Напоминание

.Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО для учителя физики


Автор: Тихомирова Алина Сергеевна
Должность: Учитель физики.
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №31"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Практическая работа
Тема: .Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО для учителя физики
Раздел: среднее образование





Назад




Практическая работа №1

Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС

ООО, ФГОС СОО для учителя физики.».

А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС

СОО

на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО

(2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:

Параметр сравнения

ФГОС CОО

ФГОС ООО

Требования к условиям

реализации программ

обучения

Требования к условиям реализации

основной образовательной программы

характеризуют кадровые,

финансовые, материально-

технические и иные условия

реализации основной

образовательной программы.

.Результатом реализации указанных

требований должно быть создание

образовательной среды как

совокупности условий:

обеспечивающих достижение целей

среднего общего образования, его

высокое качество, доступность и

открытость для обучающихся, их

родителей (законных

представителей) и всего общества,

воспитание и социализацию

обучающихся;

гарантирующих сохранение и

укрепление физического,

психологического здоровья и

социального благополучия

обучающихся;

преемственных по отношению к

основному общему образованию и

соответствующих специфике

образовательной деятельности при

получении среднего общего

образования, а также возрастным

Требования к условиям реализации программы

основного общего образования, в том числе

адаптированной, включают:

общесистемные требования;

требования к материально-техническому, учебно-

методическому обеспечению;

требования к психолого-педагогическим, кадровым и

финансовым условиям.

35. Общесистемные требования к реализации

программы основного общего образования.

35.1. Результатом выполнения требований к условиям

реализации программы основного общего образования

должно быть создание комфортной развивающей

образовательной среды по отношению к обучающимся и

педагогическим работникам:

обеспечивающей получение качественного основного

общего образования, его доступность, открытость и

привлекательность для обучающихся, родителей

(законных представителей) несовершеннолетних

обучающихся и всего общества, воспитание

обучающихся;

гарантирующей безопасность, охрану и укрепление

физического, психического здоровья и социального

психофизическим особенностям

развития обучающихся.

Условия реализации основной

образовательной программы должны

обеспечивать для участников

образовательных отношений

возможность:

достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной

программы в соответствии с учебными

планами и планами внеурочной

деятельности

всеми обучающимися, в том числе

одаренными детьми, детьми с

ограниченными возможностями

здоровья и инвалидами;

развития личности, ее способностей,

формирования и удовлетворения

социально значимых интересов и

потребностей, самореализации

обучающихся через

организацию урочной и внеурочной

деятельности, социальной практики,

общественно полезной деятельности,

через систему творческих, научных и

трудовых

объединений, кружков, клубов,

секций, студий на основе

взаимодействия с другими

организациями, осуществляющими

образовательную деятельность, а

также

организациями культуры, спорта,

здравоохранения, досуга, службами

занятости населения, обеспечения

безопасности жизнедеятельности;

осознанного выбора обучающимися

благополучия обучающихся.

35.2. В целях обеспечения реализации программы

основного общего образования в Организации для

участников образовательных отношений должны

создаваться условия, обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения

программы основного общего образования, в том числе

адаптированной, обучающимися, в том числе

обучающимися с ОВЗ;

развития личности, ее способностей, удовлетворения

образовательных потребностей и интересов,

самореализации обучающихся, в том числе одаренных,

через организацию урочной и внеурочной деятельности,

социальных практик, включая общественно полезную

деятельность, профессиональные пробы, практическую

подготовку, использование возможностей организаций

дополнительного образования, профессиональных

образовательных организаций и социальных партнеров в

профессионально-производственном окружении;

формирования функциональной грамотности

обучающихся (способности решать учебные задачи и

жизненные проблемные ситуации на основе

сформированных предметных, метапредметных и

универсальных способов деятельности), включающей

овладение ключевыми компетенциями, составляющими

основу дальнейшего успешного образования и

ориентации в мире профессий;

формирования социокультурных и духовно-

нравственных ценностей обучающихся, основ их

гражданственности, российской гражданской

идентичности и социально-профессиональных

будущей профессии, дальнейшего

успешного образования и

профессиональной деятельности;

работы с одаренными обучающимися,

организации их развития в различных

областях образовательной,

творческой деятельности;

формирования у обучающихся

российской гражданской

идентичности, социальных ценностей,

социально-профессиональных

ориентаций, готовности к защите

Отечества, службе в Вооруженных

силах Российской Федерации;

самостоятельного проектирования

обучающимися образовательной

деятельности и эффективной

самостоятельной работы по

реализации индивидуальных учебных

планов в сотрудничестве с педагогами

и сверстниками;

выполнения индивидуального проекта

всеми обучающимися в рамках

учебного времени, специально

отведенного учебным планом;

участия обучающихся, их родителей

(законных представителей),

педагогических работников и

общественности в проектировании

основной образовательной

программы, в создании условий для ее

реализации, а также образовательной

среды и школьного уклада;

использования сетевого

взаимодействия;

участия обучающихся в процессах

преобразования социальной среды

ориентаций;

индивидуализации процесса образования посредством

проектирования и реализации индивидуальных учебных

планов, обеспечения эффективной самостоятельной

работы обучающихся при поддержке педагогических

работников;

участия обучающихся, родителей (законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся и

педагогических работников в проектировании и

развитии программы основного общего образования и

условий ее реализации, учитывающих особенности

развития и возможности обучающихся;

организации сетевого взаимодействия Организаций,

организаций, располагающих ресурсами, необходимыми

для реализации программ основного общего

образования, которое направлено на обеспечение

качества условий образовательной деятельности;

включения обучающихся в процессы преобразования

внешней социальной среды (населенного пункта,

муниципального района, субъекта Российской

Федерации), формирования у них лидерских качеств,

опыта социальной деятельности, реализации

социальных проектов и программ, в том числе в

качестве волонтеров;

формирования у обучающихся опыта самостоятельной

образовательной, общественной, проектной, учебно-

исследовательской, спортивно-оздоровительной и

творческой деятельности;

формирования у обучающихся экологической

грамотности, навыков здорового и безопасного для

населенного пункта, разработки и

реализации социальных проектов и

программ;

развития у обучающихся опыта

самостоятельной и творческой

деятельности: образовательной,

учебно-исследовательской и

проектной, социальной,

информационноисследовательской,

художественной и др.;

развития опыта общественной

деятельности, решения моральных

дилемм и осуществления

нравственного выбора;

формирования у обучающихся основ

экологического мышления, развития

опыта природоохранной

деятельности, безопасного для

человека и окружающей его среды

образа жизни;

использования в образовательной

деятельности современных

образовательных технологий;

обновления содержания основной

образовательной программы, методик

и технологий ее реализации в

соответствии с динамикой развития

системы образования,

запросов обучающихся и их родителей

(законных представителей) с учетом

особенностей развития субъекта

Российской Федерации;

эффективного использования

профессионального и творческого

потенциала педагогических и

руководящих работников

организации, осуществляющей

человека и окружающей его среды образа жизни;

использования в образовательной деятельности

современных образовательных технологий,

направленных в том числе на воспитание обучающихся

и развитие различных форм наставничества;

обновления содержания программы основного общего

образования, методик и технологий ее реализации в

соответствии с динамикой развития системы

образования, запросов обучающихся, родителей

(законных представителей) несовершеннолетних

обучающихся с учетом национальных и культурных

особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного использования профессионального и

творческого потенциала педагогических и руководящих

работников Организации, повышения их

профессиональной, коммуникативной, информационной

и правовой компетентности;

эффективного управления Организацией с

использованием ИКТ, современных механизмов

финансирования реализации программ основного

общего образования.

