Напоминание

Цветы Родины


Автор: Сунгатуллина Лилия Нургатиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Чистополь
Наименование материала: КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: Цветы Родины
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сунгатуллина Лилия Нургатиновна

Тема: Цветы нашей Родины

Вид занятия: рисование с натуры

Цели и задачи:

- ознакомление с произведениями изобразительного искусства;

- закрепление знаний о цветоведении;

- формирование умений понимать и чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения

человека;

- воспитание у детей любви к природе родного края, всей Родины.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукция произведения П.П. Кончаловского «Сирень»; образец

педагогического рисунка «Цветы нашей Родины» (карандаш, акварель); набор гербариев с

цветами для индивидуального пользования.

Литературный ряд: стихотворение И. Токмаковой «Подарили собаку», Г. Виеру «Фиалка»; загадка.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Сегодня наш урок мы посвящаем изображению прекрасных цветов, растущих в нашей стране.

Поэтому рисунок называется «Цветы нашей Родины».

III. Актуализация знаний учащихся .

Многие из вас знают стихотворения, посвященные цветам. Прочитайте их.

IV. Вводная беседа.

1.Беседа о цветах.

Не только поэты, но и композиторы, художники воспевают в своих произведениях красоту цветов,

растущих в России. Так они воспевают любовь к родному краю, передают свое восхищение

красотой Родины. Я, думаю, вы тоже чувствуете красоту цветов.

А какова роль цветов в создании настроения человека? (Ответы детей)

- Верно. С цветами вокруг становится наряднее. Чтобы украсить комнату или себя человек издавна

использовал цветы. Цветы приносят в нашу жизнь ощущение праздника. Потому, когда мы идем в

гости, то помним, что всегда лучшим подарком является букет цветов, а порою это даже один

цветок.

Цветов в мире бесчисленное множество.

Какие цветы вы знаете? (Ответы детей.)

Цветы бывают полевые, садовые, комнатные.

Все цветы украшают природу и быт человека, радуют глаз. Цветы – удивительное создание

природы. Цветы поражают своим многообразием, пышностью, яркостью, красотой, душистым

запахом. Ни один праздник не обходится без цветов, они являются символом радости, хорошего

настроения, любви и доброжелательности к другим людям.

2. Литературный ряд.

Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Л. Чернышева.

СОРВАЛИ ЦВЕТОК

Сорвали цветок

И бросили в лужу.

Он шепчет печально:

- Не нужен, не нужен..

Зачем вы, ребята,

Сорвали меня.

Ведь жизнь моя длилась

Всего лишь три дня!

3. Беседа по картине П. П. Кончаловского «Сирень».

Перед вами работа художника П. П. Кончаловского «Сирень». На картине изображен букет

сирени. Мы видим, что цветы свежие, только что срезанные с кустов. Они так убедительно

выполнены, что мы, кажется, можем ощутит даже их аромат.

Такой выразительности художник достигает средствами реалистической живописи.

Какие же то средства?

Главное здесь – цвет. Соотношениями цвета он передал тяжесть веток сирени, освещение,

расположение букетов в пространстве.

V. Изучение нового материала (беседа учителя)

Вопросы классу:

А какие цветы вы знаете?

Как они называются?

Какую форму они имеют?

Какова их цветовая окраска?

Послушайте стихотворение:

РОМАШКА

В донском лугу, глазаста и нежна,

Печально лепестками отцветая,

Рассыпала под осень семена

Вокруг себя ромашка полевая.

Пооборвали ветры поздних гроз

Сухие листья, пахнущие пряно,

И жесткий стебель высушил мороз,

И изломали хлесткие бураны.

Но отошла пора суровых вьюг,

Потаял снег на займищах, и летом

Еще пышней убрался свежий луг

Ромашковым, как кипень, белоцветом.

А. Максаев

-А вот какое стихотворение посвятил другому цветку молдавский поэт Г. Виеру:

ФИАЛКА

- Фью, фью! – птица распевает.

