Автор: Арбузова Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КемГУ
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
Тема: Игровые технологии
Раздел: дошкольное образование
Арбузова Ирина Александровна
Учитель-логопед
Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у
детей дошкольного возраста с нарушением речи»
Аннотация: в настоящее время наблюдается увеличение числа детей с
различными отклонениями в развитии, среди которых многочисленную
группу составляют дети с нарушением речи.
Ключевые слова: игра, дети дошкольного возраста, нарушение речи,
игровые технологии, дошкольное образование
У детей при речевых нарушениях отмечаются отклонения и в развитии
мелкой моторики. Как отмечала М. М. Кольцова [2], тонкие движения
пальцев
рук
тесно
связаны
с
речевой
функцией,
влияют
на
функционирование
речевых
зон
головного
мозга.
Систематические
упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают благоприятное
влияние на развитие речи, что особенно важно в логопедической работе с
детьми с ОНР.
В практике работы логопедов с данной категорией детей традиционно
используются такие средства, как пальчиковая гимнастика, массаж и
самомассаж, конструирование, изобразительная деятельность, разнообразная
предметная деятельность, в то же время недостаточное внимание уделяется
такому эффективному средству развития мелкой моторики, как пальчиковые
игры. А между тем именно игра является ведущим видом деятельности в
дошкольном
возрасте,
способствуя
развитию психических
процессов,
подготавливая переход ребенка к новой ступени его развития.
Пальчиковые игры
это разновидность развивающих игр, в основе
которых инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок с помощью
движений пальцев. Данная система игр складывалась годами, еще с тех
давних времен, когда у родителей не было возможности заполнить время и
внимание малыша различными игрушками.
Интересная игровая форма,
ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним
движений вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.
Издавна детей учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу
рогатую».
Смысл современных пальчиковых игр заключается в том, что нервные
окончания рук воздействуют на мозг ребенка, развивают координацию,
вырабатывают ловкость, произвольность мелкой моторики, способность
переключать движения пальцев, способствуют подготовке руки ребенка к
письму.
Помимо уже имеющихся в методической литературе пальчиковых игр,
педагог
может
сам
составлять
подобные
игры.
Представляется
целесообразным объединять в пальчиковых играх в один сюжет различные
пальчиковые упражнения, при описании которого получается живой рассказ
на какую-то тему, например, прогулка в лес. В игре дети изображают, как
ползет змея, летит птица, скачет заяц и т.п.
С удовольствием дети воспримут пальчиковую игру «Музыканты»,
изображая игру на пианино: слегка согнутыми пальцами производить
попеременное постукивание первым – вторым, первым – пятым пальцем
сначала правой, затем левой рукой, затем обеими. Данная игра выполняется
под музыку, что создает у детей иллюзию музыкального исполнительства.
Большинство пальчиковых игр сопровождается стихотворным текстом
или диалогом участников игры. Сочетание пальчиковых упражнений с
речевым сопровождением позволяет достичь наибольшего обучающего
эффекта.
В игре важно задействовать каждый пальчик, который движется как
вместе с другими пальчиками, так и самостоятельно. При этом чередуются
симметричные и несимметричные движения рук. С наиболее сложными
играми, где правая и левая руки одновременно производят разные действия,
ребенка следует знакомить примерно к пяти годам.
Пальчиковые игры можно использовать как на логопедических
занятиях, так и в совместной деятельности педагога с детьми на прогулке, в
свободное время. После наблюдения во время прогулки можно предложить
детям с помощью пальцев изобразить дом, дерево, птичку, кошку, собаку.
Детей привлекают игры, в ходе которых нужно угадать, что изображает с
помощью пальцев воспитатель, а затем по мере освоения движений дети
делятся на две команды и сами изображают различные фигуры: одна команда
показывает, другая отгадывает.
Пальчиковые игры включаются в подвижные игры, являясь их
составной частью. Например, в подвижной игре «Ловля обезьян» дети по
правилам этой игры догоняют дразнящих их обезьян. Можно предложить
детям движения: руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и
разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно
сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за
другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцы вверх – «обезьянка»
дразнится.
Для развития мелкой моторики, а также развития речи, детского
творчества, артистизма используют различные виды инсценирования. Дети с
удовольствием будут играть в пальчиковом кукольном театре, персонажами
которого станут герои известных сказок. На пальцы детей надеваются
пальчиковые куклы, изготовленные из теннисных шариков, на которых
нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи, и дети
действуют за персонажа, изображенного на руке. По ходу действия они
двигают одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки
.
Длительность «театрального действия» составляет 3-5 минут. Можно
показать небольшие игры-инсценировки, сопровождаемые диалогом: «Две
лягушки», «Машенька и медведь», «Колобок», «Репка». Соответствующими
движениями
кисти
или
пальцами
руки
дети
имитируют
движения
персонажей:
наклоны
и
повороты
головы,
разнообразные
движения
туловища и рук куклы
.
Особое
место
пальчиковые
игры
занимают
в
театре
теней.
Оборудование для театра теней включает в себя экран и настольную лампу. С
детьми разучиваются изображения птиц, животных и других персонажей
путем складывания определенным образом пальцев. Сначала получается не у
всех детей сразу, но постепенно они осваивают изображение при помощи
ладони,
пальцев
различных
фигур:
собаку,
кошку,
птиц,
бабочку.
Изображение различных фигурок можно превратить в целую историю с
участием предметов или живых существ. Например, встреча маленького
котенка и большой собаки, человечка и колючего ежика, порхание бабочки и
др. Ценно то, что, играя, дети не только с помощью разнообразных движений
кисти и пальцев развивают мелкую моторику, но и то, что они сопровождают
движения пальцев речью, тем самым развивая ее.
Важными условиями эффективности использования пальчиковых игр с
детьми с ОНР являются следующие:
–
необходимо подготовить ребенка к игре:
обсудить ее, попутно
отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения;
– перед игрой нужно разогреть ладони легкими поглаживаниями до
приятного ощущения тепла;
–
движения пальцев следует выполнять в медленном темпе, от 3 до 5
раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;
–
постепенно в игру вовлекаются, по возможности, все пальцы руки;
– важно следить за правильной постановкой кисти руки ребенка,
точным переключением с одного движения на другое;
– не следует ставить перед ребенком сразу несколько задач, например,
выполнять движения и произносить текст, так как это сложно для детей с
нарушением речи и может «отбить» интерес к игре [3].
Использование пальчиковых игр в логопедическом процессе является
привлекательным для детей, вносит приподнятое настроение, позволяет
ребятам проявить инициативу. Работа логопеда нуждается в использовании
игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных
мероприятиях. Ведь дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев
интеллектуально здоровые, следовательно, потребности в игре у них такие
же, как и у сверстников.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь
положительных результатов: кисть приобретает большую подвижность,
гибкость, исчезает скованность движений, развиваются четкие движения и
координацию рук ребенка, умение управлять своими пальцами. Они
позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и
относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.
Положительные
изменения
в
мелкой
моторике
ребенка
оказывают
позитивное влияние и на развитие его речи.
Список литературы
1.
Данкевич, Е.В. Умные пальчики / Е.В. Данкевич. – Москва: Астрель,
2009. – 160 с.
2.
Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. –
Москва: 2014. – 224 с.
3.
Корнева, Т.А. Развиваем мелкую моторику /Т.А. Корнева. – Москва:
Эксмо-Пресс, 2017. – 8с.