Автор: Мулова Галина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Полярная звезда"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Принципы и методы изучения педагогически запущенных дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Принципы и методы изучения педагогически запущенных
дошкольников
Мулова Галина Валерьевна,
воспитатель МКУ СРЦН «Полярная звезда»,
г. Новокузнецк, Кемеровской области
Важнейшее условие индивидуального подхода к детям - глубокое знание их
особенностей, без чего любой разговор об индивидуальном подходе теряет
всякий
смысл.
Все
принципы
изучения
воспитанников
неразрывны
и
взаимосвязаны.
Первый
принцип
-
изучение
индивидуальных
особенностей
ребенка
в
системе многочисленных и разнообразных связей и отношений.
Второй принцип - объективность. Вывод о ребенке нельзя делать лишь, по
мнению какого - то одного, пусть даже и очень опытного специалиста надо
сопоставить мнение о нем разных, но хорошо знающих его людей.
Третий принцип - динамичность изучения личности. У детей изменения
происходят очень интенсивно. Крайне важно видеть их, и вовремя принять
меры
по
отношению
к
назревающему
недостатку.
Раз
и
навсегда
зафиксированного мнения о ребенке быть не должно. К сожалению, иной раз
именно
с
этим
приходится
встречаться
в
практике
и
чаще
всего
-
по
отношению к педагогически запущенным воспитанникам.
Четвертый принцип - диалектичность изучения.
Педагог
должен
уметь
видеть
главные
ведущие
качества
ребенка,
уметь
отличить, от присутствия случайных, второстепенных, отмирающих качеств,
видеть противоречия и программировать педагогически целесообразные пути
их разрешения.
Пятый
принцип
-
педагогический
оптимизм,
который
вообще
исключительно важен в воспитании, а в перевоспитании значим вдвойне.
Шестой принцип - профессионализм изучения, знание психологии ребенка
и умения правильно понимать его.
Седьмой принцип - целеустремленность.
Изучение воспитанника преследует решение трех задач:
1)
Выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его
особенностей и возможностей.
2) Выявление недостатков его личности и организма.
3) Оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.
На разных этапах работы с воспитанниками эти задачи имеют для педагога
разное значение.
На
первом
этапе
работы
педагоги
должны
составить
самое
общее
представление о ребенке. Для этого сотрудники центра знакомятся с его
личным делом, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с ним,
его родителями, наблюдают за его поведением.
На втором этапе
выявляются наиболее сильные стороны и достоинства
воспитанника,
а также его недостатки. Составляется программа индивидуальной работы с
ребенком.
Третий
этап изучения
-
определение
эффективности
педагогического
воздействия на данного воспитанника. Как к воспитанию в целом необходим
комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению
эффективности педагогического воздействия.
Первое условие комплексного подхода - оценка его развития в условиях
общения, познания и труда.
Второе условие - сравнительная оценка развития воспитанника и условий его
микросреды.
Третье
условие
-
сравнительный
анализ
содержания
и
методов
педагогического воздействия и последующего поведения воспитанника.
Критерии эффективности педагогического воздействия.
Высший
уровень
эффективности:
прием
или
комплекс
приемов
дал
длительный, стойкий педагогический эффект; воспитанник не только готов к
соответствующему воздействию, но и активно взаимодействует с педагогом.
Пример:
В
группе
два
брата
старший
Вова
и
младший
Леша.
Вова
убежден
в
необходимости заботиться о брате, внимателен к нему, помогает одеваться,
играет с ним, защищает. Активно взаимодействует с педагогом, предлагает
свою помощь. Получает положительную оценку за свои действия со стороны
воспитателя.
Второй
уровень:
прием
дал
положительный
педагогический
эффект,
воспитанник готов к воздействию и положительно реагирует на него.
Пример:
Дети
строятся
парами
на
обед.
Дошкольники
подражают
поступкам
сверстников, поэтому
важно предупредить возможное нарушение установленных правил. Чтобы
предотвратить сутолоку, можно выделить ребенка словами: - Какой Дима
молодец, не расталкивает детей, чтобы встать на свое место, а немного
отошел, чтобы пропустить Вику. Так одобрение поступка порождает у детей
желание поступать также.
