Напоминание

Формирование функциональной читательской грамотности у младших школьников при работе с поэтическими произведениями


Автор: Евграфова Ольга Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 136"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Функциональная читательская грамотность
Тема: Формирование функциональной читательской грамотности у младших школьников при работе с поэтическими произведениями
Раздел: начальное образование





Назад




Публикация

Слайд 1.

Меня зовут Евграфова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназии № 136» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода.

Слайд 2.

Тема моей работы «Формирование функциональной читательской

грамотности в процессе работы с поэтическим произведением». Одним из

важнейших

результатов

общего

образования

становится

сегодня

читательская грамотность, что требует от учащихся сформированных умений

воспринимать текст в соответствии с авторским замыслом, размышлять над

ним, извлекать, анализировать и интерпретировать ту информацию, которая

в нем заложена.

Слайд 3

Сегодня все чаще используется понятие «функциональная читательская

грамотность», которая, в соответствии с международными исследованиями

PIRLS,

рассматривается

как

«способность

понимать

и

использовать

письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых

обществом и/ или ценных для индивида».

В основе функциональной читательской грамотности лежит смысловое

чтение, направленное не только на поиск и сбор информации в процессе

решения конкретной проблемы в любой жизненной ситуации, но и

создающее благоприятные условия для активной социальной, культурной,

политико-экономической

деятельности

человека,

для

реализации

его

непрерывного образования.

Условия

формирования

личного

вклада

педагога

в

развитие

образования приведены на слайде:

Научно

исследовательские

условия: анализ

психолого-

педагогической литературы, исследований PIRLS

Методические условия: Изучение методов и приемов, направленных на

развитие функциональной читательской грамотности в процессе работы с

поэтическими произведениями

Организационно – педагогические условия: выступления с докладами о

проделанной работе; размещение результатов деятельности в сети интернет.

Слайд 4

По мнению педагогов, и прежде всего учителей начальной школы,

сложность работы по формированию читательской грамотности состоит в

отсутствии мотивации к чтению, в нежелании учащихся читать, и в том числе

стихотворные произведения.

Приобщение детей к поэзии оказывает огромное влияние на их

образное мышление, речь, воображение ребенка и становление его личности

в целом. Поэзия делает жизнь полнее, выразительнее, а нас – чувствительнее

к слову и красоте мира.

В то же время методика знакомства младших школьников со

стихотворными

произведениями

остается

недостаточно

разработанной

областью.

Слайд 5

Отличия прозы от поэзии находятся на более глубоком уровне.

Сами по себе стихи вовсе не являются признаком поэтического

произведения.

Первое отличие прозы от поэзии заключается в том, что изображает

автор. В прозаическом произведении автор описывает то, что происходило и

происходит сейчас. Автор поэтического произведения обладает большей

свободой в том, что он изображает. Он может описывать не только то, что

было и есть сейчас, но и что могло бы быть, т.е. волен давать своей фантазии

практически неограниченное пространство для полета.

Еще одним отличием прозы от поэзии будет разница в том, как автор

описывает предмет. Если писатель предоставляет достаточно четкое понятие

об изображаемом предмете, то поэт рисует перед читателем некую картину,

живой образ, яркое изображение, через которое мы получаем представлением

об изображаемом.

Поэтическое слово более насыщенно и несет большую эмоциональную

нагрузку. Прозаическое слово более сдержанно

К тому же поэзия обладает одним из самых сильных средств

воздействия на читателя — ритмом.

Слайд 6

В дошкольном возрасте, как известно, дети с удовольствием слушают

то, что им читают, особенно фольклорные и авторские поэтические

произведения, в которых они уже способны улавливать ритм и рифму,

воспринимать на своем уровне поэтические образы и изобразительно-

выразительные средства.

В

младшем

школьном

возрасте

интерес

к

поэзии

и

к

ее

самостоятельному чтению постепенно исчезает. Отрицание детьми поэзии

происходит по нескольким причинам: мал объем прочитанных книг,

учащиеся не всегда могут постичь высокую поэзию, не замечают красоты

окружающего мира, не всегда правильно выражают свою мысль.

Слайд 7

Цель:

Создание условий для формирования функциональной читательской

грамотности в процессе работы с поэтическими произведениями младших

школьников.

Задачи приведены на слайде.

Слайд 8

Для

того,

чтобы

глубже

погрузиться

в

материал

поэтического

произведения я предлагаю использовать метод построения ассоциативных

связей. Этот подход основан на исследованиях Л.Выготского, касающихся, с

одной

стороны,

психологии

восприятия

искусства

и,

с

другой,

закономерностей развития мышления и воображения детей.

Этапы работы над поэтическим произведением:

1.

Выразительное чтение учителем.

2.

Поиск двух эмоциональных «полюсов», основываясь на трудах

Выготского,

который

считал,

что

эмоциональное

восприятие

каждый

раз

складывается

из

сочетания

каких-то

двух

разнонаправленных, даже противоположных эмоций.

3.

Ассоциативное мышление (подбор ассоциаций к словам и

лексическим цепочкам).

4.

Художественные детали (анализ художественно-выразительных

средств).

5.

Выделение эмоционально-смысловой доминанты произведения

произведения.

6.

Выразительное чтение детьми.

Слайд 9

Традиционная работа над стихотворением осуществляется в начальной

школе по следующему алгоритму: первый этап - первичное восприятие

произведения, второй -содержательный, структурный и языковой анализ

текста, третий – работа над вторичным, синтетическим восприятием

произведения, творческие виды деятельности. Таким образом, направление

анализа – от содержания к форме, что ведет к так называемому

объяснительному чтению, где работа над темой и идеей преобладают, а

художественные

средства

в

определенной

степени

игнорируются,

происходит отрыв формы от содержания, что недопустимо при работе над

поэзией.

Для воспитания у детей любви к поэтическому слову, погружения в

материал поэтического произведения в качестве альтернативного подхода

может быть использовано обращение к воображению ребенка, его эмоциям,

способности выстраивать ассоциативные ряды, в том числе на основе

возникающих при чтении поэзии чувств и настроений.

Слайд 10

Использование метода построения ассоциативных связей требует

несколько иного, по сравнению с традиционным, выстраивания этапов урока,

на котором идет анализ поэтического произведения. Рассмотрим данные

этапы на примере работы над стихотворением С.А.Есенина «Поет зима –

аукает…».

Первый этап предполагает постановку учебной задачи и выразительное

чтение учителя, которое в дальнейшем становится для детей образцовым.

Это дает возможность учащимся более точно понять чувства поэта, его

отношение к героям, воспринять (пока еще на интуитивном уровне)

художественные средства, которыми пользовался автор, в том числе его

музыкальность, которая передается с помощью ритма, рифмы, звукописи [4].

Второй этап – это поиск двух эмоциональных «полюсов». Основываясь

на трудах Выготского, который считал, что эмоциональное восприятие

произведения, как правило, складывается из связи разнонаправленных, а

порою и противоположных чувств, которые можно выявить в процессе

анализа. Дети находят в стихотворении два основных образа (зимы и весны),

которые могут считаться эмоциональными полюсами.

Слайд 11

Третий этап направлен на развитие ассоциативного мышления детей и

предполагает

подбор

ассоциаций

к

словам,

словосочетаниям

и

предложениям. Для этого проводим ассоциативный анализ основных

образов. Выявляем в стихотворении лексические цепочки и устанавливаем

ассоциативные связи.

Зима

Весна

Лексическая

цепочка

Ассоциации

Лексическая

цепочка

Ассоциации

«Поет

зима

-

аукает…

Мохнатый

лес

баюкает»

«Ковром

шелковым

стелется… но все

же холодна»

«Вьюга злится все

сильней»

«Пташки

малые,

голодные,

усталые»

Снежная

королева

укладывает

спать сына.

Холод и стужа.

Становиться

холоднее, ветер

сильнее.

Холодная,

злая

зима.

Лютая,

вьюжная,

суровая.

Маленькие

птички,

замерзают

от

холода.

