Напоминание

"Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте"


Автор: Табан Анастасия Вячеславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Структурное подразделение детский сад “Светлячок”
Населённый пункт: п.г.т. Алексеевка, г.о. Кинель
Наименование материала: статья
Тема: "Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте»

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат

индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В

настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей,

специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых

расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде

низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению,

затруднений в обучении.

Основные внешние проявления эмоциональных нарушений:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной

напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут

быть выражены затруднения в организации умственной

деятельности, снижение игровой активности, характерной для

конкретного возраста.

Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со

сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что

ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать

явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо

проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме

известных признаков, может выражаться в избегании социальных

контактов, снижении стремления к общению.

Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного

неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной

агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя,

он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и

с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям

взрослых.

Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и

понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях

эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило,

сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к

эмпатии также может являться тревожным признаком психического

расстройства или задержки интеллектуального развития.

Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок

вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние

проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование

родителей или других взрослых — в определённых ситуациях

ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой

мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических

неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые

задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие

сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать

что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не

получится», «не умею». Родители это ошибочно могут

истолковывать как проявления лени.

Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как

враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети

школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную

критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и

окружающих взрослых.

Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в

слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих

действий.

Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок

может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими

презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

Выделяют три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы

дошкольника:

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с

усилением эмоциональности и ее понижением.

К 1-й группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория,

депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко 2-й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и

агрессивное поведение.

К нарушениям психомоторики относят:

1. амимию отсутствие выразительности лицевой мускулатуры,

наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или

периферической нервной системы;

2. гипомимию легкое понижение выразительности мимики;

3. маловыразительную пантомимику.

Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте

обусловлены двумя группами причин:

Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка,

биотонус, соматические особенности, то есть нарушение

функционирования каких-либо органов).

Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением.

Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и

особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть

неблагоприятным:

1) если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со

стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое

количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые

переживания, не совпадающие со структурой его «Я концепции»,

воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в

стрессовой ситуации.

2) При неблагополучных отношениях со сверстниками возникают

эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и

длительностью: разочарование, обида, гнев.

3) Семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его

интересов также могут вызвать у него негативные переживания.

Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития

дошкольника являются следующие типы родительского отношения:

отвержение, гиперопека, сверхтребовательность, уклонение от общения и

др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких

родительских отношений, отмечается агрессивность, чувства тревожности,

мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда

как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок

является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного

отношения, …формируют у него уверенно оптимистические личностные

ожидания».

К причинам возникновения негативных тенденций в поведении

дошкольников следует отнести предметную среду, содержание которой

оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого

поведения и соответствующей эмоциональной экспрессии.

Мощным импульсом социально эмоционального развития детей являются

также средства коммуникации, которые могут стать источником

эмоциональных нарушений у дошкольников, вследствие нерешенности

вопроса о дозировании информационного «рациона». По данным

ЮНЕСКО, 93% современных детей 3 – 5 лет смотрят на экран 28 часов в

неделю, то есть около четырех часов в день, что намного превосходит

продолжительность общения со взрослыми. Таким образом, экран

становится главным «воспитателем» ребенка.

В результате для них характерно недоразвитие личности, которое

выражается в нарушениях речи, отсутствии интереса к занятиям, слабой

концентрации, сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, а

также в импульсивности и ситуативности поведения, отсутствии

инициативы, низком уровне фантазии и воображения, стереотипности

мышления.

Основной формой коррекционной работы с дошкольниками является курс

специальных занятий, целью которых является эмоциональное

воплощение ребенка в заданный образ, отождествление с ним, то есть

имитация различных эмоциональных состояний. В качестве основных

типов педагогического регулирования эмоционального развития детей на

коррекционных занятиях 14 можно выделить обучающее-

корректирующий, направляюще-корректирующий и направляющий типы.

1. Обучающе-корректирующий тип регулирования характеризуется

следующими чертами:

1) ориентацией на развитие у дошкольников выразительной моторики –

умения активно передавать эмоциональные состояния с помощью мимики,

пантомимики;

2) стремлением педагога помочь детям в овладении умением понимать

собственные эмоциональные состояния, определять различные эмоции

взрослых и детей, выраженные в мимике, пантомимике, интонации речи;

3) использованием педагогом групповых и индивидуальных бесед о

средствах эмоциональной выразительности образа в музыке, литературе,

фотографии, книжной иллюстрации;

4) выбором доступных для детей видов деятельности: игры, имитации,

рисования;

5) демонстрацией мимических, пантомимических, интонационных средств

воплощения образа;

6) внесением поправок в процесс выполнения ребенком действий.

2. Направляюще-корректирующий тип отличается:

1) ориентацией педагога на развитие у детей осознанного включения в

процесс имитации, выбора средств достижения выразительности образа;

2) стимулированием самостоятельного поиска выразительных средств

передачи образа;

3) направленностью участия взрослого на развитие умения анализировать

невербальные средства эмоционального воплощения, использованные

самим ребенком и другими детьми.

3. Для направляющего типа педагогического регулирования

характерны:

1) ориентация на развитие у каждого ребенка индивидуальных способов

эмоционального самовыражения в игровой деятельности;

2) стимулирование творчества и инициативы ребенка.

Указанная типология является общим подходом к развитию

эмоциональной сферы и коррекции эмоциональных нарушений в

дошкольном возрасте.



В раздел образования




Яндекс.Метрика