Напоминание

"Принципы и методы изучения педагогически запущенных дошкольников"


Автор: Мулова Галина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Полярная звезда"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Принципы и методы изучения педагогически запущенных дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Принципы и методы изучения педагогически запущенных

дошкольников

Мулова Галина Валерьевна,

воспитатель МКУ СРЦН «Полярная звезда»,

г. Новокузнецк, Кемеровской области

Важнейшее условие индивидуального подхода к детям - глубокое знание их

особенностей, без чего любой разговор об индивидуальном подходе теряет

всякий

смысл.

Все

принципы

изучения

воспитанников

неразрывны

и

взаимосвязаны.

Первый

принцип

-

изучение

индивидуальных

особенностей

ребенка

в

системе многочисленных и разнообразных связей и отношений.

Второй принцип - объективность. Вывод о ребенке нельзя делать лишь, по

мнению какого - то одного, пусть даже и очень опытного специалиста надо

сопоставить мнение о нем разных, но хорошо знающих его людей.

Третий принцип - динамичность изучения личности. У детей изменения

происходят очень интенсивно. Крайне важно видеть их, и вовремя принять

меры

по

отношению

к

назревающему

недостатку.

Раз

и

навсегда

зафиксированного мнения о ребенке быть не должно. К сожалению, иной раз

именно

с

этим

приходится

встречаться

в

практике

и

чаще

всего

-

по

отношению к педагогически запущенным воспитанникам.

Четвертый принцип - диалектичность изучения.

Педагог

должен

уметь

видеть

главные

ведущие

качества

ребенка,

уметь

отличить, от присутствия случайных, второстепенных, отмирающих качеств,

видеть противоречия и программировать педагогически целесообразные пути

их разрешения.

Пятый

принцип

-

педагогический

оптимизм,

который

вообще

исключительно важен в воспитании, а в перевоспитании значим вдвойне.

Шестой принцип - профессионализм изучения, знание психологии ребенка

и умения правильно понимать его.

Седьмой принцип - целеустремленность.

Изучение воспитанника преследует решение трех задач:

1)

Выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его

особенностей и возможностей.

2) Выявление недостатков его личности и организма.

3) Оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.

На разных этапах работы с воспитанниками эти задачи имеют для педагога

разное значение.

На

первом

этапе

работы

педагоги

должны

составить

самое

общее

представление о ребенке. Для этого сотрудники центра знакомятся с его

личным делом, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с ним,

его родителями, наблюдают за его поведением.

На втором этапе

выявляются наиболее сильные стороны и достоинства

воспитанника,

а также его недостатки. Составляется программа индивидуальной работы с

ребенком.

Третий

этап изучения

-

определение

эффективности

педагогического

воздействия на данного воспитанника. Как к воспитанию в целом необходим

комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению

эффективности педагогического воздействия.

Первое условие комплексного подхода - оценка его развития в условиях

общения, познания и труда.

Второе условие - сравнительная оценка развития воспитанника и условий его

микросреды.

Третье

условие

-

сравнительный

анализ

содержания

и

методов

педагогического воздействия и последующего поведения воспитанника.

Критерии эффективности педагогического воздействия.

Высший

уровень

эффективности:

прием

или

комплекс

приемов

дал

длительный, стойкий педагогический эффект; воспитанник не только готов к

соответствующему воздействию, но и активно взаимодействует с педагогом.

Пример:

В

группе

два

брата

старший

Вова

и

младший

Леша.

Вова

убежден

в

необходимости заботиться о брате, внимателен к нему, помогает одеваться,

играет с ним, защищает. Активно взаимодействует с педагогом, предлагает

свою помощь. Получает положительную оценку за свои действия со стороны

воспитателя.

Второй

уровень:

прием

дал

положительный

педагогический

эффект,

воспитанник готов к воздействию и положительно реагирует на него.

Пример:

Дети

строятся

парами

на

обед.

Дошкольники

подражают

поступкам

сверстников, поэтому

важно предупредить возможное нарушение установленных правил. Чтобы

предотвратить сутолоку, можно выделить ребенка словами: - Какой Дима

молодец, не расталкивает детей, чтобы встать на свое место, а немного

отошел, чтобы пропустить Вику. Так одобрение поступка порождает у детей

желание поступать также.

