Напоминание

"Возможные способы преодоления технических трудностей на начальном этапе обучения игре на фортепиано"


Автор: Полянская Татьяна Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ Татищевского муниципального района Саратовской области"
Населённый пункт: р.п. Татищево, Саратовская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Возможные способы преодоления технических трудностей на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств Татищевского муниципального района Саратовской

области»

Методическое сообщение

«Возможные способы преодоления технических трудностей на начальном

этапе обучения игре на фортепиано»

преподавателя МБ УДО «ДШИ Татищевского муниципального района

Саратовской области»

Полянской Т.П.

2017г.

План

1.Вступление- актуальность темы

2.Основная часть

-знакомство с инструментом: посадка, организация игровых движений,освоение клавиатуры

-упражнения

-гаммы

-этюды

3.Заключение – значение технического развития учащихся для решения творческих задач

исполнения

Актуальность темы объясняется тем, что в основу обучения игре на фортепиано положено

техническое воспитание. Предпосылкой к техническому развитию является уровень

индивидуальных творческих способностей учащихся .Материал технической работы –

пианистические движения.

Формирование первых технических навыков начинается со знакомства ребёнка с

инструментом. В этом смысле «техника» означает поначалу изучение и освоение

клавиатуры с помощью элементарных пианистических приёмов. Ученик знакомится с миром

клавиш и звуков с помощью крупных движений руки и мелких движений кисти и пальцев. Так

ребёнок приобщается к пианистическим навыкам, которые затем становятся сознательными

и постепенно автоматизируются. Уже с самого начала ученик должен понять ощущение

освобождённости руки. Хорошим средством для этого является раскачивание руки, свободно

свисающей вдоль тела. Другим средством освобождения служат свободные движения

запястья - вверх - вниз - и наоборот.

Лешетицкий Т. ,Ф.Шопен придавали им то же значение, какое имеет дыхание для певца. Но в

этих упражнениях дело касается не только движений «кисти», движения эти требуют участия

всей руки до локтя, локтя, после локтя-вплоть до плеча. Это можно легко проверить на себе.

Такие кистевые движения, доведённые до минимума, помогают сохранять и в процессе игры

освобождённость руки и имеют исключительное значение при исполнении мелодии и для

фразировки. Способность ученика к релаксации руки должна контролироваться

преподавателем на протяжении всей учёбы, поскольку это обязательное условие не только

для предотвращения усталости, но и для воспитания красивого звука и энергичного удара.

Ученик постепенно знакомится с отдельными техническими элементами, начиная с

правильной посадки у инструмента и организацией игрового аппарата. Сложные технические

задачи разрешаются, большей частью, с помощью предварительных упражнений.

Успевающий ученик должен избегать всякой одностороннести и работать параллельно над

всеми доступными ему видами техники и особенно над теми, которые представляют для него

трудность. Опытный преподаватель , как правило, может легко составить подходящие

упражнения из технически сложных мест разучиваемых пьес, что помогает ученику быстрее

осилить данное сочинение.

Как только ученик овладеет самыми необходимыми элементарными техническими

навыками, преподаватель должен подвести его к тому, чтобы он сосредоточил своё

внимание на вопросах звукоизвлечения и упражнялся бы в отработке разных типов

исполнения-с различными динамическими оттенками и постоянно добиваясь красоты звука.

Преподаватель должен, во-первых, обратить внимание на правильную посадку ученика: на

соответствующую инструменту и ребёнку высоту сидения и правильное расстояние от

инструмента. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному соблюдению этих условий с

первых же встреч.

Только в этом случае создаются предпосылки для правильной позиции двигательного

аппарата, для достижения эластичных движений и непринуждённой игры.

Очень важно в этот момент обучения помнить, что единой «постановки рук», равно как и

единого пути развития техники у разных учеников быть не может, так как

приспосабливаемость рук к пианистическим трудностям и степень природной беглости

пальцев у всех детей различны. Главное - научить школьника слышать звуковой результат

того или иного движения рук на клавиатуре. Слуховой контроль является решающим в

запоминании ребёнком тех физических ощущений, которые необходимы для организации

аппарата.

Первоначальное знакомство ребёнка с клавиатурой и упражнениями можно производить

следующим образом: ребёнок видит чёрные и белые клавиши и вначале знакомится с

расположением чёрных клавиш. Затем опускает сомкнутые пальцы на клавиши без нажатия и

старается сам найти правильную аппликатуру.

Когда ребёнок достаточно запомнил группировку чёрных клавиш, можно предложить ему

дугообразный перенос руки на разные расстояния (упр. «Радуга»), а затем горизонтальное

перемещение, и сложнее.

При выполнении этих упражнений кисть должна сохранять своё естественное закруглённое и

фиксированное положение. Гибкое запястье и «крупные» части двигательного аппарата

должны активно взаимодействовать в процессе движения так, чтобы пальцы могли касаться

клавиш в передней их четверти. Особое внимание в этот момент нужно обратить на то, чтобы

плечи не были напряжены.

Если ребёнком освоены основные приёмы перемещения руки и не теряется на клавиатуре,

следует усложнить задания: двумя руками; через октаву двумя руками; начиная с левой руки;

перенос л.р через пр.р; пр.р дугообразный перенос, л.р горизотальный перенос;

противодвижение одновременно двумя руками.

Если ученик достиг удовлетворительных результатов, эти упражнения следует выполнять уже

с извлечением звука. На этом этапе ученик должен преодолевать сопротивления клавиш,

поэтому его движения должны стать сознательно активными. Здесь нужно заострить

внимание ученика (естественно в более простой форме) на том, что кисть в процессе

движения должна сохранять безупречную форму и что в момент удара кисть и палец должны

иметь естественное положение. Также нужно указать ученику на появление после удара

чувства относительного покоя, отдыха двигательного аппарата / «отяжеления»/,на ощущение

снятия или вертикального отталкивания руки/ «облегчения»/, когда кисть вновь

освобождается от нагрузки.

Далее следующие упражнения продолжает освоение клавиатуры. Положение пальцев и

руки остаются теми же, но больше внимания здесь будет уделено положению 1-го и 5- го

пальцев.

1. Перенос всей кисти;

2. Перенос трезвучий с предварительным их пропеванием:

а) 3-й палец на чёрной клавише-D-dur, E-dur, A-dur, c-moll,f-moll,g-moll.

б) 3-й палец на белой клавише-C-dur, F-dur, G-dur, d-moll, e-moll, a-moll.

3. Укрепление некоторых групп пальцев, перенос их в разные октавы.

Всей своей тяжестью рука должна опираться на фиксированные пальцы.

Этими упражнениями желательно заниматься длительное время - параллельно с

дальнейшим обучением-постоянно улучшая качество их выполнения. Можно предложить

ученику дома придумывать упражнения похожего рода и разучивать их.

Задача пальцев во всех предыдущих упражнениях состояла в том, чтобы принять на себя

тяжесть руки.

Далее предлагаются пальцевые упражнения, где они должны научиться действовать

самостоятельно и независимо друг от друга.

В этом упражнении исходное положение-фиксированный удар одновременно двумя

пальцами 2 и 3п. Оба пальца несут одинаковую нагрузку. Затем нужно перенести тяжесть

только на 2-й палец, при этом 3-й п. разгружается и затем извлекает звук. После удара 3-й п.

остаётся на нажатой клавише и вновь принимает нагрузку, т.е. возвращается в

первоначальное состояние. Затем удар производится уже 2-м пальцем. Подъём и удар

пальца осуществляются без перерывов. Таким образом, поднятый палец не напряжён, а

сохраняет естественное положение.

