Автор: Головачева Мариана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР " Дюймовочка" - детский сад №28"
Населённый пункт: Железногорск Курская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Сюжетно - ролевая игра, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы на тему:
«Сюжетно – ролевая игра, как средство познавательного развития
детей дошкольного возраста».
Подготовила:
Воспитатель Головачева М.Н.
2024 г
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок
приобретает первоначальные знания, об окружающем мире, у него начинает формироваться
определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного
поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются
духовные и фи
зические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются
определённые
нормы
поведения.
Кроме
того,
игра
–это
своеобразный,
свойственный
дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его
психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Этим объясняются
огромные
воспитательные
возможности
игры,
которую
психологи
считают
ведущей
деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или
сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят
вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами
заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-
заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и
ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра
способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в
игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения и начинает видеть
предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Сюжетно- ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия
происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других,
воображаемых; ребёнок берёт на себя роли отсутствующих персонажей. Это способствует тому,
что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной
игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать
свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.
Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с изучения литературы по данной теме.
Познакомилась с методикой
Н.В. Краснощёковой «Сюжегно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», А.В. Каличенко
«Развитие игровой деятельности дошкольников», Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском
саду», Н.Я. Михайленко и других.
Работу по развитию игровых умений веду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей.
В настоящее время выделяют четыре этапа или уровня развития сюжетно- ролевой игры.
I этап: Основным содержанием игры являются действия с предметами. Основные сюжеты
бытовые. Действия детей однообразны, часто повторяются. Охотно играют с взрослыми.
Самостоятельная игра кратковременна. Это свойственно детям 3-4 лет.
Работу по развитию игровых умений в данной возрастной группе вела в различных формах.
Во-первых – использовала и проводила специальные, как занятия игры, которые носят обучающий
характер. Это такие игры как: «Оденем куклу Таню», «Уложим куклу Таню спать», «Маша
заболела», «У мишутки день рождения» и другие. Они рассчитаны на совместную игру педагога и
детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками и предметами заменителями. Здесь я
выступала инициатором проведения игры: начинала игру, продумывала её ход и диалог между
персонажами. Старалась вовлечь ребёнка в игру, вызвать его на разговор, добиться максимальной
его активности. Обучающие игры проводила как фронтально, так и индивидуально.
Во-вторых – использовала драматизации знакомых детям сказок, таких как: «Теремок»,
«Колобок», «Волк и семеро козлят»; Инсценирование стихотворений К.И.Чуковского «Телефон»,
«Кто колечко найдёт» - С. Маршака и другие. Данную работу планировала и проводила на
занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в совместной деятельности, широко
используя для этого театр на фланелеграфе, настольный театр, театр «Рукавичку». Кроме того,
использование театра «Рукавичка» - способствовало развитию у детей способности принимать на
себя роль животного. Есть дети, которые охотно берут на себя предложенную роль, а есть дети,
которые отказываются. Таких детей я старалась заинтересовать и привлечь, и неоценимую
помощь в этом оказал театр «Рукавичка». Рукавички широко использовала практически во всех
режимных моментах. Для изготовления театра были привлечены родители, поэтому они были
дороги детям ещё и тем, что они изготовлены мамой. Для развития у детей способности принять
на себя роль животного в своей практике использовала и такие игры как: «Лиса», «Медвежата»,
«Кошка», «Лошадка», «Ежиха» и другие. перед каждой из выше перечисленных игр
рассматривала с детьми иллюстрации животных, читала стихи, небольшие рассказы, показывала
повадки животных, просматривали с детьми мультипликационные фильмы и сказки о этих
животных, слушали песенки.
В-третьих, организовывала наблюдения за трудом взрослых: предлагала детям понаблюдать дома
за мамой, бабушкой, папой, просила рассказать о том, чем любят заниматься родители дома,
какую помощь оказывают дети своим родителям. В группе проводила с детьми наблюдение за
трудом няни, обращала внимание на последовательность действий, просила оказать ту или иную
помощь.
На
прогулке
часто
наблюдали
за
проезжающим
транспортом,
за
машинами,
подъезжающими к магазину. Задача подобных наблюдений нацелить детей на возможность
переноса полученных знаний в игру.
Существенное значение в формировании игровой деятельности оказывает организация предметно
игровой среды. Поэтому для развития у детей игровых умений в группе были созданы различные
игровые зоны, такие как: «В гостях у Айболита», «Парикмахерская», «Дом». Огромную помощь в
изготовлении игровых зон оказали родители, вместе с ними мы подготовили необходимые для
этих игровых зон атрибуты. Например, для игрового уголка «Дом» были сшиты постельки для
кукол, скатерти на столы. Родители оказали помощь в изготовлении одежды для кукол. Они
связали и сшили различные костюмы, пинетки, шапочки.
Познакомила детей с каждой из игровых зон с игрушками и инструментами необходимыми при
игре в том или ином уголке.
При организации игры в «Парикмахерскую» и «Больницу» - знакомила детей с деятельностью
врача, парикмахера, водила детей на экскурсию в медицинский кабинет, читала отрывки из таких
произведений как: «Доктор Айболит» - К.Чуковского, «Стёпка растрёпка» - С. Чёрного.
Детям нравилось играть в игровых зонах, они с удовольствием принимали на себя различные
роли, но несмотря на это в силу возрастных особенностей испытывали трудности в построении
сюжета игры. Поэтому я, постоянно включаясь в игру, брала на себя главную роль, показывая на
собственном примере правильность построения диалога между играющими. К концу года сюжеты
игр усложнились, многие дети начали проявлять инициативу при определении замысла игры. Дети
стали более активными, раскрепощёнными.