35.3. При реализации программы основного общего

образования, в том числе адаптированной, каждому

обучающемуся, родителям (законным представителям)

несовершеннолетнего обучающегося в течение всего

периода обучения должен быть обеспечен доступ к

информационно-образовательной среде Организации.

Информационно-образовательная среда Организации

должна обеспечивать:

образовательную деятельность,

повышения их профессиональной,

коммуникативной, информационной и

правовой компетентности;

эффективного управления

организацией, осуществляющей

образовательную деятельность с

использованием информационно-

коммуникационных технологий,

современных механизмов

финансирования.

Требования к кадровым условиям

реализации основной

образовательной программы

включают:

укомплектованность организации,

осуществляющей образовательную

деятельность педагогическими,

руководящими и иными работниками;

уровень квалификации

педагогических, руководящих и иных

работников организации,

осуществляющей образовательную

деятельность;

непрерывность профессионального

развития педагогических и

руководящих работников

организации, осуществляющей

образовательную деятельность,

реализующей

основную образовательную

программу.

Организация, осуществляющая

образовательную деятельность,

реализующая основную

образовательную программу, должно

быть укомплектовано

доступ к учебным планам, рабочим программам

учебных предметов, учебных курсов (в том числе

внеурочной деятельности), учебных модулей, учебным

изданиям и образовательным ресурсам, указанным в

рабочих программах учебных предметов, учебных

курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных

модулей, информации о ходе образовательного

процесса, результатах промежуточной и

государственной итоговой аттестации обучающихся;

доступ к информации о расписании проведения учебных

занятий, процедурах и критериях оценки результатов

обучения;

возможность использования современных ИКТ в

реализации программы основного общего образования, в

том числе использование имеющихся средств обучения

и воспитания в электронном виде, электронных

образовательных и информационных ресурсов, средств

определения уровня знаний и оценки компетенций, а

также иных объектов, необходимых для организации

образовательной деятельности с применением

электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий, объективного оценивания

знаний, умений, навыков и достижений обучающихся.

Доступ к информационным ресурсам информационно-

образовательной среды Организации обеспечивается в

том числе посредством сети Интернет.

35.4. В случае реализации программы основного общего

образования, в том числе адаптированной, с

применением электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий каждый обучающийся в

течение всего периода обучения должен быть обеспечен

индивидуальным авторизированным доступом к

квалифицированными кадрами.

Уровень квалификации работников

организации, осуществляющей

образовательную деятельность,

реализующей основную

образовательную программу, для

каждой занимаемой должности

должен соответствовать

квалификационным характеристикам

по соответствующей должности.

Соответствие уровня квалификации

работников организации,

осуществляющей образовательную

деятельность, реализующей основную

образовательную программу,

требованиям, предъявляемым к

квалификационным категориям

(первой или высшей), а также

занимаемым ими должностям,

устанавливается при их аттестации.

Квалификация педагогических

работников организаций,

осуществляющих образовательную

деятельность должна отражать:

компетентность в соответствующих

предметных областях знания и

методах обучения;

сформированность гуманистической

позиции, позитивной направленности

на педагогическую деятельность;

общую культуру, определяющую

характер и стиль педагогической

деятельности, влияющую на

успешность педагогического общения

и позицию педагога;

самоорганизованность,

эмоциональную устойчивость.

совокупности информационных и электронных

образовательных ресурсов, информационных

технологий, соответствующих технологических средств,

обеспечивающих освоение обучающимися

образовательных программ основного общего

образования в полном объеме независимо от их мест

нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет

как на территории Организации, так и за ее пределами

(далее - электронная информационно-образовательная

среда).

Реализация программы основного общего образования с

применением электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий осуществляется в

соответствии с Гигиеническими нормативами и

Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Условия для функционирования электронной

информационно-образовательной среды могут быть

обеспечены ресурсами иных организаций.

Электронная информационно-образовательная среда

Организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам

учебных предметов, учебных курсов (в том числе

внеурочной деятельности), учебных модулей,

электронным учебным изданиям и электронным

образовательным ресурсам, указанным в рабочих

программах учебных предметов, учебных курсов (в том

числе внеурочной деятельности), учебных модулей

посредством сети Интернет;

формирование и хранение электронного портфолио

обучающегося, в том числе выполненных им работ и

Абзац исключен. - Приказ

Минобрнауки России от 29.12.2014 №

1645.

У педагогического работника,

реализующего основную

образовательную программу, должны

быть сформированы основные

компетенции, необходимые для

обеспечения реализации требований

Стандарта и успешного достижения

обучающимися планируемых

результатов освоения основной

образовательной программы, в

том числе умения:

обеспечивать условия для успешной

деятельности, позитивной мотивации,

а также самомотивирования

обучающихся;

осуществлять самостоятельный поиск

и анализ информации с помощью

современных информационно-

поисковых технологий;

разрабатывать программы учебных

предметов, курсов, методические и

дидактические материалы, выбирать

учебники и учебно-методическую

литературу,

рекомендовать обучающимся

дополнительные источники

информации, в том числе интернет-

ресурсы;

Непрерывность профессионального

развития работников организации,

осуществляющей образовательную

деятельность, реализующей основную

образовательную

программу среднего общего

результатов выполнения работ;

фиксацию и хранение информации о ходе

образовательного процесса, результатов промежуточной

аттестации и результатов освоения программы

основного общего образования;

проведение учебных занятий, процедуры оценки

результатов обучения, реализация которых

предусмотрена с применением электронного обучения,

дистанционных образовательных технологий;

взаимодействие между участниками образовательного

процесса, в том числе посредством сети Интернет.

Функционирование электронной информационно-

образовательной среды обеспечивается

соответствующими средствами ИКТ и квалификацией

работников, ее использующих и поддерживающих.

Функционирование электронной информационно-

образовательной среды должно соответствовать

законодательству Российской Федерации

10

.

Условия использования электронной информационно-

образовательной среды должны обеспечивать

безопасность хранения информации об участниках

образовательных отношений, безопасность цифровых

образовательных ресурсов, используемых Организацией

при реализации программ основного общего

образования, безопасность организации образовательной

деятельности в соответствии с Гигиеническими

нормативами и Санитарно-эпидемиологическими

требованиями.

Условия для функционирования электронной

информационно-образовательной среды могут быть

образования, должна обеспечиваться

освоением ими дополнительных

профессиональных программ по

профилю педагогической

деятельности не реже чем один раз в

три года.

В организации, осуществляющей

образовательную деятельность,

реализующем основную

образовательную программу, должны

быть созданы условия для:

реализации электронного обучения,

применения дистанционных

образовательных технологий, а также

сетевого взаимодействия с

организациями, осуществляющими

образовательную деятельность,

обеспечивающими возможность

восполнения недостающих кадровых

ресурсов;

оказания постоянной научно-

теоретической, методической и

информационной поддержки

педагогических работников по

вопросам реализации основной

образовательной программы,

использования инновационного опыта

других организаций, осуществляющих

образовательную деятельность;

стимулирования непрерывного

повышения уровня квалификации

педагогических работников, их

методологической культуры,

личностного профессионального

роста,

использования ими современных

педагогических технологий;

обеспечены ресурсами иных организаций.

35.5. При реализации программы основного общего

образования, в том числе адаптированной, с

использованием сетевой формы требования к

реализации указанной программы должны

обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-

технического и учебно-методического обеспечения,

предоставляемого организациями, участвующими в

реализации программы основного общего образования с

использованием сетевой формы.

36. Требования к материально-техническому

обеспечению реализации программы основного общего

образования, в том числе адаптированной.

36.1. Организация должна располагать на праве

собственности или ином законном основании

материально-техническим обеспечением

образовательной деятельности (помещениями и

оборудованием) для реализации программы основного

общего образования, в том числе адаптированной, в

соответствии с учебным планом.

36.2. Материально-технические условия реализации

программы основного общего образования, в том числе

адаптированной, должны обеспечивать:

1) возможность достижения обучающимися результатов

освоения программы основного общего образования,

требования к которым установлены ФГОС;

2) соблюдение:

Гигиенических нормативов и Санитарно-

повышения эффективности и качества

педагогического труда;

выявления, развития и использования

потенциальных возможностей

педагогических работников;

осуществления мониторинга

результатов педагогического труда;

выявления, развития и использования

потенциальных возможностей

педагогических работников;

осуществления мониторинга

результатов педагогического труда.

Организация, осуществляющая

образовательную деятельность и

реализующая адаптированную

основную образовательную

программу, должна быть

укомплектована

педагогическими работниками,

владеющими специальными

педагогическими подходами и

методами обучения и воспитания

обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья.

эпидемиологических требований;

социально-бытовых условий для обучающихся,

включающих организацию питьевого режима и наличие

оборудованных помещений для организации питания;

социально-бытовых условий для педагогических

работников, в том числе оборудованных рабочих мест,

помещений для отдыха и самоподготовки

педагогических работников;

требований пожарной безопасности

11

и

электробезопасности;

требований охраны труда

12

;

сроков и объемов текущего и капитального ремонта

зданий и сооружений, благоустройства территории;

3) возможность для беспрепятственного доступа

обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры

Организации.

36.3. Кабинеты по предметным областям «Русский язык

и литература», «Родной язык и родная литература»,

«Иностранные языки», «Общественно-научные

предметы», «Искусство», «Технология», «Физическая

культура и основы безопасности жизнедеятельности»

должны быть оснащены комплектами наглядных

пособий, карт, учебных макетов, специального

оборудования, обеспечивающих развитие компетенций в

соответствии с программой основного общего

образования.

Кабинеты естественнонаучного цикла, в том числе

кабинеты физики, химии, биологии, должны быть

оборудованы комплектами специального лабораторного

оборудования, обеспечивающего проведение

лабораторных работ и опытно-экспериментальной

деятельности в соответствии с программой основного

общего образования.

Допускается создание специально оборудованных

кабинетов, интегрирующих средства обучения и

воспитания по нескольким учебным предметам.

37. Учебно-методические условия, в том числе условия

информационного обеспечения.

37.1. Условия информационного обеспечения

реализации программы основного общего образования, в

том числе адаптированной, должны обеспечиваться

также современной информационно-образовательной

средой.

Информационно-образовательная среда Организации

включает комплекс информационных образовательных

ресурсов, в том числе цифровые образовательные

ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ:

компьютеры, иное ИКТ-оборудование,

коммуникационные каналы, систему современных

педагогических технологий, обеспечивающих обучение

в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда Организации

должна обеспечивать:

возможность использования участниками

образовательного процесса ресурсов и сервисов

цифровой образовательной среды;

безопасный доступ к верифицированным

образовательным ресурсам цифровой образовательной

среды;

информационно-методическую поддержку

образовательной деятельности;

информационное сопровождение проектирования

обучающимися планов продолжения образования и

будущего профессионального самоопределения;

планирование образовательной деятельности и ее

ресурсного обеспечения;

мониторинг и фиксацию хода и результатов

образовательной деятельности; мониторинг здоровья

обучающихся;

современные процедуры создания, поиска, сбора,

анализа, обработки, хранения и представления

информации;

дистанционное взаимодействие всех участников

образовательных отношений (обучающихся, родителей

(законных представителей) несовершеннолетних

обучающихся, педагогических работников, органов

управления в сфере образования, общественности), в

том числе в рамках дистанционного образования с

соблюдением законодательства Российской Федерации

13

;

дистанционное взаимодействие Организации с другими

организациями, осуществляющими образовательную

деятельность, и иными заинтересованными

организациями в сфере культуры, здравоохранения,

спорта, досуга, занятости населения и обеспечения

безопасности жизнедеятельности.

При реализации адаптированных программ основного

общего образования информационно-образовательная

среда Организации должна учитывать состояние

здоровья обучающихся с ОВЗ, их особые

образовательные потребности.

Эффективное использование информационно-

образовательной среды предполагает компетентность

работников Организации в решении профессиональных

задач с применением ИКТ, наличие служб поддержки

применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения

ИКТ организуется учредителем Организации.

37.2. Учебно-методическое и информационное

обеспечение реализации программы основного общего

образования, в том числе адаптированной, включает

характеристики оснащения информационно-

библиотечного центра, читального зала, учебных

кабинетов и лабораторий, административных

помещений, сервера и официального сайта Организации,

внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе

глобальной) сети и направлено на обеспечение

широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех

участников образовательных отношений к любой

информации, связанной с реализацией программы

основного общего образования, достижением

планируемых результатов, организацией

образовательной деятельности и условиями ее

осуществления.

37.3. Организация должна предоставлять не менее

одного учебника из федерального перечня учебников,

допущенных к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего,

среднего общего образования, и (или) учебного пособия

в печатной форме, выпущенных организациями,

входящими в перечень организаций, осуществляющих

выпуск учебных пособий, которые допускаются к

использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего,

среднего общего образования, необходимого для

освоения программы основного общего образования, на

каждого обучающегося по каждому учебному предмету,

курсу, модулю

14

, входящему как в обязательную часть

указанной программы, так и в часть программы,

формируемую участниками образовательных

отношений.

Дополнительно Организация может предоставить

учебные пособия в электронной форме, выпущенные

организациями, входящими в перечень организаций,

осуществляющих выпуск учебных пособий, которые

допускаются к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего,

среднего общего образования, необходимого для

освоения программы основного общего образования на

каждого обучающегося по каждому учебному предмету,

учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности),

учебному модулю, входящему как в обязательную часть

указанной программы, так и в часть программы,

формируемую участниками образовательных

отношений.

Обучающимся должен быть обеспечен доступ к

печатным и электронным образовательным ресурсам

(далее - ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в

федеральных и региональных базах данных ЭОР.

37.4. Библиотека Организации должна быть

укомплектована печатными образовательными

ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного

плана и иметь фонд дополнительной литературы. Фонд

дополнительной литературы должен включать детскую

художественную и научно-популярную литературу,

справочно-библиографические и периодические

издания, сопровождающие реализацию программы

основного общего образования.

