Напоминание

Конструирование в детском саду


Автор: Валеева Альбина Ахматовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДЕТСКИЙ САД 113
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Конструирование в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конструирование в детском саду

Конструирование является обязательным компонентом развития базовых творческих

способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического

и нравственного воспитания.

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп,

потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит,

и развитию ребенка в целом, и стимулирует логическое мышление.

Конструктивная

деятельность

практическая

работа,

направленная

на получение

определенного,

заранее

задуманного

реального

продукта,

соответствующего

его

функциональному назначению. Созданные постройки, поделки дети используют в игре,

в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка

и т. п., что приносит им большое удовлетворение. Обеспечивая в процессе конструктивной

деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые

навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так,

чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое.

На

занятиях

конструктивной

деятельностью

у детей

формируются

обобщенные

представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных

предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости

от практического использования.

Виды конструирования:

из строительных материалов;

из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

из природного материала.

Типы конструирования

Техническое

Художественное

Дети в основном отображают реально

существующие объекты

Создавая образы, дети выражают свое

отношение к ним, передают их характер,

используя такой прием, как «нарушение»

пропорций, а также цвет, фактуру, форму

К техническому типу конструкторской

деятельности относятся: конструирование

из строительного материала (деревянные

окрашенные или неокрашенные детали

геометрической формы, пластмассовые);

из деталей конструкторов, имеющих

разные способы крепления

К художественному типу конструирования

относится конструирование из бумаги и из

природного материала. Сюда входят

задания на построение композиций,

предметов. Начиная со средней группы,

для конструирования используют семена,

шишки. Художественное конструирование

похоже на аппликацию, рисование, но не

приравнивается к ним

Формы конструирования

По

образцу

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают

образцы построек, выполненных из деталей строительного материала

и конструкторов, поделок из бумаги и т. п., и, как правило, показывают

способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается

прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная

на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать

с развитием творчества. Необходимо помочь овладевать элементарными

конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать, делать простые

перекрытия, обстраивать плоскостные модели, огораживать небольшие

пространства деталями, чередуя их, устанавливая на разные грани, плотно

друг к другу и на определенном расстоянии

По

условиям

В

процессе

такого

конструирования

у детей

формируется

умение

анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую

деятельность достаточно сложной структуры. Дети так же легко и прочно

усваивают зависимость структуры конструкции от ее практического

назначения и в дальнейшем могут сами – на основе установления такой

зависимости

определять

конкретные

условия,

которым

будет

соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать

их

По

замыслу

Создание

замысла

будущей

конструкции

и его

осуществление

достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы

и часто меняются в процессе деятельности. Необходимо развить желание

строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету,

обыгрывать их, побуждать к совместным играм

По теме

Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город»

и т. п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок,

выбирают материал и способы их выполнения

Задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей:

Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.

Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их

внешнем виде, структуре, об основных частях, форме, пространственном расположении,

относительной величине, о материалах, с которыми они работают.

Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать

зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют.

Определять фактуру бумаги (ватман, глянцевая цветная, писчая), знать тонкий картон,

проволоку в изоляционной обмотке и т. д. Знать их свойства и возможности использования.

Дети должны уметь пользоваться клейстером, канцелярским и столярным клеем при

склеивании различных материалов.

Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность,

что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.

Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.

Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более

рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Научить понимать, что

целью занятий по конструированию является не столько практический результат, сколько

усвоение новых знаний и навыков, т. е. формировать у детей умение учиться, готовность

к обучению в школе.

Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для

воспитания у детей чувства коллективизма в работе.

Основные приемы обучения конструированию

Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения

помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции,

но и построение занятия, общий порядок работы. Прежде чем приступить к практическому

выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную

и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный

материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить

отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При

этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой

последовательности.

Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа

приемов работы.

Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми

дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций,

поделок. Например, в постройке – как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться

устойчивой конструкции; в бумажном конструировании – как склеивать стороны закрытого

куба или бруска.

Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами

обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили,

какими нужно еще овладеть.

Развитие конструктивных способностей у детей делится на 4 этапа:

Ознакомление с материалом (сначала экспериментируют).

Совместная деятельность.

Реализация опыта.

Переход от конструирования предметных образов к воссозданию сюжетных композиций.



В раздел образования




Яндекс.Метрика