Автор: Тубаева Ирина Анатольевна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Растим патриотов"
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Растим патриотов»
для 5-6 классов
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Растим патриотов»
для 5-6 классов (всего 68 часов, 34 часа в учебном году, 1 час в неделю)
Программа
«Растим
патриотов»
способствует
разностороннему
раскрытию
индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся увидеть на уроке, развитию
у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Познавательно-творческая
внеурочная
деятельность
обогащает
опыт
коллективного
взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки,
уровня интеллектуального развития и способностей.
Цель данной программы: Совершенствование системы патриотического воспитания,
формирование
у
учащихся
гражданственности
и
патриотизма
как
качеств
конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности
на основе общечеловеческих ценностей.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения программы «Растим патриотов»» в начальной
школе является формирование следующих умений:
Развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации
творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности,
высокой
социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного
образования
и
компетенции «уметь учиться»;
Формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных
оснований личностного морального выбора;
Развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности
открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие
готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности
за
их
результаты;
Целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения
противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью и безопасности
личности и общества в пределах своих
возможностей.
Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения,
уважения
к
языку,
культурным,
религиозным
традициям,
истории
и
образу
жизни представителей народов России.
Формирование основ российской гражданской идентичности;
Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
Воспитание
ценностного
отношения
к
своему
национальному
языку
и
культуре;
Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
Метапредметными
результатами
изучения
программы
«Растим
патриотов»
в
начальной
школе
является
формирование
следующих
универсальных
учебных
действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
учиться
совместно
давать
эмоциональную
оценку
своей
деятельности
и
деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией
учебника;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия
учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном
обществе, воспитания патриотических убеждений;
освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный
опыт
и
информацию,
полученную
на
занятии;
пользоваться
памятками;
перерабатывать
полученную
информацию:
делать
выводы
в
результате
совместной
работы всего класса;
перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать
и
группировать
предметы и их образы;
знание
собственной
истории
(семьи,
рода,
фамилии)
на
фоне
знания
отечественного историко-культурного процесса;
знание
о
«малой
родине»
(родной
край:
история,
культура,
традиции,
достижения, проблемы и др.);
знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических
свершениях, достижениях, проблемах и др.;
понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм»,
«патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита
Отечества» и др.;
понимание
роли,
места
и
значения
России
в
мировой
цивилизации,
самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории
человечества;
способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих
обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного
развития России.
Коммуникативные УУД:
умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения
вербальными и
невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение
на
русском, родном и иностранных языках.
уметь
выразительно читать
и
пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
занятиях и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе:
формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию
учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной
деятельности.
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия
к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским
религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5
класс - 34 часа
«Мой дом - моя семья»
1. Я и моя семья (6 часов) – формирование гражданского отношения к своей семье,
положительного
отношения
к
себе,
учить
ориентироваться
в
родственных
отношениях и
пополнять знаний о близких людях. Генеалогия как наука. Теория семейного родства. Дом и
семейный
быт.
Род,
очаг,
поколение,
предки.
Подготовительная
работа
к
составлению
родословной семьи. Что такое генеалогическое древо семьи.
2. Русская народная культура (8 часов) - создание условий для формирования у
обучающихся
мотивации
к
познанию
пошлого,
изучению
культурного
наследия своего
народа. Сбор предметов старинного быта для экспозиции «Русская изба».
Особенности
обычаев и обрядов местного населения. Предметы традиционной материальной культуры.
Русский национальный костюм. Православные праздники.
3. Я
и
моя
школа
(6
часов)
–
формирование
гражданского
отношения
к
школе,
работникам школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. История
возникновения образования в селе. Учителя и ученики разных лет.
Путешествия
по
воспоминаниям ветеранов-педагогов. Школьные традиции.
4. Земля
-
наш
общий
дом
(6
часов)
–
формирование
общих
познавательных
способностей детей, расширение знаний об окружающем мире, развитие любознательности и
стремления к изучению и сохранению природы Земли. Наше
природное
наследие.
Экологические проблемы региона - как их решать? Охраняемые объекты. Красная книга.
5. Защитники Отечества (8 часов) – формирование у детей патриотических чувств,
основанных на ознакомлении с боевыми традициями и памятниками боевой славы, воспитание
любви и уважения к защитникам Родины.
Есть
такая
профессия
-
Родину
защищать.
Военная
слава
земляков.
Выпускники
школы - в рядах Российской Армии. Служба в армии - почетная обязанность. Имена героев в
названии улиц нашего района. Города-герои. День Победы - великий праздник.
6
класс- 34 часа
«С чего начинается Родина?»
1. Я и я (5 часов)- формирование гражданского отношения к себе, членам своей семьи,
другим людям. Мое окружение. Как я к ним отношусь? Чем интересны люди, живущие на
моей улице? Что для меня в жизни главное. Здоровый образ жизни. Культура поведения.
2. Я
и
моя
семья
(6
часов)
-
формирование
знаний
о
прошлом
своих
предков,
побуждение
интереса
к
своим
родовым
корням.
Методические
основы
составления
родословной.
Знакомство
с
генеалогическим
древом
знаменитостей
(Жуков,
Суриков).
Родословная роспись своей семьи. Фотогалерея родных. Семейный герб.
3. Я и культура (6 часов) - формирование потребностей к изучению русской народной
культуры,
сохранению
культурной
самобытности
каждого
народа.
Объекты
культурного
наследия моего села. Района. Области. Предметы материальной культуры (Национальные
костюмы. Полотенца. Платки. Фартуки). Старинное ткачество.
4. Я и школа (6 часов) - формирование гражданского отношения к школе, работникам
школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. Роль учителя в школе.
Учительские
династии
и
их
семейные
традиции.
След
выпускников
в
истории
школы.
Летопись школы. Школьный музей и архив.
5. Я и мое Отечество (8 часов) - формирование у молодых граждан страны высокого
патриотического сознания, верности Отечеству, готовности служить Родине. Листаем великой
истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны. Поэты, писатели и художники о
войне. Самые значимые битвы войны. Награды войны. Книга памяти. Вклад моей семьи в дело
Великой победы.
6. Я и моя планета (5 часов) формирование ответственности за состояние окружающей
среды и стремления к конкретной деятельности, расширение знаний об окружающем мире,
развитие любознательности и стремления к изучению и сохранению природы Земли. Мы
живем в Сибири. Ее природа и достопримечательности. Горы. Реки. Озера. Любимые места
туристов. Мой проект по защите природы.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма
организации
работы
по
программе
в
основном
–
коллективная,
а
также
используется
групповая
и
индивидуальная
формы
работы.
Занятия
предусмотрены
теоретические и практические.
Теоретические
занятия
включают
в
себя:
Беседы;
Уроки мужества и памяти;
Классные часы;
Встречи с интересными людьми;
Литературно – музыкальные композиции;
Просмотр и обсуждение видеоматериала;
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки по родному краю, походы по историческим и памятным местам
Практические
занятия
(урочная,
внеурочная,
внешкольная
):
Творческие конкурсы
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Трудовые дела
Наблюдение обучающихся за событиями в области, стране
Заочные экскурсии и путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, семейных газет
Сюжетно
-
ролевые
игры
гражданского
и
историко-патриотического
содержания
(урочная, внеурочная, внешкольная)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-й класс «Мой дом - моя семья» - 34 час
№
Тема по программе
Все
го
Теор
ия
Прак
тика
1.
Вводное занятие. Генеалогия как наука
1
1
2.
Теория семейного родства. Прямые и боковые родственные
связи
1
1
3.
Дом и семейный быт. Практическая работа по описанию быта
своей семьи.
1
1
4.
Род, очаг, поколение, предки.
1
1
5.
Что такое генеалогическое древо семьи? Поиск информации у
родственников старшего поколения, запись рассказов.
1
1
6.
Моя родословная. Практическое ознакомление с
родословными.
1
1
7.
Русская народная культура.
1
8.
Предметы традиционной материальной культуры.
1
9.
Особенности обычаев и обрядов местного населения
1
10
Русский национальный костюм. Экскурсия в «Русскую избу»
1
1
11
Сбор предметов старинного быта для экспозиции «Русская
изба».
1
1
12
Сбор предметов старинного быта для экспозиции «Русская
изба».
1
1
13
Православные праздники. Ильин день. Троица. (Легенды)
1
1
14
Обрядовый словарь местного населения.
