Напоминание

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.


Автор: Султанова Эльвира Рашитовна
Должность: преподаватель юридических дисциплин
Учебное заведение: АНПОО УрПК
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




.

Разграничение полномочий между федеральными органами

государственной власти и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных

непосредственно связанных с ними отношений.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации

трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской

Федерации и ее субъектов. При этом по каждому предмету совместного

ведения

разграничиваются

полномочия

между

федеральными

и

региональными органами государственной власти. Как правило, средством

такого разграничения выступает федеральный закон, принятый по тому или

иному

предмету

совместного

ведения

и

определяющий

конкретные

полномочия, осуществляемые федеральными и региональными органами

государственной власти.

Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в

сфере трудовых и связанных с ними отношений, предусмотренный ТК РФ,

носит

исчерпывающий

характер.

В

него

включены

принципиальные

положения, требующие единого решения на всей территории Российской

Федерации.

Этот перечень начинается с закрепления за федеральными органами

государственной

власти

полномочий

по

установлению

основных

направлений

государственной

политики

в

сфере

труда.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере

трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

относится принятие обязательных для применения на всей территории

Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых

актов, устанавливающих: основные направления государственной политики в

сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними

отношений; основы правового регулирования трудовых отношений и иных

непосредственно связанных с ними отношений (включая определение

правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение

жизни

и

здоровья

работников

в

процессе

трудовой

деятельности);

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий

работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям

работников); порядок заключения, изменения и расторжения трудовых

договоров; основы социального партнерства, порядок ведения коллективных

переговоров,

заключения

и

изменения

коллективных

договоров

и

соглашений; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых

споров; порядок осуществления федерального государственного надзора за

соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых

актов,

содержащих

нормы

трудового

права;

порядок

расследования

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,

государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия

организации

работ

по

охране

труда

государственным

нормативным

требованиям

охраны

труда;

порядок

и

условия

материальной

ответственности

сторон

трудового

договора,

в

том

числе

порядок

возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с

исполнением им трудовых обязанностей; виды дисциплинарных взысканий и

порядок

их

применения;

систему

государственной

статистической

отчетности по вопросам труда и охраны труда; особенности правового

регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы

трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных

органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых

прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными

законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,

приводящий

к

увеличению

бюджетных

расходов

или

уменьшению

бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего

субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по

вопросам,

не

урегулированным

федеральными

законами

и

иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового

права.

1

В случае принятия федерального закона или иного нормативного

правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной

нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в

соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым

актом Российской Федерации. В случаях, если закон или иной нормативный

правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового

права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам

либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный

настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется

настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы

и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по

вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. На уровне

субъекта РФ могут быть установлены дополнительные права, гарантии,

льготы и преимущества. При этом более высокий уровень трудовых прав и

гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета соответствующего

субъекта Российской Федерации. Следовательно, на региональном уровне

необходимо конкретизировать и дополнять федеральные нормы с учетом

специфики каждого субъекта, ни в коем случае не снижая уровень

социальной защищенности работников и не ограничивая их трудовые права.

Вопрос

о

праве

субъектов РФ

восполнять

пробелы

федерального

законодательства является дискуссионным, эта норма не закреплена в

1

Конституции РФ. Трудовой кодекс допускает опережающее регулирование,

т.е. принятие законов или иных нормативных правовых актов по вопросам,

отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, в

том случае, когда федеральное законодательство еще не принято. Но всегда

должен соблюдаться принцип иерархической соподчиненности между

федеральным и региональным законодательством.

Основной постулат, закрепленный в ч. 6 ст. 5 ТК РФ, состоит в том, что

законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие

нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ,

иным

федеральным

законам,

указам

Президента РФ,

постановлениям

Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов

исполнительной власти.

По

мнению

А.

Нуртдиновой

противоречием

федеральному

законодательству признается: снижение уровня трудовых прав и гарантий

работников в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации;

нарушение органами государственной власти субъектов РФ пределов,

установленных

для

регионального

законотворчества;

принятие

принципиально иных правовых решений по вопросам, урегулированным

федеральным законодательством и подзаконными актами; неприведение

региональных нормативных правовых актов в соответствие с вновь

принятым федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением

Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа

исполнительной власти.

2

В

этих

случаях

подлежит

применению

коллизионная

норма,

предусмотренная ч.4 ст.6 Трудового кодекса РФ, которая обязывает

правоприменителя,

как

уже

отмечалось,

избрать

для

применения

нормативный правовой акт федерального уровня.

Однако всегда ли противоречие нормативного акта субъекта Российской

Федерации

федеральному

законодательству

одновременно

является

2

противоречием конституции (уставу) субъекта Федерации? Представляется,

что однозначного ответа на данный вопрос нет, он требует самостоятельного

исследования.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема разграничения

полномочий между федеральными органами государственной власти и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере

трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

по предметам совместного ведения наиболее ярко проявляется в практике

судов конституционной юрисдикции, а ее изучение в отраслевом разрезе

позволяет не только выявлять пути совершенствования законодательства,

регулирующего

разграничение

полномочий,

но

и

отраслевого

законодательства.



В раздел образования




Яндекс.Метрика