Напоминание

«Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»


Автор: Чернова Зоя Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №47 "Искорка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: «Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление на педагогическом совете

«Изобразительная деятельность как средство развития творческих

способностей детей дошкольного возраста»

Подготовила: Чернова З.А. – воспитатель

МБДОУ ЦРР д\с №47 г. Ставрополь

В наибольшей мере творческие способности дошкольников проявляются

и формируются в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной

деятельности дети отражают не только окружающую действительность, но и

свое отношение к ней. Оно выражается в адекватной эмоциональной

восприимчивости, которая наблюдается в этом виде деятельности.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-

эстетического

развития,

а

также

специфическая

детская

активность,

направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного

искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях

рисованием,

лепкой,

аппликацией

у

детей

воспитывается

интерес

к

художественно-творческой

деятельности,

желание

создать

красивое

изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям:

графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного

декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти

разнообразные выразительные решения. Изобразительная деятельность —

это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от

привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира,

экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная

деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми

в

дошкольном

возрасте.

Еще

Аристотель

отмечал,

что

занятия

изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию

ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - А.Я Каменский,

И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их

работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают

основу для всестороннего развития ребенка. Изобразительная деятельность,

пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не

только допустима, но и необходима для развития творческих способностей

детей.

В изобразительной деятельности сам процесс создания художественного

образа

отличается

значительной

эмоциональной

насыщенностью,

что

побуждает ребенка к более полному творческому выражению своих чувств,

мыслей, настроения, а значит к адекватной эмоциональной восприимчивости

окружающего мира.

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета,

передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно

выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества,

которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно

придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда

создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое

решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.

Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное

значение имеет сам процесс.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение

научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека

диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства

обучения

и

воспитания

на

основе

современных

методов

и

новых

интегрированных технологий.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности,

направленно на развитие творческих способностей и решает следующие

задачи:

формирование

у

детей

алгоритма

деятельности

(на

примере

изобразительной деятельности);

развитие

основных

психических

процессов;

удовлетворение

потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;

• формирование и совершенствование технических умений и навыков;

развитие способностей применять различные средства выразительности,

дизайна продукта;

• развитие эмоциональной сферы.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования,

дать понятие о разных техниках изображения.

Эффективным средством развития творческих способностей является

изобразительное творчество с помощью нетрадиционных техник, способов и

форм его организации. Нетрадиционные техники изображения - это способы

создания

нового,

оригинального

произведения

искусства,

в

котором

гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Педагоги стремятся к созданию

условий, когда дети могут думать, пробовать, искать, экспериментировать, а

самое

главное,

самовыражаться.

Нетрадиционные

способы

рисования

соответствуют методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы к

организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся

более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше

всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление,

любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.

Следует

помнить,

что

творческие

способности,

необходимо

целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.

На занятиях по изобразительной деятельности воспитатели довольно

часто используют технику монотипии, т.к. она предполагает:

- создание сложных изображений при использовании несложных

приемов;

- развитие творческого воображения и ассоциативного мышления,

эмоциональный подъем, возникающий в результате процесса узнавания;

-

формирование

определенных

навыков

рисования

(выделение

увиденного обводкой карандашом или фломастером, дополнение силуэта

необходимыми деталями).

Большие возможности для развития творческих способностей в процессе

изобразительной деятельности дает использование на занятиях по рисованию

«техники по мокрому листу». Использование техники «рисование пальцами»

способствует развитию творческого воображения, свободы мысли. Дети в

большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим,

преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов,

совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев,

кисти),

зрительно-двигательная

координация,

раскрывается

творческий

потенциал детей. Работа в данной технике позволяет снять напряжение и

усталость у воспитанников.

Существует

несколько

приемов

рисования

в

технике

пальцевой

живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.

Очень привлекает детей техника рисования «тычком» полусухой

жесткой кистью. Для этого достаточно взять кисть, опустить в краску и

точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в

соответствие

с

задуманным

рисунком. Применение

данной

техники

незаменимо при имитации «колючей», «шершавой» поверхности, передаче

объема.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику,

как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными

материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями

материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами

(мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски

скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Педагоги развивают воображение, творчество дошкольников не только

на занятиях по рисованию, но и на занятиях по аппликации.

В своей работе они активно используют нитки, ткань, поролон,

яичную скорлупу, соль, тесьму, мех.

Используя художественную технику изобразительного искусства -

пластилинографию, воспитатели также стараются раскрыть творческие

способности детей. Принцип данной техники заключается в создании лепной

картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных

объектов

на

горизонтальные

компьютерные

технологии

в

процесс

ознакомления

старших

дошкольников

с

изобразительным

искусством

поверхности.

Нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации позволяют

раскрепостить

детей, вселить

уверенность

в

своем

умении,

развить

творческое воображение.

Еще одним из направлений работы педагогов является формирование

представлений детей об изобразительном искусстве, его видах и жанрах.

Многие педагоги внедряют компьютерные технологии в процесс

ознакомления

старших дошкольников с изобразительным искусством.

Данный

факт

обусловлен рядом

факторов:

социальным

заказом

на

формирование знаний об искусстве с момента дошкольного детства,

возможностью

совершенствования

качества

эстетического

образования

старших

дошкольников

на

основе

использования

современных

компьютерных средств, необходимостью проектирования системы работы по

формированию знаний старших дошкольников об искусстве средствами

компьютера и разработки условий ее реализации.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои

уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет

созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что

ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в

творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В

творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой

собственный путь».

Таким образом, правильная организация предметно-пространственной

среды дошкольной организации, работа по обогащению жизни ребенка

яркими впечатлениями и событиями (эти события являются наиболее

значимыми и выстраивают особую организацию отношений ребенка с

окружающим миром) позволяют развивать творческие способности ребенка.

У детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно

заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти

способности могут угаснуть.

Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не

меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если

ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он

обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря

этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать

трудности, возникающие у него на пути.

Литература:

1. Венгер Л. А. Психологическая характеристика деятельности ребенка,

М. 1968

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:

психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение,

1997.

3. Выготский, Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965.

4. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н.

Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3.

5. Казакова Т. Теория и методика развития детского изобразительного

творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Т. Казакова. - М.: Владос,

2006.

6. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г.

7. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986

8. Слагаемые педагогического мастерства /под редакцией И. Я. Зязюна.

9. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения, М. 1973.



В раздел образования




Яндекс.Метрика