И фиалка расцветает,

И земля глядит на нас

Миллионом синих глаз.

Какие еще цветы есть в ваших гербариях?

Сравните по строению и цветовой окраске эти цветы.

- Верно, у фиалки очень нежная цветовая гамма, а тюльпан имеет более красочные оттенки.

Ромашка отличается ослепительно белыми лепестками.

VI. Педагогический рисунок. Сунгатуллина Лилия Нургатиновна

Тема: Цветы нашей Родины

Вид занятия: рисование с натуры

Цели и задачи:

- ознакомление с произведениями изобразительного искусства;

- закрепление знаний о цветоведении;

- формирование умений понимать и чувствовать красоту цветов, их роль в создании

настроения человека;

- воспитание у детей любви к природе родного края, всей Родины.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукция произведения П.П. Кончаловского «Сирень»; образец

педагогического рисунка «Цветы нашей Родины» (карандаш, акварель); набор гербариев с

цветами для индивидуального пользования.

Литературный ряд: стихотворение И. Токмаковой «Подарили собаку», Г. Виеру «Фиалка»;

загадка.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Сегодня наш урок мы посвящаем изображению прекрасных цветов, растущих в нашей

стране. Поэтому рисунок называется «Цветы нашей Родины».

III. Актуализация знаний учащихся .

Многие из вас знают стихотворения, посвященные цветам. Прочитайте их.

IV. Вводная беседа.

1.Беседа о цветах.

Не только поэты, но и композиторы, художники воспевают в своих произведениях

красоту цветов, растущих в России. Так они воспевают любовь к родному краю, передают

свое восхищение красотой Родины. Я, думаю, вы тоже чувствуете красоту цветов.

А какова роль цветов в создании настроения человека? (Ответы детей)

- Верно. С цветами вокруг становится наряднее. Чтобы украсить комнату или себя человек

издавна использовал цветы. Цветы приносят в нашу жизнь ощущение праздника. Потому,

когда мы идем в гости, то помним, что всегда лучшим подарком является букет цветов, а

порою это даже один цветок.

Цветов в мире бесчисленное множество.

Какие цветы вы знаете? (Ответы детей.)

Цветы бывают полевые, садовые, комнатные.

Все цветы украшают природу и быт человека, радуют глаз. Цветы – удивительное

создание природы. Цветы поражают своим многообразием, пышностью, яркостью,

красотой, душистым запахом. Ни один праздник не обходится без цветов, они являются

символом радости, хорошего настроения, любви и доброжелательности к другим людям.

2. Литературный ряд.

Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Л. Чернышева.

СОРВАЛИ ЦВЕТОК

Сорвали цветок

И бросили в лужу.

Он шепчет печально:

- Не нужен, не нужен..

Зачем вы, ребята,

Сорвали меня.

Ведь жизнь моя длилась

Всего лишь три дня!

3. Беседа по картине П. П. Кончаловского «Сирень».

Перед вами работа художника П. П. Кончаловского «Сирень». На картине изображен

букет сирени. Мы видим, что цветы свежие, только что срезанные с кустов. Они так

убедительно выполнены, что мы, кажется, можем ощутит даже их аромат.

Такой выразительности художник достигает средствами реалистической живописи.

Какие же то средства?

Главное здесь – цвет. Соотношениями цвета он передал тяжесть веток сирени, освещение,

расположение букетов в пространстве.

V. Изучение нового материала (беседа учителя)

Вопросы классу:

А какие цветы вы знаете?

Как они называются?

Какую форму они имеют?

Какова их цветовая окраска?

Послушайте стихотворение:

РОМАШКА

В донском лугу, глазаста и нежна,

Печально лепестками отцветая,

Рассыпала под осень семена

Вокруг себя ромашка полевая.

Пооборвали ветры поздних гроз

Сухие листья, пахнущие пряно,

И жесткий стебель высушил мороз,

И изломали хлесткие бураны.

Но отошла пора суровых вьюг,

Потаял снег на займищах, и летом

Еще пышней убрался свежий луг

Ромашковым, как кипень, белоцветом.

А. Максаев

-А вот какое стихотворение посвятил другому цветку молдавский поэт Г. Виеру:

ФИАЛКА

- Фью, фью! – птица распевает.

И фиалка расцветает,

И земля глядит на нас

Миллионом синих глаз.

Какие еще цветы есть в ваших гербариях?

Сравните по строению и цветовой окраске эти цветы.

- Верно, у фиалки очень нежная цветовая гамма, а тюльпан имеет более красочные

оттенки. Ромашка отличается ослепительно белыми лепестками.

VI. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах.

Образец рисунка «Цветы нашей Родины» (карандаш, акварель)

Определим направление расположения листа. Его можно расположить и вертикально и

горизонтально, все зависит от того, как вы нарисуете цветы.

1. Так как я изображаю три цветка, то лучше расположить лист по вертикали.

Изображение цветков должно быть во весь формат листа бумаги. Намечаю направление

стеблей цветков, их высоту и длину.

2. Определяю основные пропорции цветов.

Построение надо начинать с определения соотношения размеров бутона и стебля,

уточнения формы цветка. У фиалки цветок похож на круг, у тюльпана на овал, у ромашки

на овал, но расположенный горизонтально.

3. Выполним разделение головки тюльпана на лепестки. У ромашки обозначим серединку,

которая будет смещена от нас, так как находится дальше от зрителей. У фиалки самые

сложные по строению листья, будьте внимательны при их выполнении. Намечаем форму

листьев. У фиалки лист имеет закругленную форму, у тюльпана вытянут, а у ромашки

похож на укроп.

4. Прорисую все цветы красками. Сначала выполню самый светлый цветок – ромашку.

Для его выполнения обведу лепестки синим цветом, промою кисть в чистой воде, а потом

размою границы внутри лепестка так, чтобы они казались легкими, прозрачными. После

выполню тюльпан. Закрашиваю его оранжевым цветом, и пока краска не высохла,

вытираю отжатой чистой кистью серединку цветка, а по краям добавляю красный цвет. В

итоге цветок кажется объемным. Для выполнения фиалки беру голубую краску и после, до

ее высыхания, добавляю по краям лепестков более насыщенные оттенки – синий,

фиолетовый. Рисунок закончен.

Физминутка.

Поедем с вами весело! Поехали – поехали

В лес за орехами! (дети встают, маршируют)

Наклонились – собираем!

Потянулись вверх – срывам!

Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните работу «Цветы нашей Родины», изобразив цветы как можно более

реалистично.

VIII. Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.

На доске выставлены лучшие работы. Ребята старались передать внешнее сходство

изображаемых цветов как можно более реалистично.

2.Обобщение материала, изученного на уроке.

Вопросы классу:

- А какие средства вы использовали для передачи внешнего сходства цветов?

- Верно, светотень помогает передать объемно внешний облик цветов.

- С произведением какого художника вы сегодня познакомились?

- Верно, мы сегодня рассматривали работу П. П. Кончаловского.

Тезисы:

1. Беседа о цветах России.

2. Беседа по картине П. П. Кончаловского «Сирень».

3. Изучение поэтапного выполнения рисунка.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Итоги.

Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах.

Образец рисунка «Цветы нашей Родины» (карандаш, акварель)

Определим направление расположения листа. Его можно расположить и вертикально и

горизонтально, все зависит от того, как вы нарисуете цветы.

1. Так как я изображаю три цветка, то лучше расположить лист по вертикали. Изображение

цветков должно быть во весь формат листа бумаги. Намечаю направление стеблей цветков, их

высоту и длину.

2. Определяю основные пропорции цветов.

Построение надо начинать с определения соотношения размеров бутона и стебля, уточнения

формы цветка. У фиалки цветок похож на круг, у тюльпана на овал, у ромашки на овал, но

расположенный горизонтально.

3. Выполним разделение головки тюльпана на лепестки. У ромашки обозначим серединку,

которая будет смещена от нас, так как находится дальше от зрителей. У фиалки самые сложные по

строению листья, будьте внимательны при их выполнении. Намечаем форму листьев. У фиалки

лист имеет закругленную форму, у тюльпана вытянут, а у ромашки похож на укроп.

4. Прорисую все цветы красками. Сначала выполню самый светлый цветок – ромашку. Для его

выполнения обведу лепестки синим цветом, промою кисть в чистой воде, а потом размою

границы внутри лепестка так, чтобы они казались легкими, прозрачными. После выполню

тюльпан. Закрашиваю его оранжевым цветом, и пока краска не высохла, вытираю отжатой чистой

кистью серединку цветка, а по краям добавляю красный цвет. В итоге цветок кажется объемным.

Для выполнения фиалки беру голубую краску и после, до ее высыхания, добавляю по краям

лепестков более насыщенные оттенки – синий, фиолетовый. Рисунок закончен.

Физминутка.

Поедем с вами весело! Поехали – поехали

В лес за орехами! (дети встают, маршируют)

Наклонились – собираем!

Потянулись вверх – срывам!

Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните работу «Цветы нашей Родины», изобразив цветы как можно более

реалистично.

VIII. Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.

На доске выставлены лучшие работы. Ребята старались передать внешнее сходство

изображаемых цветов как можно более реалистично.

2.Обобщение материала, изученного на уроке.

Вопросы классу:

- А какие средства вы использовали для передачи внешнего сходства цветов?

- Верно, светотень помогает передать объемно внешний облик цветов.

- С произведением какого художника вы сегодня познакомились?

- Верно, мы сегодня рассматривали работу П. П. Кончаловского.

Тезисы:

1. Беседа о цветах России.

2. Беседа по картине П. П. Кончаловского «Сирень».

3. Изучение поэтапного выполнения рисунка.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Итоги.

Сунгатуллина Лилия Нургатиновна

Тема: Веселые узоры

Вид занятий: декоративное рисование.

Цели и задачи:

- ознакомление с произведениями и историей развития полхов-майданской росписи;

- развитие эмоциональной отзывчивости на роспись мастеров;

- воспитание любви к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

- образец работы учителя «Веселые узоры»;

- образцы декоративно-прикладного искусства:

- расписная деревянная доска;

- вязаные варежки с вышивкой;

- керамическая ваза;

- образцы произведений полхов-майданской росписи (грибок-копилка, шкатулка,

матрешка).

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем выполнять декоративную работу-рисовать узор.

Посмотрите на предметы, которые я принесла на урок. Эти красивые вещи не только

служат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас мира.

III. Вводная беседа.

Учитель. Все эти предметы относятся к произведениям декоративно – прикладного

искусства. Декоративно – прикладное искусство – это искусство создания красивых

вещей, которые можно использовать в повседневной жизни. Например, когда мне надо

поставить цветы в воду, то я для этого беру красивую вазу, а не стеклянную банку. Если я

вяжу для ребенка варежки, то украшу их вышивкой . А если задумаю украсить кухню , то

для этого распишу деревянную доску . (Рассказ сопровождается показом расписной

деревянной доски , вязаных варежек с вышивкой , керамической вазы.)

Декоративно – прикладное искусство широко используется в нашей жизни. Люди издавна

занимались созданием красивых вещей, не только полезных, но и украшающих нашу

жизнь. Целые деревни занимались народными промыслами – производством декоративно

– прикладных изделий. Эти вещи, выполненные умельцами , наиболее ярко передавали

национальные особенности, характеризовали быт и обычаи разных народов.

IV. Изучение нового материала .

1.Специфические особенности Полхов – Майдана.

Учитель. В первом классе вы узнали о таких народных промыслах, как Хохлома ,

Дымково , Городец , Гжель. А сегодня перед вами произведения еще одного известного в

России народного промысла – Полхов – Майдана. Посмотрите, какие красочные,

нарядные вещи создают мастера Полхов – Майдана. Но эти вещи не только радуют глаз,

они еще и служат нам в жизни.

