Автор: Чернова Зоя Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №47 "Искорка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: «Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Выступление на педагогическом совете
«Изобразительная деятельность как средство развития творческих
способностей детей дошкольного возраста»
Подготовила: Чернова З.А. – воспитатель
МБДОУ ЦРР д\с №47 г. Ставрополь
В наибольшей мере творческие способности дошкольников проявляются
и формируются в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной
деятельности дети отражают не только окружающую действительность, но и
свое отношение к ней. Оно выражается в адекватной эмоциональной
восприимчивости, которая наблюдается в этом виде деятельности.
Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-
эстетического
развития,
а
также
специфическая
детская
активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях
рисованием,
лепкой,
аппликацией
у
детей
воспитывается
интерес
к
художественно-творческой
деятельности,
желание
создать
красивое
изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.
Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям:
графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного
декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти
разнообразные выразительные решения. Изобразительная деятельность —
это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от
привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира,
экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная
деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми
в
дошкольном
возрасте.
Еще
Аристотель
отмечал,
что
занятия
изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию
ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - А.Я Каменский,
И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их
работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают
основу для всестороннего развития ребенка. Изобразительная деятельность,
пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не
только допустима, но и необходима для развития творческих способностей
детей.
В изобразительной деятельности сам процесс создания художественного
образа
отличается
значительной
эмоциональной
насыщенностью,
что
побуждает ребенка к более полному творческому выражению своих чувств,
мыслей, настроения, а значит к адекватной эмоциональной восприимчивости
окружающего мира.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета,
передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно
выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества,
которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно
придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда
создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое
решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.
Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное
значение имеет сам процесс.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение
научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека
диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства
обучения
и
воспитания
на
основе
современных
методов
и
новых
интегрированных технологий.
Применение новых форм организации изобразительной деятельности,
направленно на развитие творческих способностей и решает следующие
задачи:
•
формирование
у
детей
алгоритма
деятельности
(на
примере
изобразительной деятельности);
•
развитие
основных
психических
процессов;
удовлетворение
потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
• формирование и совершенствование технических умений и навыков;
развитие способностей применять различные средства выразительности,
дизайна продукта;
• развитие эмоциональной сферы.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования,
дать понятие о разных техниках изображения.
Эффективным средством развития творческих способностей является
изобразительное творчество с помощью нетрадиционных техник, способов и
форм его организации. Нетрадиционные техники изображения - это способы
создания
нового,
оригинального
произведения
искусства,
в
котором
гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Педагоги стремятся к созданию
условий, когда дети могут думать, пробовать, искать, экспериментировать, а
самое
главное,
самовыражаться.
Нетрадиционные
способы
рисования
соответствуют методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы к
организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся
более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше
всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление,
любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Следует
помнить,
что
творческие
способности,
необходимо
целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
На занятиях по изобразительной деятельности воспитатели довольно
часто используют технику монотипии, т.к. она предполагает:
- создание сложных изображений при использовании несложных
приемов;
- развитие творческого воображения и ассоциативного мышления,
эмоциональный подъем, возникающий в результате процесса узнавания;
-
формирование
определенных
навыков
рисования
(выделение
увиденного обводкой карандашом или фломастером, дополнение силуэта
необходимыми деталями).
Большие возможности для развития творческих способностей в процессе
изобразительной деятельности дает использование на занятиях по рисованию
«техники по мокрому листу». Использование техники «рисование пальцами»
способствует развитию творческого воображения, свободы мысли. Дети в
большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим,
преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.
В процессе работы активизируется развитие психических процессов,
совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев,
кисти),
зрительно-двигательная
координация,
раскрывается
творческий
потенциал детей. Работа в данной технике позволяет снять напряжение и
усталость у воспитанников.
Существует
несколько
приемов
рисования
в
технике
пальцевой
живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.
Очень привлекает детей техника рисования «тычком» полусухой
жесткой кистью. Для этого достаточно взять кисть, опустить в краску и
точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в
соответствие
с
задуманным
рисунком. Применение
данной
техники
незаменимо при имитации «колючей», «шершавой» поверхности, передаче
объема.
С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику,
как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными
материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями
материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами
(мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски
скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Педагоги развивают воображение, творчество дошкольников не только
на занятиях по рисованию, но и на занятиях по аппликации.
В своей работе они активно используют нитки, ткань, поролон,
яичную скорлупу, соль, тесьму, мех.
Используя художественную технику изобразительного искусства -
пластилинографию, воспитатели также стараются раскрыть творческие
способности детей. Принцип данной техники заключается в создании лепной
картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных
объектов
на
горизонтальные
компьютерные
технологии
в
процесс
ознакомления
старших
дошкольников
с
изобразительным
искусством
поверхности.
Нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации позволяют
раскрепостить
детей, вселить
уверенность
в
своем
умении,
развить
творческое воображение.
Еще одним из направлений работы педагогов является формирование
представлений детей об изобразительном искусстве, его видах и жанрах.
Многие педагоги внедряют компьютерные технологии в процесс
ознакомления
старших дошкольников с изобразительным искусством.
Данный
факт
обусловлен рядом
факторов:
социальным
заказом
на
формирование знаний об искусстве с момента дошкольного детства,
возможностью
совершенствования
качества
эстетического
образования
старших
дошкольников
на
основе
использования
современных
компьютерных средств, необходимостью проектирования системы работы по
формированию знаний старших дошкольников об искусстве средствами
компьютера и разработки условий ее реализации.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои
уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет
созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что
ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в
творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В
творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой
собственный путь».
Таким образом, правильная организация предметно-пространственной
среды дошкольной организации, работа по обогащению жизни ребенка
яркими впечатлениями и событиями (эти события являются наиболее
значимыми и выстраивают особую организацию отношений ребенка с
окружающим миром) позволяют развивать творческие способности ребенка.
У детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно
заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти
способности могут угаснуть.
Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не
меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если
ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он
обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря
этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать
трудности, возникающие у него на пути.
Литература:
1. Венгер Л. А. Психологическая характеристика деятельности ребенка,
М. 1968
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:
психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение,
1997.
3. Выготский, Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965.
4. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н.
Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3.
5. Казакова Т. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Т. Казакова. - М.: Владос,
2006.
6. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г.
7. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986
8. Слагаемые педагогического мастерства /под редакцией И. Я. Зязюна.
9. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения, М. 1973.