Напоминание

"Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях дошкольной организации"


Автор: Бабаджанян Любовь Тимофеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №47 "Искорка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях дошкольной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление на педагогическом совете

Тема: «Реализация регионального компонента в образовательном

процессе в условиях дошкольной организации»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в

течение

которого

формируются

предпосылки

гражданских

качеств,

представление о человеке, обществе, культуре. Знакомство с региональным

компонентом начинается с малого. Дети-дошкольники живут в своем

маленьком мирке: вот мама, вот папа, вот моя квартира, мой детский сад. И в

детском саду все такое маленькое, уютное: шкафчик в раздевалке, стол,

кровать, группа. Необходимо воспитывать и обучать детей так, чтобы они

осознавали себя, с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и

правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны, края

и, наконец, - жителями Земли.

Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования

национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и

возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет

важную

роль

в

воспитании подрастающего

поколения.

Региональная

культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой

культуры,

присвоении

общечеловеческих

ценностей,

формировании

собственной личностной культуры. Национально-региональный компонент

предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом:

ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством, изобразительным и

декоративно-прикладным

искусством;

с

историко-географическими

и

природоведческими

особенностями

народов.

Приобщая

ребенка

к

живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа,

родители и мы, педагоги, вводим его в мир общечеловеческих ценностей, где

национально-региональный

компонент

пронизывает

все

формы

и

направления воспитательно-образовательного процесса.

Задача

современного

дошкольного

образования

заложить

нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к

нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви

к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и

близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к

Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем

местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту

окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и

истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента

является важнейшей составляющей современного образования.

Этой задаче служит формирование пространственных представлений.

Схемы, планы детского сада, участка, района, карты, глобус – все это модели

окружающего мира. Начинаем обучение с того, что ребенок может увидеть

своими глазами в пространстве, а потом – нарисовать на листе бумаги,

сравнить и понять. Это план стола и расположенные на нем предметы. Затем

составляем план группы, участка, ДОУ, улицы и наконец, ориентируемся на

карте города.

Специально организованная работа по ориентировке в пространстве

дает существенный сдвиг в умственном развитии детей и широкий перенос

разнообразных умений в свободную деятельность.

Кроме

этого

в

ДОУ

реализация

регионального

компонента

осуществляется через: занятия, совместную деятельность педагога с детьми,

самостоятельную

деятельность

детей,

сотрудничество

с

музеями,

привлечением родителей, организацию праздников и развлечений, работой

«Русской избы». Большое место в приобщении дошкольников к культуре

родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются

во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество,

Новый год, Масленица, День птиц и др.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен

знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности

региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к

народным традициям своего региона.

Специально организованные занятия (ООД)

Знакомство детей с особенностями края включает в себя интеграцию

образовательных областей. По каждой области разрабатываются темы

занятий, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные

особенности детей своей группы, определить объем и содержание занятий в

соответствии с общей темой.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе

любого занятия. Так, например, по обучению грамоте это может быть работа

с предложением, словарная работа.

При

отборе

краеведческих

сведений

для

занятий

важно

придерживаться следующих правил:

- события местной истории и культуры должны быть понятными и

доступными возрасту детей;

-

факты

должны

быть

достаточно

яркими,

эмоционально

насыщенными;

- предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность,

искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру,

любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно

так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев. Условно

содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных

блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного

поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от

творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок,

уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного

материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают

внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что

позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к

малой Родине.

Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не

только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой

края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем

любовь

к

каждому

объекту

в

природе. Проведение

традиционного

экологического праздника «День рождение Земли», поэтических сезонных

утренников формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее

традициям и культуре. А экологические акции позволяют применить

полученные знания на практике.

Самостоятельная

деятельность

детей подразумевает

не

только

различные игры краеведческой направленности, работу в творческих

мастерских, а также организацию предметно-развивающей среды для

самостоятельной деятельности.

Организация праздников и развлечений

Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по

патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В

них

фокусируются

накопленные

веками

тончайшие

наблюдения

за

характерными

особенностями

времён

года,

погодными

изменениями,

поведением

птиц,

насекомых,

растений.