«Воробышки

игривые…»,

«пташки

нежные»

«…прекрасная,

в

улыбках

солнца, ясная

Красавица

весна»

Верят в то, что

придет тепло и

радость

Добрая

Ласковая

Теплая

Светлая

Приветливая

Радостная

Солнечная

Пробуждающая

Красивая

Вывод

Образ суровой зимы – образ холода и

стужи.

Образ весны – образ солнца и

тепла.

Слайд 12

Четвертый

этап

служит

для

анализа

художественных

деталей,

выявления изобразительно-выразительных средств. Поэзия, как правило,

всегда более информативна, чем проза. Наполнение стихотворной речи

смыслом достигается с помощью художественно-выразительных средств,

которыми наполнен поэтический текст: олицетворение, метафоры, эпитеты,

контраст, звукопись, цветопись и др.

Художественно-

выразительные средства

Примеры

Олицетворение

образы зимы, метелицы, вьюги и весны

Метафоры

зима «мохнатый лес баюкает», «ковром

шелковым стелется», «вьюга…злится все

сильней»

Эпитеты

«мохнатый лес», «тоска глубокая», «страна

далекая», «седые облака»,

«пташки

малые,

голодные,

усталые»,

«красавица весна»

Контраст

«рев бешенный» - «пташки нежные»,

«А по двору метелица ковром шелковым

стелется,…но больно холодна» «метелица» -

«вьюга»

Звукопись

«прекрасная,

в

улыбках

солнца,

ясная,

красавица весна». И в каждом слове звук «с»

— символ света

Цветопись

Белый

цвет,

характерный

для

зимнего

пейзажа

-

«седые

облака»,

«метелица»,

«мерзлого

окна».

Оттенки

серого

«воробышки… прижались у окна»

Яркие, солнечные цвета - «ясная Красавица

весна»

Пятый

этап

-

выявление

эмоционально-смысловой

доминанты

произведения [1]. В исследованиях, посвященных проблеме формирования

читательской грамотности [11, 12], используются и другие синонимичные и

близкие понятия: авторская картина мира, своеобразие художественного

взгляда на мир, творческий стиль поэта, художественная идеология.

Доминанта произведения вытекает из его анализа и представляет собой его

обобщенное

значение.

Эмоционально-смысловая

доминанта

данного

стихотворения может быть сформулирована следующим образом: жизнь -

это смена тьмы светом, холода - теплом, зла – добром.

Слайд 13

Шестой этап – работа над выразительным чтением стихотворения

детьми. Большую роль здесь играет передача детьми как авторских, так и

собственных эмоций, что требует работы над интонацией, над уместным

использованием различных средств выразительности устной речи.

Слайд 14

Для этого обсуждаем настроение, темп, громкость (силу голоса), тембр,

жесты и мимику; расставляем логические паузы, логические ударения,

определяем мелодику стихотворения [4].

Слайд 15

Выявление динамики сформированности навыков выразительного

чтения поэтических произведений проводилось на основе критериев:

мотивационный, смысловой, технический.

Для диагностики мотивационного критерия ребятам предлагалось

ответить на вопрос: «Что значит выразительное чтение?».

Для диагностики смыслового чтения, детям предлагалось ответить на

вопросы к произведению.

При оценки технического критерия оценивалась выразительность

чтения стихотворения.

Из данных графиков мы можем сделать вывод, о том, что в целом

уровень сформированности навыков выразительного чтения повысился.

Работая по данному алгоритму, дети более глубоко и точно воспринимают

мир, созданный автором, начинают слышать мелодику каждого поэтического

произведения. При работе с поэтическими произведениями у школьника

формируются

эстетические

ценностные

ориентации,

способность

к

ассоциативному мышлению и эмоциональному восприятию художественного

произведения.

Слайд 16

Своим опытом работы я делюсь на школьных и районных метод

объединениях, мои ребята учувствуют в конкурсах и фестивалях и занимают

призовые места.

Слайд 17

Литература

Слайд 18

Спасибо за внимание.



В раздел образования




Яндекс.Метрика