Авторы: Сердюкова Елена Геннадьевна, Лазаренко Екатерина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 24 Приморский район
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Приморский район
Наименование материала: Проект
Тема: "Весенние первоцветы"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 24 комбинированного вида
Приморского района г. Санкт-Петербург
Краткосрочный проект
«Весенние первоцветы»
Выполнили воспитатели:
Сердюкова Елена Геннадьевна
Лазаренко Екатерина Алексеевна
ГБДОУ детский сад №24
Приморского района
старшая группа «Улыбка»
Санкт-Петербург
2024 г.
Информационная характеристика проекта «Осенняя пора»
Тип проекта: познавательный.
По составу участников: групповой.
По целевой установке: информационный.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники реализации проекта: воспитатели, воспитанники (дети 5-6 лет), родители.
Срок работы по проекту: краткосрочный (март-май)
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления о первых весенниих
цветах, о том, где и как они растут, почему их надо беречь.
Актуальность: Весна прекрасное время года, когда распускаются почки на деревьях,
цветут весенние цветы и мир становится разноцветным и прекрасным. Сейчас самое
время обратить внимание детей на красоту природы и закрепить представления детей о
признаках весны.
Данный проект направлен на развитие познавательного интереса детей к природе, в
частности, к первым весенним цветам. В ходе реализации данного проекта мы
предполагаем, что дети не только научаться узнавать весенние цветы, но также научаться
любить и беречь окружающую природу.
Цель:
расширить представления детей о значении весенних первоцветов для сохранения
природы .
Задачи:
сформировать представления детей о первоцветах;
систематизировать представления детей об особенностях и целебных свойствах первых
весенних цветов;
развивать умения отражать полученные впечатления в художественно-творческой
деятельности;
активизировать совместную деятельность детского сада и семьи по охране первоцветов;
воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой
Образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная, речевая,
художественно-эстетическая.
Продукты проекта:
Дети: выставки детского творчества «Весенние первоцветвы».
Родители: акция с участием родителей на тему «Весна наступила»
Методы и формы: Наблюдения, беседы, чтение художественной литературы,
дидактические и познавательные игры.
Ожидаемые результаты: Усвоение детьми необходимых представлений о первоцветах;
формирование устойчивого интереса к окружающей природе; обогащение словаря детей;
вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Этапы работы:
Первый этап — подготовительный.
Подбор информации по теме;
Подбор художественной литературы для чтения с детьми, заучивания;
Пополнение уголка природы наглядно-иллюстративным материалом по теме;
Наблюдения за живой и неживой природой на территории детского сада;
исследовательская деятельность;
Мониторинг знаний детей;
Подготовка презентации «Весенние первоцветы»
Модель трех вопросов.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Где нам найти ответы?
Как нужно вести себя в
природе.
Живая и неживая
природа в весеннее
время года.
Первоцветы очень
красивы.
Они привлекательны,
потому что это первые
цветущие растения.
Мимо нельзя пройти и
не заметить, уж очень
яркие, необыкновенно
насыщенные цвета у
первоцветов.
Почему первоцветы так
называются?
Почему они появляются первыми?
Почему им не холодно?
Почему они не замерзают?
Какие из них появляются самыми
первыми?
Спросить у воспитателя или
у родителей.
Сходить с родителями на
экскурсию в парк, лес,
Ботанический сад.
Посмотреть по телевизору
передачи о природе.
Посмотреть журналы,
альбомы с иллюстрациями.
Наблюдения на прогулке с
воспитателем, родителями.
Подготовка презентации «Весенние первоцветы»
Второй этап — работа с детьми, родителями.
Формы работы
Тема
Беседы
«Первые весенние цветы», «Важность растений ни с чем не
сравнима», «Кто такой эколог?», «Огонь — враг всего живого»,
«Человек и природа», «Наша чистая природа», «Ребёнок сорвал
цветок», «Почему надо беречь первоцветы?».
Цель: учить детей понимать происходящие в природе события,
показать зависимость всего живого от растительного покрова,
взаимосвязь пророды и человека, формировать качества характера,
как доброжелательность, чуткость, бережливость.
Занятия.
«Весенний цветок», «Весна в лесу», «Весенняя поэзия», «Пришла
весна — цветы принесла», «Первоцветы Красной книги»,
«Значимость первоцветов в жизни человека, «Правила поведения в
природе», «Как мы можем помочь природе в весеннее время года»
Цель: учить составлять короткие рассказы о цветах, которые
знакомы, развивать умение описывать их.
Цикл наблюдений.
- за изменениями весенней природы во вркмя прогулок (за солнцем,
небом, силой ветра, весенним дождём)
- за красотой и богатством весенних красок
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Художественная
литература.
Э. Шим «Мать-и-мачеха», Ветренница, голубая Перелескаи
Медуница, П. Соловьёва «Подснежник», В. Высотская «Одуванчик»,
В. Катаев «Цветик-семицветик», М. Пришвин «Золотой луг», А.
Онегов «Тропинка полевая», «На лесной полянке», И. Соколов-
Микитин «От весны до весны», «Цветы леса», Е. Благинина
«Одуванчик», А.Толстой «Колокольчики», В Берестов «Одуванчики».
Цель: закреплять представления названий луговых, лесных, садовых
первоцветов, ихи внешнего вида, умение узнавать по описанию.
Продуктивная
деятельность
Рисование: «Подснежники», «Крокусы», «Мать-и-мачеха»,
«Одуванчики», «Букет ландышей».
Цель: учить рисовать цветок, передавая его характерные
особенности.
Аппликация: «Подснежник на проталине», «Первоцвет на ладошке»,
«Ландыши».
Цель: учить создавать композицию из готовых деталей. Изготовление
с детьми запрещающих знаков «Не рвать цветы!», «Не мусорить!».
Лепка: «Голубые пролески», «Лесные фиалки», «Ландыши»,
«Примула», «Мать-и-мачеха».
Конструирование: «Гиацинт», «Крокус», «Подснежники»,
«Ландыши».
Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами,
иллюстрациями.
Рассматривание иллюстраций «Весенние цветы», картин художника
Д. Репина «Весенние первоцветы», С. Жуковского «Подснежники»,
Левитан «Грачи прилетели», И. Бортник «Весна на подоконнике» и
др.
Дидактические
игры.
«Когда это бывает?», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом?»,
«Скажи быстро», «Четвертый лишний», «Сложи подснежник», «Что,
где растет?», «Собери цветы», «Идем на прогулку в лес», «Подбери
рифму», «Найди цветок», «Что за чем?», «Первый цветок», «Лесные
цветы», «Времена года».
Цель: закреплять представления о признаках весны, знание названий
первых весенних цветов, места и условия обитания, развивать
интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение с
помсощью мозаики создавать изображение подснежника, подбирать
рифму.
Сюжетно-ролевые
игры.
«Садовод»
«Лесничий»
«Друзья природы»
«Магазин цветов»
Подвижные игры.
«Цветы и ветер», «По солнышку, по солнышку», «Бабочки и Жуки»,
«Ветерок».
Просмотр
презентаций
«Что растет в лесу весной», «Цветы ранней весной», «Легенды о
первоцветах».
Цель: обобщить и систематизировать представления о первоцветах
Словесные игры
«Вспомни — назови», «Один — много», «Будь внимательным»,
«Скажи наоборот», «Узнай по описанию», «Назови и опиши цветок».
Цель: развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и
словарь признаков.
Пальчиковые
игры.
«С добрым утром», «Алые цветы», «Одуванчик», «Цветок», «У
дерева ствол», «Колокольчики».
Цель: речевое развитие, мелкая моторика, закрепление названий
первоцветов.
Музыка
Слушание произведений русских композиторов: П.И. Чайковский из
цикла «Времена года» - «Весна», «Сладкая грёза», «Жаворонок».
Цель: закреплять знания музыкальных произведений, учить
внимательно слушать, рассуждать. Разучивание песен «Идёт весна»
Э. Герчик, «Солнечный зайчик» В. Голиков.
Цель: учить через песню передавать радостное настроение весны.
Игры-
драматизации
«Подснежник», «Как поспорили времена года», «Как поспорили
растения».
Работа с
родителями
Знакомство с проектом.
Помощь в подборе познавательного материала: фотографии,
иллюстрации, художественной литературы, природный материал.
Консультации для родителей: «Первоцветы рядом с нами»,
«Безопасность в лесу», «Поделка совместно с ребенком».
Конкурс поделок из природного материала «Весенние первоцветы»
Памятка для родителей «Осторожность в лесу»
Проведение акции по защите растений «Сбережём первоцветы!»
Третий этап — заключительный
Организация выставки детских рисунков и совместных работ взрослых и детей из
природного материала «Весенние первоцветы»
Экологическая акция «Сбережём первоцветы!»
Презентация «Весенние первоцветы»
Результаты проекта «Весенние первоцветы»:
По реализации проекта «Весенние первоцветы» были получены следующие результаты:
В группе создана предметно-развивающая среда по теме проекта;
В процессе бесед, интегрированных тематических занятий у детей расширились
представления о времени года весна, о весенних первоцветах;
К детям пришло осознание того, что природа не только существует, но и нуждается
в помощи и защите людей;
В группе проведена выставка детских рисунков и поделок «Весенние первоцветы»