Напоминание

"Сюжетно - ролевая игра, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста".


Автор: Головачева Мариана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР " Дюймовочка" - детский сад №28"
Населённый пункт: Железногорск Курская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Сюжетно - ролевая игра, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы на тему:

«Сюжетно – ролевая игра, как средство познавательного развития

детей дошкольного возраста».

Подготовила:

Воспитатель Головачева М.Н.

2024 г

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок

приобретает первоначальные знания, об окружающем мире, у него начинает формироваться

определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного

поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются

духовные и фи

зические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются

определённые

нормы

поведения.

Кроме

того,

игра

–это

своеобразный,

свойственный

дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его

психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Этим объясняются

огромные

воспитательные

возможности

игры,

которую

психологи

считают

ведущей

деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или

сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят

вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами

заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-

заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и

ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра

способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в

игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения и начинает видеть

предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности

человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Сюжетно- ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия

происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других,

воображаемых; ребёнок берёт на себя роли отсутствующих персонажей. Это способствует тому,

что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной

игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать

свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с изучения литературы по данной теме.

Познакомилась с методикой

Н.В. Краснощёковой «Сюжегно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», А.В. Каличенко

«Развитие игровой деятельности дошкольников», Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском

саду», Н.Я. Михайленко и других.

Работу по развитию игровых умений веду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

детей.

В настоящее время выделяют четыре этапа или уровня развития сюжетно- ролевой игры.

I этап: Основным содержанием игры являются действия с предметами. Основные сюжеты

бытовые. Действия детей однообразны, часто повторяются. Охотно играют с взрослыми.

Самостоятельная игра кратковременна. Это свойственно детям 3-4 лет.

Работу по развитию игровых умений в данной возрастной группе вела в различных формах.

Во-первых – использовала и проводила специальные, как занятия игры, которые носят обучающий

характер. Это такие игры как: «Оденем куклу Таню», «Уложим куклу Таню спать», «Маша

заболела», «У мишутки день рождения» и другие. Они рассчитаны на совместную игру педагога и

детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками и предметами заменителями. Здесь я

выступала инициатором проведения игры: начинала игру, продумывала её ход и диалог между

персонажами. Старалась вовлечь ребёнка в игру, вызвать его на разговор, добиться максимальной

его активности. Обучающие игры проводила как фронтально, так и индивидуально.

Во-вторых – использовала драматизации знакомых детям сказок, таких как: «Теремок»,

«Колобок», «Волк и семеро козлят»; Инсценирование стихотворений К.И.Чуковского «Телефон»,

«Кто колечко найдёт» - С. Маршака и другие. Данную работу планировала и проводила на

занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в совместной деятельности, широко

используя для этого театр на фланелеграфе, настольный театр, театр «Рукавичку». Кроме того,

использование театра «Рукавичка» - способствовало развитию у детей способности принимать на

себя роль животного. Есть дети, которые охотно берут на себя предложенную роль, а есть дети,

которые отказываются. Таких детей я старалась заинтересовать и привлечь, и неоценимую

помощь в этом оказал театр «Рукавичка». Рукавички широко использовала практически во всех

режимных моментах. Для изготовления театра были привлечены родители, поэтому они были

дороги детям ещё и тем, что они изготовлены мамой. Для развития у детей способности принять

на себя роль животного в своей практике использовала и такие игры как: «Лиса», «Медвежата»,

«Кошка», «Лошадка», «Ежиха» и другие. перед каждой из выше перечисленных игр

рассматривала с детьми иллюстрации животных, читала стихи, небольшие рассказы, показывала

повадки животных, просматривали с детьми мультипликационные фильмы и сказки о этих

животных, слушали песенки.

В-третьих, организовывала наблюдения за трудом взрослых: предлагала детям понаблюдать дома

за мамой, бабушкой, папой, просила рассказать о том, чем любят заниматься родители дома,

какую помощь оказывают дети своим родителям. В группе проводила с детьми наблюдение за

трудом няни, обращала внимание на последовательность действий, просила оказать ту или иную

помощь.

На

прогулке

часто

наблюдали

за

проезжающим

транспортом,

за

машинами,

подъезжающими к магазину. Задача подобных наблюдений нацелить детей на возможность

переноса полученных знаний в игру.

Существенное значение в формировании игровой деятельности оказывает организация предметно

игровой среды. Поэтому для развития у детей игровых умений в группе были созданы различные

игровые зоны, такие как: «В гостях у Айболита», «Парикмахерская», «Дом». Огромную помощь в

изготовлении игровых зон оказали родители, вместе с ними мы подготовили необходимые для

этих игровых зон атрибуты. Например, для игрового уголка «Дом» были сшиты постельки для

кукол, скатерти на столы. Родители оказали помощь в изготовлении одежды для кукол. Они

связали и сшили различные костюмы, пинетки, шапочки.

Познакомила детей с каждой из игровых зон с игрушками и инструментами необходимыми при

игре в том или ином уголке.

При организации игры в «Парикмахерскую» и «Больницу» - знакомила детей с деятельностью

врача, парикмахера, водила детей на экскурсию в медицинский кабинет, читала отрывки из таких

произведений как: «Доктор Айболит» - К.Чуковского, «Стёпка растрёпка» - С. Чёрного.

Детям нравилось играть в игровых зонах, они с удовольствием принимали на себя различные

роли, но несмотря на это в силу возрастных особенностей испытывали трудности в построении

сюжета игры. Поэтому я, постоянно включаясь в игру, брала на себя главную роль, показывая на

собственном примере правильность построения диалога между играющими. К концу года сюжеты

игр усложнились, многие дети начали проявлять инициативу при определении замысла игры. Дети

стали более активными, раскрепощёнными.



В раздел образования




Яндекс.Метрика