Третий: эффекта нет, воспитанник или не готов к данному воздействию, или

данный педагогический прием выбран неверно либо слаб по интенсивности.

Пример:

Нередко дети в группе ссорятся из-за игрушек. Используя пример как метод

воспитания,

одновременно

нужно

разъяснение

и

убеждение.

Разъяснение

позволяет

детям

понять

моральный

смысл

поступка

и

осознать

необходимость

поступать

именно

так,

т.е.

делиться

игрушками.

В

разъяснении

всегда

раскрывается

мотивация

поступка,

доказательства

необходимых действий. Можно провести беседу по рассказу Н.Калининой

«Разве так играют?». Естественен вопрос к детям «А как играют?». Обсудить,

как

поступают

дружные

ребята,

как

они

договариваются

и

делятся

игрушками. Такие беседы помогают детям правильно оценивать собственное

поведение и поступки сверстников.

Четвертый:

активно

отрицательное,

даже

агрессивное

отношение

воспитанника

к

педагогическому

воздействию;

очевидность

стойких

отрицательных

установок

по

отношению

к

педагогу

или

учреждению

в

целом. Необходим постепенный, стадиальный подход к ребенку: выявление

отклонений в развитии личности и их причин, медицинское обследование

воспитанника; выявление достоинств, сильных сторон.

Пример:

У воспитанника Артема отрицательное, а иногда агрессивное отношение к

педагогическому

воздействию.

Никакие

методы

не

дают

стойких

положительных

результатов.

В

данном

случае

требуется

медицинское

обследование для выявления причин отклонения в развитии.

Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного

возраста),

так

как

тесты,

эксперимент,

опрос

сложны

для

исследования

детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели,

составления

программы

наблюдения,

разработки

плана

действий.

Цель

наблюдения

заключается

в

том,

чтобы

определить,

ради

чего

оно

осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо

вести

регулярно.

Это

связано

с

тем,

что

дети

растут

очень

быстро

и

изменения, происходящие в поведении ребенка, так же быстротечны.

Метод

наблюдения

при

работе

с

детьми

эффективнее

прочих,

с

одной

стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют

социальных

ролей.

С

другой

стороны,

дети

(особенно

дошкольники)

обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от

дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы

дети не видели наблюдателя.

Опрос

-

при

использовании

данного

метода

могут

возникать

трудности

следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е.

вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит

потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой

пользуются взрослые. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый

вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и

обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые

ответы.

Эксперимент

является

одним

из

самых

надежных

методов

получения

информации о поведении ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в

процессе

исследования

у

ребенка

вызываются

интересующие

педагога

процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления

этих процессов.

Ребенок,

входя

в

экспериментальную

игровую

ситуацию,

ведет

себя

непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не

играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные

реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том

случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в

игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе

он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и

необходимые

психологические

качества.

Кроме

того,

включаясь

в

эксперимент,

ребенок

действует

сиюминутно

и

спонтанно,

поэтому

на

протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к

проводимому мероприятию.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и

личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к

этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями

или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются тесты

адаптированные для каждого возраста.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с

ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них.

Важным

условием

эффективности

беседы

являются

располагающая

обстановка,

доброжелательность,

тактичность.

Вопросы

необходимо

подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая

внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании

его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть

устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ

продуктов

деятельности

это

метод

изучения

воспитанника

посредством

анализа

продуктов

его

деятельности:

рисунков,

поделок.

Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире

ребенка,

его

отношении

к

окружающей

действительности

и

людям,

об

особенностях

его

восприятия.

В

основу

этого

метода

положен

принцип

единства сознания и деятельности, согласно которому ребенок не только

формируется,

но

и

проявляется

в

деятельности.

На

основании

рисунков

можно

изучать

познавательные

процессы

(ощущения,

воображение,

восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления,

отношение детей к окружающим людям.

Глубокое

и

разностороннее

изучение

воспитанников,

использование

различных методов, сопоставление полученных с их помощью результатов

позволит наиболее правильно понять воспитанника и выбрать в отношении

него наиболее действенные формы и методы индивидуального подхода.



В раздел образования




Яндекс.Метрика