Напоминание

Проблема развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста


Авторы: Дружинина Александра Викторовна, Мамедова Лариса Викторовна
Должность: к. п. н., доцент
Учебное заведение: Технический институт (филиал) СВФУ им. М.К. Аммосова
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: Проблема развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Проблема развитие творческих способностей у детей младшего школьного

возраста

Дружинина А. В., студент

Технический институт (филиал) СВФУ им. М.К. Аммосова

г. Нерюнгри

Научный руководитель:

к. п. н., доцент, Мамедова Л. В.

В статье рассматривается проблема развития творческих способностей у детей

младшего школьного возраста и способы его развития. Описаны определения

творческих способностей, рассмотрены идеи определения «способности» исследования

Б. М. Теплова.

Младший школьный возраст – это самое благоприятное время для развития

творческих способностей. Большое значение обретает проблема развития творческой

предприимчивости обучающихся как высшего уровня всех видов активности в

младшем школьном возрасте. Особенно в начальной школе особенно эффективно

формируются умения действовать нестандартно.

Период младших школьников – это самый большой темп развития мышления. В

этом

возрасте,

происходят

преобразования

в

интеллектуальных

процессах.

Формируются наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. У ребенка

возникают логические рассуждения: рассуждая, учающийся использует анализ,

сравнения, синтез, обобщения и классификации.

Эта тема является актуальной, так как проблема развития творческих

способностей у детей младшего школьного возраста занимает важное место в

педагогике и психологии. Она играет важную роль для развития воображения,

мышления, наблюдательности, инициативности, сообразительности и воспитания

творческой личности в целом.

Творчество –

это порождение новых идей,

сознательная, целеполагающая,

активная

деятельность

человека,

направленная

на

познание

действительности,

создающая новые, оригинальные, ранее не существовавшие предметы, произведения

для совершенствования материальной и духовной жизни общества,

стремление

научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Замечено, что

творческие люди имеют большую жизненную энергию до глубокой старости.

Значительный вклад в протекание проблемы творческой способности внесли

такие известные отечественные и зарубежные психологи, как В. Н. Дружинин, И. В.

Дубровина, В. А. Крутецкий, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, А. Г. Маклаков, А. М.

Матюшкин, В. И. Бехтерев, Е. Л. Яковлева, Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский, С.

В. Максимова и др.

Автор «Психотерапевтической энциклопедии» Б. Д. Карвасарского, своей

основной целью арт-терапия считает гармонизацию психического состояния через

развитие способности самовыражения и самопознания.

Для того чтобы дети развивали способности к творческому мышлению,

необходимо постоянно создавать ситуацию творческой,

учебной деятельности,

способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Большое

значение

в

разработке

обшей

теории

способностей,

имеют

исследования Б. М. Теплова. Автор считает, что понятие «способности» включает в

себя три идеи:

1)

«под

способностями

разумеется

индивидуально-психологические

особенности, отличающие одного человека от другого;

2)

способностями

называют

не

всякие

вообще

индивидуальные

особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения

какой-либо деятельности;

3)

понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям,

которые уже выработаны у данного человека» [7].

В

современном

мире

творческие

способности

обозначаются

термином

«креативность». Л. Ю. Круглова считает, что для определения креативности выделяют

следующие качества индивида:

1)

«беглость – количество идей, возникающих в единицу времени;

2)

оригинальность – способность производить нестандартные идеи;

3)

гибкость – данный пункт помогает отличать людей, проявляющих

гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность;

4)

восприимчивость – чувствительность к деталям, готовность быстро

переключаться с одной идеи на другую;

5)

метафоричность

готовность

работать

в

совершенно

необычном

контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть

в простом сложное, а в сложном – простое;

6)

удовлетворенность – при отрицательном результате теряется смысл и

дальнейшее развитие чувства» [5].

А. Н. Лук в исследование творческих способностей уделил большое внимание

приемам мышления, особенностям восприятия, памяти и мотивации. «Творческие

способности

присущи

каждому,

однако

уровень

их

развития

зависит

от

индивидуальных особенностей, среды, в которую заключен индивид, воспитательных

воздействий и личности воспитывающего» [6].

Анализируя, психолого-педагогический опыт практиков системы образования

РФ и РС (Я) по развитию творческих способностей в младшем школьном возрасте, мы

выделили такие методы и приемы: игры, рисование, тренинги, сказкотерапия, оригами,

пальчиковые тренинги, песочная терапия. Методы арт-терапии разнообразны и

применимы для любого возраста и ситуаций, независимо от опыта и способностей. В

основе методики арт-терапии находится познание произведений искусства и создание

творческих композиций.

М. Л. Исмаилова [4], педагог-психолог использует изобразительные методы в

своих работах. Например, раскрашивание - один из самых легких видов деятельности.

Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий

зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата

пишущей руки.

О. Н. Гуляева [3], педагог (с. Туора-Кюель, Таттинского улуса, РС (Я))

использует пальчиковые тренинги для развития ручной умелости:

1) запускать пальцами мелкие волны;

2) сжимать и разжимать кулачки;

3) барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

4) рисование в воздухе и т. д.

Педагог-психолог Е. Г. Черникова и Логопед Н. В. Бабинова [2] в своем

сенсомоторном центре для детей с нарушением речи используют сказкотерапию.

Сказкотерапия из игрушки для пальчикового театра для развития не только

изолированных

движений

пальцев

рук,

но

и

образной

речи,

артистических

способностей, умения голосом передавать характер и настроения героя.

И. М. Андрианова, педагог-психолог [1] разработала занятие «Летят перелетные

птицы». Цель: развитие мелкой моторики руки, совершенствование навыков делать

правильные, четкие сгибы. Расширение знаний о перелетных птицах, воспитание

любви к родной природе, развитие речи. В этом занятие она использует работу с

бумагами, т.е. оригами.

В современном мире вопрос творческой способности младших школьников

набирает большую актуальность среди психологов и педагогов, в особенности первого

этапа школьного обучения.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую

становится препятствием в старшем возрасте, где требуется решение нестандартных

задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как

знания, навыки, умения, поэтому в начальной школе, нужно учить творчеству.

Потребность в творческом выражении, во всестороннем развитии, нестандартном

решении задач,

уверенности в себе,

ярких, самовыражаемых и коммуникативных

личностей, необходимых не только школе, но и государству. В связи с этим перед

образовательными

учреждениями

встает

важная

задача

развития

потенциала

подрастающего поколения.

Педагогическая практика доказывает, что для того чтобы обучающийся достигал

более высоких образовательных результатов, для учащегося необходима проявлять

осознанную активность в обучении, и желание получать новую информацию. Процесс

творческих

способностей

пронизывает

все

этапы

развития

личности

ребенка,

пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к

свободному самовыражению, уверенность в себе.

Многие педагоги начали использовать разные методы для развития творческих

способностей, например игры, упражнения, приемы и многое другое.

Таким образом,

под творческими способностями отечественные психологи

понимают способности человека, которые порождают нечто качественно новое,

никогда раньше не бывшее, не существовавшее. Исследование проблемы творчества в

настоящее время приобретает комплексный характер, является вопросом анализа

различных

дисциплин,

и

представляет

собой

важную

сфера

исследований,

расположенную на границе различных отраслей познания о человеке - педагогики,

социологии и психологии.

Творческая способность присуща каждому человек, но у каждого она

развивается по-разному, в зависимости от среды, степени развития и индивидуальных

возможностей каждого ребенка, а затем развиваются в разных видах деятельности и

входят в структуру как общих, так и специальных способностей, которое порождают

нечто новое, раньше не существовавшее

.

Список литературы:

1.

Андрианова И. М. Летят перелетные птицы // Дошкольное воспитание. –

2012. – № 3. – 75 с.

2.

Бабинова Н. В., Черников Е. Г. Сенсомоторный центр в логопедическом

кабинете // Логопед. – 2012. – № 2. – 50 с.

3.

Гуляева О. Н. Тестопластика как средство обогащения словаря у детей

старшего дошкольного возраста // Сайт для воспитателей детских садов. Режим

доступа: moya_pedagogicheskaya_nahodka.pdf (Дата обращения: 27.03.2023 г.).

4.

Исмаилова М. Л. «Развитие мелкой пальцевой моторики у детей

дошкольного возраста». – М.: 1973. – 132 с.

5.

Круглова

Л.

Ю.

Формирование

творческой

самостоятельности

подростков в учреждении дополнительного образования детей. ‒ Челябинск : РГБ, 1997

‒ 207 с.

6.

Лук. А. Н. Мышление и творчество. – М. : Политиздат, 1976. – 144 с.

7.

Теплов Б. М. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. –

М. ; Издательство Московского университета, 1981. – 198 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика