Напоминание

"Психолого-педагогические условия развития памяти детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Ткаченко Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №47 "Искорка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: "Психолого-педагогические условия развития памяти детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогические условия развития памяти детей старшего

дошкольного возраста

(выступление на методическом объединении)

Составила: Ткаченко И.В. – воспитатель

МБДОУ ЦРР д\с №47 г. Ставрополь

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. У

старших дошкольников образ возникает на основе мыслительного анализа и

синтеза.

Развитие

и

перестройка

памяти

связаны

с

изменениями,

происходящими в разных сферах психической жизни ребенка и, прежде

всего, в познавательных процессах: восприятии и мышлении.

Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным,

все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет

наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более

важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание

памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение

происходят быстро, но бессистемно. Ребенок «перескакивает» с одного

признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто

удерживает второстепенное, а существенное забывает.

Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к

простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает

систематизацию

представлений.

Закрепляясь

в

слове,

последние

приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической

деятельности влечет за собой преобразование представления.

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе

активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных

произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.

Воспроизведение

текста,

изложение

собственного

опыта

становится

логичным, последовательным. Хорошо развита у детей данного возраста

эйдетическая память.

Память в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер.

Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший

интерес, дает наилучшие впечатления. Во многом этому способствует

игровая

деятельность,

в

которой

умение

запоминать

и

вовремя

воспроизводить

необходимые

сведения

является

одним

из

условий

достижения

успеха.

Важнейшие

изменения

в

памяти

дошкольника

происходят примерно в 4-х летнем возрасте. Память ребенка приобретает

элементы произвольности. Но, непроизвольная память, в целом сохраняет

господствующее положение.

Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти

отмечается в отношении такой психической функции, как воображение.

Большой скачек в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием

которой

является

наличие

замещающей

деятельности

и

предметов

заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто

символическим

и

постепенно

начинается

переход

к

действиям

с

воображаемыми

предметами.

Память

ребенка

приобретает

элементы

произвольности.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в

особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.

Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить,

использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться

правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение

произвольной

памяти

не

случайно,

оно

связано

с

возрастанием

регулирующей роли речи, с проявлением идеальной мотивации и умения

подчинять свои действия относительно отдельным целям, а также со

становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя

два этапа:

На первом этапе формируется необходимая мотивация, т. е. желание

что-либо запомнить или вспомнить.

На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для

этого мнемические действия и операции.

Память старшего дошкольника – первостепенный психологический

компонент учебно-познавательной деятельности. Кроме того, память может

рассматриваться

как

самостоятельная

мнемоническая

деятельность,

направленная специально на запоминание. В детском саду, а затем в школе

дети систематически запоминают большой по объему материал, а потом его

воспроизводят. Старший дошкольник легче запоминает то, что ярко,

необычно, что производит эмоциональное впечатление. Не владея мнемони-

ческой деятельностью в полном объеме, ребенок стремится к механическому

запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти

и вызывает огромные затруднения.

М.

Истомина

проанализировала,

как идет

процесс становления

произвольного и опосредствованного запоминания у дошкольников, и

пришла к следующим выводам:

в старшем дошкольном возрасте в естественных условиях развития

памяти, т. е. без специального обучения мнемическим операциям происходит

постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и

воспроизведению материала;

в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно

самостоятельно

развиваться

специальные

перцептивные

действия,

опосредствующие мнемические процессы;

эти перцептивные действия, направленные на то, чтобы лучше

запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

Мнемоническая деятельность лишь в младшем школьном возрасте

становится

все

более

произвольной

и

осмысленной.

Показателем

осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами,

способами запоминания.

Чаще всего для запоминания старшие дошкольники используется

простое повторение. У них появляются первые признаки смыслового

запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал

лучше, чем без такой работы.

Важнейший прием запоминания – деление текста на смысловые части,

составление плана. В многочисленных психологических исследованиях

подчеркивается, что при запоминании дошкольники затрудняются разбивать

текст на смысловые части, они не могут вычленить существенное, главное в

каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически

расчленяют запоминаемый материал с целью более легкого заучивания мень-

ших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на

смысловые части по памяти, и делают они это лучше, лишь когда

непосредственно воспринимают текст. Поэтому работа по расчленению

текста должна начинаться с того момента, когда дети в устной форме

передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им

осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть

план решения сложной по содержанию арифметической задачи или литера-

турного произведения), запомнить эту логическую последовательность и

соответственно воспроизвести.

Применяются

и

другие

способы,

облегчающие

запоминание,

сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что запоминается, с

чем-либо уже хорошо известным, а сопоставляются отдельные части,

вопросы внутри запоминаемого. Сначала эти способы используются детьми в

процессе непосредственного запоминания с учетом внешних вспомо-

гательных средств (предметы, картины), а затем внутренних (нахождение

сходства между новым и старым материалом, составление плана и т.п.).

Следует

также

отметить,

что

без

специального

обучения

старший

дошкольник не может использовать рациональных приемов заучивания, так

как все они требуют применения сложных мыслительных операций (анализа,

синтеза, сравнения), которыми он постепенно только овладевает.

К концу

дошкольного возраста,

т. е.

к

6—7 годам,

процесс

произвольного

запоминания

можно

считать

сформированным.

Его

внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка

обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

Овладение старшими дошкольниками приемами воспроизведения

также характеризуется своими особенностями. Воспроизведение – трудная

для дошкольника деятельность, требующая постановки цели, включения

процессов мышления, самоконтроля. В самом начале обучения самоконтроль

у детей слабо развит и его совершенствование проходит несколько этапов.

Сначала ребенок может только многократно повторять материал при

заучивании, далее он пытается проконтролировать себя, т.е. используя

узнавание,

затем

в

процессе

познания

формируется

потребность

в

воспроизведении.

Исследования

психологов

показывают,

что

такая

потребность

возникает у старших дошкольников в первую очередь при заучивании

стихотворений, но именно при заучивании и совершенствуется в дальнейшем

мыслительная деятельность.

В ряде исследований подчеркивается особая роль отсроченного

воспроизведения

в

осмысливании

познаваемого

материала,

который

запоминается

ребенком.

В

процессе

запоминания

и

особенно

воспроизведения интенсивно развивается произвольная память, и к первому

классу ее продуктивность у детей, по сравнению с непроизвольной, резко

возрастает. Однако ряд психологических исследований показывает, что в

дальнейшем оба вида памяти развиваются вместе и взаимосвязано. Это

объясняется тем, что развитие произвольного запоминания и соответственно

умения применять его приемы помогает затем анализу содержания учебного

материала и его лучшему запоминанию.

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей

неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например,

произвольное

воспроизведение

возникает

раньше,

чем

произвольное

запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка к

выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит

развитие у него процессов памяти. Поэтому продуктивность запоминания в

игре у детей старшего дошкольного возраста намного выше, чем вне ее.

Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к

потребностной сфере ребёнка. В ней происходит первичная эмоционально-

действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает

осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и

потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у

ребёнка старшего дошкольного возраста возникают новые по своему

содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.

Существенно важным является то, что в игре возникает новая

психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе,

что именно в игре происходит переход от непосредственных желаний, к

мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани

сознательности.

Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе

игры, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно

проходить формирование всякого умственного действия и связанного с ним

понятия:

этап формирования действия на материальных предметах или их

материальных моделях-заменителях;

этап формирования того же действия в плане громкой речи;

этап формирования собственно умственного действия.

В основе любой игровой методики должны лежать следующие

принципы:

Актуальность дидактического материала

(актуальные формулировки

игровых задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям

воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении

верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу,

в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели

доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

Соревновательность

создает у дошкольников стремление выполнить

задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на

выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого

результата с другой.

Считается, что к старшему дошкольному возрасту значительно

увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной

памяти и переводится в оперативную,

а также объем и время действия

оперативной

памяти.

С

возрастом

развивается

способность

ребенка

оценивать возможности собственной памяти, причем, чем старше дети, тем

лучше они могут это делать.

Психологи различают кратковременную и долговременную память, а

также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала:

моторную, зрительную, слуховую и логическую. Однако выделить их в

чистом виде в дошкольном возрасте довольно сложно и возможно только в

искусственных условиях, так как в реальной деятельности, в том числе и в

познавательной и игровой, они выступают в единстве или в определенных

сочетаниях, например,

а) зрительная память необходима для выполнения работы по образцу;

б) слуховая память – для работы по словесной инструкции с указанием

порядка выполнения задания;

в) логическая память – для запоминания последовательности слов,

которые

могут

быть

объединены

в

смысловые

группировки,

последовательности действий в сюжетных рассказах и т.д.

Самыми простыми и доступными способами развития всех видов

памяти старших дошкольников могут служить специальные игровые

упражнения, задания, дидактические игры и все виды продуктивной

деятельности детей.

Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо

организовать

работу

ребенка

по

образцу,

которую

необходимо

осуществлять по следующим этапам:

сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец,

затем время рассматривания образца сокращается нескольких минут (в

зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок

успел

рассмотреть

и

запечатлеть

образец.

Эти

виды

упражнений

целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка,

работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам в тетрадях.

на определенное ограниченное время ребенку предъявляют какую-либо

сюжетную картинку, содержание которой дети должны детально изучить и

потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в

которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние

изображения. Эти отличия и должны уловить дети.

Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия,

материал и сюжеты игр.

Для развития слуховой памяти целесообразно использовать:

упражнения

для

развития

зрительно-моторной

памяти,

но

с

применением вместо наглядного образца словесного описания;

упражнения

для

развития

зрительно-моторной

памяти,

но

с

применением инструкции предлагаемой деятельности: например, попросить

ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без

обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по

словесному описанию и т.д.

Логическая

память.

Основой

логической

памяти

является

использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства за-

поминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно

вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда

оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». В качестве

мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:

смысловое соотнесение,

классификация – прочитать ребенку набор слов (10-15), которые можно

разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и

т.д.), а затем попросить назвать слова, которые он запомнил. Характер

воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у

ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической

памяти. Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в

называемых словах, а старается запомнить механически, можно ему

объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова

в группы по смыслу.

выделение смысловых опор – можно заменить отдельные предметы для

запоминания каким-либо рассказом с четко выделенными смысловыми

блоками. Если ребенок не уловил последовательности событий и связь между

ними, ему нужно помочь, показав на примере, как можно запомнить сюжет с

опорой на смысловые компоненты.

составление плана – для облегчения запоминания смысловых блоков

можно использовать простые, схематические рисунки-памятки, опорные

знаки или слова и др.

Процесс развития логической памяти у дошкольников должен быть

специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого

возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы

смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к

испытанному средству – механическому повторению.

Специальные исследования показывают, что обучение мнемическому

приему, в основе которого лежит умственное действие, которое должно

включать два этапа:

формирование самого умственного действия;

использование его как мнемического приема, средства запоминания.

Таким образом, прежде чем использовать, например, прием клас-

сификации

для

запоминания

материала,

необходимо

овладеть

классификацией как самостоятельным умственным действием.

Как видно из вышеизложенного, процессы памяти в дошкольном

детстве характеризуются возрастными особенностями, знание и учет которых

необходимы педагогу для организации успешного обучения и умственного

развития личности старших дошкольников в целом.

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход

от непроизвольной памяти к произвольной. Сначала ребенок осознает цель

припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать

анемические средства и приемы, (например, прием логической группировки

материала). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки

для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым

понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным

образцом.

Один из важных путей генезиса памяти дошкольника – развитие ее

опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в

частности, символических, когда дошкольник начинает управлять собственной

памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя

другого.

Это

сближает

память

с

мышлением,

развитием

знаково-

символической функции сознания.

На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды

деятельности ребенка старшего дошкольного возраста, но игра среди них

занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении

игрового здания имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.

Литература:

1.

Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001г.

2.

Божович Л.И. Очерки психологии детей. /Под редакцией А.Н.

Леонтьева и Л.И Божович. - М.: 1990 г.

3.

Гальперин П.Л. Умственное действие как основа формирования мысли

и образа. //Вопросы психологии,1997 г., №6

4.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1:

Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986г.

5.

Истомина З.М. Развитие памяти. - М., 1998 г.

6.

Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. М., 1983 г.

7.

Лурия А. Р. Внимание и память. –М.: Просвещение,1995 г.

8.

Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М.: Просвещение, 2003г.

9.

Николаев Н. Что мы знаем о памяти. - М., 1998 г.

10.Норманн Д.А. Память и научение. М., 1983 г.

11.Роберт Кайл Детская психология. Тайны психики ребенка. Третье

международное издание. С-пб: Прайм-еврознак, Издательский дом Нева, М:

Олма-пресс. 2002г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика