Напоминание

Брейн-ринг "Язык мой - друг мой"


Автор: Татьяна Михайловна Бузулуцкая
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ ООШ с. Сухой Отрог
Населённый пункт: Саратовская область Балаковский район с. Сухой Отрог Ул.Молодежная, д.27/2
Наименование материала: Внеклассное меропритятие
Тема: Брейн-ринг "Язык мой - друг мой"
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное мероприятие по русскому языку

Брейн – ринг «Язык мой – друг мой» (7-8 класс)

Цели:

- развитие познавательных способностей обучающихся;

- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку ;

- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению правил русского языка;

- развитие творческих способностей, познавательных интересов;

- развитие общей эрудиции участников.

-организация познавательной игровой деятельность обучающизхся при изучении русского

языка.

Задачи:

- развивать у школьников стремление к саморазвитию,

- содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,

- содействовать развитию умения адаптироваться в разных ситуациях.

Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 5 человек. Они должны

приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 3 тура. В каждом туре будет

разыгрываться 8 вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса

– 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество

баллов во всех 3 турах.

Оформление доски. Брейн-ринг (интеллектуальная игра)

»

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей

интеллектуальной игре «Язык мой – друг мой». «21 февраля традиционно отмечается день

родного языка. Этот праздник был установлен в 1999 году на 30-й сессии Генеральной

конференции ЮНеСКО.Сегодня собрались самые умные, интеллектуально развитые ребята,

которые хотят показать свои способности и умении в изучении русского языка

Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Язык мой — враг мой!». В каких случаях

так говорят? Но есть и вторая часть этой поговорки: «Язык мой — друг мой». Вот и сегодня

участникам предстоит постараться, чтобы язык каждого был не врагом, а другом своему

хозяину. И ещё есть правила речи, которые надо стараться соблюдать. Необходимо говорить

громко, чётко, выразительно.

1 Правило игры:за каждый правильный ответ команда получает определенное количество

звездочек. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее их количество. 2 Правило

игры: Если команда не знает ответ, то ход переходит другой команде, если и она не знает, то

зрителям. 3 Правило игры: С места выкрикивать нельзя, иначе ход переходит к соперникам,

а если он и верный, то не засчитывается.

Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с нашими командами. (Команда 7

класса и 8 класса) .Каждая из команд проговаривает свое название и девиз .

А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и

оригинальность ответов, смекалку и находчивость.

РАЗМИНКА

1 задание . Игра « Смекалка»: Угадай слово по его лексическому значению. (2 минуты)

1.

Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от

остывания и нагревания. ( Термос)

2.

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

3.

Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)

4.

Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)

5.

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на

конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)

2 задание. « Фонетическая страничка» . Командам дается одно слово для

фонетического разбора.

Задание: сделать фонетический разбор слов. (3 минуты)

1 команда: подъем

2 команда: съемка

Оценивает работу жюри.

Пока команды справляются с заданием, для зрителей викторина и возможность заработать

звездочки.

Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

Сколько существует степеней сравнения? (две)

Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о.

(долото, молоко, хорошо, золото)

[ж] звонкий или глухой? (звонкий)

В начале слова буква ё обозначает? (два звука)

Гласных букв 10, а гласных звуков (6)

Назовите первую букву алфавита (а)

Чем кончается день и ночь? (ь)

Проверка фонетического разбора слов.

Слово жюри:

3 задание: исправь пословицу (2 минуты)

1.Одна голова хорошо, а две некрасиво. (лучше)

2.Чтение – лучшее мучение. (учение)

3.Одна нога здесь, а другая в гипсе. (там)

4.Друзья познаются на контрольной. (в беде)

5.Мал ноутбук, да дорог. (золотник)

6.Трудно в учении – легко на каникулах. (в бою)

7. После драки шапками не машут. (кулаками)

4 задание . «Черный ящик»

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его

заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья.

(Письмо)

Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте

отредактируем его, т. е исправим ошибки. ( 3 минуты)

Дарагой друк здраствуй!

Пишыт тибе Серьеза. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.

Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.

Дасвиданьи.

Серьеза

Слово жюри, общий счет

1.

задание. «Скороговорочный»

Задача участника команды: правильно и быстро произнести скороговорку. На подготовку

дается 1 минута.

1 команда: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон - как в капюшоне

он смешон.

2 команда :Променяла Прасковья карасят на три пары чистокровных поросят.

Пробежались поросята по росе, простудились поросята, да не все.

Слово жюри, общий счет

6 задание.

1.

Ответьте на шуточный вопрос: «Что нужно сделать с

существительными дорога, марка, сера, чтобы превратить их в прилагательные?»

Ответ. Поменять ударение.

1.

Ответьте на шуточный вопрос: «Как перечислить по порядку 5 дней недели, не

называя при этом ни числа, ни дня? Какие наречия помогут в этом?»

Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

1.

задание « Синтаксис » (5 минут)

1. Что такое синтаксис? Дайте определение.

2. Определите, какими частями речи выражено в следующих предложениях подлежащее.

1) Сытый голодного не разумеет. (Имя прилагательное)

2) Опоздавшие не допускаются в класс. (Причастие)

3) Пришло и завтра. (Наречие)

4) Четырежды пять – двадцать. (Имя числительное)

5) Учиться – всегда пригодится. (Глагол)

3.Установите, каким членом предложения является слово время во всех случаях.

Дорого вовремя (обстоятельство) время (подлежащее),

Времени (дополнение) много и мало.

Долгое время (подлежащее) – не время (сказуемое),

Если оно миновало.

С. Я. Маршак

8 задание. «Историческая страничка»

В этом конкурсе вы должны определить значение старорусских слов:

выя - шея;

десница- правая рука;

очи-глаза;

шуйца- левая рука;

чело-лоб;

уста-губы,

ланиты-щеки.

1.

ЗАДАНИЕ. «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

Ведущий: Ко мне подойдут капитаны команд. Вам будут предлагаться вопросы - кто быстро и

првильно на них отвечает, тот и получает призовой балл.

Вопросы для капитанА 1 КОМАНДЫ:

№ П/П

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.

1111

1

Раздел науки о языке, изучающий

словосочетания и предложения…

Синтаксис

1.

2

Антоним к слову временный

Постоянный

1.

Как погиб Колобок?

Съела Лиса

1.

Откуда Айболиту пришла телеграмма?

Из Африки

1.

Где происходит действие «Медного

всадника»?

Петербург

1.

Подруга дней моих суровых. О ком это?

Няне Пушкина

1.

Фразеологический оборот со словом глаза.

Выколи глаз, вырви глаз,

глазам не верить, плюнуть в

глаза и др.

1.

Объясните значение: Хоть кровь из носу.

Обязательно

1.

Словарь, в котором можно узнать о

произношении слов.

Орфоэпический

1.

Великий русский баснописец.

Крылов

1.

Квартал или квартал?

КвартАл

1.

Сколько частей речи в русском языке?

10

1.

Подлежащее и сказуемое являются…

Грамматической основой

1.

Есть ли непроизносимый согласный в

словеучаствовать?

Нет

1.

Сколько звуков в слове яд?

3

1.

Где в слове искусство удвоенные

согласные?

Во втором случае

Вопросы для капитана 2 КОМАНДЫ:

№ П/П

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Фонетика

1.

Синоним к слову антитеза.

Противопоставление

1.

Кто спас муху-цокотуху?

Комар

1.

Каталог или каталог?

КаталОг

1.

Мой первый друг, мой друг бесценный… О ком

это?

О Пущине

1.

Фразеологический оборот со словом голова

Ломать голову, сломя голову,

оторвать лову…

1.

Объясните значение: подложить свинью.

Напакостить

1.

Автор 4-томного Словаря живого великорусского

языка.

В.Даль

1.

Жалюзи или жалюзИ?

ЖалюзИ

1.

Сколько раз надо отмерить, чтобы верно

отрезать?

7

1.

Сколько самостоятельных частей речи в русском

языке?

8

1.

Из главного и зависимого слова состоит…

Словосочетание

1.

Есть ли удвоенные согласные в

слове искусный?

Нет

1.

Есть ли непроизносимый согласный в

словеокрестность?

Т

1.

Сколько звуков в слове ёжик?

5

1.

Объясните значение: Кот наплакал.

Мало

1.

Со школы или из школы?

Из школы

1.

Часть слова, стоящая перед корнем.

Приставка

1.

Разносклоняемое существительное м.р.?

Путь

1.

Есть ли непроизносимый согласный в

словечувствовать?

В

Лист оценивания команд

Название конкурса

баллы

7

8

1.

1-5

2.

1-5

3.

1-5

4.

1-5

5.

1-5

6.

1-5

7

1-5

8.

1-5

ИТОГ

Выводы:

Жюри подсчитывает результаты игры. Награждение победителей



В раздел образования




Яндекс.Метрика