Автор: Бабаджанян Любовь Тимофеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №47 "Искорка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях дошкольной организации"
Раздел: дошкольное образование
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Реализация регионального компонента в образовательном
процессе в условиях дошкольной организации»
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в
течение
которого
формируются
предпосылки
гражданских
качеств,
представление о человеке, обществе, культуре. Знакомство с региональным
компонентом начинается с малого. Дети-дошкольники живут в своем
маленьком мирке: вот мама, вот папа, вот моя квартира, мой детский сад. И в
детском саду все такое маленькое, уютное: шкафчик в раздевалке, стол,
кровать, группа. Необходимо воспитывать и обучать детей так, чтобы они
осознавали себя, с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и
правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны, края
и, наконец, - жителями Земли.
Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования
национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и
возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет
важную
роль
в
воспитании подрастающего
поколения.
Региональная
культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой
культуры,
присвоении
общечеловеческих
ценностей,
формировании
собственной личностной культуры. Национально-региональный компонент
предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом:
ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством, изобразительным и
декоративно-прикладным
искусством;
с
историко-географическими
и
природоведческими
особенностями
народов.
Приобщая
ребенка
к
живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа,
родители и мы, педагоги, вводим его в мир общечеловеческих ценностей, где
национально-региональный
компонент
пронизывает
все
формы
и
направления воспитательно-образовательного процесса.
Задача
современного
дошкольного
образования
—
заложить
нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к
нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви
к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и
близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к
Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем
местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту
окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и
истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента
является важнейшей составляющей современного образования.
Этой задаче служит формирование пространственных представлений.
Схемы, планы детского сада, участка, района, карты, глобус – все это модели
окружающего мира. Начинаем обучение с того, что ребенок может увидеть
своими глазами в пространстве, а потом – нарисовать на листе бумаги,
сравнить и понять. Это план стола и расположенные на нем предметы. Затем
составляем план группы, участка, ДОУ, улицы и наконец, ориентируемся на
карте города.
Специально организованная работа по ориентировке в пространстве
дает существенный сдвиг в умственном развитии детей и широкий перенос
разнообразных умений в свободную деятельность.
Кроме
этого
в
ДОУ
реализация
регионального
компонента
осуществляется через: занятия, совместную деятельность педагога с детьми,
самостоятельную
деятельность
детей,
сотрудничество
с
музеями,
привлечением родителей, организацию праздников и развлечений, работой
«Русской избы». Большое место в приобщении дошкольников к культуре
родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются
во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество,
Новый год, Масленица, День птиц и др.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен
знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности
региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к
народным традициям своего региона.
Специально организованные занятия (ООД)
Знакомство детей с особенностями края включает в себя интеграцию
образовательных областей. По каждой области разрабатываются темы
занятий, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные
особенности детей своей группы, определить объем и содержание занятий в
соответствии с общей темой.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе
любого занятия. Так, например, по обучению грамоте это может быть работа
с предложением, словарная работа.
При
отборе
краеведческих
сведений
для
занятий
важно
придерживаться следующих правил:
- события местной истории и культуры должны быть понятными и
доступными возрасту детей;
-
факты
должны
быть
достаточно
яркими,
эмоционально
насыщенными;
- предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;
- формировать умение наблюдать окружающую действительность,
искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру,
любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно
так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев. Условно
содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных
блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного
поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от
творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок,
уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного
материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают
внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что
позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к
малой Родине.
Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не
только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой
края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем
любовь
к
каждому
объекту
в
природе. Проведение
традиционного
экологического праздника «День рождение Земли», поэтических сезонных
утренников формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее
традициям и культуре. А экологические акции позволяют применить
полученные знания на практике.
Самостоятельная
деятельность
детей подразумевает
не
только
различные игры краеведческой направленности, работу в творческих
мастерских, а также организацию предметно-развивающей среды для
самостоятельной деятельности.
