Напоминание

Музейная деятельность как эффективное условие воспитания нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Поздеева Филицада Андреевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "ЦРР - детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: г. Нарьян-Мар
Наименование материала: Опыт работы учителя-дефектолога
Тема: Музейная деятельность как эффективное условие воспитания нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы учителя-дефектолога в ГБДОУ НАО «ЦРР - детский сад «Солнышко»

Тема: "Музейная деятельность как эффективное условие воспитания нравственных

качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Автор: Поздеева Филицада Андреевна – учитель - дефектолог

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

(Народная мудрость)

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных

подходов к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, реализация

которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой

деятельности с подрастающим поколением. В современных государственных документах

в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,

«Национальной доктрине образования в РФ», в указе Президента «О совершенствовании

государственной политики в области патриотического воспитания», в ФГОС ДО и других

федеральных документах, говорится о необходимости включения регионального

компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения

формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные

качества. Во ФАОП ДО также подчёркивается необходимость работы по нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных и возрастных

особенностей, национальной культуры и традиции народа.

Наш Ненецкий автономный округ и столица его - город Нарьян – Мар имеет хоть и

небольшую историю развития и становления, но обладает достаточно колоритной и

самобытной

культурой

народа,

проживающих

в

этих

местах.

А

результаты

педагогической диагностики детей с ЗПР, ТНР и анкетирования родителей воспитанников

группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

(ЗПР) и для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) показали нам низкий уровень

представлений у детей с ОВЗ о нашем крае, родной культуре. Кроме того, данные

анкетирования родителей показало, что и родители мало знают и практически не

посещают музеи и выставки нашего города. Мы столкнулись с проблемой: как лучше,

интереснее и доступно для наших особенных детей преподнести этот материал, воспитать

любовь к родному краю, нашей малой родине, как активизировать и привлечь родителей к

сотрудничеству по патриотическому воспитанию?

В

последние

десятилетия

приобретает

большую

популярность

в

системе

дошкольного образования и воспитания музейная педагогика — создаются музейные

программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы

М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач,

связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-

педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского

сада. Так несколько лет в нашем ГБДОУ НАО «ЦРР-ДС «Солнышко» функционирует

«Русская изба» - комната русского быта, представляющая собой целый музей,

вместивший атрибуты быта, культуры, истории русского народа. А также совместными

силами педагогов и родителей был создан мини - музей «Краеведы», который содержит

богатейший материал о Ненецком автономном округе, его растительном и животном

мире, о труде оленеводов, их быте и обычаях, ненецких орнаментах – все это мы

используем в работе по патриотическому воспитанию дошкольников. Кроме того, в

музеях ДОУ созданы все условия для проявления активности детей, каждый экспонат

музея доступен ребёнку, он может его не только рассматривать, но и трогать.

Дошкольнику с ОВЗ недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше

запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, подвигается с нею.

Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей,

дети,

конечно,

с

помощью

воспитателя

имеют

возможность

взять

с

полки

заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, поставить

ухватом горшок в русскую печь, «напилить и наколоть дров», примерить на себя

украшения из сундучка…Таким образом мы создаем для них специальные воспитательно

- образовательные условия.

Мы воспитываем детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым

нужен особый подход, т.к. они медленнее воспринимают и запоминают материал.

Согласно требованиям ФГОС ДО и ФАОП ДО мы организуем образовательную среду в

детском саду в соответствии с местными условиями и возрастными и психологическими

особенностями наших детей, используя возможности музеев. Мы серьезно продумываем,

что можно показать в ближайшем окружении, о чём и как рассказать нашим детям,

выделив самое характерное для нашего города и края. Известный психолог А.В.

Запорожец говорил, что нравственные чувства развиваются под влиянием условий

воспитания. Важно не только обогащать впечатления, но и воспитывать чувства и

отношения, развивать эмоциональную отзывчивость детей с ОВЗ: умение видеть,

понимать красоту и значимость ближайшего окружения, бережно относится к нему и

дорожить им.

А использование методик и приемов, форм музейной педагогики

обусловлено расширением средств педагогического воздействия на дошкольников,

формирующих

у

детей

более

полное

представлений

об

окружающем

мире,

способствующих умственному и речевому развитию и социальной отзывчивости детей с

ОВЗ.

В первый год работы с детьми с ОВЗ мы разработали и реализовали педагогический

проект «Здравствуй, музей!», в рамках которого провели цикл занятий и мероприятий, на

которых наши дети узнали, что такое музей, экспонаты, познакомились с профессией

экскурсовода, с правилами поведения в музее, В ходе работы использовались как

традиционные технологии, так и современные:

- педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в

соответствии интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с

особенным ребенком, помогать ему; игровые технологии, способствующие повышению

интереса к разным вида деятельности, созданию благоприятной эмоциональной

обстановки, активности каждого ребенка;

- здоровьесберегающие технологии, использование

которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность,

снизить порог утомляемости особенных детей, повысить внимание и пр.;

- индивидуально-дифференцированный подход,

- развивающие дидактические задания и подвижные игры с региональным компонентом.

При формировании компетенций детей в области музейной педагогики осуществлялась

специально организованная деятельность в следующем направлении:

- занятия, направленные на получение детьми знаний о музее, как учреждении культуры,

музейных

экспонатах,

музейных

профессиях,

интерактивные

занятия,

например

«Путешествие по родному краю»;

-

использование

музейной тематики

на

обучающих

занятиях

при

реализации

адаптированных образовательных программы ДО для детей с ЗПР и ТНР;

-

включение

элементов

музейной

педагогики

в

организованную

деятельность

воспитанников

(беседы

,

экскурсии

,

чтение и рассматривание иллюстраций, презентации

,

познавательные досуги, викторины, встречи с работниками музеев…);

-

после определенных мероприятий дети с ОВЗ отражают полученные знания в

продуктивных видах деятельности, передают свои впечатления в рисунках, аппликации,

лепке, других творческих работах, из которых формируются выставки в группе и мини-

музеях детского сада: «Наш край». «Природа Заполярья», «Животные тундры» и т.п..

Обучение проводилось систематически с учетом возможностей детей, применяя

дифференциацию обучения в работе с детьми с ОВЗ по совместно с родителями

разработанному плану.

Вместе с родителями часто посещали выставки и занятия в

Краеведческом музее и Этно – культурном Центре города Нарьян-Мара, проводили

занятия и в мини- музеях нашего детского сада. Такой опыт показал, что эти мероприятия

более эффективны и очень нравятся дошкольникам с ОВЗ, т.к. их внимание привлекают

разнообразные

экспонаты, натуральные предметы, дети меньше устают, лучше

запоминают и усваивают материал в новой обстановке, видят много нового, необычного.

Постепенно увеличивалось число участников – родителей, некоторые откровенно

признавались, что ни разу не были в музее, мало что знают о Родном крае и не уделяют

этому время и были очень довольны, благодарили нас, активно включались в работу с

детьми, закрепляли полученные знания и представления дома. Первая наша встреча с

сотрудниками музея – заповедника «Пустозерск» произошла на обзорной экскурсии,

когда сотрудник музея - заповедника очень интересно, увлекательно и доступно рассказал

о Пустозерске, о его быте и культуре северян. Дети, педагоги и родители познакомились с

промыслами жителей Пусотзерска – первого русского города в Арктике, с укладом жизни

северян, с их бытом и традициями гостеприимства, с предметами, вышедшими из

употребления, о

трудолюбии семьи, об уважение и почтении к своим родителям.

Экскурсовод показала и рассказала об обстановке жилого пустозерского дома с сенями,

горницей, кухней. В доступной форме рассказала об особенностях строения первого дома

Шевелёвых. Узнали, что такое: чунки и кунды, язейка и коловорот, коромысло и хлуд,

подойник и каток, лагун и ласт, грабилка, ухват и морильник. В горнице увидели люльку,

в которой раньше качали малышей. В сенях нарты, парус, сапоги рыбацкие. Рассмотрели

сети, одежду для рыбалки; приспособление для сбора ягод "грабилка", ею собирают в

тундре чернику, голубику, бруснику, воронику. В горнице у довольно благополучного

хозяина увидели швейную машинку и старинный сундук. В кухне стояла русская печь,

самовар, морильница для углей, утюг на углях. А также уголок кухни с посудником,

кадушками и более современным самоваром, вероятно середины 20 века…

А ведь еще

сто лет назад эти предметы были почти в каждом пустозерском доме, и все эти подлинные

вещи дети и родители увидели своими глазами. В окружении старины и домашней

обстановки мы почувствовали неспешность и обстоятельность семейного уклада

пустозерцев – семьи Шевелевых.