Предлагаемые упражнения отрабатываются вначале каждой рукой отдельно, осмысленно,

медленно, с многочисленными повторениями. Затем постепенно- в более быстром темпе,

разной динамикой, обеими руками вместе в прямом и расходящемся движении.

Возможны также пальцевые упражнения в сочетании с движениями кисти и соблюдением

метрической пульсации.

Пусть ребёнок придумывает и разучивает мелодические последовательности с

использованием 2,3,4п-в.(позже всех)

Учимся их записывать. Например:

23432432- 32343243- 43243234

24323452- 53243543- 32453254

Позже, когда начинается обучение длительностям нот и пауз, можно укладывать эти

упражнения в ритмические рисунки.

Постоянно при работе с этими упражнениями было бы полезно включать в работу слух

ребёнка, т.е. пропевание интервалов.

Технические упражнения с давних пор стали непременной частью школ по обучению

фортепианной игре.

В старые времена этой цели служили мелодические украшения( мелизмы), которые были

столь необходимы тогда для пианиста

Франсуа Куперен в своей фортепианной школе "Искусство игры на клавесине" одним из

первых ввёл образцы маленьких упражнений, состоявших из трёх звуков. на основе которых

преподаватели могли сами составлять другие подходящие упражнения. Именно исполнение

тонкой изящной мелодической линии с прозрачной кружевной фактурой заставило начать

обучение музыке с включением в процесс технических упражнений.

Позднее стали появляться сборники упражнений для всех основных видов фортепианной

техники. Многие сборники специально посвящаются определённому виду техники ( гаммы,

двойные ноты, октавы и т.д. ) Нынешний преподаватель имеет в распоряжении обширный

материал упражнений для учащихся всех ступеней обучения - от начинающих до вполне

зрелых.

Технические упражнения общепризнаны как хорошее средство для достижения и

сохранения фортепианной техники на должном уровне. но нередко случается, что они не

приносят ожидаемой пользы. Причину неудачи следует искать в их переоценке либо

недооценке или - чаще всего - в их неправильном применении Чтобы упражнения привели к

хорошим результатам, ученик должен с самого начала усвоить правильные приёмы, так как

последующее исправление намного труднее и связано с потерей времени. Поэтому

преподаватель уже на первой стадии учёбы должен с особой тщательностью отнестись к

объяснению и демонстрации правильных движений и приучать ребёнка к внимательному

контролю.

В технических упражнениях технические проблемы как бы отделены от других музыкальных

компонентов, с которыми ученик неизбежно сталкивается в любом фортепианном

произведении , и поэтому его внимание здесь может быть полностью поглощено технической

стороной. Однако, в этом отрыве от музыки кроется большая опасность для развития

музыкальности ученика. Поэтому к техническим упражнениям следует относиться очень

осторожно, что бы избежать механического неосмысленного «отбарабанивания»

технических формул. Необходимо вносить в них хотя бы некоторые элементы

исполнительства, используя различные динамические оттенки, различные способы

звукоизвлечения. Таким образом, ученик одновременно с чисто техническими навыками

может овладеть и основными выразительными средствами музыкального исполнения.

Некоторые фортепианные школы начинают обучение с освоения игры отдельными пальцами

и их комбинациями с учётом освобождённости и эластичности руки, между тем как другие

начинают с движений руки, опускающейся в non legato отдельными пальцами на клавиши.

Оба метода имеют свои преимущества, если, конечно, они правильно применяются; даже

полезно и нужно в начальном обучении их соединять.

Шопен советовал разучивать технически сложные места следующим методом: staccato f-для

достижения нужной энергии удара, staccato pp-для достижения чувствительности и мягкости;

legato, высоко поднимая пальцы-для достижения подвижности пальцев; и лишь потом-в той

динамике и теми штрихами, которые предписаны в произведении.

Само собой разумеется, технические упражнения должны транспонироваться в различные

тональности. Для освоения игры в быстром темпе полезно применять различные

ритмические варианты, с помощью которых исполнитель переходит к быстрой игре как бы

постепенно. А также игра в разных ритмах принуждает его к большей сосредоточенности

внимания, которое иначе при длительном разучивании ослабевает. Непрерывное

контролирование способа звукоизвлечения и привычка постоянно следить за

освобождённостью руки должны стать нормальным явлением, при котором ученик не будет

уставать и не будет подвержен опасности « переиграть» руку.

Чтобы ученик понял, почему исполнение того или иного эпизода произведения ему не

удаётся, педагог должен прибегать к наглядному методу сравнения. Например: показать

определённый приём звукоизвлечения, сравнивая его с тем, которым пользуется ученик.

Таким же образом при изменении динамической нюансировки легко убедиться, что новое

звучание помогает нередко преодолению технической трудности.

Особенно важны темп и динамика, в которых прорабатывается технически сложный эпизод.

Обычные рекомендации педагога: «Учи медленно, громко»-не только не выполняются в

домашник занятиях,но, по сути, очень односторонне влияют на развитие техники в целом.

Общаясь с учениками, педагог должен выявить особенности дарования своего воспитанника,

понять причины недостатков в исполнении разучиваемых им произведений. На этой основе

зарождается индивидуальный подход к отбору форм и приёмов воздействия на ученика.

Правильно направленная работа над техническими упражнениями снабжает музыканта

запасом различных типов и приёмов фортепианной техники. Это чрезвычайно облегчает и

сокращает для него разучивание музыкального произведения, в котором он уже с самого

начала может сосредоточиться на исполнительской стороне.

Ряд упражнений должен проводиться сначала без знания учеником названий клавиш и нот,

т.е в донотный период.

Преподаватель должен увлечь, заинтересовать, воодушевить ребёнка. Этому существенно

помогает то, что педагог должен многократно проигрывать все упражнения, а ученик

перенимает то, что он наблюдает и слышит.

Дальнейшие из рекомендуемых упражнений являются прямой подготовкой к игре гамм. В

первую очередь-это постановка 1-го пальца Прежде всего. ученик должен освоить ощущение

твёрдой опоры: округляется кисть и опускается на группы звуков с использованием 1-го

пальца .

Затем меняется степень нагрузки, запястьем производятся вертикальные движения для его

освобождения и фиксации руки, и переносится по клавиатуре.

После этого ослабляется ощущение твёрдой опоры и нажимаются клавиши поочерёдно

одним и другим пальцами. При этом удар 1-м пальцем остаётся вертикальным.

Далее для подготовки руки к игре гамм очень важны упражнения на подкладывание 1-го

пальца и перекладывание кисти через 1-й палец.

Подкладывание 1-го пальца схематично выглядит как поднятие, подтягивание и по

возможности вертикальный удар. Подтягивание: подъём-удар.

Первый палец должен легко скользить над клавиатурой, а кисть и рука подготавливать удар

сводным боковым движением. Остальные пальцы должны сохранять при этом естественное

положение. Это упражнение начинает развивать такое качество, как ровная в метрическом и

звуковом отношении игра.

После выполнения этих упражнений в сторону подкладывания 1-го пальца все они

разучиваются в обратном направлении. 1-й палец при этом производит движение

отталкивания и устремляется к новой цели гибко и по возможности быстро.

Закрепление этих навыков отрабатывается в многочисленных повторениях с ускорением

темпа и усилением интенсивности удара, чередуя подкладывание и перекладывание

непосредственно одно за другим, без перерыва.

Затем следует непосредственная подготовка к игре гаммообразных последовательностей.

Игра гамм подытоживает все предложенные упражнения. Элементарная пианистическая

тренировка предстаёт теперь в осмысленной форме, технически расширяется и превращается

в своеобразное звуковое переживание.

На основе пройденных упражнений и их отработки очень легко перейти к проработке гаммы

H-dur.

Для начала группы чёрных клавиш берутся с соответственной аппликатурой так, чтобы все

участвующие пальцы нажимали на клавиши одновременно (гармонически).

Эти сочетания звуков переносятся по клавиатуре- закрепляются.

Затем те же клавиши теми же пальцами нажимаются поочерёдно/мелодически/. После этого

подключается 1-й палец,но пока без подкладывания/с ритмической остановкой/.

Дальше следует непосредственно гамма с подкладыванием 1-го пальца. Гамму следует

разучивать очень медленно и звучно, строго контролируя все технические приёмы. В

разучивание гамм можно также включать пение гамм под контролем инструмента и без него

для развития слуха.

После такого примера проработки гаммы ребёнку обычно не составляет особого труда

играть любую гамму от заданного основного тона. Следует только систематизировать гаммы

по признаку: «от белой клавиши», «от чёрной клавиши».

В первой группе исключение, как известно, составляет аппликатура пр.р в F-dur и л.р в H-dur.

Во второй группе: в л.р в B –dur, Es-dur,As-dur.

Когда дело доходит до разучивания гамм в быстром темпе- следует разучивать их также по

частям и автоматизировать эти отдельные отрезки.

Если ещё наложить различные ритмические последовательности на эти отрезки, то игра

осознаётся уже как процесс организованный и стройный.

Залогом успеха ученика в изучении гамм является постоянное внимание к качеству звука

,плавности движения мелодической линии, чёткости артикуляции пальцев.

Если рука ученика достаточно окрепла, нужно переходить к изучению аккордов , где пальцы,

организованные для исполнения данного вида, погружаются в клавиши, хорошо чувствуя

опору. Подъём и погружение руки должны быть обусловлены пластичным движением всей

руки от плеча. Каждый аккорд должен прозвучать стройно, протяжно. На следующих этапах

изучения аккордовой игры ученику нужно поставить задачу более яркой окраски, верхнего

звука в аккордах, особенно в правой руке.

После освоения этого вида техники (аккордов), ученик может приступать к игре коротких

арпеджио по 3, а затем по 4 звука. Главная цель-певучее legato без толчков на каждом звуке,

т.е. объединительное движение кисти от 1-го к 5-му пальцу. Здесь можно использовать

упражнения с проигрыванием каждой позиции по несколько раз, не забывая об

объединительных движениях руки.

Техническая работа ученика тесно связана с развитием музыкальности, воспитанием

слухового самоконтроля и должна быть подчинена художественным задачам.

Очень важно, чтобы вся проделанная работа активно применялась в работе над

произведениями, особенно этюдами.

Наблюдаемое часто явление «забалтывания» ранее выученных мес т можно объяснить двумя

причинами:- неорганизованной проработкой трудных эпизодов или использованием не

закреплённого на уроке технического приёма. В таких случаях полезно поработать над

неудавшимся эпизодом на иной основе, например, с помощью кантилены, изменения

динамических градаций.

Очень важно в работе над техникой научить ребёнка следить за аккомпанементом, так как он

очень часто несёт функции ритмического управления движением, оставаясь в то же время на

втором плане звучания

На заключительном этапе работы над этюдами главной задачей является воспитание умения

мыслить «горизонтально», охватывая произведение целиком и одновременно контролируя

слухом технически сложные места. Необходимо добавить, что прибегая к определённым

методам исправления технических недостатков не стоит забывать, что иногда выполнению

сложных технических задач мешают физиологические особенности ученика – зажатость

спины ,плеча ,предплечья, изолированность пальцев и т.д. Целесообразное развитие

фортепианной техники должно основываться на свободе пианистического аппарата.

Ф.Э.Бах утверждал, что скованность препятствует всякому движению, Ф.Шопен требовал,

чтобы рука ученика легко и непринуждённо повисала в воздухе, Ф. Лист - чтобы рука

пианиста была «свободной и живой от кончиков пальцев до плечевого пояса» .

