Автор: Крылевская Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №47 "Искорка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Конспект занятия по речевому развитию старших дошкольников
Тема: «Волшебные знаки»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по речевому развитию старших дошкольников
«Волшебные знаки»
Подготовила: Крылевская Н.М. – воспитатель
МБДОУ ЦРР д\с №47 г. Ставрополь
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с историей возникновения знаков;
учить моделировать рассказ с использованием знаков; учить детей составлять
связанные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного;
вызывать интерес и желание узнать новое.
Развивающая:
развивать
познавательный
интерес
к
игровому
моделированию;
развивать
речевое
творчество
детей,
воображение,
сообразительность, внимание, творческие способности, расширять активный
словарь, кругозор; умения выражать свое мнение, способствовать развитию
уверенности в себе и в своих возможностях.
Воспитательная:
воспитывать
осознанное
правильное
отношение
к
предметам и явлениям окружающего мира; бережливость, аккуратность;
воспитывать умение прислушиваться и уважать мнение других,
чувство
сопереживания, вызвать желание совершать добрые поступки.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (объяснения педагога);
частично-поисковый (эвристическая беседа); метод игрового моделирования
(создание схематических моделей рассказывания с помощью знаков).
Формы организации: групповая.
Оборудование: мультимедийная установка, планшетный компьютер, фильм-
презентация на диске, карточки для игры с изображением знаков, карточки
изображением
пустых
таблиц
для
создания
схематических
моделей;
карандаши, фломастеры; контейнер для писем.
Словарь: модели, моделирование, ученые-археологи, контейнер.
Этапы
проведения:
организационный,
мотивационно-побудительный,
контрольно-рефлексивный.
Структура проведения и ход деятельности:
Организационный этап:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Все говорят, что в нашем детском
саду живут самые веселые и умные дети. Это правда?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте проверим? Есть такая веселая игра «Поздоровайся
необычно». Вот, например, давайте поздороваемся друг с другом коленками!
Дети и педагог подходят друг к другу и дотрагиваются коленками.
Воспитатель: Теперь поздороваемся локтями!
Аналогично дотрагиваются друг до друга локтями.
Как еще можно поздороваться?
Дети: Пальцами, носами, щеками, лбами и т.п. (пробуют здороваться
предложенными вариантами детей).
Воспитатель: Ну, как весело вам было играть в эту игру? Есть еще одна
интересная и веселая, поиграем? Она называется «Расскажи без слов». Вот,
например, о чем я вам рассказываю.
Педагог
мимикой
и
жестами
показывает
серию
действий
из
повседневной жизни. Дети отгадывают.
Мотивационно-побудительный этап:
Воспитатель: Ребята, кто хочет без слов рассказать о чем-нибудь?
Дети пробуют изображать слова и действия.
Воспитатель: Как здорово это у вас получается! Тогда для вас таких
веселых – еще одна игра «Что означают знаки?». В этой коробке – карточки,
каждый вытащит по одной и расскажет, что означают эти знаки.
Дети
вытаскивают
карточки
с
изображением
звезды,
сердца,
перечеркнутого огня, улыбки, девочки, мальчика и др. Дети объясняют, что,
по их мнению, означают эти знаки.
Воспитатель: Ребята, а вы где-нибудь встречали такие знаки? Какие знаки
еще вам известны и что они означают? Где вы их видели?
Дети: Знаки дорожного движения, знаки в супермаркете, в транспорте и
др.
Воспитатель: Вы правы, ребята. Знаки есть в математике – это плюс,
минус, равно, больше, меньше – они означают одно слово. Знаки есть в
музыке – это ноты. Их умеют расшифровывать музыканты. Знаками
пользуются люди, чтобы не говорить много слов, а с помощью знака сделать
предупреждение или объяснение. Послушайте историю.
На фоне музыкального сопровождения показывается слайдо-фильм
«Древние знаки», который сопровождается рассказом:
«Давным-давно, когда нас не было на свете, жили древние люди. Они не
умели говорить и объяснялись друг с другом звуками или знаками, которые
изображали на скалах, возле своих пещер-домов. Знаками они говорили друг
другу об опасности на охоте, рассказывали о добыче, о красоте природы, а
также записывали целые истории знаками, чтобы другие древние люди могли
узнать об этом. Сейчас ученые-археологи пытаются расшифровать –
разгадать знаковые письма древних людей, чтобы разобраться какой он был
этот древний мир…»
Воспитатель: Понравилась вам история, ребята? А как вы думаете,
смогли бы написать письмо с помощью знаков? О чем бы вы рассказали?
Ответы детей.
Звучит звонок на мобильный телефон педагога.
Воспитатель: Ой, ребята, мне кто-то звонит, нет, это смс-сообщение.
Странное какое-то… Давайте я сейчас перемещу его на экран планшетного
компьютера, и мы вместе посмотрим, что это может означать.
На экране появляется зашифрованное письмо.
Воспитатель: Ребята, это какие-то волшебные знаки, изображения. Что
это может означать, как вы думаете?
Дети: Это письмо от инопланетян, они просят о помощи.
Это, наверное, древние люди написали.
Это может быть какая-то история.
Воспитатель: Ребята, давайте попробует разгадать это письмо.
Первый знак – звезда и стрелка наверх, может быть это звезда в небе или
в космосе? Второй знак – зеленые плачущие рожицы, это могут быть жители
этой звезды. Третий знак – разломанная летающая тарелка – может у них
сломался космический корабль? Что же делать беднягам?
Дети: Нужно помочь им отремонтировать летающую тарелку!
Нет, нужно построить новую!
Нужно отправить к ним нашу ракету и привезти их сюда, пусть они
только подождут!
Практическая деятельность детей:
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Теперь нужно им отправить наши
решения. Садитесь за стол берите карточки с клеточками для знаков и
записывайте свои предложения знаками. Подумайте, как лучше это сделать.
Что нужно сделать первое – это первый знак, дальше – второй знак и т.д.
А я пока отправлю смс-сообщение, чтобы нам прислали контейнер для
отправки наших зашифрованных писем друзьям с другой планеты. Этот
контейнер повезет наша ракета!
Дети записывают придуманные знаки в готовые таблицы. Педагог
предлагает каждому рассказать по схеме знаков содержание своего письма.
Все карточки складываются в космический контейнер, который педагог
«передает» на ракету. На экране дети видят улетающую ракету с
контейнером.
Контрольно-рефлексивный этап:
Воспитатель: Ребята, так здорово, что мы с вами смогли таким новым
способом помочь решить проблему инопланетным жителям! Сегодня мы с
вами создавали модели рассказывания с помощью знаков. Модели можно
создавать и по сказкам, зная, о чем они. Можно моделировать с помощью
знаков и писать письма друзьям, мамам, папам и придумывать новые игры
для себя и своих друзей.
Ребята,
подойдите,
пожалуйста,
к
доске
и
знаком
изобразите,
понравилось вам создавать модели или нет?
Дети подходят к доске и изображают знаки.