Напоминание

Педагогические условия самовоспитания нравственно-волевых качеств подростков в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы


Автор: Герасимов Дмитрий Владимирович
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУДО "ДЮСШ № 4"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Педагогические условия самовоспитания нравственно-волевых качеств подростков в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа № 4»

города Кургана

Педагогические условия самовоспитания нравственно-волевых качеств

подростков в образовательном процессе детско-юношеской спортивной

школы

Выполнил:

Герасимов Дмитрий Владимирович,

инструктор-методист

г. Курган

2024г

.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.

Педагогические

условия

самовоспитания

нравственно-волевых

качеств

обучающихся в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы.

2.

Основные особенности воспитания и самовоспитания нравственно-волевых

качеств обучающихся в образовательном процессе детско-юношеской спортивной

школы.

3.

Основные принципы самовоспитания нравственно-волевых качеств обучающихся

в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы.

4.

Заключение

5.

Список использованных источников

Введение

Современный мир с развивающейся рыночной экономикой, как правило,

ориентирует на приоритет материальных ценностей в жизни человека. Потребности

общества подводят к необходимости прилагать все усилия для достижения высоких

результатов в той или иной сфере, профессиональной деятельности. За пределами

внимания остаются честь и достоинство человека, его нравственность и «совестливая

воля».

В этих условиях деятельность современных общеобразовательных школ направлена

в основном на развитие интеллектуальных сил обучаемых, а на воспитание и развитие у

них нравственных ценностей отводится лишь малая доля времени. В данном отношении

значительная роль в становлении и развитии целенаправленной, устойчивой к стрессовым

ситуациям и ориентированной на нравственные ценности в проявлении волевого усилия

личности отводится учреждениям дополнительного образования. В них создаются

благоприятные условия для самовоспитания ребенка. Направляя образовательный процесс

и определяя задачу, как создание условий для самовоспитания юной личности,

преподаватели проводят занятия наиболее эффективно. Особое место в системе

дополнительного образования занимают детско-юношеские спортивные школы. Именно в

этих школах у молодежи формируются необходимые нравственные и волевые качества,

позволяющие противопоставить себя негативному влиянию улиц, так называемых

«плохих компаний» сверстников и сохранить те нравственные идеалы, которые актуальны

во все времена существования человечества: любовь к Отечеству и забота о ближних,

самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по

отношению к другим.

Самовоспитание нравственно-волевых качеств спортсменов в детско-юношеской

спортивной школе проходит в несколько этапов. Этап начальной подготовки, задачей

которого является создание в процессе формирования первоначальных двигательных

умений и навыков предпосылок самовоспитания (потребности самопознания, знакомство

с самовоспитанием как фактором и средством спортивного мастерства). Учебно-

тренировочный этап, включающий комплекс задач, ведущей из которых является

включение подростка в самовоспитание технико-тактических умений и действий, в

процессе чего происходит становление и развитие нравственно-волевых качеств нового

уровня. Этап спортивного совершенствования, где реализуется задача стимулирования и

контроля процесса самовоспитания нравственно-волевых качеств у старших подростков,

формируется

самооценка

и

мотивация

к

физическому

и

нравственно-волевому

самосовершенствованию. Этап высшего спортивного мастерства, решающий задачу

стимулирования

и

закрепления

процесса

физического

и

нравственно-волевого

самовоспитания, в котором самоконтроль и самостимулирование становятся ведущими

методами работы спортсмена над собой. Результатом решения поставленных на каждом

из этапов задач является актуализация и новый уровень развития самовоспитания

нравственно-волевых качеств подростков.

1. Педагогические условия самовоспитания нравственно-волевых качеств

обучающихся в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы

Педагогическими

условиями

самовоспитания

нравственно-волевых

качеств

подростков в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы являются:

– разработка образовательной программы, направленной на включение подростка в

самовоспитание

нравственно-волевых

качеств

в

процессе

развития

физических

способностей и овладения приемами спортивного мастерства в избранном виде спорта;

– готовность тренера-преподавателя к реализации образовательного процесса,

направленного на стимулирование у подростков самовоспитания нравственно-волевых

качеств средствами физической культуры и спорта;

создание

в

учебно-тренировочном

процессе

микросоциума,

в

котором

самовоспитание

нравственно-волевых

качеств

происходит

средствами

физической

культуры в условиях субъект-субъектных и субъект-объектных отношений: подросток –

тренер – сообщество юных спортсменов;

– участие подростков в общественной деятельности в сфере физической культуры и

спорта (спортивно-массовые мероприятия, культивирование в молодежной среде идеала

здорового образа жизни и др.);

– взаимодействие педагогов детско-юношеской спортивной школы и родителей

(законных представителей) спортсменов в стимулировании процесса самовоспитания

нравственно-волевых и физических качеств подростков (оказание необходимой помощи в

работе над собой, поощрение достигнутых результатов, прогнозирование перспектив

дальнейших задач и др.).

Тренировки и спортивные соревнования способствуют удовлетворению широкого

спектра потребностей личности в образовании, воспитании, оздоровлении.

Их

направленность

не

ограничивается

развитием

и

совершенствованием

двигательных способностей личности, а выполняет рекреактивную, гигиеническую,

реабилитационную,

познавательную,

ценностно-ориентационную,

позитивно-

регулятивную, эстетическую и другие функции, включая социализацию. Интересен тот

факт, что в подростковом возрасте у юных девушек и мальчиков активно развивается

потребность в самосознании. Она накладывает отпечаток на всю психическую жизнь

подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к

окружающему, спорту, взаимоотношения с другими людьми. Потребность самосознания

возникает из потребностей жизни, практической деятельности, определяется растущими

требованиями взрослых, коллектива. Развитие самосознания подростков начинается с

осознания ими своего поведения: сначала отдельных поступков, потом всего поведения в

целом, затем — своих моральных качеств, характера, способностей. С возрастом

проявляется тенденция самостоятельного анализа оценки собственной личности.

В подростковый период важно направить усилия тренерской деятельности на

воспитание и включение подростков в самовоспитание нравственно-волевых качеств во

взаимосвязи с физическими качествами.

В процессе самовоспитания нравственно-волевых и физических качеств подросток

осознает значимость их роста для роста спортивных достижений, определяет для себя их

ценность, соответственно направляет свою деятельность. В этом возрасте формируются

нравственность, ответственность, дисциплинированность, организованность, уважение к

старшим и другие.

Именно они определяют выбор содержания деятельности подростка, сферу его

общения, избирательность отношения к людям, их оценку и самооценку. Проблеме

самовоспитания

обучающихся

подросткового

возраста

посвящено

много

работ

психологов и педагогов.

2. Основные особенности воспитания и самовоспитания нравственно-волевых

качеств обучающихся в образовательном процессе детско-юношеской спортивной

школы

Определены основные особенности воспитания и самовоспитания нравственно-

волевых качеств обучающихся подросткового периода в образовательном процессе

детско-юношеской спортивной школы:

– поэтапное становление самовоспитания подростка и различная по времени и

объему

учебно-тренировочная

деятельность

педагога

и

подростка

в

отношении

становления и развития этого процесса средствами физической культуры и спорта;

последовательное

создание

педагогических

условий,

направленных

на

стимулирование самовоспитания нравственно-волевых качеств юного спортсмена в

образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы;

– необходимость формирования системы личностных ценностей, основанных на

понятиях «нравственность», «воля» и нравственно-волевые качества юного спортсмена;

– контроль и направленность процесса самовоспитания со стороны тренера-

преподавателя, постепенный переход подростков к самоконтролю и самоуправлению.

На этапе начальной подготовки реализуются задачи: выявление индивидуальных

особенностей ребенка; развитие двигательных навыков и физических качеств, создание

предпосылок самовоспитания. Главными ориентирами в решении этих задач являются:

учет физического и психического развития ребенка, его интерес к избранному виду

спорта, взаимодействие с семьей ребенка. Результатом этого этапа должны стать:

сформированность первоначальных двигательных умений и навыков в спорте, а так же

предпосылок самовоспитания нравственно-волевых качеств – потребность самопознания,

знакомство с самовоспитанием как средством и фактором повышения спортивного

мастерства.

Учебно-тренировочный этап посвящен решению задач: формирование нравственно-

волевых качеств подростков, подготовка и включение их в самовоспитание, развитие

физических

качеств

и

овладение

обучающимися

технико-тактическим

арсеналом

избранного вида спорта. Особенное внимание при этом уделяется приучению детей к

самоанализу и обоснованной самооценке, умениям самовоздействия. В конце данного

этапа юные спортсмены должны овладеть элементарным технико-тактическим арсеналом

вида

спорта,

знаниями

и

умениями

самоанализа,

самооценки,

самовнушения

и

самоприказа в самовоспитании нравственно-волевых качеств.

3. Основные принципы самовоспитания нравственно-волевых качеств

обучающихся в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы

Процесс самовоспитания нравственно-волевых качеств личности осуществляется на

основе следующих принципов:

– непрерывности и преемственности, отражающих временную, пространственную и

содержательную связи этапов и уровней нравственно-волевого развития личности

подростка;

– опоры воспитательного процесса в спортивной школе на ценностное отношение

обучающихся к социальным и культурным достижениям в общественном развитии;

– единства системного и личностно-деятельностного подходов, позволяющих

тренеру-преподавателю видеть и понимать интегративность воспитательных воздействий

всех институтов социализации личности, ее неповторимую индивидуальность, развивать и

утверждать

гуманистические

отношения

во

взаимодействии

всех

субъектов

воспитательного процесса;

– вариативности и динамичности использования средств, форм, методов и приемов

воспитания в зависимости от уровней нравственно-волевого развития подростков и их

индивидуальности;

– единства использования ближних, средних и дальних целей спортивной

деятельности как условия последовательной мобилизации и проявления необходимых

нравственно-волевых, психофизических возможностей обучающихся для перехода на

более высокую ступень личностного, социального и спортивного роста.

Заключение

Все это позволяет сделать следующие выводы:

– наиболее результативно самовоспитание происходит, в случае если сам ребенок

заинтересован в самовоспитании воли и нравственности, поэтому благоприятные условия

для этого создает спортивная школа, куда ребенок приходит по собственному желанию в

тот период, когда самосознание достигает необходимого для этого уровня;

педагогические

условия

самовоспитания

нравственно-волевых

качеств

у

подростков в образовательном процессе спортивной школы могут варьироваться в

зависимости

от

особенностей

организации

образовательного

процесса

в

детско-

юношеской спортивной школе;

– интегрированное взаимодействие учебной и внеучебной деятельности подростков

в учебное и каникулярное время в значительной мере способствует самовоспитанию у них

нравственно-волевых качеств;

– самовоспитание нравственно-волевых качеств у подростков, в образовательном

процессе спортивной школы происходит наиболее эффективно, если контроль и

направленность данного процесса организуется целенаправленно и системно;

Данные практические рекомендации могут быть использованы в детско-юношеских

спортивных школах различной спортивной специализации.

Список использованных источников

1. Шивринская, С.Е. Объективизация процесса самовоспитания подростка в учебной

деятельности Текст. : дис. канд. пед. наук. — Череповец, 2004. -200с.

2. Коган, М.Д. Дифференцированный подход к отбору средств физической культуры

для формирования у подростков 10-15 лет функции физического самовоспитания Текст :

дис.канд.пед.Наук.-Тула,2005.-185с.

3.

Гусейнов, А.Г. Педагогические условия развития физических и нравственно-

волевых качеств у юных спортсменов : Дис. канд. пед. наук Текст. М., 2008, - 186 с.

4. Логинов, Л.В. Педагогическая технология формирования нравственно-волевой

активности подростков в процессе занятий Текст. Вестник спортивной науки. 2007. - № 1.

-С.19-24.

5. Виноградова, М.Г. Развитие волевых качеств учащихся подростков в процессе

выполнения учебной самостоятельной работы: Автореф. кан. пед. наук Текст. М., 1962. -

21 с.

6. Гусейнов, А.Г. Педагогические условия развития физических и нравственно-

волевых качеств у юных спортсменов: Дис. канд. пед. наук Текст. М., 2008, - 186 с.

7. Кузьменко, Г. А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей

9-12 лет Текст М., Советский спорт,2008.-268 с.

8. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке Текст. / под ред.

И.К. Хрипковой. М. : Педагогика, 1982. - 240 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика