Напоминание

"Растим патриотов"


Автор: Тубаева Ирина Анатольевна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Растим патриотов"
Раздел: начальное образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Растим патриотов»

для 5-6 классов

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Растим патриотов»

для 5-6 классов (всего 68 часов, 34 часа в учебном году, 1 час в неделю)

Программа

«Растим

патриотов»

способствует

разностороннему

раскрытию

индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся увидеть на уроке, развитию

у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в

продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Познавательно-творческая

внеурочная

деятельность

обогащает

опыт

коллективного

взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки,

уровня интеллектуального развития и способностей.

Цель данной программы: Совершенствование системы патриотического воспитания,

формирование

у

учащихся

гражданственности

и

патриотизма

как

качеств

конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности

на основе общечеловеческих ценностей.

Планируемые результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения программы «Растим патриотов»» в начальной

школе является формирование следующих умений:

Развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации

творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности,

высокой

социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного

образования

и

компетенции «уметь учиться»;

Формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных

оснований личностного морального выбора;

Развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности

открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие

готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию

ответственности

за

их

результаты;

Целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к

преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения

противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу

жизни, здоровью и безопасности

личности и общества в пределах своих

возможностей.

Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения,

уважения

к

языку,

культурным,

религиозным

традициям,

истории

и

образу

жизни представителей народов России.

Формирование основ российской гражданской идентичности;

Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

Воспитание

ценностного

отношения

к

своему

национальному

языку

и

культуре;

Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Метапредметными

результатами

изучения

программы

«Растим

патриотов»

в

начальной

школе

является

формирование

следующих

универсальных

учебных

действий

(УУД).

Регулятивные УУД:

учиться

совместно

давать

эмоциональную

оценку

своей

деятельности

и

деятельности других;

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией

учебника;

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия

учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном

обществе, воспитания патриотических убеждений;

освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии

оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный

опыт

и

информацию,

полученную

на

занятии;

пользоваться

памятками;

перерабатывать

полученную

информацию:

делать

выводы

в

результате

совместной

работы всего класса;

перерабатывать

полученную

информацию:

сравнивать

и

группировать

предметы и их образы;

знание

собственной

истории

(семьи,

рода,

фамилии)

на

фоне

знания

отечественного историко-культурного процесса;

знание

о

«малой

родине»

(родной

край:

история,

культура,

традиции,

достижения, проблемы и др.);

знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических

свершениях, достижениях, проблемах и др.;

понимание сущности и особенностей российского патриотизма;

знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм»,

«патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита

Отечества» и др.;

понимание

роли,

места

и

значения

России

в

мировой

цивилизации,

самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории

человечества;

способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих

обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного

развития России.

Коммуникативные УУД:

умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,

участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное

сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения

вербальными и

невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение

на

русском, родном и иностранных языках.

уметь

выразительно читать

и

пересказывать содержание текста;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на

занятиях и следовать им;

учиться согласованно, работать в группе:

формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию

учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной

деятельности.

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия

к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и

сопереживания другим людям;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным

российским

религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5

класс - 34 часа

«Мой дом - моя семья»

1. Я и моя семья (6 часов) – формирование гражданского отношения к своей семье,

положительного

отношения

к

себе,

учить

ориентироваться

в

родственных

отношениях и

пополнять знаний о близких людях. Генеалогия как наука. Теория семейного родства. Дом и

семейный

быт.

Род,

очаг,

поколение,

предки.

Подготовительная

работа

к

составлению

родословной семьи. Что такое генеалогическое древо семьи.

2. Русская народная культура (8 часов) - создание условий для формирования у

обучающихся

мотивации

к

познанию

пошлого,

изучению

культурного

наследия своего

народа. Сбор предметов старинного быта для экспозиции «Русская изба».

Особенности

обычаев и обрядов местного населения. Предметы традиционной материальной культуры.

Русский национальный костюм. Православные праздники.

3. Я

и

моя

школа

(6

часов)

формирование

гражданского

отношения

к

школе,

работникам школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. История

возникновения образования в селе. Учителя и ученики разных лет.

Путешествия

по

воспоминаниям ветеранов-педагогов. Школьные традиции.

4. Земля

-

наш

общий

дом

(6

часов)

формирование

общих

познавательных

способностей детей, расширение знаний об окружающем мире, развитие любознательности и

стремления к изучению и сохранению природы Земли. Наше

природное

наследие.

Экологические проблемы региона - как их решать? Охраняемые объекты. Красная книга.

5. Защитники Отечества (8 часов) – формирование у детей патриотических чувств,

основанных на ознакомлении с боевыми традициями и памятниками боевой славы, воспитание

любви и уважения к защитникам Родины.

Есть

такая

профессия

-

Родину

защищать.

Военная

слава

земляков.

Выпускники

школы - в рядах Российской Армии. Служба в армии - почетная обязанность. Имена героев в

названии улиц нашего района. Города-герои. День Победы - великий праздник.

6

класс- 34 часа

«С чего начинается Родина?»

1. Я и я (5 часов)- формирование гражданского отношения к себе, членам своей семьи,

другим людям. Мое окружение. Как я к ним отношусь? Чем интересны люди, живущие на

моей улице? Что для меня в жизни главное. Здоровый образ жизни. Культура поведения.

2. Я

и

моя

семья

(6

часов)

-

формирование

знаний

о

прошлом

своих

предков,

побуждение

интереса

к

своим

родовым

корням.

Методические

основы

составления

родословной.

Знакомство

с

генеалогическим

древом

знаменитостей

(Жуков,

Суриков).

Родословная роспись своей семьи. Фотогалерея родных. Семейный герб.

3. Я и культура (6 часов) - формирование потребностей к изучению русской народной

культуры,

сохранению

культурной

самобытности

каждого

народа.

Объекты

культурного

наследия моего села. Района. Области. Предметы материальной культуры (Национальные

костюмы. Полотенца. Платки. Фартуки). Старинное ткачество.

4. Я и школа (6 часов) - формирование гражданского отношения к школе, работникам

школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. Роль учителя в школе.

Учительские

династии

и

их

семейные

традиции.

След

выпускников

в

истории

школы.

Летопись школы. Школьный музей и архив.

5. Я и мое Отечество (8 часов) - формирование у молодых граждан страны высокого

патриотического сознания, верности Отечеству, готовности служить Родине. Листаем великой

истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны. Поэты, писатели и художники о

войне. Самые значимые битвы войны. Награды войны. Книга памяти. Вклад моей семьи в дело

Великой победы.

6. Я и моя планета (5 часов) формирование ответственности за состояние окружающей

среды и стремления к конкретной деятельности, расширение знаний об окружающем мире,

развитие любознательности и стремления к изучению и сохранению природы Земли. Мы

живем в Сибири. Ее природа и достопримечательности. Горы. Реки. Озера. Любимые места

туристов. Мой проект по защите природы.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма

организации

работы

по

программе

в

основном

коллективная,

а

также

используется

групповая

и

индивидуальная

формы

работы.

Занятия

предусмотрены

теоретические и практические.

Теоретические

занятия

включают

в

себя:

Беседы;

Уроки мужества и памяти;

Классные часы;

Встречи с интересными людьми;

Литературно – музыкальные композиции;

Просмотр и обсуждение видеоматериала;

Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

Поездки по родному краю, походы по историческим и памятным местам

Практические

занятия

(урочная,

внеурочная,

внешкольная

):

Творческие конкурсы

Коллективные творческие дела

Соревнования

Показательные выступления

Праздники

Викторины

Трудовые дела

Наблюдение обучающихся за событиями в области, стране

Заочные экскурсии и путешествия

Акции благотворительности, милосердия

Творческие проекты, презентации

Проведение выставок семейного художественного творчества, семейных газет

Сюжетно

-

ролевые

игры

гражданского

и

историко-патриотического

содержания

(урочная, внеурочная, внешкольная)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5-й класс «Мой дом - моя семья» - 34 час

Тема по программе

Все

го

Теор

ия

Прак

тика

1.

Вводное занятие. Генеалогия как наука

1

1

2.

Теория семейного родства. Прямые и боковые родственные

связи

1

1

3.

Дом и семейный быт. Практическая работа по описанию быта

своей семьи.

1

1

4.

Род, очаг, поколение, предки.

1

1

5.

Что такое генеалогическое древо семьи? Поиск информации у

родственников старшего поколения, запись рассказов.

1

1

6.

Моя родословная. Практическое ознакомление с

родословными.

1

1

7.

Русская народная культура.

1

8.

Предметы традиционной материальной культуры.

1

9.

Особенности обычаев и обрядов местного населения

1

10

Русский национальный костюм. Экскурсия в «Русскую избу»

1

1

11

Сбор предметов старинного быта для экспозиции «Русская

изба».

1

1

12

Сбор предметов старинного быта для экспозиции «Русская

изба».

1

1

13

Православные праздники. Ильин день. Троица. (Легенды)

1

1

14

Обрядовый словарь местного населения.

1

15

Введение в тему: История возникновения образования в селе.

Презентация.

1

1

16

Учителя и ученики разных лет. Экскурсия по экспозиции

школьного музея: «Выпускники - наши коллеги»

1

1

17

Путешествия по воспоминаниям ветеранов-педагогов.

1

1

18

Встречи с ветеранами педагогического труда

1

1

19

Встречи с ветеранами педагогического труда

1

1

20

Славные традиции школы.

1

1

21

Земля - наш общий дом. Введение.

1

1

22

Наше природное наследие. Экскурсия в природу.

1

1

23

Экологические проблемы региона - как их решать?

1

1

24

Охраняемые объекты

1

1

25

.

Красная книга. Мультимедийный рассказ об исчезающих

видах растений.

1

1

26

23 февраля - день защитника Отечества. История

возникновения праздника.

1

1

27

.

Есть такая профессия - Родину защищать. Презентация

«Служба в Армии - почетная обязанность»

1

1

28

Военная слава земляков Путешествие по Книге памяти.

1

1

29

Имена героев в названии улиц нашего района. В. Волошина.

1

1

30

Города-герои. Презентация.

1

1

31

Города воинской славы.

32

День Победы - великий праздник

1

1

33

Участие в митинге, посвященном Дню победы. Литературно-

музыкальная композиция.

1

1

34

Итоговый урок. Обобщение.

1

1

6-й класс «С чего начинается Родина?»-34 час

Тема по программе

Все

го

Теор

ия

Прак

тика

1

Введение в тему. Кто меня окружает, и как я к ним отношусь?

(Семья, родные, друзья, одноклассники)

1

1

2.

Чем интересны люди, проживающие на моей улице?

Составление рассказов.

1

1

3.

Здоровый образ жизни. Что это значит? Посещение

спортивного зала, интервью у учителя физкультуры.

1

1

4.

Урок нравственности» Моя культура поведения»

1

1

5.

Что для меня в жизни главное. Составление главных

постулатов в жизни школьника. Защита своих мини-проектов.

1

1

6.

Методические основы составления родословной.

1

1

7.

Рассматривание родословной знаменитых личностей ( Жуков,

Суриков и др.).

1

1

8.

Поиск и исследование семейных фотографий. Фотогалерея

семьи.

1

1

9.

Родословные росписи (поколенная роспись). Схема

составления.

1

1

10

Выявление имен и биографий родственников, их участие в

главных этапах развития страны

1

1

11.

Выявление имен и биографий родственников, их участие в

главных этапах развития страны

1

1

12.

Культурное наследие. Объекты культурного наследия моего

села

1

1

13.

Объекты культурного наследия моего района. Презентация.

1

1

14.

Объекты культурного наследия моей области. Экскурсия в

библиотеку.

1

1

15.

Предметы материальной культуры. Экспозиция «Русский

национальный костюм»

1

1

16.

Полотенце, платок. Другие головные уборы.

1

1

17.

Ткачество на Руси. Мастер-класс по прядению в Русской

избе, с приглашением местных мастериц.

1

1

18

Презентация « Учитель - слово-то какое!». О роли учителя в

школе.

1

1

19

Учительские династии в нашей школе. Встреча с

представителями династий.

1

1

20

След выпускников в истории школы. Путешествие по

страницам жизни выпускников, принесших славу школе.

1

1

21

Страницы летописи школьной жизни. По материалам архива

школы.

1

1

22

Школьный музей. История создания. Экскурсия.

1

1

23

Моя планета в опасности. Почему мы так говорим? Анализ

тестов.

1

1

24

Природа и достопримечательности Западной Сибири.

Презентация.

1

1

25.

Урок экологии « Я люблю свою Землю буду ее защищать».

Индивидуальные выступления учащихся.

1

1

26.

Экологические тропинки моего села. Плакаты.

1

1

27.

Заповедные места Кузбасса

1

1

28

Отечество. Что вкладываем мы в это понятие? Листаем

1

1

Великой истории строки: Полководцы Великой

Отечественной войны.

29

Самые значимые битвы войны. Презентация

1

1

30

Военные награды страны.

1

1

31

Поэты, писатели о войне

1

1

32

Война в произведениях художников

1

1

33

Книга памяти.

1

1

34

Вклад моей семьи в дело Великой победы. Беседа за круглым

столом

1

1



В раздел образования




Яндекс.Метрика