Автор: Казанцева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Семицветик"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая характеристика жизнестойкости личности профессионала
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая характеристика жизнестойкости личности
профессионала.
Постоянно растущие и недостаточно определённые требования,
нестабильность нашего общества, неуверенность в будущем снижает
жизнестойкость не только у рядовых граждан, но и у людей помогающих
профессий, в том числе психологов. Это может отрицательно повлиять на их
профессиональную деятельность, самооценку и уверенность в своих силах.
Поэтому изучение устойчивости к жизненным трудностям сейчас особенно
актуально.
О проблемах устойчивости перед невзгодами жизни размышляли с
античных времён. Философы школы стоиков (Зенон, Сенека, Эпиктет, Марк
Аврелий) обосновывали разумную природу человека и необходимость
стоического отношения к происходящим событиям, которые уже от него не
зависят.
В
учении
стоиков
поднимался
вопрос
о
возникновении
эмоциональных переживаний человека, связанных не с прошедшими
событиями, а именно с отношением к ним. Осмысливалась установка на то,
что никакие невзгоды не могут причинить вред человеку против его воли.
Также стоики отмечали важную роль социального компонента в жизни
человека, осознание им своего вклада в ценность мирового целого, вопроса
долга как принятия на себя решения жизненной задачи и исполнения её в
меру своих способностей.
В науку понятие «hardiness», обозначенное Д.А.Леонтьевым как
жизнестойкость, ввели Сальваторе Мадди и Сьюзен Кобейса. Согласно
Большому англо-русскому словарю hardiness – это выносливость, крепость,
здоровье, устойчивость, смелость, отвага и неустрашимость. Жизнестойкость
с точки зрения С.Мадди и Д.Кошаба, отражает психологическую живучесть,
расширенную эффективность, а также является показателем психического
здоровья человека.
С.Мадди, американский психолог, ученик Гордона Олпорта и Генри
Мюррея, рассматривал феномен жизнестойкости с позиции целостного
подхода
к
личности.
Его
лонгитюдное
исследование
личностных
особенностей менеджеров Иллинойской телефонной компании, которые в
условиях
постоянно
действующего
стресса
не
только
не
покинули
организацию, но и улучшили свою профессиональную деятельность, привели
к выявлению у данных сотрудников структуры установок и умений,
способствующих превращению ситуации стресса в ситуацию проявления
своих
возможностей.
В
итоге
С.Мадди
разработал
структуру
жизнестойкости,
в
которой
выделил:
1)
жизнестойкий,
т.е.
трансформационный копинг; 2) жизнестойкое отношение к окружающим
людям; 3) жизнестойкие установки: вовлечённость, контроль, принятие
риска. Жизнестойкие установки определяют отношение к миру как к
источнику опасностей или как к источнику возможностей [1].
Вовлечённость – уверенность в том, что даже в неприятных и трудных
ситуациях и отношениях лучше оставаться вовлечённым: быть в курсе
событий, в контакте с окружающими людьми, участвовать в происходящем.
Не бояться трудностей. Это даёт максимальный шанс найти нечто стоящее и
интересное для личности. Человек с развитым компонентом вовлечённости
получает удовольствие от собственной деятельности, в процессе которой он
чувствует свою значимость, ценность. Для практикующего психолога
особенно
важна
положительная
рефлексия
со
стороны
клиентов,
позволяющая чувствовать уверенность в своих силах, профессиональных
возможностях и компетентности.
Контроль – убеждённость в том, что выбор есть всегда и человек
способен влиять на происходящее, пусть даже это влияние не абсолютно и
успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной
беспомощности.
Человек
с
сильно
развитым
компонентом
контроля
ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Данный
структурный компонент также сходен с категорией локуса контроля
Дж.Роттера, который представляет собой склонность человека приписывать
ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей
деятельности
внешним
силам
(экстернальный
локус
контроля),
либо
собственным способностям и усилиям (интернальный локус контроля).
Принятие риска – вера в то, что стрессы и перемены являются
естественной частью жизни, они дают ценный опыт, способствующий
развитию
личности.
Человек,
рассматривающий
жизнь
как
способ
приобретения опыта, готов действовать и достигать поставленной цели на
свой страх и риск. Этот компонент позволяет личности, особенно личности
профессионала, оставаться открытой окружающему миру и принимать
происходящие события как вызов и испытание.
Представления С. Мадди о жизнестойкости, хотя и были получены в
результате изучения менеджеров телефонной компании, являются наиболее
общими и абстрагируются от особенностей субъекта - носителя данного
свойства. Эти представления могут быть конкретизированы в результате их
приложения к другим профессиям. На наш взгляд, учение о жизнестойкости
может получить дальнейшее развитие в ходе исследования специфики
содержания и проявлений жизнестойкости лиц, занятых в других сферах
профессиональной деятельности. Что вполне применимо и к профессии
психолога-практика. При этом важными аспектами изучения жизнестойкости
практических психологов могут быть такие, как развитие жизнестойкости и
специфика содержания отдельных компонентов жизнестойкости.
Процесс становления жизнестойкости человека, её компонентов связан с
реализацией
возможности
развития
его
собственного
ресурса
в
определённых условиях взаимодействия с социокультурной средой [2].
Жизнестойкость
практикующих
психологов
можно
рассматривать
как
ключевой ресурс преодоления, систему убеждений, как способность и
готовность
заинтересованно
участвовать
в
ситуациях
повышенной
сложности,
контролировать
их,
управлять
ими,
уметь
воспринимать
негативные события как опыт и успешно справляться с ними.
Люди, детство которых нельзя назвать лёгким, часто выбирают
помогающие
профессии,
в
том
числе
психологию.
Они
научились
справляться с жизненными трудностями и имеют возможность и желание
помочь другим. «Тепличные» дети, вследствие гиперопеки, напротив, чаще
обладают выученной беспомощностью и несамостоятельностью и как
следствие низким уровнем развития жизнестойкости, так как это качество, о
наличии которого узнаёшь после того, как пришлось им воспользоваться.
Справедливо
полагать,
что
каждый
профессионал-психолог
обладает
достаточным
уровнем
жизнестойкости,
что
способствует
успешному
выполнению профессиональной деятельности.
Альфред Адлер, проявив жизненную стойкость и волю к жизни, справился
с тяжелейшей болезнью в раннем детстве и мало того, стал не только врачом,
но и психологом, помогающим другим людям преодолевать комплексы
неполноценности и стремиться к совершенству. Во многом на основе своего
жизненного пути он создал индивидуальную теорию личности, ставшую
основой нового научного направления – индивидуальной психологии,
утверждающей уникальность каждого человека.
Другой австрийский психолог и психиатр Виктор Франкл на основе своего
жизненного
опыта
создал
логотерапию
–
метод
экзистенциального
психоанализа, ставший основой Третьей Венской школы. Анализ научной
литературы показывает, что понятие «жизнестойкость» неразрывно связано с
понятием «смысл жизни». Франкл в тяжелейших условиях нацистского
концентрационного лагеря видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать
другим увидеть смысл в своей. Те люди, которые знали ради чего им нужно
всё это пережить, проявляли огромную волю к жизни, не падали духом и
после
освобождения
смогли
оправиться
от
негативных
последствий
длительного стресса с минимальными потерями для психического здоровья.
Чем более развита жизнестойкость, тем больше вероятности, что человек
будет адекватно воспринимать трудности вместо их избегания и отрицания.
И больше связана не столько с оптимизмом, сколько с реализмом [3].