Третий: эффекта нет, воспитанник или не готов к данному воздействию, или
данный педагогический прием выбран неверно либо слаб по интенсивности.
Пример:
Нередко дети в группе ссорятся из-за игрушек. Используя пример как метод
воспитания,
одновременно
нужно
разъяснение
и
убеждение.
Разъяснение
позволяет
детям
понять
моральный
смысл
поступка
и
осознать
необходимость
поступать
именно
так,
т.е.
делиться
игрушками.
В
разъяснении
всегда
раскрывается
мотивация
поступка,
доказательства
необходимых действий. Можно провести беседу по рассказу Н.Калининой
«Разве так играют?». Естественен вопрос к детям «А как играют?». Обсудить,
как
поступают
дружные
ребята,
как
они
договариваются
и
делятся
игрушками. Такие беседы помогают детям правильно оценивать собственное
поведение и поступки сверстников.
Четвертый:
активно
отрицательное,
даже
агрессивное
отношение
воспитанника
к
педагогическому
воздействию;
очевидность
стойких
отрицательных
установок
по
отношению
к
педагогу
или
учреждению
в
целом. Необходим постепенный, стадиальный подход к ребенку: выявление
отклонений в развитии личности и их причин, медицинское обследование
воспитанника; выявление достоинств, сильных сторон.
Пример:
У воспитанника Артема отрицательное, а иногда агрессивное отношение к
педагогическому
воздействию.
Никакие
методы
не
дают
стойких
положительных
результатов.
В
данном
случае
требуется
медицинское
обследование для выявления причин отклонения в развитии.
Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного
возраста),
так
как
тесты,
эксперимент,
опрос
сложны
для
исследования
детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели,
составления
программы
наблюдения,
разработки
плана
действий.
Цель
наблюдения
заключается
в
том,
чтобы
определить,
ради
чего
оно
осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.
Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо
вести
регулярно.
Это
связано
с
тем,
что
дети
растут
очень
быстро
и
изменения, происходящие в поведении ребенка, так же быстротечны.
Метод
наблюдения
при
работе
с
детьми
эффективнее
прочих,
с
одной
стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют
социальных
ролей.
С
другой
стороны,
дети
(особенно
дошкольники)
обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от
дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы
дети не видели наблюдателя.
Опрос
-
при
использовании
данного
метода
могут
возникать
трудности
следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е.
вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит
потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой
пользуются взрослые. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый
вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и
обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые
ответы.
Эксперимент
является
одним
из
самых
надежных
методов
получения
информации о поведении ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в
процессе
исследования
у
ребенка
вызываются
интересующие
педагога
процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления
этих процессов.
Ребенок,
входя
в
экспериментальную
игровую
ситуацию,
ведет
себя
непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не
играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные
реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том
случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в
игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе
он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и
необходимые
психологические
качества.
Кроме
того,
включаясь
в
эксперимент,
ребенок
действует
сиюминутно
и
спонтанно,
поэтому
на
протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к
проводимому мероприятию.
Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и
личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к
этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями
или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются тесты
адаптированные для каждого возраста.
Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с
ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них.
Важным
условием
эффективности
беседы
являются
располагающая
обстановка,
доброжелательность,
тактичность.
Вопросы
необходимо
подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая
внимания испытуемого.
Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании
его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть
устным, письменным, индивидуальным или групповым.
Анализ
продуктов
деятельности
–
это
метод
изучения
воспитанника
посредством
анализа
продуктов
его
деятельности:
рисунков,
поделок.
Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире
ребенка,
его
отношении
к
окружающей
действительности
и
людям,
об
особенностях
его
восприятия.
В
основу
этого
метода
положен
принцип
единства сознания и деятельности, согласно которому ребенок не только
формируется,
но
и
проявляется
в
деятельности.
На
основании
рисунков
можно
изучать
познавательные
процессы
(ощущения,
воображение,
восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления,
отношение детей к окружающим людям.
Глубокое
и
разностороннее
изучение
воспитанников,
использование
различных методов, сопоставление полученных с их помощью результатов
позволит наиболее правильно понять воспитанника и выбрать в отношении
него наиболее действенные формы и методы индивидуального подхода.