Автор: Герасимов Дмитрий Владимирович
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУДО "ДЮСШ № 4"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Педагогические условия самовоспитания нравственно-волевых качеств подростков в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа № 4»
города Кургана
Педагогические условия самовоспитания нравственно-волевых качеств
подростков в образовательном процессе детско-юношеской спортивной
школы
Выполнил:
Герасимов Дмитрий Владимирович,
инструктор-методист
г. Курган
2024г
.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Педагогические
условия
самовоспитания
нравственно-волевых
качеств
обучающихся в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы.
2.
Основные особенности воспитания и самовоспитания нравственно-волевых
качеств обучающихся в образовательном процессе детско-юношеской спортивной
школы.
3.
Основные принципы самовоспитания нравственно-волевых качеств обучающихся
в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы.
4.
Заключение
5.
Список использованных источников
Введение
Современный мир с развивающейся рыночной экономикой, как правило,
ориентирует на приоритет материальных ценностей в жизни человека. Потребности
общества подводят к необходимости прилагать все усилия для достижения высоких
результатов в той или иной сфере, профессиональной деятельности. За пределами
внимания остаются честь и достоинство человека, его нравственность и «совестливая
воля».
В этих условиях деятельность современных общеобразовательных школ направлена
в основном на развитие интеллектуальных сил обучаемых, а на воспитание и развитие у
них нравственных ценностей отводится лишь малая доля времени. В данном отношении
значительная роль в становлении и развитии целенаправленной, устойчивой к стрессовым
ситуациям и ориентированной на нравственные ценности в проявлении волевого усилия
личности отводится учреждениям дополнительного образования. В них создаются
благоприятные условия для самовоспитания ребенка. Направляя образовательный процесс
и определяя задачу, как создание условий для самовоспитания юной личности,
преподаватели проводят занятия наиболее эффективно. Особое место в системе
дополнительного образования занимают детско-юношеские спортивные школы. Именно в
этих школах у молодежи формируются необходимые нравственные и волевые качества,
позволяющие противопоставить себя негативному влиянию улиц, так называемых
«плохих компаний» сверстников и сохранить те нравственные идеалы, которые актуальны
во все времена существования человечества: любовь к Отечеству и забота о ближних,
самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по
отношению к другим.
Самовоспитание нравственно-волевых качеств спортсменов в детско-юношеской
спортивной школе проходит в несколько этапов. Этап начальной подготовки, задачей
которого является создание в процессе формирования первоначальных двигательных
умений и навыков предпосылок самовоспитания (потребности самопознания, знакомство
с самовоспитанием как фактором и средством спортивного мастерства). Учебно-
тренировочный этап, включающий комплекс задач, ведущей из которых является
включение подростка в самовоспитание технико-тактических умений и действий, в
процессе чего происходит становление и развитие нравственно-волевых качеств нового
уровня. Этап спортивного совершенствования, где реализуется задача стимулирования и
контроля процесса самовоспитания нравственно-волевых качеств у старших подростков,
формируется
самооценка
и
мотивация
к
физическому
и
нравственно-волевому
самосовершенствованию. Этап высшего спортивного мастерства, решающий задачу
стимулирования
и
закрепления
процесса
физического
и
нравственно-волевого
самовоспитания, в котором самоконтроль и самостимулирование становятся ведущими
методами работы спортсмена над собой. Результатом решения поставленных на каждом
из этапов задач является актуализация и новый уровень развития самовоспитания
нравственно-волевых качеств подростков.
1. Педагогические условия самовоспитания нравственно-волевых качеств
обучающихся в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы
Педагогическими
условиями
самовоспитания
нравственно-волевых
качеств
подростков в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы являются:
– разработка образовательной программы, направленной на включение подростка в
самовоспитание
нравственно-волевых
качеств
в
процессе
развития
физических
способностей и овладения приемами спортивного мастерства в избранном виде спорта;
– готовность тренера-преподавателя к реализации образовательного процесса,
направленного на стимулирование у подростков самовоспитания нравственно-волевых
качеств средствами физической культуры и спорта;
–
создание
в
учебно-тренировочном
процессе
микросоциума,
в
котором
самовоспитание
нравственно-волевых
качеств
происходит
средствами
физической
культуры в условиях субъект-субъектных и субъект-объектных отношений: подросток –
тренер – сообщество юных спортсменов;
– участие подростков в общественной деятельности в сфере физической культуры и
спорта (спортивно-массовые мероприятия, культивирование в молодежной среде идеала
здорового образа жизни и др.);
– взаимодействие педагогов детско-юношеской спортивной школы и родителей
(законных представителей) спортсменов в стимулировании процесса самовоспитания
нравственно-волевых и физических качеств подростков (оказание необходимой помощи в
работе над собой, поощрение достигнутых результатов, прогнозирование перспектив
дальнейших задач и др.).
Тренировки и спортивные соревнования способствуют удовлетворению широкого
спектра потребностей личности в образовании, воспитании, оздоровлении.
Их
направленность
не
ограничивается
развитием
и
совершенствованием
двигательных способностей личности, а выполняет рекреактивную, гигиеническую,
реабилитационную,
познавательную,
ценностно-ориентационную,
позитивно-
регулятивную, эстетическую и другие функции, включая социализацию. Интересен тот
факт, что в подростковом возрасте у юных девушек и мальчиков активно развивается
потребность в самосознании. Она накладывает отпечаток на всю психическую жизнь
подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к
окружающему, спорту, взаимоотношения с другими людьми. Потребность самосознания
возникает из потребностей жизни, практической деятельности, определяется растущими
требованиями взрослых, коллектива. Развитие самосознания подростков начинается с
осознания ими своего поведения: сначала отдельных поступков, потом всего поведения в
целом, затем — своих моральных качеств, характера, способностей. С возрастом
проявляется тенденция самостоятельного анализа оценки собственной личности.
В подростковый период важно направить усилия тренерской деятельности на
воспитание и включение подростков в самовоспитание нравственно-волевых качеств во
взаимосвязи с физическими качествами.
В процессе самовоспитания нравственно-волевых и физических качеств подросток
осознает значимость их роста для роста спортивных достижений, определяет для себя их
ценность, соответственно направляет свою деятельность. В этом возрасте формируются
нравственность, ответственность, дисциплинированность, организованность, уважение к
старшим и другие.
Именно они определяют выбор содержания деятельности подростка, сферу его
общения, избирательность отношения к людям, их оценку и самооценку. Проблеме
самовоспитания
обучающихся
подросткового
возраста
посвящено
много
работ
психологов и педагогов.
2. Основные особенности воспитания и самовоспитания нравственно-волевых
качеств обучающихся в образовательном процессе детско-юношеской спортивной
школы
Определены основные особенности воспитания и самовоспитания нравственно-
волевых качеств обучающихся подросткового периода в образовательном процессе
детско-юношеской спортивной школы:
– поэтапное становление самовоспитания подростка и различная по времени и
объему
учебно-тренировочная
деятельность
педагога
и
подростка
в
отношении
становления и развития этого процесса средствами физической культуры и спорта;
–
последовательное
создание
педагогических
условий,
направленных
на
стимулирование самовоспитания нравственно-волевых качеств юного спортсмена в
образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы;
– необходимость формирования системы личностных ценностей, основанных на
понятиях «нравственность», «воля» и нравственно-волевые качества юного спортсмена;
– контроль и направленность процесса самовоспитания со стороны тренера-
преподавателя, постепенный переход подростков к самоконтролю и самоуправлению.
На этапе начальной подготовки реализуются задачи: выявление индивидуальных
особенностей ребенка; развитие двигательных навыков и физических качеств, создание
предпосылок самовоспитания. Главными ориентирами в решении этих задач являются:
учет физического и психического развития ребенка, его интерес к избранному виду
спорта, взаимодействие с семьей ребенка. Результатом этого этапа должны стать:
сформированность первоначальных двигательных умений и навыков в спорте, а так же
предпосылок самовоспитания нравственно-волевых качеств – потребность самопознания,
знакомство с самовоспитанием как средством и фактором повышения спортивного
мастерства.
Учебно-тренировочный этап посвящен решению задач: формирование нравственно-
волевых качеств подростков, подготовка и включение их в самовоспитание, развитие
физических
качеств
и
овладение
обучающимися
технико-тактическим
арсеналом
избранного вида спорта. Особенное внимание при этом уделяется приучению детей к
самоанализу и обоснованной самооценке, умениям самовоздействия. В конце данного
этапа юные спортсмены должны овладеть элементарным технико-тактическим арсеналом
вида
спорта,
знаниями
и
умениями
самоанализа,
самооценки,
самовнушения
и
самоприказа в самовоспитании нравственно-волевых качеств.
3. Основные принципы самовоспитания нравственно-волевых качеств
обучающихся в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы
Процесс самовоспитания нравственно-волевых качеств личности осуществляется на
основе следующих принципов:
– непрерывности и преемственности, отражающих временную, пространственную и
содержательную связи этапов и уровней нравственно-волевого развития личности
подростка;
– опоры воспитательного процесса в спортивной школе на ценностное отношение
обучающихся к социальным и культурным достижениям в общественном развитии;
– единства системного и личностно-деятельностного подходов, позволяющих
тренеру-преподавателю видеть и понимать интегративность воспитательных воздействий
всех институтов социализации личности, ее неповторимую индивидуальность, развивать и
утверждать
гуманистические
отношения
во
взаимодействии
всех
субъектов
воспитательного процесса;
– вариативности и динамичности использования средств, форм, методов и приемов
воспитания в зависимости от уровней нравственно-волевого развития подростков и их
индивидуальности;
– единства использования ближних, средних и дальних целей спортивной
деятельности как условия последовательной мобилизации и проявления необходимых
нравственно-волевых, психофизических возможностей обучающихся для перехода на
более высокую ступень личностного, социального и спортивного роста.
Заключение
Все это позволяет сделать следующие выводы:
– наиболее результативно самовоспитание происходит, в случае если сам ребенок
заинтересован в самовоспитании воли и нравственности, поэтому благоприятные условия
для этого создает спортивная школа, куда ребенок приходит по собственному желанию в
тот период, когда самосознание достигает необходимого для этого уровня;
–
педагогические
условия
самовоспитания
нравственно-волевых
качеств
у
подростков в образовательном процессе спортивной школы могут варьироваться в
зависимости
от
особенностей
организации
образовательного
процесса
в
детско-
юношеской спортивной школе;
– интегрированное взаимодействие учебной и внеучебной деятельности подростков
в учебное и каникулярное время в значительной мере способствует самовоспитанию у них
нравственно-волевых качеств;
– самовоспитание нравственно-волевых качеств у подростков, в образовательном
процессе спортивной школы происходит наиболее эффективно, если контроль и
направленность данного процесса организуется целенаправленно и системно;
Данные практические рекомендации могут быть использованы в детско-юношеских
спортивных школах различной спортивной специализации.
Список использованных источников
1. Шивринская, С.Е. Объективизация процесса самовоспитания подростка в учебной
деятельности Текст. : дис. канд. пед. наук. — Череповец, 2004. -200с.
2. Коган, М.Д. Дифференцированный подход к отбору средств физической культуры
для формирования у подростков 10-15 лет функции физического самовоспитания Текст :
дис.канд.пед.Наук.-Тула,2005.-185с.
3.
Гусейнов, А.Г. Педагогические условия развития физических и нравственно-
волевых качеств у юных спортсменов : Дис. канд. пед. наук Текст. М., 2008, - 186 с.
4. Логинов, Л.В. Педагогическая технология формирования нравственно-волевой
активности подростков в процессе занятий Текст. Вестник спортивной науки. 2007. - № 1.
-С.19-24.
5. Виноградова, М.Г. Развитие волевых качеств учащихся подростков в процессе
выполнения учебной самостоятельной работы: Автореф. кан. пед. наук Текст. М., 1962. -
21 с.
6. Гусейнов, А.Г. Педагогические условия развития физических и нравственно-
волевых качеств у юных спортсменов: Дис. канд. пед. наук Текст. М., 2008, - 186 с.
7. Кузьменко, Г. А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей
9-12 лет Текст М., Советский спорт,2008.-268 с.
8. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке Текст. / под ред.
И.К. Хрипковой. М. : Педагогика, 1982. - 240 с.