Автор: Ольга Александровна Пермякова
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СОВЕТСКИЙ РАЙОН, ЗЕЛЕНОБОРСК
Наименование материала: статья
Тема: «Физическая готовность ребенка к школе»
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Физическая готовность ребенка к школе»
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная,
нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к
школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных
нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы
значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского
организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году
обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не
адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о
недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный
период жизни.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и
общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка
помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в
новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках,
своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
Физическая готовность ребенка к школе. Все задачи по физической подготовке
выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически
и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели
физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг,
окружность грудной клетки - 57-58 см. Основные движения становятся более сложными:
увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать
внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут
подбрасывать и ловить мяч одной рукой.
Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта (ходьбы на
лыжах, катания на коньках, плавания), овладевают навыками езды на велосипеде,
осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, горки и др.). Серьезные требования
предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников - к таким как
выносливость, ловкость, быстрота, сила.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность
переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески
использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность
должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от
уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов - 1200-1500.
Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям
характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической
культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.
Физическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста
включает
в
себя
систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в
разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия,
утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на
прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-
оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья.
Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные
впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.
Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять
внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь
наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что
требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей
физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со
множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее
развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных
способностей и т. Д.
Умственная работоспособность дошкольников на занятиях проявляется прежде всего
в желании самостоятельно работать, в умении сохранять внимание и не отвлекаться в
течение 25 минут занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного
материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия. Для детей дошкольного
возраста
характерен
большой
диапазон
работоспособности.
Например,
выполняя
специальные задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую
настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со
значительным объемом работы в соответствии с учебными требованиями.
В то же время при выполнении длительных и трудных умственных заданий
продуктивность в разные периоды занятий у этих ребят может быть различна. Так, часть из
них, добиваясь высоких результатов работы в первой половине занятия, резко снижают их
во второй, как бы «выкладываясь» в начале работы. Другие же сохраняют высокий уровень
работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными
кратковременными спадами и последующими подъемами.
Проблема развития умственной работоспособности дошкольников до конца еще не
разрешена,
что
связано
с
большими
индивидуальными
различиями,
часто
перекрывающими возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети обладают большими
потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, при этом
очень важно правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего
внимания и осторожности.
Физическая готовность ребенка к школе. Важно учитывать не только объем и
качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового
процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед
поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к
знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и
умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия,
активно будет участвовать в образовательном процессе.
- при распределении учебного материала следует учитывать, что в начале каждого
занятия в течение 4-5 минут рекомендуется давать облегченный подводящий материал.
Эмоциональное, интересное начало способствует незаметному «вхождению» в работу и
избавляет воспитателя от необходимости делать дисциплинарные замечания.
- очень часто причина массовой отвлекаемости детей на занятиях кроется в
однообразном, несодержательном проведении занятий с минимальным использованием
педагогических приемов, двигательных и игровых компонентов, способствующих отдыху.
- после включения детей в работу целесообразно в течение 10-15 минут дать
наиболее трудный новый материал, а потом провести физкультминутку. Последняя часть
(1/3) занятия вновь облегчается за счет повторения пройденного материала. Воспитатель
использует живые и интересные приемы обучения, активизирующие детей.
- в связи со снижением работоспособности надо усилить внимание к поведению
ребенка, предоставить ему дополнительный отдых, облегченные задания, оказывать
индивидуальную помощь и т. д.