Организация праздников и развлечений
Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по
патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В
них
фокусируются
накопленные
веками
тончайшие
наблюдения
за
характерными
особенностями
времён
года,
погодными
изменениями,
поведением
птиц,
насекомых,
растений.
Причём
эти
наблюдения
непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной
жизни человека во всей их целостности и многообразии. В ДОУ ежегодно
проходят такие праздники как «Колядки», «Масленица», «Веснянка».
Экскурсии по городу
Наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым
постоянно
организуются
экскурсии.
Вместе
с
детьми
посещаем
Краеведческий музей, Дома Творчества, где узнаём много интересного об
истории города, жизни и быте людей. А также, знакомим дошкольников с
историей города, организуя пешие прогулки к памятникам нашего города
Взаимодействие с родителями.
Большое
значение
имеет
поддержка
со
стороны
родителей.
Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был
двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с
родителями. Так в детском саду совместно с родителями могут быть созданы
и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу
назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник». А
методические продукты проекта «Люби и знай родной свой край» альбомы,
фотографии, схемы, художественная и энциклопедическая литература,
широко используются в работе воспитателей.
По обобщению опыта работы педагогов собирается и оформляется
материал. Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками
консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников,
развлечений. Для работы с детьми подбирается необходимая художественная
литература: сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины,
научно-публицистическая
литература,
имеются
иллюстрации
с
изображением
растений
и
животных,
пейзажей
природы,
сборники
музыкальных произведений.
Организация праздников и развлечений
Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по
патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В
них
фокусируются
накопленные
веками
тончайшие
наблюдения
за
характерными
особенностями
времён
года,
погодными
изменениями,
поведением
птиц,
насекомых,
растений.
Причём
эти
наблюдения
непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной
жизни человека во всей их целостности и многообразии. В ДОУ ежегодно
проходят такие праздники как «Колядки», «Масленица», «Веснянка».
Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в
социально-коммуникативном
развитии
дошкольников,
построенная
в
системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства;
-различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет.
Поддержка
со
стороны
родителей
имеет
большое
значение.
Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был
двусторонним.
Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать
эстетически
привлекательную
образовательно-культурную
среду,
направленную,
прежде
всего,
на
обеспечение
духовно-нравственного
развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется
в следующих формах, взаимно дополняющих друг друга:
- образовательная программа;
- годовой план работы;
- рабочая программа на каждую возрастную группу (перспективное
планирование на год по каждому возрасту для воспитателей и специалистов
на основе годового цикла народного календаря)
- календарное (ежедневное) планирование.
Задачи сотрудничества педагога с родителями:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Создать атмосферу взаимопомощи, эмоциональной поддержки и
взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
- Активизировать и обогащать воспитательные знания и умения
родителей, поддерживать из уверенности в собственных педагогических
возможностях.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность ребенка в условиях семьи и детского сада;
- Мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в
проведении совместных праздников, в разных событиях, в совместной
познавательной и трудовой деятельности.
Принципы работы, по реализации задач по региональному компоненту:
· принцип региональности (ориентация на учёт особенностей региона
во всём образовательно-воспитательном процессе);
· принцип историзма (раскрытие исторической обусловленности тех
или иных явлений, процессов);
· принцип комплексности и интегративности (объединение различных
аспектов содержания в единое целое, развитие новой целостности);
· принцип природосообразности, учёта природного развития детей, их
возрастных и индивидуальных особенностей, сохранения и укрепления их
физического и психического здоровья;
· принцип вариативности воспитательных стратегий в воспитательном
пространстве региональной культуры.
Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить
на несколько направлений:
- Первое направление: природно-климатические особенности родного
края
-
Второе
направление:
национально-культурные
и
исторические
особенности края
- Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений
- Четвертое направление: символика края
В целом, всё это закладывает основу формирования ребенка как
гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.
Литература:
1. М.Д. Маханёва. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2004.
2. Е.С.Евдокимова Воспитание маленького волжанина.Волгоград, Парус-н,
2003.
3. Е.С Евдокимова, Н.В.Езубова, Н.В.Додокина, И.В. Сластенова. Игры детей
Поволжья: традиции и современность.Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.