Напоминание

Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича


Автор: Зиновкина Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ «Детский сад № 4 «Малышок»»
Населённый пункт: город Палласовка, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка по развитию связной речи дошкольников с ОВЗ (конспект)
Тема: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 4 «Малышок»»

города Палласовки Волгоградской области

Методическая разработка

по развитию связной речи дошкольников

с ОВЗ (конспект)

Автоматизация звука [Р]

в словах и предложениях

с использованием игровых технологий

В.В. Воскобовича

Работу выполнила

учитель – логопед

Зиновкина Ольга Владимировна

Палласовка, 2024

Пояснительная записка

Игры В.В. Воскобовича в логопедической практике

В настоящее время значительно возросло число детей с речевыми нарушениями, а также

детей с ОВЗ. Поэтому, одна из важнейших задач в деятельности с дошкольниками

является формирование правильной и чистой речи.

Я

достаточно

глубоко

изучила

технологию

«Сказочные

лабиринты

игры»

Воскобовича.

Игры, предназначенные для развития сенсорных эталонов, памяти,

внимания, мышления, я постаралась адаптировать к использованию в логопедической

работе с детьми.

Так,

на

основе

пособия

«Чудо-соты»

провожу

игру

«Живые

звуки»

Предлагаю детям составить определенную фигуру только из тех элементов с картинками,

в названии которых есть нужный звук (башня, самолет, кит, самовар).

Цель:

формирование фонематических представлений, автоматизация определённого

звука, развитие мелкой моторики.

Для

формирования

грамматического

строя

речи

при

помощи

данного

пособия

конструируем фигуру на определённую тематику или с определённым звуком. Составляем

предложения с данным словом, рассказ, сочиняем сказку или пересказываем известную.

«Коврограф ларчик» и «Шнур – грамотей» использую на занятиях по обучению

грамоте и индивидуальных занятиях. Детям даются задания: составить слоги, слова из 2 –

3 -4 букв, подобрать синонимы, антонимы (слова–друзья, слова-враги).

Цель: развитие мелкой моторики, координации «глаз – рука»; закрепление навыка

буквенного анализа и синтеза слов, чтения; совершенствование памяти, способности

ориентироваться на плоскости; развитие гибкости мышления, сообразительности.

Игры "Геоконт" и « Геовизор»

развивают сенсорику, мелкую моторику, логику,

фантазию, учат силуэтному конструированию, совершенствуют интеллект и развивают

творческие и логические способности ребенка. Согласно определенным заданиям, ребенок

натягивает резинки на гвоздики так, что создает предметные силуэты, геометрические

фигуры, узоры, цифры и буквы.

Игра «Рифмушки», «Один – много» проводятся на основе пособия «Геоконт».

Предлагаю детям определить и сопоставить картинки «Слова-рифмы», «Один – много»,

соединяя их с помощью резинок.

Цель: автоматизация определённого звука и обогащение словарного запаса.

С этой же целью использую «Цветные квадраты», вращая которые ребёнок называет

предметы и определяет позицию звука в слове.

«Волшебная восьмёрка» помогает смоделировать букву, установить сходство с другими

буквами, трансформировать одну букву в другую.

Играя с карточками «Забавные буквы» и пропевая имена гномов, ребенок знакомится

со звуками и буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память,

мышление, воображение и речь.

Игры В.Воскобовича были опробированы мною при работе с детьми с фонетическим,

фонетико-фонематическим нарушениями речи, общим недоразвитием речи, с детьми с

ограниченными

возможностями

здоровья

(расстройством

аутистического

спектра,

детский церебральный паралич). В результате использования данной технологии на

логопедических занятиях я достигла определенных результатов:

- дети с удовольствием посещают логопедические занятия;

- материал стал интереснее и доступнее для его освоения;

- коррекционная работа имеет положительную динамику.

Включение развивающих игр Воскобовича в процесс логопедической работы содействует

обучению

чтению,

развитию

понимания

лексико-грамматических

конструкций

и

целостного речевого высказывания, развитию связной диалогической и монологической

речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха,

формированию

звуковой

аналитико-синтетической

деятельности.

Игровые

графические тренажеры подготавливают руку ребенка к письму.

В своей деятельности я постоянно ищу новые приемы, технологии, не забывая при этом,

что наиболее близкий и естественный вид деятельности ребёнка — это игра. И я уверена,

что внедрение новых развивающих игр в коррекционную работу, будет способствовать

развитию речи детей с ОВЗ.

Наша задача – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к

учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

При правильной организации работы, интересном и разнообразном проведении занятий

мы сможем хорошо подготовить детей к школе.

Рекомендации:

1.Помогать детям действовать по правилам и решать игровые задачи.

2.Развивать творческий потенциал ребёнка в процессе игры, способствовать появлению

адекватной самооценки и чувства «Могу!».

4.Играть вместе с ребенком, быть в игре равноправным партнером.

5.Не выполнять, а только помогать ребёнку выполнять задания.

6.Давать возможность ребёнку самому справиться с трудностями, оказывать помощь

незаметно, проявлять терпение.

Предлагаю вашему вниманию конспект одного из занятий с использованием технологии

«Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича.

« Автоматизация звука [Р] с использованием игровых технологий В.В.

Воскобовича»

Цель: автоматизация звуков [р] в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- автоматизация правильного произношения звука [р] в слогах, словах, фразах,

предложениях;

- обогащение экспрессивного словаря словами-признаками;

-совершенствовать навык звукового анализа слов и чтения слогов;

- упражнять в составлении прямых слогов «ра», «ру», «ры» «ро» из букв .

Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;

- развивать фонематический слух и восприятие стихотворных форм ;

- развивать память, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление,;

- развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию, коммуникативные навыки, желание научиться

правильно произносить звук [р];

- воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Оборудование: сундук, письмо, игра «Волшебная восьмёрка», игра «Геоконт» (малые

3шт.), игра «Нетающие льдинки», «Квадрат Воскобовича», «липучие шнурочки»,

звуковые схемы, ноутбук, буквы; макеты солнышка, облака и тучи.

Предварительная работа: изготовление игр, уголка по сенсорике «Фиолетовый

лес»(цвет стимулирует фантазию), знакомство с его обитателями – гомами Кохле, Охле,

Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи, Незримкой Всюсь; работа с играми «Коврограф ларчик»,

«Шнур-грамотей», «Соты», «Нетающие льдинки», «Геоконт», «Геовизор», «Волшебная

восьмёрка», чтение историй.

Ход занятия

I. Орг. момент.

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь друг с другом, подарите свои улыбки, доброту и

пожелайте всем хорошего дня. Сегодня у нас необычное занятие! Семь гномов

приготовили сюрприз для вас.

(Открываю шкатулку, а там пусто). Это Незримка Всюсь опять проказничает. Смотрите,

конверт. Откроем это письмо?!

2. Создание проблемной ситуации .

(Читаем письмо, в котором сообщается, что Незримка спрятал подарки в сундуке за

морем – океаном. Добраться поможет морской обитатель, которого он тоже заколдовал.

Надо следовать за ним.)

Загадываю загадку:

Живет в воде, плавает на поверхности и на дне.

Вильнет хвостом туда-сюда, и нет ее, и нет следа. (Рыба)

Прежде всего, нам надо расколдовать рыбку. Вы согласны?

II. Автоматизация звука [Р]

1. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

(плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница,

(погрозить пальчиким)

Мы хотим тебя поймать.

(хлопок «круглыми» ладошками)

Рыбка спинку изогнула,

(Выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла,

(имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула,

(сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

Рыбка быстро уплыла.

(спрятать ручки)

Далее дети собирают рыбку по схеме с использованием игры « Соты»

Это рыбка не простая, а волшебная.

2. Артикуляционная гимнастика с использованием игрового пособия «Нетающие

льдинки».

На чём же можно отправиться по морю. (На корабле)

Будем строить корабль. ( Дети конструируют корабль по схеме с использованием игры

«Соты»)

Корабль готов, команда тоже. Осталось сделать гимнастику для языка, которую нам

оставил гном Кохле (в конверте карточки для артикуляционной гимнастики с

картинками и стихами к упражнениям), и отправимся в путь. Буква «Р» в конверте не

случайно. Она будет сопровождать нас в пути, а, значит, и гимнастику мы выполним для

правильного произношения этого звука. («Окошко», «Парус», «Маляр», «Барабан»,

«Лошадка», «Заведи мотор»)

3. Дыхательная гимнастика «Волна» и «Водолаз».

Ребята, давайте с вами вдохнем чистый морской воздух. Вдох и выдох будем выполнять

только носом. Делаем глубокий вдох носом. Выдох. Еще раз сделаем глубокий вдох носом

и руки поднимем вверх – выдох и руки опустим вниз. Щеки не надувайте. Выдыхайте

плавно. А теперь наберите как можно больше воздуха и задержите дыхание. Вдруг нам

потребуется погружаться на глубину.

А теперь в путь. Какой звук захватим с собой? ([Р])

4 . Характеристика звука [Р].

Какой это звук? ([Р] согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару)

5. Образование относительных прилагательных.

В пути нас могут ожидать разные приключения, я должна быть уверена, что вы

справитесь с ними. Что вы знаете о рыбах?

Рыбы, которые живут в реке, называются …. (речные).

Рыбы, которые живут в озере, называются …. (озерные).

Рыбы, которые живут в аквариуме, называются … (аквариумные).

Наша золотая рыбка живёт в море, она….. (морская)

6. Автоматизация звука [Р] в прямых и обратных слогах с использованием игр

«Коврограф ларчик» и «Шнур-грамотей» .

Впереди остров. Причаливаем. Что-то мне подсказывает, что на этом острове нас ждут

испытания.

В конверте цветные липучие шнурочки, при помощи которых надо составить слоги, и

слова, начинающиеся с этих слогов. (Дети составляют слоги, соединяя буквы шнурками,

придумывают слова: ра – радуга, ар – арбуз, …)

С какими звуками мы составляли слоги? ( [Р] и гласными)

Фонетико-фонематические физкультминутки

Гласные звуки «А, У, И, О, Э, ы»

А – ротик шире детвора - ААА руки вверх

У – губки хоботком тяну - УУУ руки вперед

И – губки к ушкам растяни - ИИИ руки в стороны

О – губки колесо - ООО руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно - ЭЭЭ руки овалом сзади

ы – тянем мы на все лады - ЫЫЫ руки овалом спереди

7. Звуковой анализ слова.

А вот и второй конверт. Здесь цветные квадраты. Надо составить с их помощью слова

РЫБА, РАК.

Сколько слогов в слове в слове «рыба», сколько в слове «рак». Дети считают слоги,

используя приём « прохлопывание»)

8. Подбор однокоренных слов к слову РЫБА.

Как мы назовем маленькую рыбу? (рыбка).

Как мы назовем большую рыбу? (рыбина, рыбища).

Как называется суп из рыбы? (рыбный).

А жир рыбы, какой? (рыбий).

Как называют человека, который ловит рыбу с удочкой? (рыболов).

Куда ранним утром пошел рыбачек? (на рыбалку).

Как называют профессию человека, который ходит в море на корабле и ловит рыбу

тралом (большой сетью)? (рыбак).

Как называют девочку, которая ловит рыбу? (рыбачка).

Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный).

Как называется поселок, в котором живут рыбаки? (рыбацкий).

Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит).

Как называют продукты из рыбы? (рыбопродукты).

Как называется завод, на котором обрабатывают рыбу? (рыбозавод).

Мы с вами придумали много слов-родственников! А без какого короткого слова не было

бы этих слов? (рыба).

9. Автоматизация звука [Р] в словах с использованием квадрата Воскобовича.

Смотрите, а вот и третье задание.

(В конверте квадрат Воскобовича. Ребёнок называет морского обитателя, вращая квадрат.

Определяет позицию звука [Р] в слове)

10. Согласование числительных с существительными

Давайте возьмём на память морские камешки и ракушки. Сейчас мы водолазы. Сколько

раз я хлопну в ладоши, столько нужно достать со дна ракушек и считать так: одна

ракушка, две ракушки…

(В ванночках с водой лежат камешки и ракушки. Дети достают их, согласовывая

числительное с существительным.)

11. Проговаривание чистоговорок со звуком [Р]

До, свидания, остров! Мы плывем дальше! Какая красота вокруг! Чайки, море, солнышко

иииии…акулы!!!!! Давайте, поиграем в чистоговорки, что - бы не страшно было мимо них

проплывать. Я начну, а вы продолжите!

Ра-ра-ра- ждет подарков детво -РА

Тры-тры-тры- зубы у акул ос-ТРЫ

Ря-ря-ря- мы плывем через мо-РЯ

Орь-орь-орь- бросаем якОРЬ.

13. Развитие мелкой моторики. Работа с «Геовизором» или « Геоконтом»

Вот мы и на берегу. Давайте поблагодарим рыбку и выполним её портрет.

14. Конструирование буквы «Р» с использованием «Волшебной Восьмёрки»

А вот и сундук семи гномов. Давайте вспомним, как их зовут.(Кохле, Охле, Желе, Зеле,

Геле, Селе, Фи)

Чтобы сундучок открылся, надо сложить ключ-букву. Оставьте только те палочки,

которые я назову в считалке: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле.

Какая буква получилась? («ЭР»)

Открываем сундучок. Рассматриваем подарки (радужные пузыри).

III. Рефлексия.

Нашли мы сюрприз Радужных гномов? Кто нам помогал в пути? Какие задания вам

понравились? Что показалось трудным? С каким настроением мы с вами заканчиваем

занятие? Если у вас всё получилось и настроение хорошее, прикрепите лучики-прищепки

к «солнышку», если вам грустно - к «тучке».

IV. Итог занятия.

Вы сегодня хорошо потрудились. С каким звуком мы сегодня работали?



В раздел образования




Яндекс.Метрика