Напоминание

«Физическая готовность ребенка к школе»


Автор: Ольга Александровна Пермякова
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СОВЕТСКИЙ РАЙОН, ЗЕЛЕНОБОРСК
Наименование материала: статья
Тема: «Физическая готовность ребенка к школе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Физическая готовность ребенка к школе»

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная,

нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к

школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных

нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы

значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского

организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году

обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не

адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о

недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный

период жизни.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и

общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка

помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в

новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках,

своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Физическая готовность ребенка к школе. Все задачи по физической подготовке

выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически

и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели

физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг,

окружность грудной клетки - 57-58 см. Основные движения становятся более сложными:

увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать

внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут

подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта (ходьбы на

лыжах, катания на коньках, плавания), овладевают навыками езды на велосипеде,

осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, горки и др.). Серьезные требования

предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников - к таким как

выносливость, ловкость, быстрота, сила.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность

переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески

использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность

должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от

уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов - 1200-1500.

Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям

характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической

культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Физическое

воспитание

детей

дошкольного

возраста

включает

в

себя

систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в

разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия,

утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на

прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-

оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья.

Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные

впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять

внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь

наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что

требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей

физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со

множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее

развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных

способностей и т. Д.

Умственная работоспособность дошкольников на занятиях проявляется прежде всего

в желании самостоятельно работать, в умении сохранять внимание и не отвлекаться в

течение 25 минут занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного

материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия. Для детей дошкольного

возраста

характерен

большой

диапазон

работоспособности.

Например,

выполняя

специальные задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую

настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со

значительным объемом работы в соответствии с учебными требованиями.

В то же время при выполнении длительных и трудных умственных заданий

продуктивность в разные периоды занятий у этих ребят может быть различна. Так, часть из

них, добиваясь высоких результатов работы в первой половине занятия, резко снижают их

во второй, как бы «выкладываясь» в начале работы. Другие же сохраняют высокий уровень

работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными

кратковременными спадами и последующими подъемами.

Проблема развития умственной работоспособности дошкольников до конца еще не

разрешена,

что

связано

с

большими

индивидуальными

различиями,

часто

перекрывающими возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети обладают большими

потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, при этом

очень важно правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего

внимания и осторожности.

Физическая готовность ребенка к школе. Важно учитывать не только объем и

качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового

процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед

поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к

знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и

умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия,

активно будет участвовать в образовательном процессе.

- при распределении учебного материала следует учитывать, что в начале каждого

занятия в течение 4-5 минут рекомендуется давать облегченный подводящий материал.

Эмоциональное, интересное начало способствует незаметному «вхождению» в работу и

избавляет воспитателя от необходимости делать дисциплинарные замечания.

- очень часто причина массовой отвлекаемости детей на занятиях кроется в

однообразном, несодержательном проведении занятий с минимальным использованием

педагогических приемов, двигательных и игровых компонентов, способствующих отдыху.

- после включения детей в работу целесообразно в течение 10-15 минут дать

наиболее трудный новый материал, а потом провести физкультминутку. Последняя часть

(1/3) занятия вновь облегчается за счет повторения пройденного материала. Воспитатель

использует живые и интересные приемы обучения, активизирующие детей.

- в связи со снижением работоспособности надо усилить внимание к поведению

ребенка, предоставить ему дополнительный отдых, облегченные задания, оказывать

индивидуальную помощь и т. д.



В раздел образования




Яндекс.Метрика