Автор: Первова Татьяна Вадимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Дзержинск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Раздел: среднее профессиональное
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУ-
ДЕНТОВ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Результатом компетентностного подхода является выпускник, владею-
щий компетенциями, т.е. тем, что он может делать, к чему он готов. Особая
роль в этом принадлежит дисциплинам педагогического цикла. В процессе
преподавания педагогики очень важно показать студентам значение теорети-
ческих знаний в развитии профессиональной компетентности. Включение в
систему уроков по каждой теме практических занятий позволяет актуализи-
ровать теоретические знания, мобилизовать студентов на решение поставлен-
ных вопросов. В процессе работы учитель ежедневно сталкивается с необхо-
димостью решения разнообразных задач. Компетентность учителя прояв-
ляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как
формирует на основе многостороннего анализа цели и задачи как формули-
рует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятель-
ности; как организует коллектив учащихся на решение этих задач. Педагоги-
ческие задачи помогут студентам научиться более пристально всматриваться
в сложный мир педагогических явлений, принимать обоснованные решения,
овладевать качествами высокоорганизованного мышления.
Методика использования педагогических ситуаций и задач весьма разно-
образна. Они применяются на лекциях, семинарских и практических заняти-
ях; при самостоятельной работе студентов над темой; на заседаниях науч-
ных студенческих обществ; их могут использовать при подготовке докла-
дов, рефератов, курсовых работ. Уже не первый год практикуется включение
практических заданий в материалы промежуточной и итоговой аттестации
студентов.
Приведем некоторые приемы работы над педагогическими задачами. В
лекциях задачи можно использовать для иллюстрации теоретических поло-
жений или же как фактический материал для соответствующих выводов. По-
становка задачи перед аудиторией позволяет проверить усвоение и понима-
ние студентами определенных теоретических положений темы. В этих случа-
ях задачи являются удобным средством для установления обратной связи и в
то же время повышают интерес к изучаемому курсу.
В этой связи интересен и такой прием, когда одна и та же задача решает-
ся студентами дважды: перед изучением соответствующей темы и после ее
изучения. Предварительное решение задачи повышает у студентов интерес к
теме, заставляет их более внимательно слушать излагаемый материал, искать
в теоретических положениях подтверждение правильности своих суждений и
выводов. Решение той же задачи после прослушанной темы убеждает студен-
тов в жизненности педагогических знаний, в том, что овладение теорией по-
могает найти правильный выход в сложной педагогической обстановке.
Более широко используются задачи на практических занятиях в форме
коллективного или группового обсуждения приведенного текста. При такой
организации работы студенты высказывают свои суждения, дают оценку пе-
дагогическому явлению, методам и приемам, вскрывают мотивы поведения
ребенка и линию действий воспитателя.
Одним из приемов работы над задачей является составление студентами
аналогичных задач или ситуаций. При этом они используют факты из соб-
ственной практики, результаты наблюдений за деятельностью детей и педа-
гогов, ситуации из педагогической и художественной литературы.
Текст педагогического задания и вопросы к нему может использоваться
и как домашнее задание, при подготовке к семинарскому занятию. Работая
над ними, студенты могут пользоваться необходимой литературой. В ходе
данной работы развивается информационная компетенция будущего учителя.
Другим средством формирования умений и навыков студентов является
организация практических занятий опытно-лабораторного характера. С этой
целью организуется наблюдение и анализ уроков и внеклассных занятий.
Достижению высокого уровня развития педагогического мышления
способствуют задания по самоанализу. С этой целью в структуру практиче-
ской подготовки студентов введена практика наблюдений по педагогике, в
ходе которой учащиеся анализируют собственные уроки и занятия, дают
теоретическое обоснование использованным методам, приемам, средствам и
формам организации. Данная работа способствует формированию компетен-
ции личностного самосовершенствования, саморегуляции.
Таким образом, организация практических занятий направлена на раз-
витие профессионально важных качеств личности, способствует освоению
предмета профессиональной деятельности, основ профессионального мастер-
ства, тем самым расширяя возможности формирования у студентов профес-
сиональной педагогической компетентности, расширяет возможности фор-
мирования у студентов прочных знаний, умений и навыков по педагогике,
способствует повышению интереса к предмету, осознанию педагогики как
прикладной науки.
Все это развивает педагогическое мышление студентов, учит глубоко
рассматривать педагогические факты и явления, содействует улучшению ка-
чества профессионально-педагогической подготовки будущего педагога.