Напоминание

«Методические рекомендации преподавателям слушания музыки и музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ»


Автор: Сильнова Алла Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств" г. Кузнецка
Населённый пункт: город Кузнецк Пензенская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: «Методические рекомендации преподавателям слушания музыки и музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г.Кузнецка

Методическое сообщение

«Методические рекомендации преподавателям слушания музыки и

музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ»

Подготовила: преподаватель

теоретических дисциплин

Сильнова А.А.

г.Кузнецк 2024г.

2

Содержание:

Вступление с.3

Глава I Словесный метод с.4

Глава II Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки) с.7

Глава III Иные формы работы с.11

Заключение с.13

Список литературы с.14

3

Вступление

Музыка давно стала неотъемлемой частью жизни человека, сопровождая

его на всём жизненном пути. Музыка всегда желанна на семейном торжестве.

Многие события в жизни общества связаны с музыкой. Она открывает мир,

полный красоты, больших и глубоких чувств.

Но музыку нужно уметь слушать, и перед педагогами-музыкантами

стоит большая и сложная задача - ввести обучающихся в мир большого

музыкального искусства, научить любить и понимать музыку всех форм и

жанров. Массовое, общее музыкальное образование не предусматривает

деление на циклы, отдельные предметы. А в системе профессионального

музыкального образования каждая грань музыки выделяется в отдельные

самостоятельные предметы: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная

литература, элементарная теория музыки и т.д., которые группируются в

отдельные циклы.

Велико художественно-воспитательное значение предметов слушание

музыки и музыкальная литература, дающих эстетическое воспитание,

способствующих развитию чувства прекрасного. Задачи этих предметов:

приобщение обучающихся к сокровищнице наследия мировой музыкальной

культуры, на основе изучения отдельных, наиболее ярких и значительных

музыкальных произведений; расширение музыкального кругозора, привитие

интереса и любви к музыке, развитие художественного вкуса и активного,

осознанного восприятия музыкального произведения.

Преподаватель должен помнить, что преподавание – творческий

процесс, а не механический пересказ того или иного материала. В нём, как в

живом и творческом деле, не должно быть раз и навсегда установленного

стандарта. Знать свой предмет ещё недостаточно, нужно ещё любить музыку

как

живое

искусство.

«Педагогику

следует

называть

искусством,

опирающимся на науку, а не просто «наукою воспитания»,- К.Д.Ушинский. /

2;45 /

Как же повысить интерес обучающихся к предметам слушание музыки

и музыкальная литература, увлечь их, имея мало времени?

Цель

методического

сообщения:

рекомендация

преподавателям

слушания музыки и музыкальной литературы методов и приёмов работы, для

достижения эмоционального, активного восприятия музыки обучающимися,

чтобы все теоретические знания, полученные на уроках, не оставались

пустыми.

4

Глава I

Словесный метод

Словесный метод - метод устного изложения материала. Значение

этого метода в музыкальном воспитании очень велико. Чаще всего – это

рассказ

(сообщение

знаний

в

виде

повествования)

и

объяснение

(доказательное изложение материала).

Но очень важно правильно и интересно излагать педагогу новый

материал.

Если

это

простой

пересказ

материала

учебника,

иногда

«разбавленный» сведениями из других источников – урок будет слишком

монотонным,

не

творческим.

Необходимо

учитывать

возрастные

и

индивидуальные особенности обучающихся, поэтому материал должен быть

изложен доступным и понятным языком.

Нужно

использовать,

чередуя,

два

метода

изложения

материала

дедуктивный и индуктивный.

Дедуктивный метод – от общего к частному.

Объяснить обучающимся, что основная тема творчества композитора

А.Бородина- величие и мощь русского народа, героические черты характера

русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Затем,

конкретными фактами, подтвердить высказанную мысль: торжественный

народный хор, мелодия которого близка напевам древних обрядовых и

эпических русских песен: «Солнцу красному слава» из пролога оперы «Князь

Игорь»; тематизм «Богатырской симфонии»; воплощение образов народного

эпоса в романсах «Песня тёмного леса», «Спящая княжна».

Индуктивный метод – от частного к общему, к выводу.

Перечислить особенности симфонии Л.Бетховена №5 c-moll:

- особенности строения главной партии в репризе I части (соло гобоя);

- Скерцо в III ч. вместо Менуэта;

- III и IV части идут без перерыва;

- введение дополнительных инструментов в IV части (флейта-пикколо,

тромбон, контрафагот);

- большая роль «мотива судьбы»;

- преобладание тональности C-dur , а не основной тональности c-moll.