Прежде всего надо правильно, без ошибок закладывать первые навыки – фундамент

пианистического аппарата. Это – залог свободы при исполнении.

Если же встречаются недостатки в аппарате, то работа над исправлениями тех или иных

ошибок будет трудна и долговременна. Невнимательное отношение педагога на ранних

этапах обучения к организации свободного пианистического аппарата у каждого ученика

приводит к усложнению его дальнейшей работы и отчуждению ребёнка от музыки в

процессе исправления недостатков в более старшем возрасте.

Итак, причины возникновения различных технических трудностей могут быть самыми

различными, и встречаемся мы с этими явлениями как при исполнении готового

произведения, так и в период работы над ним. Чаще всего причины эти взаимосвязаны:

неясность мышления или неправильное представление, недостаточность музыкального

развития приводят к техническому несовершенству исполнения, а техническая

беспомощность ученика лишает его возможности воплотить свои пусть даже верно

намеченные замыслы. Фортепианная педагогика связывает понятия «техника пианиста» с

общим исполнительским мастерством, куда входит умение естественно, виртуозно и

свободно играть на инструменте.

В широком смысле слова техника – это комплекс средств, позволяющих овладеть

различными фортепианными стилями. Не цель, а средство в достижении художественного

результата. Преемственность стилей, родство фактур помогают накапливать технические

умения.

Рост технической эрудиции прямо пропорционален освоению стилистически

разнохарактерного репертуара. Абсолютно схожих фактур не существует, как не существует

универсальных движений.

В каждом произведении наряду с уже знакомыми и освоенными видами изложения

содержатся совершенно новые, требующие особого подхода. Следует помнить и о том, что

автоматизируется движение, а не звуковой образ. Важнейшее условие технической работы:

при изучении этюдов, как и художественных произведений ,на первом плане находится

живое, непосредственное ощущение музыки. Вне этого бесплодны даже многочасовые

занятия техникой. Такие качества, как беглость, ловкость, точность движений имеют ценность

лишь в том случае, если ученик явно слышит и понимает смысл исполняемо го, если он

обладает «звучащей техникой». Из технической работы необходимо вычеркнуть всё то, что

приводит к механической игре. Идеальная цель для учащихся – каждый палец- «певец»

Техническая работа базируется на многократных повторениях произведения в целом или его

отдельных частей (эпизодов, пассажей, мотивов) При этом очень важна правильная

фразировка.

Огромную роль играет правильная ориентация учащихся. Педагог должен определить, что

именно не получается у ученика при исполнении, и помочь ему в преодолении конкретных

трудностей. Лучшие педагогические средства – те, которые приводят к возможно быстрому

эффекту. При этом словесные указания необходимо чередовать с показом на инструменте.

Живое исполнение оказывает ученику неоценимую помощь в освоении технических

приёмов.

«Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука»-В.С афонов

Ни одного звука вне слухового контроля – таким должно быть основное требование к

учащемуся. А это во многом связано с воспитанием внимательности к музыке,

сосредоточенности, привычки вслушиваться в звучащую ткань произведения. Учащиеся,

творчески осваивающие художественный репертуар, обычно хорошо играют и гаммы, и

этюды. Напротив, очень трудно добиться успеха в технической работе при общей

музыкальной инертности.

«Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального

произведения» - К Игумнов

Используемая литература:

А.Алексеев Методика обучения игре на фортепиано

Г.Нейгауз Об искусстве фортепианной игры

Е Тимакин Беседы о музыкальной педагогике и многом другом

А.Николаев Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма

А .М алиновская Фортепианно – исполнительское интонирование

В.Дельнова Развитие фортепианной техники на начальной стадии обучения

З.Бёмова О фортепианном звуке и способах звукоизвлечения,

О работе над техническими упражнениями



В раздел образования




Яндекс.Метрика