Автор: Татьяна Михайловна Бузулуцкая
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ ООШ с. Сухой Отрог
Населённый пункт: Саратовская область Балаковский район с. Сухой Отрог Ул.Молодежная, д.27/2
Наименование материала: Внеклассное меропритятие
Тема: Брейн-ринг "Язык мой - друг мой"
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Брейн – ринг «Язык мой – друг мой» (7-8 класс)
Цели:
- развитие познавательных способностей обучающихся;
- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку ;
- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению правил русского языка;
- развитие творческих способностей, познавательных интересов;
- развитие общей эрудиции участников.
-организация познавательной игровой деятельность обучающизхся при изучении русского
языка.
Задачи:
- развивать у школьников стремление к саморазвитию,
- содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
- содействовать развитию умения адаптироваться в разных ситуациях.
Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 5 человек. Они должны
приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 3 тура. В каждом туре будет
разыгрываться 8 вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса
– 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество
баллов во всех 3 турах.
Оформление доски. Брейн-ринг (интеллектуальная игра)
»
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей
интеллектуальной игре «Язык мой – друг мой». «21 февраля традиционно отмечается день
родного языка. Этот праздник был установлен в 1999 году на 30-й сессии Генеральной
конференции ЮНеСКО.Сегодня собрались самые умные, интеллектуально развитые ребята,
которые хотят показать свои способности и умении в изучении русского языка
Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Язык мой — враг мой!». В каких случаях
так говорят? Но есть и вторая часть этой поговорки: «Язык мой — друг мой». Вот и сегодня
участникам предстоит постараться, чтобы язык каждого был не врагом, а другом своему
хозяину. И ещё есть правила речи, которые надо стараться соблюдать. Необходимо говорить
громко, чётко, выразительно.
1 Правило игры:за каждый правильный ответ команда получает определенное количество
звездочек. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее их количество. 2 Правило
игры: Если команда не знает ответ, то ход переходит другой команде, если и она не знает, то
зрителям. 3 Правило игры: С места выкрикивать нельзя, иначе ход переходит к соперникам,
а если он и верный, то не засчитывается.
Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с нашими командами. (Команда 7
класса и 8 класса) .Каждая из команд проговаривает свое название и девиз .
А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и
оригинальность ответов, смекалку и находчивость.
РАЗМИНКА
1 задание . Игра « Смекалка»: Угадай слово по его лексическому значению. (2 минуты)
1.
Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от
остывания и нагревания. ( Термос)
2.
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
3.
Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
4.
Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)
5.
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на
конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
2 задание. « Фонетическая страничка» . Командам дается одно слово для
фонетического разбора.
Задание: сделать фонетический разбор слов. (3 минуты)
1 команда: подъем
2 команда: съемка
Оценивает работу жюри.
Пока команды справляются с заданием, для зрителей викторина и возможность заработать
звездочки.
Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
Сколько существует степеней сравнения? (две)
Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о.
(долото, молоко, хорошо, золото)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Назовите первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Проверка фонетического разбора слов.
Слово жюри:
3 задание: исправь пословицу (2 минуты)
1.Одна голова хорошо, а две некрасиво. (лучше)
2.Чтение – лучшее мучение. (учение)
3.Одна нога здесь, а другая в гипсе. (там)
4.Друзья познаются на контрольной. (в беде)
5.Мал ноутбук, да дорог. (золотник)
6.Трудно в учении – легко на каникулах. (в бою)
7. После драки шапками не машут. (кулаками)
4 задание . «Черный ящик»
Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его
заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья.
(Письмо)
Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте
отредактируем его, т. е исправим ошибки. ( 3 минуты)
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе Серьеза. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи.
Серьеза
Слово жюри, общий счет
1.
задание. «Скороговорочный»
Задача участника команды: правильно и быстро произнести скороговорку. На подготовку
дается 1 минута.
1 команда: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон - как в капюшоне
он смешон.
2 команда :Променяла Прасковья карасят на три пары чистокровных поросят.
Пробежались поросята по росе, простудились поросята, да не все.
Слово жюри, общий счет
6 задание.
1.
Ответьте на шуточный вопрос: «Что нужно сделать с
существительными дорога, марка, сера, чтобы превратить их в прилагательные?»
Ответ. Поменять ударение.
1.