1
15
Введение в тему: История возникновения образования в селе.
Презентация.
1
1
16
Учителя и ученики разных лет. Экскурсия по экспозиции
школьного музея: «Выпускники - наши коллеги»
1
1
17
Путешествия по воспоминаниям ветеранов-педагогов.
1
1
18
Встречи с ветеранами педагогического труда
1
1
19
Встречи с ветеранами педагогического труда
1
1
20
Славные традиции школы.
1
1
21
Земля - наш общий дом. Введение.
1
1
22
Наше природное наследие. Экскурсия в природу.
1
1
23
Экологические проблемы региона - как их решать?
1
1
24
Охраняемые объекты
1
1
25
.
Красная книга. Мультимедийный рассказ об исчезающих
видах растений.
1
1
26
23 февраля - день защитника Отечества. История
возникновения праздника.
1
1
27
.
Есть такая профессия - Родину защищать. Презентация
«Служба в Армии - почетная обязанность»
1
1
28
Военная слава земляков Путешествие по Книге памяти.
1
1
29
Имена героев в названии улиц нашего района. В. Волошина.
1
1
30
Города-герои. Презентация.
1
1
31
Города воинской славы.
32
День Победы - великий праздник
1
1
33
Участие в митинге, посвященном Дню победы. Литературно-
музыкальная композиция.
1
1
34
Итоговый урок. Обобщение.
1
1
6-й класс «С чего начинается Родина?»-34 час
№
Тема по программе
Все
го
Теор
ия
Прак
тика
1
Введение в тему. Кто меня окружает, и как я к ним отношусь?
(Семья, родные, друзья, одноклассники)
1
1
2.
Чем интересны люди, проживающие на моей улице?
Составление рассказов.
1
1
3.
Здоровый образ жизни. Что это значит? Посещение
спортивного зала, интервью у учителя физкультуры.
1
1
4.
Урок нравственности» Моя культура поведения»
1
1
5.
Что для меня в жизни главное. Составление главных
постулатов в жизни школьника. Защита своих мини-проектов.
1
1
6.
Методические основы составления родословной.
1
1
7.
Рассматривание родословной знаменитых личностей ( Жуков,
Суриков и др.).
1
1
8.
Поиск и исследование семейных фотографий. Фотогалерея
семьи.
1
1
9.
Родословные росписи (поколенная роспись). Схема
составления.
1
1
10
Выявление имен и биографий родственников, их участие в
главных этапах развития страны
1
1
11.
Выявление имен и биографий родственников, их участие в
главных этапах развития страны
1
1
12.
Культурное наследие. Объекты культурного наследия моего
села
1
1
13.
Объекты культурного наследия моего района. Презентация.
1
1
14.
Объекты культурного наследия моей области. Экскурсия в
библиотеку.
1
1
15.
Предметы материальной культуры. Экспозиция «Русский
национальный костюм»
1
1
16.
Полотенце, платок. Другие головные уборы.
1
1
17.
Ткачество на Руси. Мастер-класс по прядению в Русской
избе, с приглашением местных мастериц.
1
1
18
Презентация « Учитель - слово-то какое!». О роли учителя в
школе.
1
1
19
Учительские династии в нашей школе. Встреча с
представителями династий.
1
1
20
След выпускников в истории школы. Путешествие по
страницам жизни выпускников, принесших славу школе.
1
1
21
Страницы летописи школьной жизни. По материалам архива
школы.
1
1
22
Школьный музей. История создания. Экскурсия.
1
1
23
Моя планета в опасности. Почему мы так говорим? Анализ
тестов.
1
1
24
Природа и достопримечательности Западной Сибири.
Презентация.
1
1
25.
Урок экологии « Я люблю свою Землю буду ее защищать».
Индивидуальные выступления учащихся.
1
1
26.
Экологические тропинки моего села. Плакаты.
1
1
27.
Заповедные места Кузбасса
1
1
28
Отечество. Что вкладываем мы в это понятие? Листаем
1
1
Великой истории строки: Полководцы Великой
Отечественной войны.
29
Самые значимые битвы войны. Презентация
1
1
30
Военные награды страны.
1
1
31
Поэты, писатели о войне
1
1
32
Война в произведениях художников
1
1
33
Книга памяти.
1
1
34
Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым
столом
1
1