- Как служат? (Ответы детей.)

- Верно. Это – грибок – копилка, а это – шкатулка для мелких предметов.

- Посмотрите, какими выразительными кажутся цвета, используемые мастерами.

- С помощью чего они добиваются этого ? (Ответы детей.)

- Правильно, художники каждый элемент росписи обводят черным контуром, и за этого

каждый цвет кажется намного более ярким .

- А какие элементы чаще всего используют мастера полхов – майданской росписи?

- Да, характерными элементами этой росписи являются цветы с пятью лепестками, ягоды

смородины и яблоки. При этом у мастеров Полхов-Майдна есть свой секрет. Чтобы цвета

были еще более «звучными», художники сначала все элементы росписи покрывают

желтым цветом, а затем уже расписывают красным, зеленым цветом. И все - таки

небольшой краешек у яблока и у цветка серединка остаются нетронутыми – желтого

цвета. Я надеюсь, что вам понравились произведения умельцев из Полхов – Майдана. В

этих праздничных и жизнерадостных узорах народные мастера отражают любовь к

родному краю.

2. Работа над понятиями «узор», «ритм».

Учитель. Сейчас мы говорили об узоре. (Показывает узор.)

-Что это? (Ответы детей.)

- Верно, узор – это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при

украшении предмета.

- А кто помнит, что такое ритм? (Ответы детей.)

- Да, ритм в узоре создается, когда есть чередование элементов.

3. Линия симметрии.

Учитель. Сегодня мы выполняем очень веселый узор, и приемы для его исполнения будут

необычными. Ягоды делаем с помощью приема тычка, а листья – приемом прикладывания

кисти с дорисовкой кистью так, как это делают народные мастера. Работу надо выполнить

очень аккуратно. В этом нам поможет линия симметрии – это линия, которая делит ту

иную фигуру на две равные и похожие части. В декоративных работах эта линия имеет

большое значение. Посмотрите, как я буду использовать линию симметрии.

V. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах.

Образец рисунка «Веселый узор».

1.

Располагаю лист по горизонтали. Делю его на две равные части по вертикали с помощью

линии симметрии.

2.

А теперь в каждой из частей нарисую одинаковые элементы – яблоки и листья с помощью

приемов тычка и прикладывания кисти. Будьте внимательны: все элементы надо

расположить на одинаковом расстоянии от линии симметрии.

3.

Теперь дорисую все элементы кистью так, как делают народные мастера Полхов –

Майдана. Проработаю каждый из элементов росписи. Яблоки дорисую красным цветом,

оставляя желтый низ. У листочков также не все буду закрашивать зеленым.

4.

Затем для того, чтобы узор был еще более нарядным, надо все элементы обвести черным

цветом. Рисунок закончен.

VI. Физминутка.

Поедем с вами весело! Поехали – поехали

В лес за орехами! (дети встают, маршируют)

Наклонились – собираем!

Потянулись вверх – срывам!

Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните рисунок «Веселые узоры». Помните о том, как надо использовать

линию симметрии, чтобы узор получился красивым.

VIII. Итог урока.

1.

Выставка работ учащихся.

Учитель. Полюбуйтесь «Веселыми узорами», выполненными вами сегодня на уроке.

2.

Обобщение материала, изученного на уроке.

Вопросы классу:

- Какой промысел вы сегодня копировали?

- Что интересного вы узнали об этом промысле?

- Как называется линия, с помощью которой вы выполняли узоры?

- А что такое узор?

- Кто помнит, что такое ритм?

Учитель. Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.

Сунгатуллина Лилия Нургатиновна

Тезисы:

I.

Беседа о декоративно – прикладном искусстве.

II.

Народные промыслы. Полхов – Майдана.

III.

Изучение узора.

IV.

