Напоминание

Художественно-эстетическое развитие дошкольников


Автор: Ожогова Жанна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №42
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск–Кузнецкий
Наименование материала: Развитие эмоциональной сферы ребёнка на музыкальных занятиях
Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация:

«Эмоциональное развитие дошкольников через музыкальную

деятельность

»

Только эмоции открывают в искусстве

действительный доступ к идее и образу.

Л. С. Выготский

Очень короткий отрезок в жизни человека - дошкольное детство, всего семь

лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие вообще, и

эмоциональное в том числе, идёт как никогда бурно и стремительно.

В художественно – эстетическом направлении ФГОС ДО одной из задач

является эмоциональное развитие детей. Эмоции ребенка – это послание

окружающим о его состоянии. Я считаю, что музыкальная деятельность –

одна из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, так как

музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию.

На первом месте в развитии эмоций стоит восприятие музыки. Именно в

этом виде творчества музыка вызывает у детей различные чувства: радость,

удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль.

Например:

«Клоуны». Д.Кабалевский. Выражением лица дети показывают весёлого и

грустного клоуна. Проявлением радости от весёлой музыки могут быть даже

аплодисменты, а от грустной музыке-ладошки прижаты к щёчкам.(грустим).

«Три подружки» Д. Кабалевский. Ярко выражены характеры в музыке,

показывающих трёх девочек «Злюка. Плакса. Резвушка». Дети любят

передавать эмоции, слушая эту музыку.

«Болезнь куклы. Новая кукла». П.И. Чайковский. Мы рассказываем детям

какую-то интересную историю про кукол. Дети, находясь под впечатлением,

очень эмоционально реагируют на музыку, никто не остаётся равнодушным.

Детям предлагается поиграть в игру:

«Что я чувствую, вижу, слушая музыку?»

После прослушивания произведения, название которого не сообщается,

школьники выражают свои впечатления, опираясь на вопросы и задания:

– Понравилась ли вам музыка?

– Рассказать о своих впечатлениях.

– Какие чувства вас охватили?

– Что вы услышали в этой музыке?

– Какое настроение осталось после прослушивания музыки?

– Что вы представляли слушая музыку?

– Попытайтесь несколькими словами описать характер и настроение музыки.

-Выразите в движениях свои эмоции

«Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Вальс-шутка»

Д.Шостаковича, «Танец рыцарей» С. Прокофьев;

Огромное разнообразие эмоций испытывают и проявляют дети при

исполнении разнохарактерных вокальных произведений: лирические песни,

патриотические, игровые, потешки и дразнилки из детского фольклора. А

чтобы научить детей исполнять песни более эмоционально, использую

разные вокальные упражнения и фонопедические распевки. Они основаны на

эмоциональной окраске каждой гласной и сопровождаются движениями рук

и соответствующей мимикой.

Например:

«А» - это выражение радости (большие распахнутые глаза, руки широко

расходятся в стороны).

«О» - это удивление (поднятые брови, поднятые плечи, руки с открытыми

ладонями опущены вниз и слегка разведены в стороны).

«У» - это зовущий звук (губы вытягиваются вперед, руки тоже).

«Ы» - выражение гнева (брови нахмурены, руки уперты в бока).

«И» - улыбка (глаза ласковые, рот растягивается в улыбке, движения рук как

бы помогают растягивать губы в улыбке).

«Я» - полное любование собой (нос приподнят кверху, руки показывают

всего человека от макушки до пят – сверху опускаются вниз).

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на

звучащее музыкальное произведение (танцы, игры, хороводы). Хороводы

позволяют испытать различные эмоции.

Например, «Галя по садочку ходила»:

Галя по садочку ходила, свой платочек там обронила. - спокойствие

Обошла тут Галя садочек – ищет голубой свой платочек - грусть

Не горюй, подруженька, Галя, мы платочек твой отыскали - сопереживание

Под малиновым под кусточком, под зелёненьким под листочком.

Во время исполнения хоровода дети переключают свои эмоции с грусти на

сопереживание, а потом на радость.

