Автор: Табан Анастасия Вячеславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Структурное подразделение детский сад “Светлячок”
Населённый пункт: п.г.т. Алексеевка, г.о. Кинель
Наименование материала: статья
Тема: "Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
«Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте»
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат
индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В
настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей,
специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых
расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде
низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению,
затруднений в обучении.
Основные внешние проявления эмоциональных нарушений:
Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной
напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут
быть выражены затруднения в организации умственной
деятельности, снижение игровой активности, характерной для
конкретного возраста.
Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со
сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что
ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать
явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо
проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме
известных признаков, может выражаться в избегании социальных
контактов, снижении стремления к общению.
Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного
неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной
агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя,
он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и
с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям
взрослых.
Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и
понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях
эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило,
сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к
эмпатии также может являться тревожным признаком психического
расстройства или задержки интеллектуального развития.
Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок
вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние
проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование
родителей или других взрослых — в определённых ситуациях
ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой
мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических
неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые
задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие
сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать
что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не
получится», «не умею». Родители это ошибочно могут
истолковывать как проявления лени.
Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как
враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети
школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную
критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и
окружающих взрослых.
Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в
слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих
действий.
Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок
может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими
презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
Выделяют три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы
дошкольника:
Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с
усилением эмоциональности и ее понижением.
К 1-й группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория,
депрессия, тревожный синдром, страхи.
Ко 2-й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.
К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и
агрессивное поведение.
К нарушениям психомоторики относят:
1. амимию отсутствие выразительности лицевой мускулатуры,
наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или
периферической нервной системы;
2. гипомимию легкое понижение выразительности мимики;
3. маловыразительную пантомимику.
Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте
обусловлены двумя группами причин:
Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка,
биотонус, соматические особенности, то есть нарушение
функционирования каких-либо органов).
Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением.
Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и
особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть
неблагоприятным:
1) если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со
стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое
количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые
переживания, не совпадающие со структурой его «Я концепции»,
воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в
стрессовой ситуации.
2) При неблагополучных отношениях со сверстниками возникают
эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и
длительностью: разочарование, обида, гнев.
3) Семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его
интересов также могут вызвать у него негативные переживания.
Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития
дошкольника являются следующие типы родительского отношения:
отвержение, гиперопека, сверхтребовательность, уклонение от общения и
др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких
родительских отношений, отмечается агрессивность, чувства тревожности,
мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда
как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок
является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного
отношения, …формируют у него уверенно оптимистические личностные
ожидания».
К причинам возникновения негативных тенденций в поведении
дошкольников следует отнести предметную среду, содержание которой
оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого
поведения и соответствующей эмоциональной экспрессии.
Мощным импульсом социально эмоционального развития детей являются
также средства коммуникации, которые могут стать источником
эмоциональных нарушений у дошкольников, вследствие нерешенности
вопроса о дозировании информационного «рациона». По данным
ЮНЕСКО, 93% современных детей 3 – 5 лет смотрят на экран 28 часов в
неделю, то есть около четырех часов в день, что намного превосходит
продолжительность общения со взрослыми. Таким образом, экран
становится главным «воспитателем» ребенка.
В результате для них характерно недоразвитие личности, которое
выражается в нарушениях речи, отсутствии интереса к занятиям, слабой
концентрации, сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, а
также в импульсивности и ситуативности поведения, отсутствии
инициативы, низком уровне фантазии и воображения, стереотипности
мышления.
Основной формой коррекционной работы с дошкольниками является курс
специальных занятий, целью которых является эмоциональное
воплощение ребенка в заданный образ, отождествление с ним, то есть
имитация различных эмоциональных состояний. В качестве основных
типов педагогического регулирования эмоционального развития детей на
коррекционных занятиях 14 можно выделить обучающее-
корректирующий, направляюще-корректирующий и направляющий типы.
1. Обучающе-корректирующий тип регулирования характеризуется
следующими чертами:
1) ориентацией на развитие у дошкольников выразительной моторики –
умения активно передавать эмоциональные состояния с помощью мимики,
пантомимики;
2) стремлением педагога помочь детям в овладении умением понимать
собственные эмоциональные состояния, определять различные эмоции
взрослых и детей, выраженные в мимике, пантомимике, интонации речи;
3) использованием педагогом групповых и индивидуальных бесед о
средствах эмоциональной выразительности образа в музыке, литературе,
фотографии, книжной иллюстрации;
4) выбором доступных для детей видов деятельности: игры, имитации,
рисования;
5) демонстрацией мимических, пантомимических, интонационных средств
воплощения образа;
6) внесением поправок в процесс выполнения ребенком действий.
2. Направляюще-корректирующий тип отличается:
1) ориентацией педагога на развитие у детей осознанного включения в
процесс имитации, выбора средств достижения выразительности образа;
2) стимулированием самостоятельного поиска выразительных средств
передачи образа;
3) направленностью участия взрослого на развитие умения анализировать
невербальные средства эмоционального воплощения, использованные
самим ребенком и другими детьми.
3. Для направляющего типа педагогического регулирования
характерны:
1) ориентация на развитие у каждого ребенка индивидуальных способов
эмоционального самовыражения в игровой деятельности;
2) стимулирование творчества и инициативы ребенка.
Указанная типология является общим подходом к развитию
эмоциональной сферы и коррекции эмоциональных нарушений в
дошкольном возрасте.