Ответьте на шуточный вопрос: «Как перечислить по порядку 5 дней недели, не
называя при этом ни числа, ни дня? Какие наречия помогут в этом?»
Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
1.
задание « Синтаксис » (5 минут)
1. Что такое синтаксис? Дайте определение.
2. Определите, какими частями речи выражено в следующих предложениях подлежащее.
1) Сытый голодного не разумеет. (Имя прилагательное)
2) Опоздавшие не допускаются в класс. (Причастие)
3) Пришло и завтра. (Наречие)
4) Четырежды пять – двадцать. (Имя числительное)
5) Учиться – всегда пригодится. (Глагол)
3.Установите, каким членом предложения является слово время во всех случаях.
Дорого вовремя (обстоятельство) время (подлежащее),
Времени (дополнение) много и мало.
Долгое время (подлежащее) – не время (сказуемое),
Если оно миновало.
С. Я. Маршак
8 задание. «Историческая страничка»
В этом конкурсе вы должны определить значение старорусских слов:
выя - шея;
десница- правая рука;
очи-глаза;
шуйца- левая рука;
чело-лоб;
уста-губы,
ланиты-щеки.
1.
ЗАДАНИЕ. «КОНКУРС КАПИТАНОВ»
Ведущий: Ко мне подойдут капитаны команд. Вам будут предлагаться вопросы - кто быстро и
првильно на них отвечает, тот и получает призовой балл.
Вопросы для капитанА 1 КОМАНДЫ:
№ П/П
ВОПРОС
ОТВЕТ
1.
1111
1
Раздел науки о языке, изучающий
словосочетания и предложения…
Синтаксис
1.
2
Антоним к слову временный
Постоянный
1.
Как погиб Колобок?
Съела Лиса
1.
Откуда Айболиту пришла телеграмма?
Из Африки
1.
Где происходит действие «Медного
всадника»?
Петербург
1.
Подруга дней моих суровых. О ком это?
Няне Пушкина
1.
Фразеологический оборот со словом глаза.
Выколи глаз, вырви глаз,
глазам не верить, плюнуть в
глаза и др.
1.
Объясните значение: Хоть кровь из носу.
Обязательно
1.
Словарь, в котором можно узнать о
произношении слов.
Орфоэпический
1.
Великий русский баснописец.
Крылов
1.
Квартал или квартал?
КвартАл
1.
Сколько частей речи в русском языке?
10
1.
Подлежащее и сказуемое являются…
Грамматической основой
1.
Есть ли непроизносимый согласный в
словеучаствовать?
Нет
1.
Сколько звуков в слове яд?
3
1.
Где в слове искусство удвоенные
согласные?
Во втором случае
Вопросы для капитана 2 КОМАНДЫ:
№ П/П
ВОПРОС
ОТВЕТ
1.
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Фонетика
1.
Синоним к слову антитеза.
Противопоставление
1.
Кто спас муху-цокотуху?
Комар
1.
Каталог или каталог?
КаталОг
1.
Мой первый друг, мой друг бесценный… О ком
это?
О Пущине
1.
Фразеологический оборот со словом голова
Ломать голову, сломя голову,
оторвать лову…
1.
Объясните значение: подложить свинью.
Напакостить
1.
Автор 4-томного Словаря живого великорусского
языка.
В.Даль
1.
Жалюзи или жалюзИ?
ЖалюзИ
1.
Сколько раз надо отмерить, чтобы верно
отрезать?
7
1.
Сколько самостоятельных частей речи в русском
языке?
8
1.
Из главного и зависимого слова состоит…
Словосочетание
1.
Есть ли удвоенные согласные в
слове искусный?
Нет
1.
Есть ли непроизносимый согласный в
словеокрестность?
Т
1.
Сколько звуков в слове ёжик?
5
1.
Объясните значение: Кот наплакал.
Мало
1.
Со школы или из школы?
Из школы
1.
Часть слова, стоящая перед корнем.
Приставка
1.
Разносклоняемое существительное м.р.?
Путь
1.
Есть ли непроизносимый согласный в
словечувствовать?
В
Лист оценивания команд
Название конкурса
баллы
7
8
1.
1-5
2.
1-5
3.
1-5
4.
1-5
5.
1-5
6.
1-5
7
1-5
8.
1-5
ИТОГ
Выводы:
Жюри подсчитывает результаты игры. Награждение победителей