Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ


Автор: Первова Татьяна Вадимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Дзержинск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУ-

ДЕНТОВ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Результатом компетентностного подхода является выпускник, владею-

щий компетенциями, т.е. тем, что он может делать, к чему он готов. Особая

роль в этом принадлежит дисциплинам педагогического цикла. В процессе

преподавания педагогики очень важно показать студентам значение теорети-

ческих знаний в развитии профессиональной компетентности. Включение в

систему уроков по каждой теме практических занятий позволяет актуализи-

ровать теоретические знания, мобилизовать студентов на решение поставлен-

ных вопросов. В процессе работы учитель ежедневно сталкивается с необхо-

димостью решения разнообразных задач. Компетентность учителя прояв-

ляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как

формирует на основе многостороннего анализа цели и задачи как формули-

рует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятель-

ности; как организует коллектив учащихся на решение этих задач. Педагоги-

ческие задачи помогут студентам научиться более пристально всматриваться

в сложный мир педагогических явлений, принимать обоснованные решения,

овладевать качествами высокоорганизованного мышления.

Методика использования педагогических ситуаций и задач весьма разно-

образна. Они применяются на лекциях, семинарских и практических заняти-

ях; при самостоятельной работе студентов над темой; на заседаниях науч-

ных студенческих обществ; их могут использовать при подготовке докла-

дов, рефератов, курсовых работ. Уже не первый год практикуется включение

практических заданий в материалы промежуточной и итоговой аттестации

студентов.

Приведем некоторые приемы работы над педагогическими задачами. В

лекциях задачи можно использовать для иллюстрации теоретических поло-

жений или же как фактический материал для соответствующих выводов. По-

становка задачи перед аудиторией позволяет проверить усвоение и понима-

ние студентами определенных теоретических положений темы. В этих случа-

ях задачи являются удобным средством для установления обратной связи и в

то же время повышают интерес к изучаемому курсу.

В этой связи интересен и такой прием, когда одна и та же задача решает-

ся студентами дважды: перед изучением соответствующей темы и после ее

изучения. Предварительное решение задачи повышает у студентов интерес к

теме, заставляет их более внимательно слушать излагаемый материал, искать

в теоретических положениях подтверждение правильности своих суждений и

выводов. Решение той же задачи после прослушанной темы убеждает студен-

тов в жизненности педагогических знаний, в том, что овладение теорией по-

могает найти правильный выход в сложной педагогической обстановке.

Более широко используются задачи на практических занятиях в форме

коллективного или группового обсуждения приведенного текста. При такой

организации работы студенты высказывают свои суждения, дают оценку пе-

дагогическому явлению, методам и приемам, вскрывают мотивы поведения

ребенка и линию действий воспитателя.

Одним из приемов работы над задачей является составление студентами

аналогичных задач или ситуаций. При этом они используют факты из соб-

ственной практики, результаты наблюдений за деятельностью детей и педа-

гогов, ситуации из педагогической и художественной литературы.

Текст педагогического задания и вопросы к нему может использоваться

и как домашнее задание, при подготовке к семинарскому занятию. Работая

над ними, студенты могут пользоваться необходимой литературой. В ходе

данной работы развивается информационная компетенция будущего учителя.

Другим средством формирования умений и навыков студентов является

организация практических занятий опытно-лабораторного характера. С этой

целью организуется наблюдение и анализ уроков и внеклассных занятий.

Достижению высокого уровня развития педагогического мышления

способствуют задания по самоанализу. С этой целью в структуру практиче-

ской подготовки студентов введена практика наблюдений по педагогике, в

ходе которой учащиеся анализируют собственные уроки и занятия, дают

теоретическое обоснование использованным методам, приемам, средствам и

формам организации. Данная работа способствует формированию компетен-

ции личностного самосовершенствования, саморегуляции.

Таким образом, организация практических занятий направлена на раз-

витие профессионально важных качеств личности, способствует освоению

предмета профессиональной деятельности, основ профессионального мастер-

ства, тем самым расширяя возможности формирования у студентов профес-

сиональной педагогической компетентности, расширяет возможности фор-

мирования у студентов прочных знаний, умений и навыков по педагогике,

способствует повышению интереса к предмету, осознанию педагогики как

прикладной науки.

Все это развивает педагогическое мышление студентов, учит глубоко

рассматривать педагогические факты и явления, содействует улучшению ка-

чества профессионально-педагогической подготовки будущего педагога.



В раздел образования




Яндекс.Метрика