Автор: Ожогова Жанна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №42
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск–Кузнецкий
Наименование материала: Развитие эмоциональной сферы ребёнка на музыкальных занятиях
Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Консультация:
«Эмоциональное развитие дошкольников через музыкальную
деятельность
»
Только эмоции открывают в искусстве
действительный доступ к идее и образу.
Л. С. Выготский
Очень короткий отрезок в жизни человека - дошкольное детство, всего семь
лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие вообще, и
эмоциональное в том числе, идёт как никогда бурно и стремительно.
В художественно – эстетическом направлении ФГОС ДО одной из задач
является эмоциональное развитие детей. Эмоции ребенка – это послание
окружающим о его состоянии. Я считаю, что музыкальная деятельность –
одна из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, так как
музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию.
На первом месте в развитии эмоций стоит восприятие музыки. Именно в
этом виде творчества музыка вызывает у детей различные чувства: радость,
удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль.
Например:
«Клоуны». Д.Кабалевский. Выражением лица дети показывают весёлого и
грустного клоуна. Проявлением радости от весёлой музыки могут быть даже
аплодисменты, а от грустной музыке-ладошки прижаты к щёчкам.(грустим).
«Три подружки» Д. Кабалевский. Ярко выражены характеры в музыке,
показывающих трёх девочек «Злюка. Плакса. Резвушка». Дети любят
передавать эмоции, слушая эту музыку.
«Болезнь куклы. Новая кукла». П.И. Чайковский. Мы рассказываем детям
какую-то интересную историю про кукол. Дети, находясь под впечатлением,
очень эмоционально реагируют на музыку, никто не остаётся равнодушным.
Детям предлагается поиграть в игру:
«Что я чувствую, вижу, слушая музыку?»
После прослушивания произведения, название которого не сообщается,
школьники выражают свои впечатления, опираясь на вопросы и задания:
– Понравилась ли вам музыка?
– Рассказать о своих впечатлениях.
– Какие чувства вас охватили?
– Что вы услышали в этой музыке?
– Какое настроение осталось после прослушивания музыки?
– Что вы представляли слушая музыку?
– Попытайтесь несколькими словами описать характер и настроение музыки.
-Выразите в движениях свои эмоции
«Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Вальс-шутка»
Д.Шостаковича, «Танец рыцарей» С. Прокофьев;
Огромное разнообразие эмоций испытывают и проявляют дети при
исполнении разнохарактерных вокальных произведений: лирические песни,
патриотические, игровые, потешки и дразнилки из детского фольклора. А
чтобы научить детей исполнять песни более эмоционально, использую
разные вокальные упражнения и фонопедические распевки. Они основаны на
эмоциональной окраске каждой гласной и сопровождаются движениями рук
и соответствующей мимикой.
Например:
«А» - это выражение радости (большие распахнутые глаза, руки широко
расходятся в стороны).
«О» - это удивление (поднятые брови, поднятые плечи, руки с открытыми
ладонями опущены вниз и слегка разведены в стороны).
«У» - это зовущий звук (губы вытягиваются вперед, руки тоже).
«Ы» - выражение гнева (брови нахмурены, руки уперты в бока).
«И» - улыбка (глаза ласковые, рот растягивается в улыбке, движения рук как
бы помогают растягивать губы в улыбке).
«Я» - полное любование собой (нос приподнят кверху, руки показывают
всего человека от макушки до пят – сверху опускаются вниз).
Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на
звучащее музыкальное произведение (танцы, игры, хороводы). Хороводы
позволяют испытать различные эмоции.
Например, «Галя по садочку ходила»:
Галя по садочку ходила, свой платочек там обронила. - спокойствие
Обошла тут Галя садочек – ищет голубой свой платочек - грусть
Не горюй, подруженька, Галя, мы платочек твой отыскали - сопереживание
Под малиновым под кусточком, под зелёненьким под листочком.
Во время исполнения хоровода дети переключают свои эмоции с грусти на
сопереживание, а потом на радость.
Музыкальные игры вызывают у детей оживление, хорошее настроение,
радость от проявленной ловкости, быстроты реакции («Горелки»), от игр с
переодеванием («Бабушкин сундук», «Рукавички»).
На развитие эмоциональной сферы детей влияют и Музыкально –
дидактические игры. Для малышей доступна, например,
Игра «Солнышко и тучка»
Солнце, солнце веселилось, в небе солнышко резвилось.
Скачет солнце, пляшет, радость это значит.
Тучка, тучка рассердилась, в небе тучка заблудилась,
Злится тучка, плачет - грустно это значит.
Для детей старшего возраста, соответственно, подбираю игры с более
сложным заданием.
«Угадай настроение музыки»
Ход игры:
В игре учувствуют ведущий (ребенок или воспитатель) и игроки – все дети.
Ведущий примеряет на себя маску - лицо, стоя к игрокам спиной и
произносит текст.
«Маску на себя я примеряю, настроение мое отгадать вам предлагаю»
(поворачивается к игрокам)
Дети (игроки) отгадывают настроение.
Усложнение: показывают это настроение все вместе или каждый по
желанию.
Музыкально-дидактическая игра «Три тучки»
Программное содержание:
Развитие умения различать характер музыки, формировать эмоциональную
отзывчивость детей
Ход:
Педагог показывает детям изображения тучек (без лиц) и говорит, что одна
из них – Тучка-плакучка, другая – Тучка-злючка, а третья – Тучка-резвушка.
Детям предлагается определить характер каждой тучки по звучанию музыки
и выбрать соответствующее лицо. Далее звучат музыкальные фрагменты, а
дети определяют, какой тучке какое настроение подходит.
Оборудование, музыкальный репертуар:
3 изображения тучек, сменные изображения эмоций.
Д. Кабалевского «Три подружки» (Плакса, Злюка и Резвушка)
Мимическая зарядка
(меняем выражение лица соответственно тексту)
Развивает лицевые мышцы, а также умение передавать различные эмоции
и настроение мимикой.
Вот мы сердимся с тобой,
Вот мы веселимся,
Вот немножко погрустим,
А теперь мы спать хотим...
А потом мы злимся, злимся,
А теперь вдруг все боимся,
Весело кривляемся,
Вместе удивляемся,
Мы такие милые,
А теперь капризные,
Все такие важные,
Ух, какие страшные!
Вот мы радуемся все,
вот мы огорчились,
мы все строгие такие, -
вот мы все какие!
Игра-импровизация «Маскарад эмоций»
Программное содержание:
Развивать самостоятельность применения усвоенных знаний и способов
музыкальной
деятельности
для
решения
новых
задач,
умение
преобразовывать способы решения задач, предлагать свой замысел и
воплощать его в музыкально-игровой деятельности.
Ход:
Педагог предлагает устроить маскарад настроений. Уточняется понятие
«маскарад» (это праздник, на котором все в масках). Ребята должны задумать
настроение, подумать, как это настроение можно передать. Под музыкальное
сопровождение дети ходят врассыпную, исполняется песня:
Это что за маскарад: чувства вышли на парад!
Удивленье, страх и грусть,
Радость здесь возникнуть пусть.
Приготовься и смотри: фигура эмоций на месте замри!
С
окончанием
музыки,
дети
замирают;
взрослый
отгадывает,
какое
настроение загадал ребенок.
Оборудование, музыкальный репертуар.
Попевка «Замри на месте» С. Юдина; И. Дуванова
Песня «Маски эмоций»
Много масок есть у нас:
И для вас, и для вас.
Разные эмоции, мы покажем вам сейчас.
Весёлая и бодрая – это маска добрая.
Удивлённо просмотри, ничего не говори.
А это маска злая, сердитая, плохая.
Печальная с грустинкою. Слезу льёт за слезинкою.
Этой лишь бы позевать, очень хочется ей спать.
Эта маска любит всех. Раздаётся громкий смех.
С особым желанием дети играют на детских музыкальных инструментах.
Музицирование доступно каждому, здесь не требуется особых вокальных и
хореографических навыков.
Я считаю, что без чувств жить невозможно, нужно только уметь их найти.