Напоминание

Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей дошкольного возраста


Автор: Казанцева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Семицветик"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у

детей дошкольного возраста

Конфликт

столкновение

противоположно

направленных,

несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого

индивида,

в

межличностных

взаимодействиях

или

межличностных

отношениях

индивидов

или

групп

людей,

связанное

с

острыми

отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликты, связанные с нарушением ребенком правил поведения в

детском

саду,

конфликты

эмоционально-личностных

отношений,

возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в

форме столкновений, стычек, споров и ссор, характерны в дошкольном

возрасте.

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к.

является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это

время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные

взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его

личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского

сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать

серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с

дошкольниками.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных

игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в

случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и

объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже

требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников

(потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о

несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что

способствует развитию конфликта.

Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в

установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими

эмоциональных

устремлений,

когда,

например,

желание

командовать

побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с

менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения.

В

результате

таких

взаимодействий

могут

возникнуть

два

вида

противоречий:

рассогласование

между

требованиями

сверстников

и

объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах

игры ребенка и сверстников.

Поэтому следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников,

испытывающих трудности в общении со сверстниками: внутренние и

внешние.

Внешние

очевидные

конфликты

у

дошкольников

порождаются

противоречиями,

возникающими

при

организации

ими

совместной

деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере

деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и

не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют

преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми

путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние

конфликты

полезны,

так

как

они

представляют

ребенку

право

на

ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и

выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений

детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом

процессе может

рассматриваться как одно из

эффективных

средств

нравственного воспитания.

Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их

ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В

отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с

организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее

сформированностью

у

ребенка,

противоречиями

между

требованиями

сверстников

и

объективными

возможностями

ребенка

в

игре

или

противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников.

Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи

взрослых.

В

условиях

этих

противоречий

ущемляется

внутренний

эмоциональный

комфорт

ребенка,

его

положительное

эмоциональное

самочувствие,

он

не

может

удовлетворить

своих

существенных

потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения,

возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних

конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных,

гармонических отношений и формирование личности.

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все

большее

значение

придается

детской

коллективной

деятельности

на

занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность

объединяет

детей

общей

целью,

заданием,

радостями,

огорчениями,

переживаниями

за

общее

дело.

В

ней

имеет

место

распределение

обязанностей,

согласованность

действий.

Участвуя

в

совместной

деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать

их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.



В раздел образования




Яндекс.Метрика