Автор: Ковалева Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 26 "Антошка"
Населённый пункт: Нижегородская обл. г.о.г. Бор
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Алгоритмика для дошколят 5 – 6 лет»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 26 «Антошка»
Проект
«Алгоритмика для дошколят 5 – 6 лет»
Исследовательско-творческий
Старшая группа
Сроки реализации проекта: 1 год
Воспитатель: Ковалева Н.В
г.о.г. Бор
2022 г.
Типы
проекта:
исследовательско-творческий
Основная часть проекта
Постановка проблемы: Информационные технологии, как необходимый в
сегодняшней жизни инструмент, осваивают на всех уровнях образования. В то
же время одной из проблем в России являются: недостаточная обеспеченность
инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Постоянно
растет потребность страны в специалистах - профессионалах в области ИКТ, а
не только грамотных пользователях.
Актуальность программы состоит в том, что интеллектуальное развитие
дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который
является для него самым современным игровым инструментом, вместе с тем
служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого
помощника в воспитании и развитии.
В процессе занятий дошкольников с компьютерной техникой улучшается
их память и внимание, интеллект, моторика рук. Общение с программным
обеспечением «Пиктомир» вызывает живой интерес сначала как игровая
деятельность, а затем и как учебная. Именно он (интерес) лежит в основе
формирования важных структур: познавательной мотивации, произвольной
памяти и внимания, и именно они обеспечивают психологическую готовность
ребенка к обучению в школе.
Использование игровых возможностей курса «Алгоритмика» в сочетании
с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавным
переход к учебной деятельности.
Цель проекта:
Создание условий для развития алгоритмического
мышления, познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному
поиску
через
применение
программирования. Развитие
познавательной активности и логического мышления детей дошкольного
возраста через применения компьютерных технологий. (ПиктоМир)
Задачи:
Обучающие:
2
- дать представление о фундаментальных понятиях информатики;
-
прививать
навыки
планирования
деятельности
и
использования
компьютерной техники как инструмента деятельности.
познакомить с техническими возможностями роботов-исполнителей с
помощью создания алгоритма их действий,
научить создавать алгоритмы действий на компьютере для роботов с
помощью педагога и запускать их самостоятельно;
- научить составлять из пиктограмм простейшие программы управления
виртуальным роботом, движения которого изображаются на экране компьютера
Развивающие:
- формировать и развивать логическое мышление и пространственное
воображение;
- расширять кругозор, развивать память, внимание, творческое воображение,
абстрактно-логических и наглядно образных видов мышления и типов памяти,
основных мыслительных операций, основных свойств внимания;
- совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника,
понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Воспитательные:
- воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со
сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам;
- формирование информационной культуры.
Методы и формы работы:
-конструирование,
программирование,
творческие
исследования,
моделирование отношений между объектами на мониторе,
-соревнования между группами;
-словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
-наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
-практический (составление программ, моделирование);
-репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
3
-исследовательский метод;
-метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные
ситуации, похвала, поощрение).
Ожидаемые результаты:
Воспитанник
овладеет
основными
понятиями
курса
ПИКТОМИР
«Алгоримика».
Проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности
и
моделировании своей деятельности.
Владеет разными формами и видами творческо-технической игры,
знаком с основными составными частями компьютера; основными
понятиями, командами применяемые в начальной алгоритмики.
Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам.
Этапы работы над проектом.
План-график мероприятий
1. Организационный этап:
подбор методической, художественной литературы.
разработка
конспектов,
совместных
мероприятий
с
родителями
и
консультаций для родителей;
разработка информационного
материала
для
родительского
уголка
о
проведении проекта «Алгоритмика»;
разработка анкет для родителей.
2. Основной этап:
реализация проекта в соответствии с планом.
вовлечение семьи воспитанников.
3. Итоговый этап:
анализ проведенной работы;
диагностика детей к усвоению программы;
презентация прое
4
Список используемой литературы
1.
Кушнеренко А.Г. , Леонов А.Г, Ройтберг М.А. Статья: «Знакомим
дошкольников и младших школьников с азами алгоритмики с помощью
систем
ПиктоМир
и
КуМир»
(А.Г.Кушниренко,
А.Г.Леонов,
М.А.Ройтберг
2.
Кушнеренко
А.Г.,
Леонов
А.Г.
Методика
преподавания
основ
алгоритмизации на базе системы “КуМир”. Основные цели курса.
Методика построения курс
3.
Кушниренко
А.Г..,
Рогожкина
И.Б.,
Леонов
А.Г.»Пиктомир:
Пропедевтика
алгоритмического
языка
(опыт
обучения
программированию старших дошкольников.
4.
Рогожкина И.П. «Пиктомир: дошкольное программирование как опыт
Продуктивной интеллектуальной деятельности»;
5