Автор: Сиразиева Лилия Ростамовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ВСОШ № 4 имени Галимджана Баруди
Населённый пункт: Высокая Гора
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Г. Баруди
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО Зам.директора по ВР Директор
классных руководителей _________ А.Ф.Янбухтина ___________Р.Р.Гаязов
Протокол №1 Приказ №______
от «___» ______ 2023г. «___» _______ 2023г. от «____»_______2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
1-4 классы
Срок реализации: 4 года
Рабочая программа разработана учителем
Сиразиева Л.Р.
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол № ______
от «____» _________________ 2023 г.
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственно-
го образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность для 1-4 классов(авторы-составители М.В. Бу-
ряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные
и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математиче-
ская грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креатив-
ное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способно-
сти учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для ак-
тивного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное пони-
мание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осу-
ществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономиче-
ского образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных зна-
ний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные
проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные
точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а
также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективно-
го благополучия.
Цель изучения блока
«
Креативное мышление»- умение человека использовать свое вооб-
ражение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, реше-
ния задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует
критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и эксперимен-
тах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, кото-
рые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рас-
считана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4
года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и есте-
ственнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической фи-
нансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность прове-
дения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуще-
ствляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального об-
щего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в струк-
турировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении фи-
нансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопостав-
ление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
-овладе-
вать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, уста-
новления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесе-
ния к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
3
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке ин-
формации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правиль-
ность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оце-
нивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставлен-
ными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение
составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответ-
ствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческо-
го познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнооб-
разных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляю-
щему человеку.
4
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока
«
Глобальная компетентность
»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультур-
ного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, нера-
венство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире;
-способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о гло-
бальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и выра-
батывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, эт-
нического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, тек-
ста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное оконча-
ние любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Содержание программы – 1 класс (33 часа)
№
п/п
Раздел
Кол-во
часов
Содержание
Формы внеурочной
деятельности
1
Читательская
гра-
мотность
1
1
1
1
1
1
1
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Русская народная сказка. Как лиса учи-
лась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-
исследовательских дис-
куссиях;
Практические упражне-
ния
Итого
7
2.
Математическая
грамотность
1
1
1
1
1
Про курочку рябу, золотые и простые яй-
ца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили бобовые
зернышки.
Про наливные яблочки.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-
исследовательских дис-
куссиях;
Практические упражне-
ния
5
1
1
Про Машу и трех медведей.
Про медведя, лису и мишкин мед.
Итого
7
3.
Креативное мыш-
ление
1
1
История со словом «дедушка».
Рассказы по картинкам.
Итого
2
4.
Финансовая
гра-
мотность
1
1
1
1
1
1
1
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик золото менял.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-
исследовательских дис-
куссиях;
Практические упражне-
ния
Итого
7
5.
Естественно-науч-
ная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
В. Сутеев. Яблоко.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-
исследовательских дис-
куссиях;
Практические упражне-
ния
Итого
8
6.
Глобальная компе-
тентность
1
1
Комплексное задание «Найденыш»
Комплексное задание «Мировой океан
загрязняется»
Итого
2
Итого
33
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
п/п
Раздел
Кол-во
часов
Содержание
Формы внеурочной дея-
тельности
1
Читательская
гра-
мотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследо-
вательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
2.
Математическая гра-
мотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследо-
вательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
6
3.
Креативное мышле-
ние
1
1
История со словом «фотоальбом».
Рассказы по картинкам.
Итого
2
3.
Финансовая грамот-
ность
1
1
1
1
1
1
1
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые день-
ги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской
карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследо-
вательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
7
4.
Естественно-науч-
ная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности ябло-
ка.
Про хомяка и его запасы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследо-
вательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
7
5.
Глобальная компе-
тентность
1
1
Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Комплексное задание «Случай в го-
стях»
Итого
2
Итого
34
Содержание программы 3 класс (34 ч)
№
п/п
Раздел
Кол-во
часов
Содержание
Формы внеурочной дея-
тельности
1
Читательская гра-
мотность
1
1
1
1
1
1
1
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-иссле-
довательских
дискусси-
ях;
Практические
упражне-
ния
Итого
7
2.
Естественно-науч-
ная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-иссле-
довательских
дискусси-
ях;
Практические
упражне-
ния
Итого
8
7
3.
Финансовая гра-
мотность
1
1
1
1
1
1
1
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Пенсия и социальные пособия.
Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные день-
ги? Виды расходов.
Как сэкономить семейные день-
ги?
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-иссле-
довательских
дискусси-
ях;
Практические
упражне-
ния.
Итого
7
4.
Математическая
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нере-
гулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные плате-
жи.
Подсчитываем сэкономленные
деньги.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-иссле-
довательских
дискусси-
ях;
Практические
упражне-
ния
Итого
8
5.
Глобальная компе-
тентность
1
1
Комплексное задание «Говорим
на одном языке».
Комплексное задание «Выбрасы-
ваем продукты или голодаем?»
Итого
2
6.
Креативное мыш-
ление
1
1
История со словом «почта».
Рассказы по картинкам.
Итого
2
Итого
34
Содержание программы 4 класс (34 ч)
№
п/п
Раздел
Кол-
во ча-
сов
Содержание
Формы внеурочной дея-
тельности
1
Читательская
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и голов-
ные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство русской избы
Предметы обихода русской избы
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-иссле-
довательских
дискусси-
ях;
Практические
упражне-
ния
Итого
8
2.
Естественно-
научная гра-
мотность
1
1
1
1
1
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-иссле-
довательских
дискусси-
ях;
8
1
1
1
Капуста.
Горох.
Грибы.
Практические
упражне-
ния
Итого
8
3.
Финансовая
грамотность
1
1
1
1
1
1
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-иссле-
довательских
дискусси-
ях;
Практические
упражне-
ния
Итого
6
4.
Математиче-
ская
грамотность
1
2
1
1
1
1
1
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Организуем экскурсию
Отправляемся в путешествие.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-иссле-
довательских
дискусси-
ях;
Практические
упражне-
ния
Итого
8
5.
Глобальная
компетент-
ность
1
1
Комплексное задание «Экологичная
обувь».
Комплексное задание «Этичная оде-
жда».
Итого
2
6.
Креативное
мышление
1
1
История со словом «спички».
Рассказы по картинкам.
Итого
2
Итого
34
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
План
Факт
Читательская грамотность
1.
В. Бианки. Лис и мышонок.
1
0,5
0,5
2.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
1
0,5
0,5
3.
В. Сутеев. Живые грибы.
1
0,5
0,5
4.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
0,5
0,5
5.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
0,5
0,5
6.
Русская народная сказка. Как лиса учи-
лась летать.
1
0,5
0,5
7.
Е. Пермяк. Четыре брата.
1
0,5
0,5
Математическая грамотность
8.
Про курочку рябу, золотые и простые
яйца.
1
0,5
0,5
9.
Про козу, козлят и капусту.
1
0,5
0,5
10.
Про петушка и жерновцы.
1
0,5
0,5
11.
Как петушок и курочки делили бобо-
вые зернышки.
1
0,5
0,5
9
12.
Про наливные яблочки.
1
0,5
0,5
13.
Про Машу и трех медведей.
1
0,5
0,5
14.
Про медведя, лису и мишкин мед.
1
0,5
0,5
Креативное мышление
15.
История со словом «дедушка».
1
0,5
0,5
16.
Рассказы по картинкам.
1
0,5
0,5
Финансовая грамотность
17.
За покупками.
1
0,5
0,5
18.
Находчивый колобок.
1
0,5
0,5
19.
День рождения мухи-цокотухи.
1
0,5
0,5
20.
Буратино и карманные деньги.
1
0,5
0,5
21.
Кот Василий продает молоко.
1
0,5
0,5
22.
Лесной банк.
1
0,5
0,5
23.
Как мужик золото менял.
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
24.
Как Иванушка хотел попить водицы.
1
0,5
0,5
25.
Пятачок, Винни-пух и воздушный ша-
рик.
1
0,5
0,5
26.
Про репку и другие корнеплоды.
1
0,5
0,5
27.
Плывет, плывет кораблик.
1
0,5
0,5
28.
Про Снегурочку и превращения воды.
1
0,5
0,5
29.
Как делили апельсин.
1
0,5
0,5
30.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
1
0,5
0,5
31.
В. Сутеев. Яблоко.
1
0,5
0,5
Глобальная компетентность
32.
Комплексное задание «Найденыш»
1
0,5
0,5
33.
Комплексное задание «Мировой океан
загрязняется»
1
0,5
0,5
Итого:
33
16,5
16,5
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
План
Факт
Читательская грамотность
1.
Михаил Пришвин. Беличья память.
1
0,5
0,5
2.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
0,5
0,5
3.
Лев Толстой. Зайцы.
1
0,5
0,5
4.
Николай Сладков. Веселая игра.
1
0,5
0,5
5.
Обыкновенные кроты.
1
0,5
0,5
6.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
0,5
0,5
7.
Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
8.
Про бобров.
1
0,5
0,5
Математическая грамотность
9.
Про беличьи запасы.
1
0,5
0,5
10.
Медвежье потомство.
1
0,5
0,5
11.
Про зайчат и зайчиху.
1
0,5
0,5
12.
Лисьи забавы.
1
0,5
0,5
13.
Про крота.
1
0,5
0,5
14.
Про ежа.
1
0,5
0,5
15.
Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
16.
Бобры строители.
1
0,5
0,5
10
Креативное мышление
17.
История со словом «фотоальбом».
1
0,5
0,5
18.
Рассказы по картинкам
1
0,5
0,5
Финансовая грамотность
19.
Беличьи деньги.
1
0,5
0,5
20.
Поврежденные и фальшивые деньги.
1
0,5
0,5
21.
Банковская карта.
1
0,5
0,5
22.
Безопасность денег на банковской кар-
те.
1
0,5
0,5
23.
Про кредиты.
1
0,5
0,5
24.
Про вклады.
1
0,5
0,5
25.
Ловушки для денег.
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
26.
Про белочку и погоду.
1
0,5
0,5
27.
Лесные сладкоежки.
1
0,5
0,5
28.
Про зайчишку и овощи.
1
0,5
0,5
29.
Лисьи норы.
1
0,5
0,5
30.
Корень часть растения.
1
0,5
0,5
31.
Занимательные особенности яблока.
1
0,5
0,5
32.
Про хомяка и его запасы.
1
0,5
0,5
Глобальная компетентность
33.
Комплексное задание «Футбол и друж-
ба»
1
0,5
0,5
34.
Комплексное задание «Случай в го-
стях»
1
0,5
0,5
Итого:
34
17
17
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
План
Факт
Читательская грамотность
1.
Про дождевого червяка.
1
0,5
0,5
2.
Кальций.
1
0,5
0,5
3.
Сколько весит облако?
1
0,5
0,5
4.
Хлеб, всему голова.
1
0,5
0,5
5.
Про мел.
1
0,5
0,5
6.
Про мыло.
1
0,5
0,5
7.
История свечи.
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
8.
Дождевые черви.
1
0,5
0,5
9.
Полезный кальций.
1
0,5
0,5
10.
Про облака.
1
0,5
0,5
11.
Про хлеб и дрожжи.
1
0,5
0,5
12.
Интересное вещество мел.
1
0,5
0,5
13.
Чем интересно мыло и как оно «рабо-
тает»?
1
0,5
0,5
14.
Про свечи.
1
0,5
0,5
15.
Волшебный Магнит.
1
0,5
0,5
Глобальная компетентность
16.
Комплексное задание «Говорим на
одном языке».
1
0,5
0,5
11
17.
Комплексное задание «Выбрасываем
продукты или голодаем?»
1
0,5
0,5
Финансовая грамотность
18.
Что такое «бюджет»?
1
0,5
0,5
19.
Семейный бюджет.
1
0,5
0,5
20.
Откуда в семье берутся деньги? Зар-
плата.
1
0,5
0,5
21.
Пенсия и социальные пособия.
1
0,5
0,5
22.
Наследство, вклад выигрыш.
1
0,5
0,5
23.
На что тратятся семейные деньги?
Виды расходов.
1
0,5
0,5
24.
Как сэкономить семейные деньги?
1
0,5
0,5
Креативное мышление
25.
История со словом «почта».
1
0,5
0,5
26.
Рассказы по картинкам.
1
0,5
0,5
Математическая грамотность
27.
Расходы и доходы бюджета.
1
0,5
0,5
28.
Планируем семейный бюджет.
1
0,5
0,5
29.
Подсчитываем семейный доход.
1
0,5
0,5
30.
Пенсии и пособия.
1
0,5
0,5
31.
Подсчитываем случайные (нерегуляр-
ные) доходы.
1
0,5
0,5
32.
Подсчитываем расходы.
1
0,5
0,5
33.
Расходы на обязательные платежи.
1
0,5
0,5
34.
Подсчитываем сэкономленные день-
ги.
1
0,5
0,5
Итого:
34
17
17
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
План
Факт
Читательская грамотность
1.
Старинная женская одежда.
1
0,5
0,5
2.
Старинные женские головные убо-
ры.
1
0,5
0,5
3.
Старинная мужская одежда и голов-
ные уборы.
1
0,5
0,5
4.
Жилище крестьянской семьи на Ру-
си.
1
0,5
0,5
5.
Внутреннее убранство русской из-
бы.
1
0,5
0,5
6.
Предметы обихода русской избы.
1
7.
История посуды на Руси.
1
0,5
0,5
8.
Какие деньги были раньше в России
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
9.
Томат.
1
0,5
0,5
10.
Болгарский перец.
1
0,5
0,5
11.
Картофель.
1
0,5
0,5
12.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
1
0,5
0,5
13.
Лук.
1
0,5
0,5
12
14.
Капуста.
1
0,5
0,5
15.
Горох.
1
0,5
0,5
16.
Грибы.
1
0,5
0,5
Глобальная компетентность
17.
Комплексное задание «Экологичная
обувь».
1
0,5
0,5
18.
Комплексное задание «Этичная оде-
жда».
1
0,5
0,5
Финансовая грамотность
19.
Потребительская корзина.
1
0,5
0,5
20.
Прожиточный минимум.
1
0,5
0,5
21.
Инфляция.
1
0,5
0,5
22.
Распродажи, скидки, бонусы.
1
0,5
0,5
23.
Благотворительность.
1
0,5
0,5
24.
Страхование.
1
0,5
0,5
Математическая грамотность
25.
В бассейне.
1
0,5
0,5
26.
Делаем ремонт.
1
0,5
0,5
27.
Делаем ремонт.
1
0,5
0,5
28.
Праздничный торт.
1
0,5
0,5
29.
Обустраиваем участок.
1
0,5
0,5
30.
Поход в кино.
1
0,5
0,5
31.
Организуем экскурсию
1
0,5
0,5
32.
Отправляемся в путешествие.
1
0,5
0,5
Креативное мышление
33.
История со словом «спички».
1
0,5
0,5
34.
Рассказы по картинкам.
1
0,5
0,5
Итого:
34
17
17
13