38. Психолого-педагогические условия реализации

программы основного общего образования, в том числе

адаптированной, должны обеспечивать:

1) преемственность содержания и форм организации

образовательной деятельности при реализации

образовательных программ начального образования,

основного общего и среднего общего образования;

2) социально-психологическую адаптацию обучающихся

к условиям Организации с учетом специфики их

возрастного психофизиологического развития, включая

особенности адаптации к социальной среде;

3) формирование и развитие психолого-педагогической

компетентности работников Организации и родителей

(законных представителей) несовершеннолетних

обучающихся;

4) профилактику формирования у обучающихся

девиантных форм поведения, агрессии и повышенной

тревожности;

5) психолого-педагогическое сопровождение

квалифицированными специалистами (педагогом-

психологом, учителем-логопедом, учителем-

дефектологом, тьютором, социальным педагогом)

участников образовательных отношений:

формирование и развитие психолого-педагогической

компетентности;

сохранение и укрепление психологического

благополучия и психического здоровья обучающихся;

поддержка и сопровождение детско-родительских

отношений;

формирование ценности здоровья и безопасного образа

жизни;

дифференциация и индивидуализация обучения и

воспитания с учетом особенностей когнитивного и

эмоционального развития обучающихся;

мониторинг возможностей и способностей

обучающихся, выявление, поддержка и сопровождение

одаренных детей, обучающихся с ОВЗ;

создание условий для последующего профессионального

самоопределения; формирование коммуникативных

навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

поддержка детских объединений, ученического

самоуправления;

формирование психологической культуры поведения в

информационной среде;

развитие психологической культуры в области

использования ИКТ;

6) индивидуальное психолого-педагогическое

сопровождение всех участников образовательных

отношений, в том числе:

обучающихся, испытывающих трудности в освоении

программы основного общего образования, развитии и

социальной адаптации;

обучающихся, проявляющих индивидуальные

способности, и одаренных;

обучающихся с ОВЗ;

педагогических, учебно-вспомогательных и иных

работников Организации, обеспечивающих реализацию

программы основного общего образования;

родителей (законных представителей)

несовершеннолетних обучающихся;

7) диверсификацию уровней психолого-педагогического

сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень

класса, уровень Организации);

8) вариативность форм психолого-педагогического

сопровождения участников образовательных отношений

(профилактика, диагностика, консультирование,

коррекционная работа, развивающая работа,

просвещение);

9) осуществление мониторинга и оценки эффективности

психологических программ сопровождения участников

образовательных отношений, развития психологической

службы Организации.

39. Требования к кадровым условиям реализации

программы основного общего образования, в том числе

адаптированной.

39.1. Реализация программы основного общего

образования обеспечивается педагогическими

работниками Организации, а также лицами,

привлекаемыми к ее реализации с использованием

ресурсов нескольких организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, включая иностранные, а

также при необходимости с использованием ресурсов

иных организаций. В реализации образовательных

программ и (или) отдельных учебных предметов,

курсов, модулей, практики, иных компонентов,

предусмотренных образовательными программами (в

том числе различных вида, уровня и (или)

направленности), с использованием сетевой формы

реализации образовательных программ наряду с

организациями, осуществляющими образовательную

деятельность, также могут участвовать научные

организации, медицинские организации, организации

культуры, физкультурно-спортивные и иные

организации, обладающие ресурсами, необходимыми

для осуществления образовательной деятельности по

соответствующей образовательной программе

15

.

39.2. Квалификация педагогических работников

Организации должна отвечать квалификационным

требованиям, указанным в квалификационных

справочниках, и (или) профессиональных стандартах

(при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации

программы основного общего образования, должны

получать дополнительное профессиональное

образование по программам повышения квалификации,

в том числе в форме стажировки в организациях,

деятельность которых связана с разработкой и

реализацией программ основного общего образования.

40. Требования к финансовым условиям реализации

программы основного общего образования.

40.1. Финансовые условия реализации программы

основного общего образования, в том числе

адаптированной, должны обеспечивать:

соблюдение в полном объеме государственных гарантий

по получению гражданами общедоступного и

бесплатного основного общего образования;

возможность реализации всех требований и условий,

предусмотренных ФГОС;

покрытие затрат на реализацию всех частей программы

основного общего образования.

40.2. Финансовое обеспечение реализации программы

основного общего образования должно осуществляться

в соответствии с нормативами финансирования

государственных (муниципальных) услуг (за

исключением малокомплектных и сельских

Организаций), утверждаемыми федеральными органами

власти, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации с учетом требований ФГОС.

При наличии в Организации обучающихся с ОВЗ

финансовое обеспечение программ основного общего

образования для указанной категории обучающихся

осуществляется с учетом специальных условий

получения ими образования.

40.3. Формирование и утверждение нормативов

финансирования государственной (муниципальной)

услуги по реализации программ основного общего

образования осуществляются в соответствии с ФГОС.

40.4. Формирование и утверждение нормативов

финансирования государственной (муниципальной)

услуги по реализации программ основного общего

образования, в том числе адаптированных,

осуществляются в соответствии с общими требованиями

к определению нормативных затрат на оказание

государственных (муниципальных) услуг в сфере

дошкольного, начального общего, основного общего,

среднего общего, среднего профессионального

образования, дополнительного образования детей и

взрослых, дополнительного профессионального

образования для лиц, имеющих или получающих

среднее профессиональное образование,

профессионального обучения, применяемых при расчете

объема субсидии на финансовое обеспечение

выполнения государственного (муниципального)

задания на оказание государственных (муниципальных)

услуг (выполнение работ) государственным

(муниципальным) учреждением

16

.

40.5. Финансовое обеспечение имеющих

государственную аккредитацию программ основного

общего образования, реализуемых частными

образовательными организациями, должно быть не ниже

уровня финансового обеспечения имеющих

государственную аккредитацию программ основного

общего образования, реализуемых государственными

(муниципальными) Организациями.

Требования к структуре

основной образовательной

программы

Основная образовательная программа

определяет цели, задачи,

планируемые результаты, содержание

5. Структура программы основного общего образования,

в том числе адаптированной, включает обязательную

часть и часть, формируемую участниками

и организацию образовательной

деятельности при

получении среднего общего

образования и реализуется

организацией, осуществляющей

образовательную деятельность через

урочную и внеурочную деятельность с

соблюдением требований

государственных санитарно-

эпидемиологических правил и

нормативов.

Основная образовательная программа

должна содержать три раздела:

целевой, содержательный и

организационный

Основная образовательная программа

содержит обязательную часть и часть,

формируемую участниками

образовательных отношений.

Разработанная организацией,

осуществляющей образовательную

деятельность, основная

образовательная программа должна

обеспечивать достижение

обучающимися образовательных

результатов в соответствии с

требованиями, установленными

Стандартом.

Организация образовательной

деятельности по основным

образовательным программам

среднего общего образования может

быть основана на дифференциации

содержания с учетом

образовательных потребностей и

интересов обучающихся,

обеспечивающих углубленное

образовательных отношений за счет включения в

учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в

том числе внеурочной деятельности), учебных модулей

по выбору обучающихся, родителей (законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся из

перечня, предлагаемого Организацией.

26. Объем обязательной части программы основного

общего образования составляет 70%, а объем части,

формируемой участниками образовательных отношений

из перечня, предлагаемого Организацией, - 30% от

общего объема программы основного общего

образования, реализуемой в соответствии с

требованиями к организации образовательного процесса

к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной)

учебной неделе, предусмотренными Санитарными

правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению

безопасности и (или) безвредности для человека

факторов среды обитания», утвержденными

постановлением Главного государственного

санитарного врача Российской Федерации от 28 января

2021 г. № 2

8

(далее - Гигиенические нормативы), и

Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и

молодежи», утвержденными постановлением Главного

государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28

9

(далее -

Санитарно-эпидемиологические требования).

27. Программы основного общего образования, в том

числе адаптированные, реализуются Организацией через

организацию образовательной деятельности (урочной и

внеурочной) в соответствии с Гигиеническими

нормативами и Санитарно-эпидемиологическими

требованиями.

изучение отдельных учебных

предметов, предметных

областей основной образовательной

программы среднего общего

образования.

Пояснительная записка должна

раскрывать:

1) цели и задачи реализации основной

образовательной программы,

конкретизированные в соответствии с

требованиями Стандарта к

результатам освоения

обучающимися основной

образовательной программы;

2) принципы и подходы к

формированию основной

образовательной программы;

3) общую характеристику основной

образовательной программы;

4) общие подходы к организации

внеурочной деятельности.

Урочная деятельность направлена на достижение

обучающимися планируемых результатов освоения

программы основного общего образования с учетом

обязательных для изучения учебных предметов.

Внеурочная деятельность направлена на достижение

планируемых результатов освоения программы

основного общего образования с учетом выбора

участниками образовательных отношений учебных

курсов внеурочной деятельности из перечня,

предлагаемого Организацией.

28. Формы организации образовательной деятельности,

чередование урочной и внеурочной деятельности при

реализации программы основного общего образования, в

том числе адаптированной, Организация определяет

самостоятельно.

29. Программа основного общего образования, в том

числе адаптированная, должна обеспечивать достижение

обучающимися результатов освоения программы

основного общего образования в соответствии с

требованиями, установленными ФГОС.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей

обучающихся в программе основного общего

образования, в том числе адаптированной,

предусматриваются учебные курсы (в том числе

внеурочной деятельности), учебные модули,

обеспечивающие различные образовательные

потребности и интересы обучающихся, в том числе

этнокультурные.

Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ

дополняется коррекционными учебными курсами

внеурочной деятельности.

30. Программа основного общего образования, в том

числе адаптированная, включает три раздела:

целевой;

содержательный;

организационный.

31. Целевой раздел определяет общее назначение, цели,

задачи и планируемые результаты реализации

программы основного общего образования, в том числе

способы определения достижения этих целей и

результатов.

Целевой раздел должен включать:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися

программы основного общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов

освоения программы основного общего образования.

31.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

цели реализации программы основного общего

образования, в том числе адаптированной,

конкретизированные в соответствии с требованиями

ФГОС к результатам освоения обучающимися

программы основного общего образования;

принципы формирования и механизмы реализации

программы основного общего образования, в том числе

посредством реализации индивидуальных учебных

планов;

общую характеристику программы основного общего

образования.

31.2. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы основного общего образования, в том числе

адаптированной, должны:

1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС,

образовательной деятельностью и системой оценки

результатов освоения программы основного общего

образования;

2) являться содержательной и критериальной основой

для разработки:

рабочих программ учебных предметов, учебных курсов

(в том числе внеурочной деятельности), учебных

модулей, являющихся методическими документами,

определяющими организацию образовательного

процесса в Организации по определенному учебному

предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной

деятельности), учебному модулю;

рабочей программы воспитания, являющейся

методическим документом, определяющим комплекс

основных характеристик воспитательной работы,

осуществляемой в Организации;

программы формирования универсальных учебных

действий обучающихся - обобщенных учебных

действий, позволяющих решать широкий круг задач в

различных предметных областях и являющихся

результатами освоения обучающимися программы

основного общего образования;

системы оценки качества освоения обучающимися

программы основного общего образования;

в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно-

методической литературы.

Достижение обучающимися планируемых результатов

освоения программы основного общего образования

определяется после завершения обучения в процессе

государственной итоговой аттестации.

31.3. Система оценки достижения планируемых

результатов освоения программы основного общего

образования, в том числе адаптированной, должна:

отражать содержание и критерии оценки, формы

представления результатов оценочной деятельности;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов

освоения программы основного общего образования,

позволяющий осуществлять оценку предметных и

метапредметных результатов;

предусматривать оценку и учет результатов

использования разнообразных методов и форм

обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том

числе проектов, практических, командных,

исследовательских, творческих работ, самоанализа и

самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний

(тестов), динамических показателей освоения навыков и

знаний, в том числе формируемых с использованием

цифровых технологий;

предусматривать оценку динамики учебных достижений

обучающихся;

обеспечивать возможность получения объективной

информации о качестве подготовки обучающихся в

интересах всех участников образовательных отношений.

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения программы основного общего образования, в

том числе адаптированной, должна включать описание

организации и содержания:

промежуточной аттестации обучающихся в рамках

урочной и внеурочной деятельности;

оценки проектной деятельности обучающихся.

В системе оценки достижения планируемых результатов

освоения программы основного общего образования

обучающимися с ОВЗ предусматривается создание

специальных условий проведения текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации в

соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их

особыми образовательными потребностями.

32. Содержательный раздел программы основного

общего образования, в том числе адаптированной,

включает следующие программы, ориентированные на

достижение предметных, метапредметных и личностных

результатов:

рабочие программы учебных предметов, учебных курсов

(в том числе внеурочной деятельности), учебных

модулей;

программу формирования универсальных учебных

действий у обучающихся;

рабочую программу воспитания;

программу коррекционной работы (разрабатывается при

наличии в Организации обучающихся с ОВЗ).

32.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных

курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных

модулей должны обеспечивать достижение

планируемых результатов освоения программы

основного общего образования и разрабатываться на

основе требований ФГОС к результатам освоения

программы основного общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, учебных

курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных

модулей должны включать:

содержание учебного предмета, учебного курса (в том

числе внеурочной деятельности), учебного модуля;

планируемые результаты освоения учебного предмета,

учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),

учебного модуля;

тематическое планирование с указанием количества

академических часов, отводимых на освоение каждой

темы учебного предмета, учебного курса (в том числе

внеурочной деятельности), учебного модуля и

возможность использования по этой теме электронных

(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся

учебно-методическими материалами (мультимедийные

программы, электронные учебники и задачники,

электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,

игровые программы, коллекции цифровых

образовательных ресурсов), используемыми для

обучения и воспитания различных групп пользователей,

представленными в электронном (цифровом) виде и

реализующими дидактические возможности ИКТ,

содержание которых соответствует законодательству об

образовании.

Рабочие программы учебных курсов внеурочной

деятельности также должны содержать указание на

форму проведения занятий.

Рабочие программы учебных предметов, учебных

курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных

модулей формируются с учетом рабочей программы

воспитания.

32.2. Программа формирования универсальных учебных

действий у обучающихся должна обеспечивать:

развитие способности к саморазвитию и

самосовершенствованию;

формирование внутренней позиции личности,

регулятивных, познавательных, коммуникативных

универсальных учебных действий у обучающихся;

формирование опыта применения универсальных

учебных действий в жизненных ситуациях для решения

задач общекультурного, личностного и познавательного

развития обучающихся, готовности к решению

практических задач;

повышение эффективности усвоения знаний и учебных

действий, формирования компетенций в предметных

областях, учебно-исследовательской и проектной

деятельности;

формирование навыка участия в различных формах

организации учебно-исследовательской и проектной

деятельности, в том числе творческих конкурсах,

олимпиадах, научных обществах, научно-практических

конференциях, олимпиадах;

овладение приемами учебного сотрудничества и

социального взаимодействия со сверстниками,

обучающимися младшего и старшего возраста и

взрослыми в совместной учебно-исследовательской и

проектной деятельности;

формирование и развитие компетенций обучающихся в

области использования ИКТ на уровне общего

пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом

и передачей информации, презентацией выполненных

работ, основами информационной безопасности,

умением безопасного использования средств ИКТ и

информационно-телекоммуникационной сети

«Интернет» (далее - сеть Интернет), формирование

культуры пользования ИКТ;

формирование знаний и навыков в области финансовой

грамотности и устойчивого развития общества.

Программа формирования универсальных учебных

действий у обучающихся должна содержать:

описание взаимосвязи универсальных учебных действий

с содержанием учебных предметов;

описание особенностей реализации основных

направлений и форм учебно-исследовательской

деятельности в рамках урочной и внеурочной

деятельности.

32.3. Рабочая программа воспитания должна быть

направлена на развитие личности обучающихся, в том

числе духовно-нравственное развитие, укрепление

психического здоровья и физическое воспитание,

достижение ими результатов освоения программы

основного общего образования.

Рабочая программа воспитания может иметь модульную

структуру и включать:

анализ воспитательного процесса в Организации;

цель и задачи воспитания обучающихся;

виды, формы и содержание воспитательной

деятельности с учетом специфики Организации,

интересов субъектов воспитания, тематики модулей;

систему поощрения социальной успешности и

проявлений активной жизненной позиции обучающихся.

Рабочая программа воспитания должна обеспечивать:

создание целостной образовательной среды,

включающей урочную и внеурочную деятельность,

реализацию комплекса воспитательных мероприятий на

уровне Организации, класса, занятия в творческих

объединениях по интересам, культурные и социальные

практики с учетом историко-культурной и этнической

специфики региона, потребностей обучающихся,

родителей (законных представителей)

несовершеннолетних обучающихся;

целостность и единство воспитательных воздействий на

обучающегося, реализацию возможности социальных

проб, самореализацию и самоорганизацию

обучающихся, практическую подготовку;

содействие развитию педагогической компетентности

родителей (законных представителей)

несовершеннолетних обучающихся в целях

осуществления социализации обучающихся в семье;

учет социальных потребностей семей обучающихся;

совместную деятельность обучающихся с родителями

(законными представителями);

организацию личностно значимой и общественно

приемлемой деятельности для формирования у

обучающихся российской гражданской идентичности,

осознания сопричастности социально позитивным

духовным ценностям и традициям своей семьи,

этнической и (или) социокультурной группы, родного

края, уважения к ценностям других культур;

создание условий для развития и реализации интереса

обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и

самообразованию на основе рефлексии деятельности и

личностного самопознания; самоорганизации

жизнедеятельности; формирования позитивной

самооценки, самоуважению; поиска социально

приемлемых способов деятельностной реализации

личностного потенциала;

формирование у обучающихся личностных

компетенций, внутренней позиции личности,

необходимых для конструктивного, успешного и

ответственного поведения в обществе с учетом

правовых норм, установок уважительного отношения к

своему праву и правам других людей на собственное

мнение, личные убеждения; закрепление у них знаний о

нормах и правилах поведения в обществе, социальных

ролях человека (обучающийся, работник, гражданин,

член семьи), способствующих подготовке к жизни в

обществе, активное неприятие идеологии экстремизма и

терроризма;

развитие у обучающихся опыта нравственно значимой

деятельности, конструктивного социального поведения в

соответствии с этическими нормами взаимоотношений с

противоположным полом, со старшими и младшими,

осознание и формирование знаний о семейных

ценностях, профилактике семейного неблагополучия,

принятие ценностей семьи, стремления к духовно-

нравственному совершенствованию;

стимулирование интереса обучающихся к творческой и

интеллектуальной деятельности, формирование у них

целостного мировоззрения на основе научного,

эстетического и практического познания устройства

мира;

формирование представлений о современных угрозах

для жизни и здоровья людей, в том числе в

информационной сфере; навыков безопасного поведения

на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, содействие

формированию у обучающихся убежденности в

необходимости выбора здорового образа жизни, о вреде

употребления алкоголя и табакокурения; осознанию

необходимости следования принципу предвидения

последствий своего поведения;

условия для формирования у обучающихся способности

противостоять негативным в отношении сохранения

своего психического и физического здоровья

воздействиям социальной среды, в том числе

экстремистского, террористического, криминального и

иного деструктивного характера;

создание условий для формирования у обучающихся

установки на систематические занятия физической

культурой и спортом, готовности к выбору

индивидуальных режимов двигательной активности на

основе осознания собственных возможностей; для

осознанного отношения обучающихся к выбору

индивидуального рациона здорового питания; для

овладения обучающимися современными

оздоровительными технологиями, в том числе на основе

навыков личной гигиены; в целях недопущения

употребления наркотических средств и психотропных

веществ, профилактики инфекционных заболеваний;

осознание обучающимися взаимосвязи здоровья

человека и экологического состояния окружающей его

среды, роли экологической культуры в обеспечении

личного и общественного здоровья; участие

обучающихся в совместных с родителями (законными

представителями) несовершеннолетних обучающихся

видах деятельности, организуемых Организацией и

формирующих экологическую культуру мышления и

поведения;

формирование у обучающихся мотивации и уважения к

труду, в том числе общественно полезному, и

самообслуживанию, потребности к приобретению или

выбору будущей профессии; организацию участия

обучающихся в благоустройстве класса, Организации,

населенного пункта, в котором они проживают;

информированность обучающихся об особенностях

различных сфер профессиональной деятельности, в том

числе с учетом имеющихся потребностей в

профессиональных кадрах на местном, региональном и

федеральном уровнях; организацию профессиональной

ориентации обучающихся через систему мероприятий,

проводимых Организацией совместно с различными

предприятиями, образовательными организациями,

центрами профориентационной работы, практической

подготовки;

оказание психолого-педагогической поддержки,

консультационной помощи обучающимся в их

профессиональной ориентации, включающей в том

числе диагностику мотивации, способностей и

компетенций обучающихся, необходимых для

продолжения получения образования и выбора

профессии.

Рабочая программа воспитания реализуется в единстве

урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой

Организацией, совместно с семьей и другими

институтами воспитания.

Рабочая программа воспитания должна предусматривать

приобщение обучающихся к российским традиционным

духовным ценностям, включая культурные ценности

своей этнической группы, правилам и нормам поведения

в российском обществе.

32.4. Программа коррекционной работы должна быть

направлена на коррекцию нарушений развития и

социальную адаптацию обучающихся, помощь в

освоении ими программы основного общего

образования, в том числе адаптированной.

Программа коррекционной работы должна содержать:

описание особых образовательных потребностей

обучающихся с ОВЗ;

план индивидуально ориентированных диагностических

и коррекционных мероприятий, обеспечивающих

удовлетворение индивидуальных образовательных

потребностей обучающихся с ОВЗ и освоение ими

программы основного общего образования, в том числе

адаптированной;

рабочие программы коррекционных учебных курсов;

перечень дополнительных коррекционных учебных

курсов и их рабочие программы (при наличии);

планируемые результаты коррекционной работы и

подходы к их оценке с целью корректировки

индивидуального плана диагностических и

коррекционных мероприятий.

Программа коррекционной работы должна

обеспечивать:

выявление индивидуальных образовательных

потребностей у обучающихся с ОВЗ, обусловленных

особенностями их развития;

осуществление индивидуально ориентированной

психолого-медико-педагогической помощи

обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей их

психофизического развития и индивидуальных

возможностей (в соответствии с рекомендациями

психолого-медико-педагогической комиссии).

33. Организационный раздел программы основного

общего образования, в том числе адаптированной,

должен определять общие рамки организации

образовательной деятельности, организационные

механизмы и условия реализации программы основного

общего образования и включать:

учебный план;

план внеурочной деятельности;

календарный учебный график;

календарный план воспитательной работы, содержащий

перечень событий и мероприятий воспитательной

направленности, которые организуются и проводятся

Организацией или в которых Организация принимает

участие в учебном году или периоде обучения;

характеристику условий реализации программы

основного общего образования, в том числе

адаптированной, в соответствии с требованиями ФГОС.

33.1. Учебный план программы основного общего

образования, в том числе адаптированной (далее -

учебный план), обеспечивает реализацию требований

ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с

требованиями к организации образовательной

деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-

дневной) учебной неделе, предусмотренными

Гигиеническими нормативами и Санитарно-

эпидемиологическими требованиями, перечень учебных

предметов, учебных курсов, учебных модулей.

Учебный план обеспечивает преподавание и изучение

государственного языка Российской Федерации, а также

возможность преподавания и изучения родного языка из

числа языков народов Российской Федерации, из числа

государственных языков республик Российской

Федерации, в том числе русского языка как родного

языка.

Требования к результатам

обучения

Стандарт устанавливает требования к

результатам освоения обучающимися

основной образовательной

программы:

личностным, включающим готовность

и способность обучающихся к

саморазвитию и личностному

самоопределению, сформированность

их мотивации к обучению и

целенаправленной познавательной

деятельности, системы значимых

социальных и межличностных

отношений, ценностно-смысловых

установок, отражающих

личностные и гражданские позиции в

деятельности, антикоррупционное

мировоззрение, правосознание,

экологическую культуру, способность

ставить цели и строить

жизненные планы, способность к

осознанию российской гражданской

идентичности в поликультурном

социуме;

(в редакции Приказа Минобрнауки

России от 29.06.2017 № 613)

метапредметным, включающим

освоенные обучающимися

межпредметные понятия и

универсальные учебные действия

(регулятивные, познавательные,

коммуникативные), способность их

ФГОС устанавливает требования к результатам

освоения обучающимися программ основного общего

образования, в том числе адаптированных:

1) личностным, включающим:

осознание российской гражданской идентичности;

готовность обучающихся к саморазвитию,

самостоятельности и личностному самоопределению;

ценность самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально

значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как

особого ценностного отношения к себе, окружающим

людям и жизни в целом;

2) метапредметным, включающим:

освоение обучающимися межпредметных понятий

(используются в нескольких предметных областях и

позволяют связывать знания из различных учебных

предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной

деятельности), учебных модулей в целостную научную

картину мира) и универсальные учебные действия

(познавательные, коммуникативные, регулятивные);

способность их использовать в учебной, познавательной

использования в познавательной и

социальной практике,

самостоятельность в планировании и

осуществлении учебной

деятельности и организации учебного

сотрудничества с педагогами и

сверстниками, способность к

построению индивидуальной

образовательной траектории,

владение навыками учебно-

исследовательской, проектной и

социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные

обучающимися в ходе изучения

учебного предмета умения,

специфические для данной

предметной области, виды

деятельности

по получению нового знания в рамках

учебного предмета, его

преобразованию и применению в

учебных, учебно-проектных и

социально-проектных ситуациях,

формирование научного типа

мышления, владение научной

терминологией, ключевыми

понятиями, методами и пр

и социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и

осуществлению учебной деятельности и организации

учебного сотрудничества с педагогическими

работниками и сверстниками, к участию в построении

индивидуальной образовательной траектории;

овладение навыками работы с информацией: восприятие

и создание информационных текстов в различных

форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения

информации и ее целевой аудитории;

3) предметным, включающим:

освоение обучающимися в ходе изучения учебного

предмета научных знаний, умений и способов действий,

специфических для соответствующей предметной

области;

предпосылки научного типа мышления;

виды деятельности по получению нового знания, его

интерпретации, преобразованию и применению в

различных учебных ситуациях, в том числе при

создании учебных и социальных проектов.

Требования к результатам освоения адаптированной

программы основного общего образования

обучающимися с ОВЗ учитывают в том числе

особенности их психофизического развития и их особые

образовательные потребности.

Научно-методологической основой для разработки

требований к личностным, метапредметным и

предметным результатам обучающихся, освоивших

программу основного общего образования, является

системно-деятельностный подход.

42. Личностные результаты освоения программы

основного общего образования достигаются в единстве

учебной и воспитательной деятельности Организации в

соответствии с традиционными российскими

социокультурными и духовно-нравственными

ценностями, принятыми в обществе правилами и

нормами поведения, и способствуют процессам

самопознания, самовоспитания и саморазвития,

формирования внутренней позиции личности.

42.1. Личностные результаты освоения программы

основного общего образования должны отражать

готовность обучающихся руководствоваться системой

позитивных ценностных ориентаций и расширение

опыта деятельности на ее основе и в процессе

реализации основных направлений воспитательной

деятельности, в том числе в части:

42.1.1. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и

реализации его прав, уважение прав, свобод и законных

интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, Организации, местного

сообщества, родного края, страны;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в

жизни человека;

представление об основных правах, свободах и

обязанностях гражданина, социальных нормах и

правилах межличностных отношений в поликультурном

и многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности,

стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,

активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности

(волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

42.1.2. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в

поликультурном и многоконфессиональном обществе,

проявление интереса к познанию родного языка,

истории, культуры Российской Федерации, своего края,

народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины -

России, к науке, искусству, спорту, технологиям,

боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам России, государственным

праздникам, историческому и природному наследию и

памятникам, традициям разных народов, проживающих

в родной стране.

42.1.3. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в

ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки,

поведение и поступки других людей с позиции

нравственных и правовых норм с учетом осознания

последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и

ответственность личности в условиях индивидуального

и общественного пространства.

42.1.4. Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям

и творчеству своего и других народов, понимание

эмоционального воздействия искусства; осознание

важности художественной культуры как средства

коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового

искусства, роли этнических культурных традиций и

народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

42.1.5. Физического воспитания, формирования

культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и

установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,

соблюдение гигиенических правил, сбалансированный

режим занятий и отдыха, регулярная физическая

активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек

(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных

форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков

безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и

меняющимся социальным, информационным и

природным условиям, в том числе осмысляя

собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и

других, умение управлять собственным эмоциональным

состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего

права на ошибку и такого же права другого человека.

42.1.6. Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических

задач (в рамках семьи, Организации, города, края)

технологической и социальной направленности,

способность инициировать, планировать и

самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда

различного рода, в том числе на основе применения

изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей

жизни для успешной профессиональной деятельности и

развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной

траектории образования и жизненных планов с учетом

личных и общественных интересов и потребностей.

42.1.7. Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и

естественных наук для решения задач в области

окружающей среды, планирования поступков и оценки

их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание

глобального характера экологических проблем и путей

их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред

окружающей среде;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в

условиях взаимосвязи природной, технологической и

социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности

экологической направленности.

42.1.8. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему

научных представлений об основных закономерностях

развития человека, природы и общества, взаимосвязях

человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как

средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской

деятельности, установка на осмысление опыта,

наблюдений, поступков и стремление совершенствовать

пути достижения индивидуального и коллективного

благополучия.

42.2. Личностные результаты, обеспечивающие

адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям

социальной и природной среды, включают:

освоение обучающимися социального опыта, основных

социальных ролей, соответствующих ведущей

деятельности возраста, норм и правил общественного

поведения, форм социальной жизни в группах и

сообществах, включая семью, группы, сформированные

по профессиональной деятельности, а также в рамках

социального взаимодействия с людьми из другой

культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в

условиях неопределенности, открытость опыту и

знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности,

повышать уровень своей компетентности через

практическую деятельность, в том числе умение учиться

у других людей, осознавать в совместной деятельности

новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность

формирования новых знаний, в том числе способность

формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и

явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать

дефициты собственных знаний и компетентностей,

планировать свое развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по

характерным признакам, выполнять операции в

соответствии с определением и простейшими

свойствами понятия, конкретизировать понятие

примерами, использовать понятие и его свойства при

решении задач (далее - оперировать понятиями), а также

оперировать терминами и представлениями в области

концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы,

общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на

окружающую среду, достижений целей и преодоления

вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую

ситуацию, оценивать происходящие изменения и их

последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,

требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать

принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия,

формировать опыт, уметь находить позитивное в

произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

43. Метапредметные результаты освоения программы

основного общего образования, в том числе

адаптированной, должны отражать:

43.1. Овладение универсальными учебными

познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки

объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации,

основания для обобщения и сравнения, критерии

проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять

закономерности и противоречия в рассматриваемых

фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и

противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых

для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении

явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и

индуктивных умозаключений, умозаключений по

аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной

задачи (сравнивать несколько вариантов решения,

выбирать наиболее подходящий с учетом

самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский

инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между

реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,

самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных

суждений и суждений других, аргументировать свою

позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану

опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование

по установлению особенностей объекта изучения,

причинно-следственных связей и зависимостей объектов

между собой;

оценивать на применимость и достоверность

информации, полученной в ходе исследования

(эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по

результатам проведенного наблюдения, опыта,

исследования, владеть инструментами оценки

достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие

процессов, событий и их последствия в аналогичных или

сходных ситуациях, выдвигать предположения об их

развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы

при поиске и отборе информации или данных из

источников с учетом предложенной учебной задачи и

заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и

интерпретировать информацию различных видов и форм

представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных

информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму

представления информации и иллюстрировать

решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,

иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям,

предложенным педагогическим работником или

сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать

информацию.

Овладение системой универсальных учебных

познавательных действий обеспечивает

сформированность когнитивных навыков у

обучающихся.

43.2. Овладение универсальными учебными

коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать

эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и

письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать

значение социальных знаков, знать и распознавать

предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать

конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное

отношение к собеседнику и в корректной форме

формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по

существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,

нацеленные на решение задачи и поддержание

благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других

участников диалога, обнаруживать различие и сходство

позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта

(эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом

задач презентации и особенностей аудитории и в

соответствии с ним составлять устные и письменные

тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и

индивидуальной работы при решении конкретной

проблемы, обосновывать необходимость применения

групповых форм взаимодействия при решении

поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно

строить действия по ее достижению: распределять роли,

договариваться, обсуждать процесс и результат

совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять

готовность руководить, выполнять поручения,

подчиняться;

планировать организацию совместной работы,

определять свою роль (с учетом предпочтений и

возможностей всех участников взаимодействия),

распределять задачи между членами команды,

участвовать в групповых формах работы (обсуждения,

обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного

результата по своему направлению и координировать

свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по

критериям, самостоятельно сформулированным

участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад

каждого члена команды в достижение результатов,

разделять сферу ответственности и проявлять

готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных

коммуникативных действий обеспечивает

сформированность социальных навыков и

эмоционального интеллекта обучающихся.

43.3. Овладение универсальными учебными

регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и

учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия

решений (индивидуальное, принятие решения в группе,

принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи

(или его часть), выбирать способ решения учебной

задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных

возможностей, аргументировать предлагаемые варианты

решений;

составлять план действий (план реализации намеченного

алгоритма решения), корректировать предложенный

алгоритм с учетом получения новых знаний об

изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и

рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план

ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые

могут возникнуть при решении учебной задачи,

адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения)

результатов деятельности, давать оценку

приобретенному опыту, уметь находить позитивное в

произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых

обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных

ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными

эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать

мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право

другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных

регулятивных действий обеспечивает формирование

смысловых установок личности (внутренняя позиция

личности) и жизненных навыков личности (управления

собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

44. Предметные результаты освоения программы

основного общего образования с учетом специфики

содержания предметных областей, включающих

конкретные учебные предметы, ориентированы на

применение знаний, умений и навыков обучающимися в

учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а

также на успешное обучение на следующем уровне

образования.

45. Требования к освоению предметных результатов

программ основного общего образования на базовом и

углубленном уровнях на основе их преемственности и

единства их содержания обеспечивают возможность

изучения учебных предметов углубленного уровня, в

том числе по индивидуальным учебным планам, с

использованием сетевой формы реализации

образовательных программ, электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий, в том

числе в целях эффективного освоения обучающимися

иных учебных предметов базового уровня, включая

формирование у обучающихся способности знать

определение понятия, знать и уметь доказывать свойства

и признаки, характеризовать связи с другими понятиями,

представляя одно понятие как часть целого комплекса,

использовать понятие и его свойства при проведении

рассуждений, доказательства и решении задач (далее -

свободно оперировать понятиями), решать задачи более

высокого уровня сложности.

Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)

Пред

мет,

клас

с

Тема

анализир

уемого

учебног

о

занятия

Деятельн

ость

учителя

Деятельность обучающихся

Общий

вывод о

учебном

занятии

в

контекст

е

реализац

ии

системно

-

деятельн

остного

подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест

вляемые

действия

Формы

и

приемы

организа

ции

деятельн

ости

Осущест

вляемые

действия

Формы и

приемы

организац

ии

деятельно

сти

Осуществ

ляемые

действия

Формы

и

приемы

организ

ации

деятель

ности

Физ

ика,

7.

Механич

еская

работа и

мощност

ь

направля

ющая,

корректи

рующая.

Использу

ет

мотиваци

онные

моменты

. Создаёт

проблемн

на «себе»

почувств

овать,

что есть

механиче

ская

работа.

Решение

расчётны

х задач

по

демонст

рируют

движени

я

спортсм

енов,

измеряю

т

физичес

кие

величин

внимател

ьное

слушание

учителя,

товарище

й,

анализир

уют,

выдвига

ют

гипотезы,

учебное

сотрудни

чество.

Осуществ

ляют

лаборатор

ную

работу

«Определ

яют мех.

Целепола

гание и

планиров

ание.

Определя

ют цель

урока,

определя

ю пути

решения

поставлен

постан

овка

вопрос

ов,

нацеле

нных

на

раскры

тие

ключев

ых

Вполне

современн

ый

( комбинир

ованный)

урок по

ФГОС с

( очень

хорошей

материальн

ой базой:

ые

ситуации.

Организо

вал

работу в

группах,

осуществ

ляет по

ходу

урока

проверку

их

работы,

поправля

ет

ошибки.

Задания

очень

нестандар

тные,

продукти

вные.

Использу

ет

сократич

ескую)

беседу.

В начале

даёт

задание

на

физическ

ую

активност

ь, что

нескольк

формуле.

Работа с

приборам

и.

ы

прибора

ми.

Задания

на

сравнен

ия работ

(штанги

ст или

шахмати

ст).

отвечают

на

поставле

нные

вопросы.

работу и

мощность

»,

взаимоде

йствуя с

учителем

и

однокласс

никами.

ной

учителем

задачи.

Самоконт

роль и

коррекци

я .

поняти

й темы.

Задани

я на

сравнен

ие

разных

механи

ческих

работ

( шахма

тист и

штанги

ст).

Рефлек

сия.

современн

ое

лабораторн

ое

оборудова

ние,

планшеты,

интерактив

ные

доски).

Стиль, тон

отношений

, на уроке,

создают

атмосферу

сотрудниче

ства,

сотворчест

ва,

психологи

ческого

комфорта.

Учитель

показывает

в заданиях

связь

физики с

жизнью и

другими

областями

знаний ( с

физкульту

рой,

астрономи

ей,…), т.е.

о

расслабля

ет и

располага

ет к

работе

учеников.

учитель

реализует

системно-

деятельнос

тный

подход, не

выдаёт

готовые

знания, а

создаёт

условия

для

самостояте

льного

поиска их

учащимися

.



В раздел образования




Яндекс.Метрика