Сотрудники музея познакомили нас с образовательными программами по

нравственно - патриотическому воспитанию, которые они реализуют в образовательных

организациях и предложили нам сотрудничать с ними. Обсудив это предложение с

родителями наших воспитанников и администрацией детского сада, мы приняли решение

о совместной работе по реализации программы «Жили – были в Пустозерске», цель

которой

содействие

всестороннему

формированию

личности,

духовному,

нравственному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения Ненецкого

автономного округа.

Так второй учебный год мы работаем по этой парциальной

образовательной программе. Содержание и материал к занятиям готовили совместно.

Проводили занятия и сотрудники Пустозерского музея- заповедника, как в залах музея,

так и в детском саду, используя экспонаты, мультимедиа – презентации и проводя мастер

– классы по истории, природе Пустозерска и быту жителей Нижьепечорья. Родители были

нашими верными помощниками и активными участниками, они дома продолжали

обсуждать и закреплять полученные новые знания. Занятия очень понравились детям,

вызвали яркий эмоциональный отклик у детей с ОВЗ . Они долго были под впечатлением,

отражали это в рисунках, всем рассказывали, побуждали других родителей, кто не смог

прийти, просили ещё раз сходить посмотреть, задавали много вопросов, обсуждали. А

особенно запомнились занятия:

«Хорошего рыбака видно издалека, на котором узнали о промысловых рыбах в

Пустозерской волости и рыбацком быте, дети поиграли в игру «Ловись рыбка», а на

мастер - классе с использованием ножниц и цветных карандашей изготовили щуку.

О северных ягодах, и их целебных свойствах, о заготовке на зиму и использования

жителями Нижнепечорья познакомились на занятии «Природное застолье». Вылепили

ягоду – морошку из пластилина.

На занятии «Карабасы и кочи до дела охочи» рассказали о старинных северных

промысловых судах, дети познакомились со строением лодки и разновидностями

судов: карбас, шняка, коч, дощанник, В совместной практической деятельности

изготовили лодку из бумаги в технике «оригами».

На занятии «Пернатые соседи» с детьми была проведена очень содержательная

беседа о птицах, обитающих на территории Пустозерска с использованием

мультимедиа-презентации. Дети нашей группы с большим интересом слушали

научного сотрудника, узнали много полезной и интересной информации о птицах,

активно отвечали на вопросы взрослого и одновременно задавали сами вопросы. А на

мастер-классе изготовили птицу из фетра. Получились красивые птички – снегири.

Детские глаза светились от счастья и радости!

В заключение цикла занятий по заданной образовательной программе «Жили – были

в Пустозерске» научный сотрудник музея провёл обзорную экскурсию для детей и

родителей и мастер – класс по новой технологии – металлопластике: изготовление

поделок из фольги «Песец» и «Летящая птица».

Таким образом, совместно реализуя данную образовательную программу, мы

решали сразу несколько актуальных задач, стоящих перед дошкольным образованием на

современном этапе:

нравственно – патриотическое воспитание детей - дошкольников с ОВЗ средствами

музейной педагогики;

вовлечение родителей в образовательный процесс, приобщение их к музеям нашего

города;

социальное партнерство – связь с социумом;

формирование детского и родительского коллектива, способствование сближению

родителей и детей с ОВЗ посредством совместных мероприятий.

Мы

ещё

раз

убедились,

что

включение

региональных

особенностей

в

образовательную среду средствами музейной педагогики способствует не только

воспитанию дошкольников, но и гражданственному становлению личности.

В результате нашей совместной плодотворной работы с сотрудниками музея у детей

и

родителей

появился

интерес

к

краеведенью,

стали

более

эффективными

и

доверительными взаимоотношения педагогов, детей с ОВЗ и их родителей. Считаем, что

эту работу необходимо продолжить и рекомендовать использовать в коррекционной

работе с дошкольниками.

Литература

Лукашева Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей

учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31

Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т.

Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31

Турилова Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова //

Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89

Якубенко Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление

ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94



В раздел образования




Яндекс.Метрика