Автор: Усимова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18
Населённый пункт: город Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: «Рисуем пальчиками и ладошками»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ д/с №18
Статья
«Рисуем пальчиками и ладошками»
подготовила
воспитатель
Усимова Ольга Алексеевна
г. Арзамас, 2024год
Пальчиковое рисование оказывает очень большое положительное влияние на
развитие ребёнка, способствует развитию речи и устойчивости психики.
Работа с красками развивает цветовосприятие и память. Целью ранних
занятий рисованием должно стать гармоничное развитие ребёнка, творческое
восприятие окружающего мира, а не стремление родителей сделать из своего
ребёнка художника.
Самый доступный способ развить у ребёнка творческое начало –
заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у детей развивается
воображение, образное мышление и вкус. Маленьким художникам очень
понравятся рисование пальчиками и ладошками.
Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет
не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует
развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения,
расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда
начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На
ладонях находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами
тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния
организма в целом.
Рисуя, ребёнок учится строить «причинно-следственные» связи, учится
логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести
пальчиками по белому листу, на нём появляются интересные «загогулины», а
если поставить кляксу и «развозюкать» её ручкой, то получится очень
забавное
пятно.
С
помощью
пальчиковых
красок
ребёнок
получает
представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что
смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.
Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих
способностей. Не только потому, что ребёнок учится рисовать, а потому, что
он учится самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.
Специальные пальчиковые краски безопасны для здоровья детей, так
как не содержат вредных компонентов. Этими красками можно рисовать не
только на бумаге, но и на картоне, стекле, даже на теле. Они хорошо
смываются с любых поверхностей и легко отстирываются. Существует много
техник использования этих красок, которые можно освоить с ребёнком.
Не следует ожидать, что ребёнок сразу окунёт указательный пальчик в
краску и начнёт рисовать профиль любимой мамы. Скорее всего, он первым
делом испачкает свою одежду. Но если педагог или родители покажут ему,
как надо рисовать, и объяснят, для чего нужны краски, то он, подражая им,
сделает первую кляксу своей ладошкой уже на 3-4-ом занятии.
На первом занятии рисованием достаточно использовать 1-2 цвета.
Надо предоставить ребёнку возможность самому выбрать цвет. А самое
главное, набраться терпения и не вмешиваться в начало творческого
процесса. Лучше, что может сделать педагог на этом этапе – занять позицию
наблюдателя, а после завершения первого занятия не забыть похвалить
малыша. И не стоит искать в первых кляксах скрытого смысла, подвергать
рисунки психологическому анализу, ведь ребёнок просто играет красками.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любимые абстракции,
наслаждаясь
цветом
или
создавать
сюжетные
картины.
По-разному
поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы,
можно воплотить любые задумки.