Самостоятельная работа учащихся – роспись.

V.

Итоги.

Конспект занятия

Тема: Русские матрёшки

Сунгатуллина Лилия Нургатиновна

Педагог дополнительного образования

ИЗО деятельность

3 класс

Тема: Русские матрешки:

Вид занятия: декоративное рисование.

Цели и задачи:

закрепление знаний детей о декоративной переработке форм растительного мира;

развитие эмоциональной отзывчивости на роспись мастеров Полхов-Майдана;

формирование эстетического вкуса и фантазии детей;

воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины, патриотизма,

уважительного отношения к труду народных мастеров.

Оборудование:

репродукции и образцы деревянных расписных матрёшек из Загорска, Семенова и

Полховского Майдана;

рисунки ребят;

таблицы «Декоративные приёмы Растительного мотива», «Этапы росписи»,

гуашь, акварель с белилами, игрушка – матрёшка не расписанная, альбомные листы.

Ход урока

I.

Организация класса.

Добрый день, ребята!

II.

Постановка темы урока

Посмотрите, какие красавицы пришли к нам в гости (на столе в ряд стоят матрёшки).

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Кто же это? Вы их узнали? Давайте познакомимся с нашими гостьями. Попросим

рассказать о себе (от имени матрёшек рассказываю я сама).

III.

Изучение нового материала

- Я родилась в 19 веке в г. Загорске, и поэтому меня называют загорская матрёшка.

Загорская матрёшка является первой русской деревянной куклой – матрёшкой. Первая

матрёшка была семиместная, изображала девочку в ситцевом сарафане, белом фартуке, с

цветастым платком на голове и чёрным петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась

взрослым и детям . У неё было доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле

пряталось дружное семейство.

И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме. Почему же её любят все?

Почему она стала русским сувениром за рубежом? Посмотрите, на кого похожа эта

матрёшка?

(Ответы детей).

Правильно, на русскую матрёшку. «Лебедушка» , «Пава» , «Утушка» , «голубка» - так

величали издавна женщин в русской народной поэзии , почитали в изобразительном

искусстве и фольклоре . Образ деревянной матрёшки удачно воплотил в себя и спокойную

плавность линий женской фигуры , и элементы традиционного народного костюма :

платок , фартук , сарафан . Эти игрушки не оставляют человека равнодушным , они вносят

в жизнь праздник , красоту , радость , благополучие , тепло .

Я, загорская матрёшка, толстенькая. У меня есть головной платок , кофта , сарафан ,

фартук . Роспись украшает платок и край фартука . Эти несложные узоры местные

мастера называют «пестрешкой» . Основные цвета – красный , зелёный , синий , жёлтый .

- А я Семёновская матрёшка. Моя фабрика находиться в г. Семёнове . Здесь же

расписывают посуду хохломской росписью , поэтому мой узор напоминает кистевую

роспись золотой Хохломы . У меня нет сарафана , всё моё тело украшено цветами и

бутонами, у меня ясные глаза .

- Я Полхов-Майданская матрёшка. Угадайте , откуда я пришла ? Я родилась в селе

Полховский Майдан на юге Горьковской области, где находится центр народного

художественного промысла, где производят разные деревянные игрушки и домашнюю

утварь : бочата, миски , солонки – «тарарушки». Форма изящная, вытянутая. У моих

мастеров свой стиль росписи : у матрёшек нет платка с завязанными концами , нет

сарафана

и фартука. Вместе этого – условный овал на двухцветном фоне –верх красный или жёлтый

, низ зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а всё остальное занято крупными

цветами в чёрном контуре. Узоры имеют названия: «большая роза», «колокольчик»,

«яблочко», «виноград» и т.д. Личико нарисовано гусиным пером очень быстро.

Вот мы с вами познакомились с нашими гостьями, полюбовавшись их нарядами, Узнали

откуда они пришли и чем они отличаются друг от друга.

