Автор: Казанцева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Семицветик"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у
детей дошкольного возраста
Конфликт
–
столкновение
противоположно
направленных,
несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого
индивида,
в
межличностных
взаимодействиях
или
межличностных
отношениях
индивидов
или
групп
людей,
связанное
с
острыми
отрицательными эмоциональными переживаниями.
Конфликты, связанные с нарушением ребенком правил поведения в
детском
саду,
конфликты
эмоционально-личностных
отношений,
возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в
форме столкновений, стычек, споров и ссор, характерны в дошкольном
возрасте.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к.
является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это
время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные
взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его
личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского
сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать
серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с
дошкольниками.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных
игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в
случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и
объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже
требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников
(потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о
несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что
способствует развитию конфликта.
Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в
установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими
эмоциональных
устремлений,
когда,
например,
желание
командовать
побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с
менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения.
В
результате
таких
взаимодействий
могут
возникнуть
два
вида
противоречий:
рассогласование
между
требованиями
сверстников
и
объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах
игры ребенка и сверстников.
Поэтому следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников,
испытывающих трудности в общении со сверстниками: внутренние и
внешние.
Внешние
очевидные
конфликты
у
дошкольников
порождаются
противоречиями,
возникающими
при
организации
ими
совместной
деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере
деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и
не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют
преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми
путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние
конфликты
полезны,
так
как
они
представляют
ребенку
право
на
ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и
выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений
детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом
процессе может
рассматриваться как одно из
эффективных
средств
нравственного воспитания.
Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их
ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В
отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с
организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее
сформированностью
у
ребенка,
противоречиями
между
требованиями
сверстников
и
объективными
возможностями
ребенка
в
игре
или
противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников.
Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи
взрослых.
В
условиях
этих
противоречий
ущемляется
внутренний
эмоциональный
комфорт
ребенка,
его
положительное
эмоциональное
самочувствие,
он
не
может
удовлетворить
своих
существенных
потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения,
возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних
конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных,
гармонических отношений и формирование личности.
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все
большее
значение
придается
детской
коллективной
деятельности
на
занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность
объединяет
детей
общей
целью,
заданием,
радостями,
огорчениями,
переживаниями
за
общее
дело.
В
ней
имеет
место
распределение
обязанностей,
согласованность
действий.
Участвуя
в
совместной
деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать
их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.