Затем сделать вывод- Л.Бетховен при создании симфонии №5

с-moll

отступает от классической сонатной формы. Поэтому эта симфония так

отличается от предшественниц – симфоний Й.Гайдна и В.Моцарта.

Очень полезно использовать метод беседы (подача материала в виде

диалога педагога с обучающимися). Ядром беседы должны быть вопросы,

типы которых важно заранее продумать.

5

Прямой вопрос задаётся классу в расчёте на ответ. Это усиливает

контакт с группой, даёт возможность проявить себя, активизирует внимание:

Какие чувства передаёт музыка?

О чём рассказывает музыка?

Как рассказывает музыка?

Чтобы заострить внимание обучающихся на определённом важном

моменте более уместно поставить риторический вопрос – педагог сам задаёт

вопрос и сам отвечает на него:

Е.Фомин

один

из

создателей

первых

русских

опер.

Он

предшественник М.Глинки. Но именно М.И.Глинка – основоположник

русской национальной оперы. Почему?

Затем следует рассказ об операх М.Глинки, по ходу которого педагог

сам отвечает на заданный вопрос.

Можно и нужно проводить уроки-лекции (объёмное изложение

педагогом нового материала, по ходу объяснения которого обучающиеся

должны

составлять

краткий

конспект).

Эти

уроки

проводятся

по

музыкальной литературе с обучающимися старших классов. Составление

конспекта позволит решить одновременно две задачи.

Во-первых, обучающиеся научаться улавливать и фиксировать лишь

главные, основные мысли и излагать их кратко, но литературно грамотно.

Это полезно будет и в дальнейшем, в работе с более объёмными учебными

пособиями.

Жизненный путь русского композитора П.И.Чайковского можно

представить в виде наглядной схемы – таблицы:

1840-

1850

1850-1865

1866-1877

1877-1885

1885-1893

Воткинс

к

Петербург

Москва

Жизнь в

Европе и в

России

Подмосковье

(Клин)

Детство

Учёба в

Училище

правоведения

, затем в

консерватори

и

Педагогическа

я, музыкально-

критическая,

композиторска

я

деятельность,

1-ый расцвет

творчества

Композиторска

я деятельность

Композиторска

я, дирижёрская

деятельность.

Концертные

поездки по

городам

России, Европы

и Америки.

Высший

расцвет

творчества.

6

Во – вторых, периодическое знакомство с записями обучающихся

полезно и педагогу. В них он видит отражение своего объяснения –

насколько правильно, логично, ясно, чётко и интересно изложен материал.

Можно

и

нужно

посоветовать

обучающимся

при

составлении

конспектов использовать разные цвета (фломастеры, цветные карандаши,

стержни и гелевые ручки), т.к. это полезно действует на нервную систему и

хорошим помощником в запоминании материала станет зрительная память.

Хорошим «активизатором» работы мыслей обучающихся является приём

сравнения, используемый педагогом:

Найти разницу в использовании музыкальных выразительных средств,

характеризующих русских воинов и шведских рыцарей в кантате

С.Прокофьева «Александр Невский».

Обратить внимание на аналогичный выбор формы II части симфоний

Й.Гайдна №103 Es-dur и Л.Бетховена №5 c-moll.

***

Прослушать произведения, близкие по теме, но имеющие разный

характер. Отметить сходные изобразительные моменты.

П.Чайковский «Шарманщик поёт» и Ф.Шуберт «Шарманка»;

К.Сен – Санс «Лебедь» и Н.Римский – Корсаков «Сказка о царе

Салтане» (тема Лебеди).

***

Сравнительный

анализ

пьес,

противоположных

по

образному

содержанию.

Г.Свиридов «Весна» - «Осень»;

С.Прокофьев «Утро» - «Вечер» («Детская музыка»).

Очень эффективен приём объединения со смежным видом искусства

– литературой. Насколько богаче, образнее, интереснее будут такие уроки!

***

П.Чайковский «Осенняя песня» (Октябрь) – А.Плещеев «Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышко не видно,

Тёмны, тёмны ночи».

***

7

Оркестровая пьеса А.Лядова «Кикимора» - «Живёт, растёт Кикимора у

кудесника в каменных горах.

От утра до вечера тешит

Кикимору кот-Баюн –говорит

сказки заморские…»

(Фрагмент народного сказания).

Глава II

Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки)

Одна из особенностей занятий по слушанию музыки и музыкальной

литературе является то, что изучаемое произведение обязательно должно

прозвучать в классе. И только высокое качество исполнения может развить

художественный вкус слушателей, эмоциональную отзывчивость и любовь к

музыке, т.к. музыка – «наглядное доказательство» мыслей и идей.

Самый распространённый приём – использование механической

звукозаписи. Это даёт возможность прослушать музыку в её подлинном

звучании (оркестр, орган, скрипка, вокальное исполнение, фильмы-оперы и

т.д.) Но систематический показ только механической записи утомляет и

притупляет внимание.

Поэтому желательно и «живое» исполнение. Может играть сам педагог и

обучающиеся; можно пригласить иллюстраторов - обучающихся старших

классов или преподавателей.

Небольшие произведения можно исполнять целиком (фортепианные

миниатюры Ф.Шопена; «Сурок» Л.Бетховена, «Шарманщик поёт»

П.Чайковского; при изучении песен - полезно петь их в сопровождении

фортепиано). При знакомстве с произведениями оперного жанра или

сонатно-симфонического цикла, достаточно демонстрации отдельных тем и

эпизодов.

Желательно

обращаться

к

произведениям,

исполняемым

обучающимися в классе специального инструмента. С одной стороны, это

поможет закрепить умения и навыки при изучении оределённой темы (форма

произведения, стиль композитора и т.д.), с другой – возможность услышать

звучание разных инструментов (скрипка, баян, аккордеон, гитара, домра,

балалайка, фортепиано и др.), с третьей – это способствует осуществлению

межпредметных

связей.

Целесообразно

также

уроки

проводить

на

заключительном, итоговом уроке по определённой теме.

Но при слушании музыки нужно помнить, что слушать музыку, соблюдая

тишину и вдумчиво слушать и анализировать её – не одно и то же.

Поэтому нужно активизировать внимание обучающихся. Поставить цель

перед слушанием музыки, что помогает сосредоточить внимание на какой-то

детали (узнать основные темы в экспозиции, разработке и репризе при

8

слушании первых частей симфоний, сонат; определить форму произведения;

назвать инструменты оркестра и т.д.) Очень полезно прослушать

произведение (чаще, небольшие фортепианные миниатюры Ф.Шопена,

С.Прокофьева; романсы и песни М.Глинки, А.Даргомыжского и т.д.) до его

разбора, затем побеседовать с обучающимися, после чего произведение

слушается ещё раз, т.е. знакомство по принципу: «Ты послушай и скажи –

теперь я скажу - теперь послушай ещё раз». /4,25 /

Уже с первых уроков обучающиеся должны усвоить правило: во время

звучания музыки, нельзя поднимать руку для ответа! А педагогу желательно

слушание не прерывать комментированием.

Важно слушать музыку «по нотам», используя хрестоматии, что помогает

обучающимся «увидеть» произведение целиком или его фрагменты, полнее и

глубже

усвоить

композицию,

тональный

план,

фактуру

и

другие

особенности. Одна из разновидностей слушания музыки по нотам -

видеоклавиры. Эти приёмы развивают умение узнавать музыку «на слух» и

тренируют зрительную память.

Наглядно-зрительный метод (применение наглядных пособий,

иллюстраций, репродукций)

Наглядность облегчает познавательную деятельность обучающихся,

активизирует внимание и процесс запоминания. Музыкальные задания,

выполненные с помощью наглядных пособий, активизируют умственную

деятельность, которая приобретает творческий характер.

1. Наглядное пособие «Громкая и тихая музыка»

Это пособие применяют в младших классах на уроках слушания музыки с

целью закрепить умение в различении динамических оттенков музыки. Это

три карточки одного цвета, но различные по насыщенности. Цвет карточки

условно соответствует определённому динамическому оттенку:

бледно окрашенная карточка - тихому звучанию музыки («тихо» - Р);

карточка более насыщенной окраски – более громкому звучанию («не

слишком громко» - mf )

ярко окрашенная – громкому звучанию музыки («громко» - f).

Карточки раздают детям и объясняют их значение. Звучит музыкальное

произведение (например «Кикимора» А.Лядова). Дети слушают музыку и

показывают карточки, соответствующие на их взгляд по цвету динамическим

оттенкам музыки.

2. Наглядное пособие «Угадай инструмент»

Это пособие применяют в младших классах на уроках слушания музыки и

музыкальной литературы с целью развивать у детей умение различать по

9

изображению на карточке и по тембру звучания музыкальные инструменты

симфонического оркестра.

Это карточки с изображением различных музыкальных инструментов

(гобой, фортепиано, скрипка, флейта, орган и др.) После прослушивания

записи музыкального фрагмента в исполнении одного из инструментов,

изображённых на карточке, детям предлагается назвать инструмент и

показать карточку с его изображением :

Н.Римский-Корсаков «3 чуда – тема Белки – флейта;

П. Чайковкий «Вальс цветов» - валторна;

К.Сен –Санс «Лебедь» - виолончель;

Э. Григ «Танец Анитры» - треугольник.

3 Наглядное пособие «Цвет – настроение»

Это пособие применяют в младших классах на уроках слушания музыки с

целью научить применять новое слово-образ, выявить реакцию детей на

музыку, закрепить представление о её характере.

Это небольшие карточки из цветной бумаги. Определённый цвет

связывается с соответствующим настроением музыки:

светлые тона – голубой, розовый – с нежным, спокойным характером

музыки;

тёмные

тона

тёмно-коричневый,

тёмно-синий

с

мрачным,

тревожным характером;

яркие тона – красный – с решительным, торжественным характером.

Детям даются карточки. Незнакомые слова разъясняются. Во время

прослушивания музыкальных произведений дети поднимают карточку,

соответствующую

по

цвету

на

их

взгляд

характеру

исполняемых

произведений.

4. Наглядные пособия – иллюстрации, репродукции картин

Очень

расширяет

кругозор

обучающихся,

активизирует

познавательную деятельность и имеет большую познавательную ценность –

проведение параллели и аналогии из области смежного вида искусства –

живописи.

Это

просмотр

иллюстраций,

репродукций

картин,

соответствующих

образным

содержанием

характеру

прослушиваемых

музыкальных произведений:

Русская народная песня «Дубинушка» - картина И.Репина «Бурлаки на

Волге»;

Л.Бетховен. Симфония №5 c – moll – картина И.Айвазовского

«Девятый вал»;

Э.Григ «Утро» - И.Шишкин «Утро в сосновом бору»;

А.Вивальди «Весна» - А.Саврасов «Грачи прилетели»;

10

А.Вивальди «Осень» - И.Левитан «Золотая осень».

Провести аналогию в обращении к историческим сюжетам композитора

М.Мусоргского (оперы «Борис Годунов», «Хованщина») и художника

В.Сурикова (картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове»,

«Боярыня Морозова»).

Можно использовать проблемную ситуацию: дети должны выбрать из

двух репродукций картин одну, наиболее подходящую по настроению к

музыкальному произведению, или из двух музыкальных произведений одно,

наиболее

соответствующее

по

настроению

образному

содержанию

репродукций картин:

П.Чайковский «Осенняя песнь» (Октябрь) – И.Левитан «Осенний день»

и К.Коровин «Зимой»;

И.Левитан «Март» - А.Вивальди «Весна» и А.Вивальди «Зима».

5. Наглядное пособие «Табло»

Это пособие применяется с целью проверить степень усвояемости

материала (теоретического, музыкального) на уроках слушания музыки и

музыкальной литературы.

Это металлический стержень на деревянных подставках и карточки с

цифрами (два ряда), которые подвешены на кольцах на стержне. Цифры

разного цвета (соответственно для разных команд – учитель и обучающиеся;

две команды обучающихся и т.д.) За каждый правильный ответ балл получает

команда обучающихся (цифры одного цвета). В случае неверного ответ - балл

получает учитель (цифра другого цвета). Победителем считается набравший

большее количество баллов.

6. Словарь «Копилка чувств»

Хорошим помощником для активизации познавательной деятельности

обучающихся стал словарь «Копилка чувств», где записаны слова-образы:

Весёлая

Радостная

Задорная

Звонкая

Озорная

Смешная

грустная

печальная

жалобная

хмурая

обиженная

плачущая

нежная

ласковая

задумчивая

лёгкая

светлая

напевная

спокойная

добрая

неторопливая

мягкая

плавная

убаюкивающ

ая

таинственная

сказочная

колючая

осторожная

подкрадываю

щаяся

скачущая

11

Лист с этими словами вывешен на стенде и обучающиеся имеют

возможность использовать слова-образы,

характеризуя прослушанные

музыкальные произведения.

Более старшие по возрасту обучающиеся записывают новые слова-

образы в своих рабочих тетрадях, а более младшие – запоминают их устно.

Глава III

Иные формы работы

С целью проверки запоминания музыкального материала, проводятся

музыкальные викторины. В 1-ом классе – устные, а начиная со 2-го класса –

письменные. Их можно проводить в разной форме.

Композитор, полное название произведения, его частей и тем.

Викторина: листочки, в которых указаны – композитор, название

музыкального

произведения

и

вырезанные

отверстия

в

форме

«клеточек», «кружочков» для

проставления порядкового номера

звучавшего музыкального произведения:

М.Равель «Болеро»

Л.Бетховен «Лунная соната» I часть

Э.Григ «Утро»

Э.Григ «В пещере горного короля»

Ф.Лист «Ноктюрн»

С целью применить полученные знания на практике, выполняются

практические задания:

Рисунки

сочинения

кроссворды

тесты

доклады

Чтобы добиться активности обучающихся на уроке, научить их

логично мыслить и эмоционально излагать материал, важно организовать их

самостоятельную, внеклассную работу. Для этого они должны посещать

концерты, следить за музыкальной программой телепередач с определённой,

поставленной

заранее

целью,

читать

дополнительную

литературу,

рекомендованную педагогом.

Важно помнить, чтобы урок слушания музыки и музыкальной

литературы, где речь идёт о художественном произведении, об искусстве был

живым, доходчивым, впечатляющим, большую роль играет эмоциональный

12

тонус занятия. Изложение материала нужно окрашивать в тёплые,

одухотворённые тона, чтобы обучающиеся почувствовали любовь педагога к

предмету. Язык должен быть правильным и красивым, но не «цветистым».

/7;88/ Созданию творческой атмосферы на уроке должны быть подчинены

движение, жестикуляция, темп речи, интонация, мимика педагога. Нужно

быть очень осторожным при выставлении отметок, так как дети легко

ранимы. Плохих отметок быть не должно.

13

Заключение

Подводя итоги, нужно отметить, что только умелый, профессионально-

грамотный, творческий подход к уроку поможет научить главному – не

только слушать музыку, но и размышлять о ней. Это поможет достижению

одной из важных целей, поставленной Е.Б.Лисянской, - «окончив школу,

обучающиеся должны помнить музыку, а не только то, как о ней

рассказывали»./4;82/

И если обучающиеся не обязательно станут музыкантами, но пронесут

любовь к музыке через всю свою жизнь, смогут узнать пройденные

музыкальные произведения, услышав их в телепередачах, посетив театр,

можно быть уверенным, что уроки не были пустыми, что обучающиеся

научились «через искусство ясно мыслить и глубоко чувствовать».

Но нужно помнить, что перед настоящим, серьёзным педагогом с

«большой буквы» стоит более сложная жизненная задача – воспитать

хорошего человека. Ведь обычное выражение «любить и понимать музыку»

имеет очень глубокий смысл: «Человек, любящий музыку не может иметь

чёрствого сердца». /3;19/ И как приятно осознавать, что в воспитании

гармонично развитой личности вложена маленькая частица большого

педагогического труда.

14

Список литературы

1.

Акимова Л. Музыкальная литература. Выпуск 1. - М.: РОСМЕН, 2002

2.

Бокщанина Е. Методика преподавания музыкальной литературы в

училище – М.: Музыка,2001

3.

Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература для IV класса

ДМШ/ Учебник.- М.: Музыка, 2000

4.

Лекции преподавателя ДМШ №2 имени И.Дунаевского г.Москвы

Лисянской Е.Б. - М.: 2000

5.

Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в

детской музыкальной школе. - М.: Музыка, 2001

6.

Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский

композитор., 2000

7.

Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры.

1-ый год обучения. – Ростов - на -Дону.: Феникс,2004

8.

Энциклопедия для детей. т.7 ч.3 Искусство /Гл.ред.Аксёнова М.Д. –М.:

Аванта+,2001

9.

Энциклопедия. Я познаю мир. Музыка. – М.:Астрель, 2002



В раздел образования




Яндекс.Метрика