Напоминание

"Воспитательная функция русского языка"


Автор: Матвеева Ольга Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: "Воспитательная функция русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитательная функция русского языка

(выступление на методическом объединении)

Подготовила: Матвеева О.С., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №22 г. Ставрополь

Начнём с того, что язык — это главная форма вербального выражения

любого народа и людей друг с другом, при помощи языка мы формируем

наши мысли и чувства в слова, что позволяет нам общаться друг с другом,

доносить свои мысли и идеи, а также делиться переживаниями. Русский язык

является одним из самых распространённых языков мира, что делает его

вполне востребованным особенно в России.

В России русскому языку уделено немало внимания в системе

образования в виде двух предметов это собственно: «русский зык» и

«литература». Оба этих предмета знакомят школьников с их языком и

культурой более близко, что очень важно в рамках развития нового

поколения.

Изучение того или иного предмета уже само по себе означает, что

учащиеся должны усвоить определённое количество новой информации для

своего развития, для получения новых умений и навыков. Более глубокое

изучение русского языка даст им возможность намного более уверенно

чувствовать себя в будущем, частью большого общества и чем лучше

владение языком, тем лучше коммуникативные возможности для человека в

его построении собственной жизни и карьеры.

Воспитательный процесс во время изучения русского языка несёт в себе,

скорее, сопутствующий характер, но и это, по-моему, немаловажный фактор

ведь благодаря более глубокому знанию языка ученики смогут лучше

познавать этот мир, поскольку каждое новое явление будет находить отклик

в языке, чем больше словарный запас, тем легче, лучше и эффективней

ученики смогут, в будущем, излагать свои мысли и быть более уверенными в

общении с различными людьми будь то дружеская беседа или деловые

переговоры. Человек владеющий большим словарным запасом, гораздо более

эрудирован, а соответственно более уверенно выглядит в глазах собеседника

и имеет больше шансов убедить его в своей точке зрения.

Каждый учитель, так или иначе, владеет своим подходом к обучению

своих учеников русскому языку, соответственно, надо обратить внимание на

то, что подход каждого учителя к ученикам может привести к различному

результату и эффективности их воспитания и обучения. Как по мне

необходимо постоянно подпитывать учеников, с точки зрения интереса, к

предмету путём наличия разнообразия различных задач и способов

применения русского языка в жизни.

Для формирования большего интереса и мотивации учитель должен дать

понять ученикам зачем им важно знать изучаемый язык на должном уровне,

особенно если этот язык является государственным как в случае с русским

языком в России. Учитель должен донести до учеников, что более полное

знание языка даст им возможность гораздо лучше устроиться в будущем и

откроет больше дверей в жизни, то есть надо дать понять ученикам, что чем

выше образованность и лучше знание языка, тем больше шансов заполучить

прибыльную профессию в будущем и обеспечивать себя живя в достатке.

Финансовый вопрос один из самых важных ведь просто так для себя мало

кто будет отдавать всего себя на изучение русского языка. Любая профессия

с хорошим достатком предполагает более глубокое знание русского языка

или какого-либо другого языка в мире, не только в нашей стране, например,

будучи сварщиком или дворником богатый словарный запас не требуется, а в

работе юристом, чиновником, оратором, бизнесменом и так далее эти

качества жизненно необходимы [5].

Итак, первый вывод, который сделают ученики – это то, что более полное

знание русского языка даст им больше шансов на получение более

качественного образования и высокооплачиваемой профессии в будущем и

это первая воспитательная возможность. Другой вывод, который можно

сделать это то, что ученики усвоят необходимость в самосовершенствовании.

Ведь

работа

над

словарным

запасом

и

своими

ораторскими

способностями предполагает наличие силы воли и желания стать лучше себя

самого и окружающих, что является фундаментом для целеустремлённости,

уверенности в себе и будущего потенциала человека.

Дети в любом случае уже понимают, что человека с большим словарным

запасом, который лучше владеет русским языком интереснее слушать, в

конце концов столкнувшись с новым неизвестным словом появляется

необходимость его изучить и понять, что оно означает, поскольку: новое

слово-новое явление, а это само собой новое знание, которое им безусловно

пригодиться, опять же сплошные плюсы, но необходимо будучи учителем

или же родителем говорить об этом ребёнку напрямую, чтобы он понял, что

учит все эти многочисленные правила русского языка и новые слова не

просто так для оценки а для себя, например, мне, ни учительница русского

языка ни мои родители этого не объясняли, к сожалению, но это пришло ко

мне само собой и помогло мне в будущем приобрести полезное стремление к

самосовершенствованию и это важно [1].

Далее можно рассмотреть ряд других моментов, которые формируют в

учениках новое представление о вещах посредством изучения русского языка

и изучения литературы на русском языке [3]:

экологическое воспитание (привитие бережного отношения к природе

и экологии, осознания себя как части природы)

гражданское и патриотическое воспитание (воспитание способности

делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать

свои

интересы,

уважительно

относиться

к

представителям

других

национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям,

прививать чувство любви и гордости за свою родину)

правовое воспитание (формирование гуманистического мировоззрения

учащихся, способности к осознанию своих прав и прав других людей,

формирование ответственного отношения к правовым нормам государства,

законов)

эстетическое воспитание (формирование способности воспринимать,

чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей

действительности, искусстве, развитие творческих способностей детей)

трудовое воспитание (воспитание стремления трудиться на благо

Родины, добросовестного отношения к труду, уважения к людям труда и

продуктам их трудовой деятельности, ведение профориентационной работы)

нравственное воспитание (осознание учащимися норм и требований

общественной морали, выработка нравственных убеждений, воспитание

чувства уважения к старшим, товарищества, дружбы, выработка умения

сопереживать, формирование умения жить и трудиться в коллективе и т. д.)

умственное

воспитание

(привитие

навыков

умственного

труда,

развитие познавательных потребностей, развитие гибкости мышления)

Ну и наконец культурное воспитание нации, поскольку язык — это

львиная доля практически любой культуры, то наш язык должен и дальше

развиваться, обрастая новыми словами и выражениями, но к сожалению, в

последнее время идёт активное заимствование слов из других языков

преимущественно из английского, что говорит лишь о том, что в нашей

стране появляется слишком мало нового и своего, а в других странах, в виду

более благоприятных условий, нации развивают свои языки благодаря

изобретению и производству новых вещей, технологий и явлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге мы имеем один из самых красивых языков в мире, некогда

активно развивающийся язык, благодаря наличию различных авторов и

литераторов, ныне же находящийся в стагнации и слабо развивающийся. Тем

не менее всё в наших руках, в частности его изучение и воспитание нового

поколения.

Русский язык даёт нам возможность общаться, формировать наши мысли,

эмоции и идеи посредством вербального общения, и формирует нашу

культуру восприятия мира. Воспитательные возможности в изучении

русского языка, позволяют учителю обучить своих учеников не только

грамматике и правилам правописания, но и тому, как правильно расставлять

приоритеты в жизни, самовыражению, самосовершенствованию, более

тесному знакомству с собственной культурой.

В России и не только, более полное знание русского языка поможет

ученикам в различных ситуациях и проблемах, стремление к познанию само

по себе вооружит любого необходимой информацией для жизни, поскольку с

началом

изучения

языка

начинается

познание

и

других

аспектов

жизнедеятельности человека в том числе желание разобраться как устроен

этот мир.

Ученики должны усвоить за всё время изучения русского языка, что чем

лучше они его знают, тем больше у них привилегий в России и за рубежом,

что это за привилегии, необходимо до них донести и желательно с примером,

например, как уже было написано в случае с профессиями и финансовой

выгодой в будущем для учеников. Только правильная мотивация позволит

заинтересовать учеников более полным изучением родного языка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Будь человеком, человек! Воспитание толерантности на уроках русского

языка и литературы- Чебоксары,2005

2. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства //

Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. — М., 2002 ,

№ 6.

3. Дереклеева Н. И. Справочник завуча. — М.,2008.

4. Дюльдина Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на

формирование у ребенка системы ценностей // Воспитание школьников. —

М., 2002, N1.

5. Памятка для родителей (методические рекомендации). — Ташкент, 2009.



В раздел образования




Яндекс.Метрика