Напоминание

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством квиллинг


Автор: Анисимова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 70
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством квиллинг
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники

квиллинг

Дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее

развитие человека. Развитие детского творчества является актуальной проблемой

современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную

цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию

окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих

достижению положительных изменений в жизни общества.

Творческие способности можно определить как психологические особенности ребенка,

подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой

деятельности. К ним относят дивергентное мышление (беглость, оригинальность,

точность, гибкость), воображение, самостоятельность, мотивацию различных этапов

творчества. Проведенный анализ научной литературы по психологии, педагогике,

философии, позволил выявить, что творческие способности могут проявляться в любой

деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван

творческим.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-

практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и

удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной

деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его

дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она

значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие,

реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях

стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития

индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления —

является продуктивная художественно — творческая деятельность.

Очень часто на занятиях по продуктивным видам деятельности мы замечаем, что дети

стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу что-то новое. Для них

важно научиться делать что-то так же красиво, аккуратно, как это выполняет воспитатель.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение,

фантазию, те есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную

обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие –

формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в

дошкольных образовательных организациях.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека,

ребенка. Поэтому необходимо расширять опыт ребенка, познакомить его с различными

приемами выражения себя. Это создаст прочные основы для его творческой деятельности.

Квиллинг

является

эффективным

средством

развития

творческих

способностей

дошкольников.

Сам

процесс

квиллинга

является

творчески-художественным

преобразованием реального объекта в новую для ребенка форму.

Творчество с помощью квиллинга даёт переживание своей целостности, уникальности.

Оно отражает внутренний мир, стремления, желания, переживания. В момент творчества

человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою

индивидуальность.

Квиллинг - это оригинальный и необычный вид продуктивной деятельности, суть

которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького

инструмента (зубочистки) бумажных полосок. С помощью данной технологии дети учатся

создавать самые различные композиции.

Одной из главных задач обучения и воспитания дошкольников является обогащение

мировосприятия ребенка, т.е. развитие творческой культуры, развитие творческого

подхода к реализации задания, трудолюбия, интереса к практической деятельности,

радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Бумага – хороший материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать

неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку,

смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что

интересует ребенка.

Начинать обучение работе в технике квилллинг для детей допустимо уже при достижении

возраста 4-5 лет. Под чутким руководством родителей малыши могут создавать

несложные аппликации, открытки и другие поделки, которые станут хорошим подарком

или украшением интерьера.

Посредством

квиллинга

осуществляется

взаимосвязь

творчества

особенностями

мышления, с интеллектом, бессознательными процессами, эмоциональной сферой и

другими компонентами, которые составляют структуру творческих способностей.

Формирование творческих способностей в процессе квиллинга можно определить как

процесс целенаправленного и организованного овладения ребенком такими качествами

как познавательная активность, эмоциональность, самостоятельность, стремление к

самовыражению и к творческим достижениям.

С помощью технологии квиллинга мы решаем следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы

предметов, сочетание цветов).

2. Развивать образное мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое

мышление).

3. Развивать воображение.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера.

5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

В нашей работе с детьми старшего возраста мы используем технику квилинга для

развития творческих способностей.

На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье

перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство

бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе

монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с

позолоченными краями.

На первых занятиях, знакомя детей с новым способом работы с бумагой, мы использовали

игровой прием «Как полоску бумаги превратить в шарик». Сначала ребята осваивали

общий способ накручивания полосок в диск. Затем, по мере усложнения материала, мы

предлагали им творческие задачи, решение которых связано с созданием образов.

Например, можно превратить этот диск в «спиральку», если немного его распустить.

Предлагали детям поэкспериментировать со «спиралькой»: можно немного смять одну

сторону круга - получается форма «капельки». Если круг смять с обеих сторон, то

получается форма «глаза». Предлагали детям сложить из этих форм цветок.

На последующих занятиях дети создавали оригинальные композиции: «Осенние цветы»,

«Море», «Лес», «Космос», «Бабочки» и др.

В процессе работы в технике квиллинг мы создавали игровую воображаемую ситуацию на

листе бумаги, используя готовые формы. Занятия сочетали с обыгрыванием изображений

«Бабочки прилетели на полянку, а цветочков нет…».

Дети дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия в технике квиллинга,

несмотря на то, что на начальном этапе обучения процесс бумагокручения кажется

довольно сложным. Но уже после выполнения нескольких работ ребенок достаточно

легко справляется с накручиванием бумажной полоски на инструмент и увлекается

превращением заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения.

Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно

усложняя уровень выполнения работ.

Для успешной организации занятий по обучению художественной технике квиллинг я

учитываю возрастные особенности детей: прежде всего, забочусь о том, чтобы поделка

была практически значима для ребенка и он мог ее использовать в качестве сувенира или

игрушки.

Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно –

прикладного искусства:

способствует развитию мелкой моторики обоих рук, так как во время работы в этой

технике задействованы и левая и правая рука, что активизирует работу, как левого, так и

правого полушария головного мозга. Квиллинг требует тонких дифференцированных

движений пальцами, что способствует активизации координированной работы мелких

мышц руки. Работа в технике квиллинг напрямую обращена к формированию творческого

начала.

относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);

легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга.

На своих занятиях формирую у детей трудолюбие, учу их ставить цель, находить пути для

ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываю

особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то

самостоятельно, развиваю такие качества личности, как активность, целеустремленность,

инициативу. В процессе работы внимание детей направляю на логическую

последовательность действий, которая приводит к лучшему результату

Все наши коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к тому, чтобы

вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к

играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, сделать поздравительную открытку и т. п.,

что будет являться конечным результатом творческой работы.

Во время выполнения работы учу детей общаться друг с другом и с взрослым. Поэтому

моя цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком

искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире

природы и человеческой культуры.

Таким образом, работа по обучению детей квиллингу позволяет решать ряд важных задач

в развитии ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление,

художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Результаты

работ в данном направлении неоднократно подтверждены участием воспитанников в

мероприятиях и конкурсах разного уровня. Все это необходимо современному человеку,

чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги,

ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Продуктивная

деятельность

дошкольников

посредством

квиллинга

при

создании

определенных условий, будет способствовать развитию художественно-творческих

способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой

активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих

их формированию.

Литература:

1.

Быстрицкая А. «Бумажная филигрань». Айрис-Пресс. 2010.

2.

Варламова Е. П. Психология творческой уникальности человека / Е. П.

Варламова, С. Ю. Степанов. М.: 2006. – 232 с.

3.

Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. — И.:Контэнт, 2010. — 48 с.

4.

Зайцева, А. Искусство квиллинга. — И.:Эксмо — Пресс, 2009. — 64 с

5.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей-младших

школьников. Ярославль, 2004. – 144 с.

6.

Синицина, Е. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей / Е.

Синицина. — Москва, 1998.

7.

Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола — пресс, 2008. — 104 с.

8.

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: пособие для

родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. — Екатеринбург: У- Фактория,

2003. — 40 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика