Напоминание

Игровые технологии


Автор: Арбузова Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КемГУ
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
Тема: Игровые технологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Арбузова Ирина Александровна

Учитель-логопед

Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у

детей дошкольного возраста с нарушением речи»

Аннотация: в настоящее время наблюдается увеличение числа детей с

различными отклонениями в развитии, среди которых многочисленную

группу составляют дети с нарушением речи.

Ключевые слова: игра, дети дошкольного возраста, нарушение речи,

игровые технологии, дошкольное образование

У детей при речевых нарушениях отмечаются отклонения и в развитии

мелкой моторики. Как отмечала М. М. Кольцова [2], тонкие движения

пальцев

рук

тесно

связаны

с

речевой

функцией,

влияют

на

функционирование

речевых

зон

головного

мозга.

Систематические

упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают благоприятное

влияние на развитие речи, что особенно важно в логопедической работе с

детьми с ОНР.

В практике работы логопедов с данной категорией детей традиционно

используются такие средства, как пальчиковая гимнастика, массаж и

самомассаж, конструирование, изобразительная деятельность, разнообразная

предметная деятельность, в то же время недостаточное внимание уделяется

такому эффективному средству развития мелкой моторики, как пальчиковые

игры. А между тем именно игра является ведущим видом деятельности в

дошкольном

возрасте,

способствуя

развитию психических

процессов,

подготавливая переход ребенка к новой ступени его развития.

Пальчиковые игры

это разновидность развивающих игр, в основе

которых инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок с помощью

движений пальцев. Данная система игр складывалась годами, еще с тех

давних времен, когда у родителей не было возможности заполнить время и

внимание малыша различными игрушками.

Интересная игровая форма,

ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним

движений вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Издавна детей учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу

рогатую».

Смысл современных пальчиковых игр заключается в том, что нервные

окончания рук воздействуют на мозг ребенка, развивают координацию,

вырабатывают ловкость, произвольность мелкой моторики, способность

переключать движения пальцев, способствуют подготовке руки ребенка к

письму.

Помимо уже имеющихся в методической литературе пальчиковых игр,

педагог

может

сам

составлять

подобные

игры.

Представляется

целесообразным объединять в пальчиковых играх в один сюжет различные

пальчиковые упражнения, при описании которого получается живой рассказ

на какую-то тему, например, прогулка в лес. В игре дети изображают, как

ползет змея, летит птица, скачет заяц и т.п.

С удовольствием дети воспримут пальчиковую игру «Музыканты»,

изображая игру на пианино: слегка согнутыми пальцами производить

попеременное постукивание первым – вторым, первым – пятым пальцем

сначала правой, затем левой рукой, затем обеими. Данная игра выполняется

под музыку, что создает у детей иллюзию музыкального исполнительства.

Большинство пальчиковых игр сопровождается стихотворным текстом

или диалогом участников игры. Сочетание пальчиковых упражнений с

речевым сопровождением позволяет достичь наибольшего обучающего

эффекта.

В игре важно задействовать каждый пальчик, который движется как

вместе с другими пальчиками, так и самостоятельно. При этом чередуются

симметричные и несимметричные движения рук. С наиболее сложными

играми, где правая и левая руки одновременно производят разные действия,

ребенка следует знакомить примерно к пяти годам.

Пальчиковые игры можно использовать как на логопедических

занятиях, так и в совместной деятельности педагога с детьми на прогулке, в

свободное время. После наблюдения во время прогулки можно предложить

детям с помощью пальцев изобразить дом, дерево, птичку, кошку, собаку.

Детей привлекают игры, в ходе которых нужно угадать, что изображает с

помощью пальцев воспитатель, а затем по мере освоения движений дети

делятся на две команды и сами изображают различные фигуры: одна команда

показывает, другая отгадывает.

Пальчиковые игры включаются в подвижные игры, являясь их

составной частью. Например, в подвижной игре «Ловля обезьян» дети по

правилам этой игры догоняют дразнящих их обезьян. Можно предложить

детям движения: руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и

разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно

сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за

другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцы вверх – «обезьянка»

дразнится.

Для развития мелкой моторики, а также развития речи, детского

творчества, артистизма используют различные виды инсценирования. Дети с

удовольствием будут играть в пальчиковом кукольном театре, персонажами

которого станут герои известных сказок. На пальцы детей надеваются

пальчиковые куклы, изготовленные из теннисных шариков, на которых

нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи, и дети

действуют за персонажа, изображенного на руке. По ходу действия они

двигают одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки

.

Длительность «театрального действия» составляет 3-5 минут. Можно

показать небольшие игры-инсценировки, сопровождаемые диалогом: «Две

лягушки», «Машенька и медведь», «Колобок», «Репка». Соответствующими

движениями

кисти

или

пальцами

руки

дети

имитируют

движения

персонажей:

наклоны

и

повороты

головы,

разнообразные

движения

туловища и рук куклы

.

Особое

место

пальчиковые

игры

занимают

в

театре

теней.

Оборудование для театра теней включает в себя экран и настольную лампу. С

детьми разучиваются изображения птиц, животных и других персонажей

путем складывания определенным образом пальцев. Сначала получается не у

всех детей сразу, но постепенно они осваивают изображение при помощи

ладони,

пальцев

различных

фигур:

собаку,

кошку,

птиц,

бабочку.

Изображение различных фигурок можно превратить в целую историю с

участием предметов или живых существ. Например, встреча маленького

котенка и большой собаки, человечка и колючего ежика, порхание бабочки и

др. Ценно то, что, играя, дети не только с помощью разнообразных движений

кисти и пальцев развивают мелкую моторику, но и то, что они сопровождают

движения пальцев речью, тем самым развивая ее.

Важными условиями эффективности использования пальчиковых игр с

детьми с ОНР являются следующие:

необходимо подготовить ребенка к игре:

обсудить ее, попутно

отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения;

– перед игрой нужно разогреть ладони легкими поглаживаниями до

приятного ощущения тепла;

движения пальцев следует выполнять в медленном темпе, от 3 до 5

раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;

постепенно в игру вовлекаются, по возможности, все пальцы руки;

– важно следить за правильной постановкой кисти руки ребенка,

точным переключением с одного движения на другое;

– не следует ставить перед ребенком сразу несколько задач, например,

выполнять движения и произносить текст, так как это сложно для детей с

нарушением речи и может «отбить» интерес к игре [3].

Использование пальчиковых игр в логопедическом процессе является

привлекательным для детей, вносит приподнятое настроение, позволяет

ребятам проявить инициативу. Работа логопеда нуждается в использовании

игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных

мероприятиях. Ведь дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев

интеллектуально здоровые, следовательно, потребности в игре у них такие

же, как и у сверстников.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь

положительных результатов: кисть приобретает большую подвижность,

гибкость, исчезает скованность движений, развиваются четкие движения и

координацию рук ребенка, умение управлять своими пальцами. Они

позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и

относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.

Положительные

изменения

в

мелкой

моторике

ребенка

оказывают

позитивное влияние и на развитие его речи.

Список литературы

1.

Данкевич, Е.В. Умные пальчики / Е.В. Данкевич. – Москва: Астрель,

2009. – 160 с.

2.

Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. –

Москва: 2014. – 224 с.

3.

Корнева, Т.А. Развиваем мелкую моторику /Т.А. Корнева. – Москва:

Эксмо-Пресс, 2017. – 8с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика