Напоминание

Педагогическая характеристика жизнестойкости личности профессионала


Автор: Казанцева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Семицветик"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая характеристика жизнестойкости личности профессионала
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая характеристика жизнестойкости личности

профессионала.

Постоянно растущие и недостаточно определённые требования,

нестабильность нашего общества, неуверенность в будущем снижает

жизнестойкость не только у рядовых граждан, но и у людей помогающих

профессий, в том числе психологов. Это может отрицательно повлиять на их

профессиональную деятельность, самооценку и уверенность в своих силах.

Поэтому изучение устойчивости к жизненным трудностям сейчас особенно

актуально.

О проблемах устойчивости перед невзгодами жизни размышляли с

античных времён. Философы школы стоиков (Зенон, Сенека, Эпиктет, Марк

Аврелий) обосновывали разумную природу человека и необходимость

стоического отношения к происходящим событиям, которые уже от него не

зависят.

В

учении

стоиков

поднимался

вопрос

о

возникновении

эмоциональных переживаний человека, связанных не с прошедшими

событиями, а именно с отношением к ним. Осмысливалась установка на то,

что никакие невзгоды не могут причинить вред человеку против его воли.

Также стоики отмечали важную роль социального компонента в жизни

человека, осознание им своего вклада в ценность мирового целого, вопроса

долга как принятия на себя решения жизненной задачи и исполнения её в

меру своих способностей.

В науку понятие «hardiness», обозначенное Д.А.Леонтьевым как

жизнестойкость, ввели Сальваторе Мадди и Сьюзен Кобейса. Согласно

Большому англо-русскому словарю hardiness – это выносливость, крепость,

здоровье, устойчивость, смелость, отвага и неустрашимость. Жизнестойкость

с точки зрения С.Мадди и Д.Кошаба, отражает психологическую живучесть,

расширенную эффективность, а также является показателем психического

здоровья человека.

С.Мадди, американский психолог, ученик Гордона Олпорта и Генри

Мюррея, рассматривал феномен жизнестойкости с позиции целостного

подхода

к

личности.

Его

лонгитюдное

исследование

личностных

особенностей менеджеров Иллинойской телефонной компании, которые в

условиях

постоянно

действующего

стресса

не

только

не

покинули

организацию, но и улучшили свою профессиональную деятельность, привели

к выявлению у данных сотрудников структуры установок и умений,

способствующих превращению ситуации стресса в ситуацию проявления

своих

возможностей.

В

итоге

С.Мадди

разработал

структуру

жизнестойкости,

в

которой

выделил:

1)

жизнестойкий,

т.е.

трансформационный копинг; 2) жизнестойкое отношение к окружающим

людям; 3) жизнестойкие установки: вовлечённость, контроль, принятие

риска. Жизнестойкие установки определяют отношение к миру как к

источнику опасностей или как к источнику возможностей [1].

Вовлечённость – уверенность в том, что даже в неприятных и трудных

ситуациях и отношениях лучше оставаться вовлечённым: быть в курсе

событий, в контакте с окружающими людьми, участвовать в происходящем.

Не бояться трудностей. Это даёт максимальный шанс найти нечто стоящее и

интересное для личности. Человек с развитым компонентом вовлечённости

получает удовольствие от собственной деятельности, в процессе которой он

чувствует свою значимость, ценность. Для практикующего психолога

особенно

важна

положительная

рефлексия

со

стороны

клиентов,

позволяющая чувствовать уверенность в своих силах, профессиональных

возможностях и компетентности.

Контроль – убеждённость в том, что выбор есть всегда и человек

способен влиять на происходящее, пусть даже это влияние не абсолютно и

успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной

беспомощности.

Человек

с

сильно

развитым

компонентом

контроля

ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Данный

структурный компонент также сходен с категорией локуса контроля

Дж.Роттера, который представляет собой склонность человека приписывать

ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей

деятельности

внешним

силам

(экстернальный

локус

контроля),

либо

собственным способностям и усилиям (интернальный локус контроля).

Принятие риска – вера в то, что стрессы и перемены являются

естественной частью жизни, они дают ценный опыт, способствующий

развитию

личности.

Человек,

рассматривающий

жизнь

как

способ

приобретения опыта, готов действовать и достигать поставленной цели на

свой страх и риск. Этот компонент позволяет личности, особенно личности

профессионала, оставаться открытой окружающему миру и принимать

происходящие события как вызов и испытание.

Представления С. Мадди о жизнестойкости, хотя и были получены в

результате изучения менеджеров телефонной компании, являются наиболее

общими и абстрагируются от особенностей субъекта - носителя данного

свойства. Эти представления могут быть конкретизированы в результате их

приложения к другим профессиям. На наш взгляд, учение о жизнестойкости

может получить дальнейшее развитие в ходе исследования специфики

содержания и проявлений жизнестойкости лиц, занятых в других сферах

профессиональной деятельности. Что вполне применимо и к профессии

психолога-практика. При этом важными аспектами изучения жизнестойкости

практических психологов могут быть такие, как развитие жизнестойкости и

специфика содержания отдельных компонентов жизнестойкости.

Процесс становления жизнестойкости человека, её компонентов связан с

реализацией

возможности

развития

его

собственного

ресурса

в

определённых условиях взаимодействия с социокультурной средой [2].

Жизнестойкость

практикующих

психологов

можно

рассматривать

как

ключевой ресурс преодоления, систему убеждений, как способность и

готовность

заинтересованно

участвовать

в

ситуациях

повышенной

сложности,

контролировать

их,

управлять

ими,

уметь

воспринимать

негативные события как опыт и успешно справляться с ними.

Люди, детство которых нельзя назвать лёгким, часто выбирают

помогающие

профессии,

в

том

числе

психологию.

Они

научились

справляться с жизненными трудностями и имеют возможность и желание

помочь другим. «Тепличные» дети, вследствие гиперопеки, напротив, чаще

обладают выученной беспомощностью и несамостоятельностью и как

следствие низким уровнем развития жизнестойкости, так как это качество, о

наличии которого узнаёшь после того, как пришлось им воспользоваться.

Справедливо

полагать,

что

каждый

профессионал-психолог

обладает

достаточным

уровнем

жизнестойкости,

что

способствует

успешному

выполнению профессиональной деятельности.

Альфред Адлер, проявив жизненную стойкость и волю к жизни, справился

с тяжелейшей болезнью в раннем детстве и мало того, стал не только врачом,

но и психологом, помогающим другим людям преодолевать комплексы

неполноценности и стремиться к совершенству. Во многом на основе своего

жизненного пути он создал индивидуальную теорию личности, ставшую

основой нового научного направления – индивидуальной психологии,

утверждающей уникальность каждого человека.

Другой австрийский психолог и психиатр Виктор Франкл на основе своего

жизненного

опыта

создал

логотерапию

метод

экзистенциального

психоанализа, ставший основой Третьей Венской школы. Анализ научной

литературы показывает, что понятие «жизнестойкость» неразрывно связано с

понятием «смысл жизни». Франкл в тяжелейших условиях нацистского

концентрационного лагеря видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать

другим увидеть смысл в своей. Те люди, которые знали ради чего им нужно

всё это пережить, проявляли огромную волю к жизни, не падали духом и

после

освобождения

смогли

оправиться

от

негативных

последствий

длительного стресса с минимальными потерями для психического здоровья.

Чем более развита жизнестойкость, тем больше вероятности, что человек

будет адекватно воспринимать трудности вместо их избегания и отрицания.

И больше связана не столько с оптимизмом, сколько с реализмом [3].



В раздел образования




Яндекс.Метрика