Причём

эти

наблюдения

непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной

жизни человека во всей их целостности и многообразии. В ДОУ ежегодно

проходят такие праздники как «Колядки», «Масленица», «Веснянка».

Экскурсии по городу

Наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым

постоянно

организуются

экскурсии.

Вместе

с

детьми

посещаем

Краеведческий музей, Дома Творчества, где узнаём много интересного об

истории города, жизни и быте людей. А также, знакомим дошкольников с

историей города, организуя пешие прогулки к памятникам нашего города

Взаимодействие с родителями.

Большое

значение

имеет

поддержка

со

стороны

родителей.

Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был

двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с

родителями. Так в детском саду совместно с родителями могут быть созданы

и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу

назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник». А

методические продукты проекта «Люби и знай родной свой край» альбомы,

фотографии, схемы, художественная и энциклопедическая литература,

широко используются в работе воспитателей.

По обобщению опыта работы педагогов собирается и оформляется

материал. Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками

консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников,

развлечений. Для работы с детьми подбирается необходимая художественная

литература: сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины,

научно-публицистическая

литература,

имеются

иллюстрации

с

изображением

растений

и

животных,

пейзажей

природы,

сборники

музыкальных произведений.

Организация праздников и развлечений

Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по

патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В

них

фокусируются

накопленные

веками

тончайшие

наблюдения

за

характерными

особенностями

времён

года,

погодными

изменениями,

поведением

птиц,

насекомых,

растений.

Причём

эти

наблюдения

непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной

жизни человека во всей их целостности и многообразии. В ДОУ ежегодно

проходят такие праздники как «Колядки», «Масленица», «Веснянка».

Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в

социально-коммуникативном

развитии

дошкольников,

построенная

в

системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:

- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к

разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного достоинства;

-различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным

правилам и социальным нормам;

-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном

мире, в котором он живет.

Поддержка

со

стороны

родителей

имеет

большое

значение.

Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был

двусторонним.

Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать

эстетически

привлекательную

образовательно-культурную

среду,

направленную,

прежде

всего,

на

обеспечение

духовно-нравственного

развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется

в следующих формах, взаимно дополняющих друг друга:

- образовательная программа;

- годовой план работы;

- рабочая программа на каждую возрастную группу (перспективное

планирование на год по каждому возрасту для воспитателей и специалистов

на основе годового цикла народного календаря)

- календарное (ежедневное) планирование.

Задачи сотрудничества педагога с родителями:

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- Создать атмосферу взаимопомощи, эмоциональной поддержки и

взаимопроникновения в контексте реализации проекта;

- Активизировать и обогащать воспитательные знания и умения

родителей, поддерживать из уверенности в собственных педагогических

возможностях.

- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную

деятельность ребенка в условиях семьи и детского сада;

- Мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в

проведении совместных праздников, в разных событиях, в совместной

познавательной и трудовой деятельности.

Принципы работы, по реализации задач по региональному компоненту:

· принцип региональности (ориентация на учёт особенностей региона

во всём образовательно-воспитательном процессе);

· принцип историзма (раскрытие исторической обусловленности тех

или иных явлений, процессов);

· принцип комплексности и интегративности (объединение различных

аспектов содержания в единое целое, развитие новой целостности);

· принцип природосообразности, учёта природного развития детей, их

возрастных и индивидуальных особенностей, сохранения и укрепления их

физического и психического здоровья;

· принцип вариативности воспитательных стратегий в воспитательном

пространстве региональной культуры.

Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить

на несколько направлений:

- Первое направление: природно-климатические особенности родного

края

-

Второе

направление:

национально-культурные

и

исторические

особенности края

- Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений

- Четвертое направление: символика края

В целом, всё это закладывает основу формирования ребенка как

гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.

Литература:

1. М.Д. Маханёва. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2004.

2. Е.С.Евдокимова Воспитание маленького волжанина.Волгоград, Парус-н,

2003.

3. Е.С Евдокимова, Н.В.Езубова, Н.В.Додокина, И.В. Сластенова. Игры детей

Поволжья: традиции и современность.Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.



В раздел образования




Яндекс.Метрика