Автор: Шаипова Найля Рафаэловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №2
Населённый пункт: г.Кузнецк Пензенская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Предметно-пространственная среда для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка по теме: «Предметно-пространственная среда
для детей старшего дошкольного возраста»
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
предметная
среда
должна
быть
трансформируема, вариативна, безопасна, функциональна, удовлетворять
разнообразным потребностям и видам деятельности ребенка; являться
средством реализации его творческих замыслов, способствовать появлению и
поддержанию детской инициативы.
Когда
начинаешь
продумывать
пространство
группы
общеразвивающей направленности, возникает вопросы: что будут делать
дети в игровых развивающих центрах. В том числе и дошкольник с ОВЗ?
Какие виды деятельности могут быть реализованы? Выявление проблем, их
анализ, творческое обсуждение в педагогическом коллективе и с родителями
воспитанников
позволили
нам
усовершенствовать
РППС
группы,
трансформированность
и
мобильность
отдельных
центров,
что
способствовало развитию детского потенциала, социализации детей с ОВЗ с
учетом меняющихся интересов воспитанников. При РПСС – это единый
комплекс, состоящий из многофункциональных центров.
«Зона идей».
Направлена на развитие и поддержание творческих способностей
дошкольников, их инициативы, а также креативного мышления. Это
многофункциональный центр, который используется во время совместной
деятельности
взрослого
и
детей,
непрерывно-образовательной
и
самостоятельной деятельности воспитанников. В центре идей есть подиум,
который вертикально прикреплен к стене в виде шкафа. На стеллаже с
прозрачными легкообрабатываемыми контейнерами хранятся костюмы для
театрализованной деятельности. Основа подиума сделана в виде короба,
который служит сценой, где каждому ребенку, даже стеснительному, хочется
попробовать себя в роли артиста. Короб оснащен колесиками, поэтому его
можно передвигать в любой часть комнаты.
С обратной стороны подиум разделен на 4 секции квадратной формы.
Каждая секция окрашена в свой цвет, в середине которой находится липучка,
на которую можно прикрепить картинку, соответствующей теме игры.
Данные секции можно использовать для дидактических игр. Дети могут
реализовывать любые фантазии и идеи. Им предоставляется возможность
развития интересного, занимательного сюжета игры по своему желанию,
например «Магазин», «Больница».
«Зона успешного развития».
Создана для поддержания положительного психоэмоционального
комфорта в группе и одновременно носит развивающий эффект
(сенсомоторный). Дизайн придуман таким образом, чтобы все предметы,
которые находятся здесь, были доступными, безопасными и приятными на
ощупь. Зона оформлена с использованием полупрозрачной материи, что
создает у ребенка ощущение уединения, а педагог может наблюдать за ним,
контролировать ситуацию. Зона разделена на две части:
Зона психоэмоционального комфорта
Зона сенсомоторного развития
В зоне сенсомоторного развития находятся мягкие модули разной формы
основных цветов для сенсорного развития детей..Здесь же есть стол с песком
и водой, для снятия напряжения.
В зоне психоэмоционального комфорта находится сухой душ , который
играет роль уединения, т.е «уголок в уголке» (ребенок находится со всеми и в
то же время уединяется).Разноцветные ленты приятно трогать , перебирать
пальцами. Проходить сквозь них, касаясь частями тела. За разноцветными
лентами расположен пуф-сиденье, наполненный гранулами. Поверхность
пуфа способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей
тела.
«Взаимодействие с родителями».
Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс
является организация клуба «Заботливых родителей» . На заседаниях клуба
разрабатываем и реализуем совместные проекты, которые позволяют
заинтересовать родителей перспективами направлений развития детей и
вовлекать их в жизнь группы. Родители активно и с увлечением предлагали
свои идеи по ее созданию, распределили обязанности и их расходы по
воплощению в жизнь , взяли на себя изготовление конструкций ширм и зон.
В течении учебного года дети совместно с родителями принимали участие в
подготовке театрализованной деятельности.
Подводя итоги работы по данному проекту, мы можем сказать, что
наша развивающая предметно-пространственная среда достаточно актуальна,
усовершенствование образовательного пространства помогает раскрыть
потенциал дошкольников.