстоятельность семейного уклада
пустозерцев – семьи Шевелевых.
Сотрудники музея познакомили нас с образовательными программами по
нравственно - патриотическому воспитанию, которые они реализуют в образовательных
организациях и предложили нам сотрудничать с ними. Обсудив это предложение с
родителями наших воспитанников и администрацией детского сада, мы приняли решение
о совместной работе по реализации программы «Жили – были в Пустозерске», цель
которой
–
содействие
всестороннему
формированию
личности,
духовному,
нравственному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения Ненецкого
автономного округа.
Так второй учебный год мы работаем по этой парциальной
образовательной программе. Содержание и материал к занятиям готовили совместно.
Проводили занятия и сотрудники Пустозерского музея- заповедника, как в залах музея,
так и в детском саду, используя экспонаты, мультимедиа – презентации и проводя мастер
– классы по истории, природе Пустозерска и быту жителей Нижьепечорья. Родители были
нашими верными помощниками и активными участниками, они дома продолжали
обсуждать и закреплять полученные новые знания. Занятия очень понравились детям,
вызвали яркий эмоциональный отклик у детей с ОВЗ . Они долго были под впечатлением,
отражали это в рисунках, всем рассказывали, побуждали других родителей, кто не смог
прийти, просили ещё раз сходить посмотреть, задавали много вопросов, обсуждали. А
особенно запомнились занятия:
«Хорошего рыбака видно издалека, на котором узнали о промысловых рыбах в
Пустозерской волости и рыбацком быте, дети поиграли в игру «Ловись рыбка», а на
мастер - классе с использованием ножниц и цветных карандашей изготовили щуку.
О северных ягодах, и их целебных свойствах, о заготовке на зиму и использования
жителями Нижнепечорья познакомились на занятии «Природное застолье». Вылепили
ягоду – морошку из пластилина.
На занятии «Карабасы и кочи до дела охочи» рассказали о старинных северных
промысловых судах, дети познакомились со строением лодки и разновидностями
судов: карбас, шняка, коч, дощанник, В совместной практической деятельности
изготовили лодку из бумаги в технике «оригами».
На занятии «Пернатые соседи» с детьми была проведена очень содержательная
беседа о птицах, обитающих на территории Пустозерска с использованием
мультимедиа-презентации. Дети нашей группы с большим интересом слушали
научного сотрудника, узнали много полезной и интересной информации о птицах,
активно отвечали на вопросы взрослого и одновременно задавали сами вопросы. А на
мастер-классе изготовили птицу из фетра. Получились красивые птички – снегири.
Детские глаза светились от счастья и радости!
В заключение цикла занятий по заданной образовательной программе «Жили – были
в Пустозерске» научный сотрудник музея провёл обзорную экскурсию для детей и
родителей и мастер – класс по новой технологии – металлопластике: изготовление
поделок из фольги «Песец» и «Летящая птица».
Таким образом, совместно реализуя данную образовательную программу, мы
решали сразу несколько актуальных задач, стоящих перед дошкольным образованием на
современном этапе:
нравственно – патриотическое воспитание детей - дошкольников с ОВЗ средствами
музейной педагогики;
вовлечение родителей в образовательный процесс, приобщение их к музеям нашего
города;
социальное партнерство – связь с социумом;
формирование детского и родительского коллектива, способствование сближению
родителей и детей с ОВЗ посредством совместных мероприятий.
Мы
ещё
раз
убедились,
что
включение
региональных
особенностей
в
образовательную среду средствами музейной педагогики способствует не только
воспитанию дошкольников, но и гражданственному становлению личности.
В результате нашей совместной плодотворной работы с сотрудниками музея у детей
и
родителей
появился
интерес
к
краеведенью,
стали
более
эффективными
и
доверительными взаимоотношения педагогов, детей с ОВЗ и их родителей. Считаем, что
эту работу необходимо продолжить и рекомендовать использовать в коррекционной
работе с дошкольниками.
Литература
Лукашева Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей
учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31
Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т.
Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31
Турилова Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова //
Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89
Якубенко Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление
ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94