Напоминание

"Некоторые аспекты работы учителя по подготовке учащихся к предметным олимпиадам"


Автор: Воронкова Оксана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: г.о. Нальчик
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Некоторые аспекты работы учителя по подготовке учащихся к предметным олимпиадам"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка

НА ТЕМУ:

«Некоторые аспекты работы учителя

при подготовке учащихся к предметным

олимпиадам».

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МКОУ СОШ №9 Г. НАЛЬЧИКА

ВОРОНКОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

PAGE \* MERGEFORMAT2

Некоторые аспекты работы учителя по подготовке учащихся к

предметным олимпиадам

.

Известный советский математик, талантливый педагог, разработавший свою

систему работы с одаренными детьми, Андрей Николаевич Колмогоров

писал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в

самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны

бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно

встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным

учебником, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают

словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в

различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить

всех,кто интересуется различными отраслями науки и техники, помочь

претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска

в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Таких детей считают одаренными. Их отличает исключительная

успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и

усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут утрачивать

интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные

вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и

трудно; в классе на уроке они требуют особого подхода, особой системы

обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья»,

но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить

немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей

педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием

одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися,

но и над собой приносит свои плоды: мои ученики являются победителями и

призерами школьных, городских, республиканских олимпиад, конкурсов,

успешно сдают ЕГЭ, поступают в лучшие вузы России.

Так, например, в 2009-2010 учебном году шесть моих учеников стали

призерами и победителями городских и республиканских олимпиад.

Как достигаются такие результаты?

Система моей работы с одаренными детьми включает следующие

компоненты:

PAGE \* MERGEFORMAT2

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих и познавательных способностей на уроке;

- развитие способностей во внеурочной деятельности ( олимпиады,

конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей надо

выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в

поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям,

отличаются хорошей памятью.

На данном этапе важно сотрудничество с учителями начальной

школы. Так, взяв класс Ковалевой В. В., где учились Экба, Исаенко, Кушхова, я

уже знала и об их высоких интеллектуальных способностях, и об успехах,

достигнутых в начальной школе.

Именно эти ученицы в течение трех лет ( 9, 10. 11 – й кл.) были

победителями ( Экба) и призерами (Кушхова, Исаенко) городских и

республиканских олимпиад по русскому языку и литературе. Таким детям

нужно постараться привить интерес к предмету.

В целях поддержки интереса к русскому языку и литературе и

развития природных способностей учащихся я стараюсь сделать каждый

урок насыщенным, глубоким, познавательным, развивающим,

увлекательным.

Этому способствует , я уверена, программа М.М. Разумовской по русскому

языку и А.Г. Кутузова по литературе. Очень благодарна незабвенной

Н.Г.Осак, которая В 1997 году убедила меня опробовать эти программы.

Именно тогда я взяла пятый класс, где учились Локова Мадина, Гылыева

Радима, Бормисова Анна, девочки, которые, перейдя в 9 – й класс ежегодно

до 11 класса приносили школе призовые места по русскому языку и

литературе.

С тех пор данной программе я не изменяю.

Опыт работы и достигнутые успехи показывают, что программа

М.М.Разумовской сильная, развивающая, способствующая эффективному

формированию у учащихся различных компетенций: Главная идея – синтез

всестороннего речевого развития школьников речевой, коммуникативной,

правописной, Общеязыковой. Общая концепция курса – особое внимание

развитию речи ( речевой аспект ярко выражен даже при подаче

грамматического материала).Главная идея – синтез всестороннего речевого

развития школьников и их специальной лингвистической подготовки.

PAGE \* MERGEFORMAT2

Убеждена, что работа по программе М.М.Разумовской – один из секретов,

облегчающий процесс обучения, пробуждающий интерес к учению,

поддерживающий его, обеспечивающий развитие одаренных детей.

Приведу пример, демонстрирующий то, как работает данная

программа на подготовку олимпиадников. В последние годы олимпиадные

задания включают вопросы, связанные с этимологией. Например, «Что

общего в словах каракатица и окорок?» или «Укажите исторический и

современный состав слов» или «Как связаны между собой слова баранка и

варежка?»

С этимологией как наукой Разумовская знакомит еще в 7

классе.Упражнение 6 пар.1 предлагает учащимся, используя

этимологический словарик учебника, обозначить исторический и

современный состав слов, приведенных таблице. Это упражнение дается как

задание повышенной сложности. Предлагаю выполнить его всем желающим

и обязательно сильным ученикам. Попутно знакомлю с различными

ссловарями: «Школьным этимологическим», «Словарем В.И.Даля» и

др.Одаренные дети готовят индивидуальные задания по темам:»Как

пользоваться этимологическим словарем?», «История Словаря В.И.Даля», «О

чем рассказал мне этимологический словарь?» и др.

Поддерживая интерес к предмету, работая на сильного, одаренного

ученика, стараюсь включать в каждый урок задания- разминки,задачи-

минутки на развитие логического мышления. Примеры таких заданий нахожу

в книгах «По дорогам и тропам языка» Л.Успенского, «В мире слов»

Шанского, «Занимательно о русском языке» Иванова, «Занимательная

грамматика» Арсирия, в заданиях конкурса «Русский медвежонок» и др.

Безусловно, только работы на уроках недостаточно, чтобы

подготовить учащихся к успешному выступлению на олимпиадах, конкурсах.

Поэтому стараюсь вовлекать талантливых детей во внеурочную деятельность

По предметам: участие в декаде русского языка и литературы, создание

презентаций,проектов и т.п.

Готовя детей к олимпиаде, провожу индивидуальные и групповые

занятия, консультации, рекомендую для изучения тематические статьи в

журнале «Русский язык в школе», вузовские учебники по языкознанию,

диалектологии, литературоведению; приходится использовать свои

студенческие лекции по исторической грамматике. Разбираю с учениками

олимпиадные задания предыдущих лет, которые с каждым годом становятся

PAGE \* MERGEFORMAT2

все сложнее. Угадать, какие будут вопросы, невозможно. Задача учителя _

познакомить детей с системой вопросов и заданий, указать те разделы

лингвистики, на которые следует обратить особое внимание, дать

представление об уровне предполагаемых заданий, показать некоторые

алгоритмы действия при выполнении олимпиадной работы. Олимпиадник

должен быть вооружен такой системой знаний, которая поможет найти

правильный ответ, зная способы решения заданий.

Так, чтобы выполнить задание этимологического характера, ученик

должен научиться работать с лингвистическим материалом: следуя

определенному алгоритму, приходить к необходимому выводу. Например.

при установлении родства слов необходимо обращаться чаще всего к двум

уровням языка:фонетическому(объяснение типического характера звуковых

чередований в корневых морфемах) и лексическому(поиск семантической

связи родственных слов:если слова родственны, то какая-то часть должна

быть общей в значении каждой лексической единицы). Алгоритм действий

ученика таков:

1)выявить чередование в корне;

2)доказать типичный для русского языка характер выделенных чередований,

приводя несколько любых слов с аналогичными чередованиями;

3)сформулировать все значения для каждого слова;

4) найти общую часть в выявленных значениях слов.

Следуя данному алгоритму, ученик обязательно догадается, что

слова «баранка» и «варежка» имеют родственную часть (бар-вар), связанную

с глаголом варить. Далее рассуждая логически, придет к верному

решению:баранки готовятся из заварного(обварного) теста, а варежки

раньше варили, делая их таким образом более плотными, а значит, теплыми.

Вообще все олимпиадные задания условно можно разделить на

несколько типов: опознавательно-объяснительные, сопоставительные,

исследовательские и комбинированные. Задача учителя – показать ученику

алгоритм выполнения каждого типа заданий.

В последние годы традиционным стало обращение к

древнерусским текстам.Для того чтобы сделать максимально точный

перевод предложенного отрывка, необходимы конкретные знания. Формы

получения новых знаний разнообразны:

- лекция учителя;

PAGE \* MERGEFORMAT2

-эвристическая беседа с постановкой проблемного вопроса и

движением от анализа конкретного языкового материала к выводам,

дополненным учителем;

- игра.

Продуктивной формой работы здесь является и самостоятельная

подготовка ученика6 для ответа на тот или иной вопрос в качестве

домашнего задания ему предлагается прочитать главу из научно-популярной

книги по лингвистике, изучить статью в каком-либо словаре.

Конечно, выполнение олимпиадных заданий требует углубленных

знаний по предмету. Для приобретения таких знаний необходимы

дополнительные часы, элективные курсы, факультативы, кружки Тогда

появиться возможность для изучения тем без знания которых трудно

добиться высоких результатов на олимпиаде: «Признаки старославянизмов»,

«Генеалогическая классификация языков», «Выдающиеся российские

лингвисты», «Искусственные языки», «Лингвистическая карта мира»,

«Этимологический анализ слов. Народная этимология», «Утрата и появление

морфологических категорий в истории русского языка». Эти и другие

подобные темы я обычно предлагаю своим ученикам гуманитарного класса.

Честно говоря, я не знаю никаких особенных секретов подготовки

детей к олимпиаде. Знаю одно и говорю это своим ученикам: «Когда идешь

за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек

не забудется». И еще: «Талант – это 1% способностей и 99% потения».

PAGE \* MERGEFORMAT2



В раздел образования




Яндекс.Метрика