Автор: Петухова Анастасия Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №102
Населённый пункт: г.Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная работа с неговорящими детьми с использованием интерактивного материала портала «МЕРСИБО»
Раздел: дошкольное образование
Коррекционная работа с неговорящими детьми с использованием
интерактивного материала портала «МЕРСИБО»
Одной
из
ведущих
линий
модернизации
образования
является
достижение нового современного качества дошкольного образования. Это
вызывает
необходимость
разработки
современных
коррекционно-
образовательных технологий, обновления содержания работы учителя-
логопеда.
Игровые
технологии
занимают
достаточно
большую
часть
коррекционно-развивающего процесса, объединенного общим содержанием,
сюжетом, персонажами. При этом игровой сюжет, развивающийся в тесной
взаимосвязи с основным содержанием обучения и воспитания, помогает
активизировать и разнообразить образовательный процесс.
Логопедическая
работа
с неговорящими
детьми
предусматривает
коррекционное
воздействие,
как
на
речевую
деятельность,
так
и на
невербальные психические процессы: эмоционально-личностную сторону
развития ребёнка.
Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-
личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной
возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность
к неврозам.
Поэтому основными целями логопедической работы с неговорящими
детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы,
создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением
внутреннего и внешнего лексикона.
В ходе коррекционно-развивающих занятий можно использовать
интерактивные компьютерные игры. Демонстрация объемных изображений в
движении и других двигающихся картинок - удобный и эффективный способ
предоставить
информацию
об
окружающем
пространстве.
Сочетание
динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие
информации детьми дошкольного возраста. Посредством интерактивных игр
осуществляется визуализация акустических компонентов речи, которая
обеспечивает незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к
коррекционно-развивающей и образовательной. Правильный ответ на вопрос
в интерактивных играх вознаграждается веселой музыкой и сюрпризными
моментами, что формирует положительное отношение как к занятиям, так и
речевой деятельности в целом.
Компьютерные
ресурсы
позволяют:
использовать
различный
стимульный материал; работать на разных уровнях сложности; многократно
дублировать
необходимый
тип
упражнений
и
речевой
материал.
одновременно
с
логопедической
работой
осуществлять
коррекцию
восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка.
Интерактивная игра – одна из основных продуктивных педагогических
технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации
участников
воспитательно-образовательного
процесса.
Интерактивные
приемы и методы погружают ребенка в волшебный мир игры, позволяя не
прятать свои эмоции, общаться с другими участниками игры вербально или
невербально, играть различные роли, принимать самостоятельные решения.
Интерактивные игры способствуют ускорению темпа реакции и
одновременно
дают
возможность
выражать
свои
негативные
и
положительные эмоции.
В игре дети с речевыми нарушениями требуют частой смены
раздражителей,
их
игровая
деятельность
складывается
только
при
непосредственном
воздействии
направляющего
слова
взрослого
и
обязательном руководстве ею. Неговорящим детям легче выполнить задание,
если оно предлагается в наглядном, невербальном плане. При использовании
компьютерных программ в работе с неговорящи детьми необходимо
подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения
задания, предусматривать повтор инструкции. В рамках интерактивных игр
ребенок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность, развивать
способность доводить начатое дело до конца.
Особенности игровой деятельности
неговорящих
детей
должны
учитываться при выборе интерактивных игр. Этим требованиям отвечают
игры интерактивного портала «МЕРСИБО».
Игры разработаны командой опытных профессионалов: сюжет и
методическую часть разрабатывали логопеды, педагоги и психологи, над
голосом персонажей трудились профессиональные актеры.
На сайте размещены более двухсот развивающих игр, направленных на
развитие фонетического слуха, постановку звуков, развитие связной речи,
обучение чтению, счету, развитие грамотности, дошкольной подготовки и
многое другое.
Для коррекционной работы с неговорящими детьми от 2 лет
образовательный портал «МЕРСИБО» рекомендует 12 игр с яркими
персонажами и интересными сюжетами: «Артикуляционная гимнастика»,
«Грибники», «Домашние животные», «Игрозвуки», «Кот и сосиска», «Кто
сказал МУ», «Кто что делает», «Невнимательный художник», «По домам»,
«Потерянный хвост», «Снежинки», «Тик-так-звук».
Игры стимулируют звукоподражание, желание выразить свою мысль,
ответить на вопрос. В большинстве заданий используются простые образы –
животные и бытовые предметы. Ребенок слушает и повторяет звуки, что
стимулирует речь и развивает речевой слух. Дети тренируют внимание: ищут
ошибку, выбирают правильный вариант и говорят, что происходит на экране.
Таким образом, использование интерактивных ресурсов портала
«МЕРСИБО» в образовательном процессе с учетом ФГОС ДО повышает его
качество, выводя на новый уровень, и способствует развитию речи детей.
Литература:
1.
Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих
детей
с
использованием
инновационных
технологий.—М.:
ПАРАДИГМА, 2012.
2.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
младшей группе детского сада. — СПб.: Детство-пресс, 2014.
3.
Нищева Н.В.Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим
ребенком. Вызывание простых звуков. – СПб.:ООО «ИЗДАДЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018.
4.
Чудинова Л.М Приёмы активизации речи у алаликов. — Москва.
ВЛАДОС, 2003 г.