Музыкальные игры вызывают у детей оживление, хорошее настроение,

радость от проявленной ловкости, быстроты реакции («Горелки»), от игр с

переодеванием («Бабушкин сундук», «Рукавички»).

На развитие эмоциональной сферы детей влияют и Музыкально –

дидактические игры. Для малышей доступна, например,

Игра «Солнышко и тучка»

Солнце, солнце веселилось, в небе солнышко резвилось.

Скачет солнце, пляшет, радость это значит.

Тучка, тучка рассердилась, в небе тучка заблудилась,

Злится тучка, плачет - грустно это значит.

Для детей старшего возраста, соответственно, подбираю игры с более

сложным заданием.

«Угадай настроение музыки»

Ход игры:

В игре учувствуют ведущий (ребенок или воспитатель) и игроки – все дети.

Ведущий примеряет на себя маску - лицо, стоя к игрокам спиной и

произносит текст.

«Маску на себя я примеряю, настроение мое отгадать вам предлагаю»

(поворачивается к игрокам)

Дети (игроки) отгадывают настроение.

Усложнение: показывают это настроение все вместе или каждый по

желанию.

Музыкально-дидактическая игра «Три тучки»

Программное содержание:

Развитие умения различать характер музыки, формировать эмоциональную

отзывчивость детей

Ход:

Педагог показывает детям изображения тучек (без лиц) и говорит, что одна

из них – Тучка-плакучка, другая – Тучка-злючка, а третья – Тучка-резвушка.

Детям предлагается определить характер каждой тучки по звучанию музыки

и выбрать соответствующее лицо. Далее звучат музыкальные фрагменты, а

дети определяют, какой тучке какое настроение подходит.

Оборудование, музыкальный репертуар:

3 изображения тучек, сменные изображения эмоций.

Д. Кабалевского «Три подружки» (Плакса, Злюка и Резвушка)

Мимическая зарядка

(меняем выражение лица соответственно тексту)

Развивает лицевые мышцы, а также умение передавать различные эмоции

и настроение мимикой.

Вот мы сердимся с тобой,

Вот мы веселимся,

Вот немножко погрустим,

А теперь мы спать хотим...

А потом мы злимся, злимся,

А теперь вдруг все боимся,

Весело кривляемся,

Вместе удивляемся,

Мы такие милые,

А теперь капризные,

Все такие важные,

Ух, какие страшные!

Вот мы радуемся все,

вот мы огорчились,

мы все строгие такие, -

вот мы все какие!

Игра-импровизация «Маскарад эмоций»

Программное содержание:

Развивать самостоятельность применения усвоенных знаний и способов

музыкальной

деятельности

для

решения

новых

задач,

умение

преобразовывать способы решения задач, предлагать свой замысел и

воплощать его в музыкально-игровой деятельности.

Ход:

Педагог предлагает устроить маскарад настроений. Уточняется понятие

«маскарад» (это праздник, на котором все в масках). Ребята должны задумать

настроение, подумать, как это настроение можно передать. Под музыкальное

сопровождение дети ходят врассыпную, исполняется песня:

Это что за маскарад: чувства вышли на парад!

Удивленье, страх и грусть,

Радость здесь возникнуть пусть.

Приготовься и смотри: фигура эмоций на месте замри!

С

окончанием

музыки,

дети

замирают;

взрослый

отгадывает,

какое

настроение загадал ребенок.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Попевка «Замри на месте» С. Юдина; И. Дуванова

Песня «Маски эмоций»

Много масок есть у нас:

И для вас, и для вас.

Разные эмоции, мы покажем вам сейчас.

Весёлая и бодрая – это маска добрая.

Удивлённо просмотри, ничего не говори.

А это маска злая, сердитая, плохая.

Печальная с грустинкою. Слезу льёт за слезинкою.

Этой лишь бы позевать, очень хочется ей спать.

Эта маска любит всех. Раздаётся громкий смех.

С особым желанием дети играют на детских музыкальных инструментах.

Музицирование доступно каждому, здесь не требуется особых вокальных и

хореографических навыков.

Я считаю, что без чувств жить невозможно, нужно только уметь их найти.



В раздел образования




Яндекс.Метрика