Посмотрите на картинки с изображением матрёшек и кукол на столе и ответьте

навопросы: «Какого цвета платок, кофта и сарафан у загорской матрёшки? С помощью

какого декоративного приёма изображены цветы, украшающие фартук и платок этой

матрёшки? Что держит в руке семёновская матрёшка? Какой узор украшает платок

семёновской матрёшки? Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили

мастера из Полховского Майдана, чтобы украсить свою матрёшку? Какие приёмы

декоративной росписи вообще применяли эти мастера? (Последние два вопроса связаны с

роками декоративного рисования в 1 классе).

IV.

Педагогический рисунок

Сегодня на уроке мы будем мастерами по росписи матрёшек. Как же мы будем

деревянную куклу превращать в красавицу ? Я покажу на примере загорской матрёшки.

Нарисуем круг - вот и лицо, поставим две точки рядышком – получился нос, провели

полоску – рот. Вывела две миндалинки – открылись глаза. Нарисовала и чёрные брови

дугой, как и положено у красавиц. Вот поставлены два розовых кружка – заиграли

румянцем щёки, и ожила игрушка. Лёгкими линиями карандаша наметили контур платка,

кофты, фартука. Расцвечиваем платок, кофту, фартук. Затем: очень красиво и старательно

украшаем фартук и платок. Если роспись удалась, мастерицы говорят: «Ветка вышла, как

настоящая», хотя она и не такая, как на самом деле. Как только мы их нарядим, они

отправятся на праздник .

Я бабушка, матрёшка

Несу грибов лукошко!

За мной родные внучки

Идут, сложивши ручки.

И все они – матрёшеньки,

И все они – милешеньки,

Все с аленькими щёчками,

Под пёстрыми платочками,

Нарядные пригожие,

На бабушку похожие.

У каждой – по корзинке.

Набрали вам малинки.

V.

Физминутка

Поедем с вами весело!

Поехали – поехали

В лес за орехами! (дети встают, маршируют)

Наклонились – собираем!

Потянулись вверх – срывам!

Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!

VI.

Самостоятельная работа учащихся

Начинаем работать. Не забудьте правила работы с красками, кистью, «тычком». Во время

самостоятельной работы второклассники намечают лёгкими линиями карандаша лишь

самые главные элементы, не пририсованные детали, так как декоративная роспись

выполняется кистью и «тычком».

Используя приёмы фронтальной и индивидуальной работы с учащимися, мы отмечаем

особенно характерные и выразительные решения игрушки. Демонстрируя классу ещё

незаконченные эскизы, находим краткие характеристики, подчёркивающие

выразительность детских работ. Например: «У Наташи – добрая матрёшка, у Саши –

весёлая и сообразительная. Юля нарисовала заботливую матрёшку и хорошую

рукодельницу: рукава кофточки вышиты очень красиво».

Если кто-либо из детей затрудняется в выборе декоративных приёмов росписи, следует

обратиться к методической таблице «Декоративные приёмы изображения растительного

мотива», показать объёмные изделия, выделить отдельные выразительные элементы

росписи.

VII.

Итог работы

Законченные работы будем вывешивать на доске. Давайте посмотрим, какую матрёшку

нарисовала Маша: загорскую, семёновскую или полхов – майданскую? Как же вы узнали?

А Костя и Павлик? Молодцы, очень интересные получились работы.

Наш хоровод матрёшек засиял улыбками, расцвёл ярким узором.

Все матрёшки в добром мире и согласии живут,

Все матрёшек уважают за усердье и за труд.

Каждая матрёшка будет рада покрасоваться на празднике (или: «Она будет украшать нашу

классную комнату, как символ добра и благополучия»).

Тезисы:

I.

Беседа об истории создания русской матрешки. Рассказ о трех видах наиболее известных

матрешек. Анализ иллюстрированного материала (приложение).

II.

Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице.

III.

Постановка творческой задачи. Чтение стихов.

IV.

Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки – матрешки

V.

Итоги.

Приложение 1



В раздел образования




Яндекс.Метрика