Автор: Ивахнова Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 15
Населённый пункт: с. Ивановское Кочубеевского района, Ставропольского края
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Педагогические условия организации трудовой деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование
Педагогические условия организации трудовой деятельности
младших школьников
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: Ивахнова И.С., учитель начальных классов
МКОУ СОШ №15 с. Ивановское
Кочубеевского района, Ставропольского края
Трудовое обучение в школе психологически готовит ребенка к труду:
он осознает значение труда в жизни человека, школьник познает радость
труда, развивается перспектива жить и работать, создавая материальные
ценности, нужные обществу.
Первые трудовые навыки, приобретаемые школьником на уроках
труда, имеют очень важное значение для формирования у него более
сложных трудовых умений.
Трудовые процессы, особенно в первой стадии овладения ими, требуют
от ребенка точности, напряженности, сосредоточенности внимания. Большая
сосредоточенность всегда вызывает у детей младшего школьного возраста
много лишних и ненужных усилий, создается повышенная напряженность не
только мышц рабочего органа, но и мышц, не принимающих участия в
трудовой операции. Так, при действии рукой у ребенка замечается
напряжение, а часто и движение мышц груди, спины, ног, следовательно, в
напряженном рабочем состоянии находятся много мышц, которые не
отдыхают даже при изменении движений, а это вызывает большую общую
утомляемость организма ребенка.
Труд с простейшими инструментами и материалами подготавливает
учащегося к работе в мастерской с более сложными инструментами. Первые
трудовые навыки бывают очень прочны и обычно остаются у человека на
всю жизнь. Поэтому важно, чтобы эти навыки способствовали развитию
красивых, целесообразных и ловких движений.
Если занятия трудом организованы правильно, интересно, учащиеся
работают с большим удовольствием.
Еще в дошкольном возрасте у детей (особенно у мальчиков) начинает
формироваться
устойчивый
интерес
к
машинам,
технике,
к
людям,
овладевшим техникой и управляющим сложными приборами.
Наблюдая труд взрослых и осознавая значение труда для жизни
человека, слушая рассказы взрослых о их труде, читая книги, слушая
объяснения учителя, дети сравнивают положение трудящихся в нашей стране
и труд при царизме и в современных капиталистических странах.
Дети учатся ценить счастливый и свободный труд советских людей в
социалистическом государстве. Особенно велика роль учителя начальной
школы в воспитании интереса к труду. Он рассказывает детям о героическом
труде советских людей, воспитывая у них положительное отношение к труду
и к людям труда.
Общественно
полезный
труд,
труд
в
коллективе,
отношения,
создаваемые в коллективе -- все это новое для ребенка. В начале учебного
года первоклассник не умеет подчиняться требованиям коллектива. В
процессе общественно полезного труда, когда создается коллективная
ответственность за результат труда, первоклассник постепенно начинает
осознавать себя членом коллектива класса, а затем и членом коллектива
школы.
Когда учащийся-первоклассник начинает заниматься общественно
полезным трудом школы (сажает цветы, деревья, ухаживает за ними и т. д.),
он начинает осознавать, что его труд нужен другим людям, что он
включается в труд и дела окружающих его людей. Осознание общественной
пользы своего труда вызывает у школьника желание трудиться, он впервые
познает радость труда.
С развитием ребенка изменяются мотивы его трудовой деятельности.
Это можно наблюдать, сравнивая учащихся I и II классов. Во II классе
кругозор учащихся становится шире, они способны выполнять уже более
сложные трудовые действия, мотивы и цели труда становятся шире и глубже.
Школьников I класса, особенно в самом начале трудовой деятельности,
интересует больше процесс, чем результат труда. У первоклассников часто
ярко выступают личные мотивы их трудовой деятельности: сделать вещь для
себя, для личного пользования. Личный мотив (сделать вещь для себя) для
детей этого возраста всегда имеет большое значение, работа при этом
осуществляется с большим подъемом и лучшим результатом. Лич«ые
мотивы трудовой деятельности могут закрепиться у школьников в том
случае, если учитель не стимулирует развитие у них более значимых,
общественных мотивов. Привыкая делать для себя счетный материал, для
себя закладку, себе папку для книг, ребенок начинает руководствоваться в
своей
трудовой
деятельности
личными,
потребительскими
мотивами.
Мотивы деятельности меняются, если работа выполняется не для себя, а для
всех других, например, так может измениться трудовая деятельность
школьников, если они будут делать счетный материал не для себя, а для
всего класса.
Когда ребенок трудится в коллективе и для коллектива, он постепенно
осознает общественное значение своего труда, ценит такой труд, а в связи с
этим общественные мотивы трудовой деятельности приобретают для него
все большее значение и господствуют над личными.
На уроках труда учащиеся часто работают неорганизованно: им мешает
свойственная
этому
возрасту
быстрая
отвлекаемость
и
отсутствие
самостоятельности: работа часто прекращается потому, что школьник
сомневается, правильно ли он делает, решить это сам он не может, прерывает
работу и немедленно обращается к учительнице за помощью.
Неорганизованность отдельных учащихся выражается в том, что они,
не соразмеряя своих возможностей, берутся за любое дело: режут, клеят, но
делают это плохо, неаккуратно. Работа получается бесцельной, но сами
учащиеся этого не замечают, а результаты труда их даже радуют; ведь они
сделали вещь! Детей этого возраста интересует больше всего самый процесс
труда, а качество работы -- не очень.
Учащиеся II класса в большей степени, нежели первоклассники,
проводят общественно полезную внеклассную работу, больше участвуют в
коллективных мероприятиях школы. Хотя это участие и носит еще очень
скромный характер, но имеет большое воспитательное значение, так как дает
возможность школьнику осознать себя членом большого коллектива.
Усложняется и бытовой труд учащихся: в семье они занимаются не
только самообслуживанием, но и выполняют работу для всех членов семьи,
имеют уже определенные обязанности (вымыть посуду, накрыть на стол,
сходить в магазин), что ставит детей в новое отношение к другим членам
семьи.
В III классе у учащихся появляется новое отношение к труду.
Расширение кругозора в связи с чтением книг, уроки истории, знакомство с
трудом окружающих людей, общественно полезный труд, работа вместе со
взрослыми (дома, в колхозе, совхозе) изменяют взгляд ребенка на труд людей
и на свой личный труд.
Растет интерес к труду не только потому, что ребенка интересует сам
процесс труда или имеется какой-то результат труда, но и потому, что
трудовая
деятельность
создает
наиболее
благоприятные
условия
для
познания. Учащийся сознает, что, работая, он сам приобретает знания, узнает
много нового.
Большое значение в связи с этим приобретает общественно полезный
труд учащихся, особенно работа на опытных участках. Например, учащиеся
III класса одной школы ухаживали за делянками льна и после этого с
интересом рассказывали, что они узнали много нового об уходе за льном и
теперь они знают, что будут делать на будущий год, чтобы получить лучший
урожай.
У учащихся III классов в процессе знакомства с трудом взрослых и
современной техникой возникает желание узнавать новое, но не так, как это
было в I и, II классах, когда простой ответ удовлетворял школьников.
Учащиеся III класса хотят видеть своими глазами, как происходит то или
иное явление, у них возникает желание принять участие в интересном труде.
Ученик сознает, что взрослый человек своим трудом может многое сделать.
В своем стремлении делать самому ученик решает вопрос: «А что я могу?»
Если в процессе труда он получает нужный результат, ученик приходит
к выводу: «И я могу». Сознание, что «я сам могу сделать», придает ребенку
уверенность в своих силах, у него появляется желание трудиться и
приобретать новые знания.
Интерес и положительное отношение к труду формируются у
школьников под влиянием исканий и исследований, которые организуются
учителем. Так, например, IV классу учительница поручила яровизацию
картофеля. Ученики на практике убедились, какую роль играют удобрения и
яровизация в выращивании картофеля. Так формируются и закрепляются
познавательные интересы личности.
Воспитательная
ценность
труда
младших
школьников
особенно
возрастает, когда общественно полезный труд учащихся сочетается с
занятиями по труду в классе. Если, например, учащиеся, обучаясь шитью и
вышивке, вышивают скатерти и салфетки и дарят их новоселам-целинникам,
общественное значение работы вызывает у детей желание сделать ее как
можно лучше.
В процессе труда растет активность учащихся, воспитываются новые
черты личности, которые не проявляются в их игровой и учебной
деятельности. Часто учителя делают «открытия», узнавая в процессе труда о
способностях, склонностях своих учеников, об их умении трудиться и об их
отношении к труду.
Если младший школьник не интересуется последствиями своего труда
и работа для него является неприятной повинностью, которую он выполняет
только под усиленным контролем учителя, исчезает воспитательное значение
труда школьников.
Отрицательное отношение к труду формируется в тех случаях, когда
труд бесцелен, а продукты труда детей никому не нужны. Например, ученики
III класса одной школы отказались работать на пришкольном участке, а когда
их заставили работать, они трудились небрежно, превратив работу в игру.
Выясняя причину такого отношения школьников к труду, мы установили, что
в прошлом году ребята охотно работали, сделали грядки, посадили овощи,
цветы, сажали кустарники, но осенью после каникул увидели не сад, а
футбольное поле: посевы были уничтожены.
В трудовой деятельности школьников II и III классов все большее
значение приобретают общественные мотивы. Личные мотивы еще имеют
место, но деятельность учащихся значительно улучшается, когда их личные
мотивы совмещаются с общественными.
Неорганизованный,
бесцельный
труд
воспитывает
у
учащихся
отрицательное отношение к труду, развивает отрицательные черты личности:
неаккуратность, недисциплинированность.
Неорганизованный
труд
вызывает
у
детей
чувство
досады,
недовольства, они неохотно трудятся, стремятся скорее прекратить работу.
В таких условиях воспитывается отрицательное отношение к труду не
только у отдельных учащихся, но иногда и у всего класса. Организованный
труд вызывает у детей чувство радости, удовольствия, удовлетворения от
труда и желание работать.
Организация уроков труда в начальной школе зависит прежде всего от
учителя, который организует как индивидуальный, так и коллективный груд
учащихся. Правильно поступают те учителя, которые не разрешают ученику
начинать работу, если у него нет полного порядка на рабочем месте: не
размещен как нужно инструмент, материал, если он не сосредоточен на
работе. Ясная цель и план работы, знание, как выполнить работу, в какой
последовательности -- непременные условия организованного труда.
Систематическая работа и требования учителя, организующие труд
детей, создают определенный и привычный порядок в труде, учащиеся
приучаются работать организованно, у них воспитывается организованность
не как случайное эпизодическое проявление, а как черта характера.
Нам пришлось наблюдать, как некоторые учителя неверно понимают
организованность. Так было на уроке, когда ученики I класса работали на
пришкольном участке, сажали горох. Учительница выстроила детей около
грядок, рассказала последовательность работы, строго определив этапы
работы и дальше начала командовать: «Раз -- все взяли в левую руку горох,
два -- взяли в правую руку палочку, три -- присели» и т. д. Так был
«организован» весь процесс посадки.
Эта
неправильно
понятая
учительницей
организованность
труда
превращена ею в муштру, сковывает инициативу ребенка, лишает его
самостоятельности,
не
воспитывает
радости
труда.
Настоящая
организованность труда предполагает всемерное развитие инициативы и
активности ребенка.
Начальная
стадия
организованности
--
подражание.
Учитель
показывает школьнику, как лучше организовать труд, привести в порядок
рабочее место, как спланировать работу, с чего начинать работу.
В процессе трудового обучения подражание вообще всегда имеет
место: «Вот смотри, как делаю я, итак постарайся сам»,-- говорит учитель.
Если школьник ошибается, учитель поправляет его и снова говорит: «Ты
делаешь не так, как я говорил, посмотри еще раз и сделай правильно». На
первых этапах обучения установка самого учителя требует от учащегося
подражания. Когда школьник приобретает некоторые элементарные навыки
и может работать самостоятельно, он начинает вносить в свой труд
творческие моменты, отражающие его индивидуальные особенности.
Работать
самостоятельно
ученик
сможет
только
тогда,
когда
приобретет нужные для выполнения данной работы навыки и умения, будет
знать, как надо работать, укрепившиеся умения и знания начнет применять в
новой
обстановке,
сам
решая,
как
надо
действовать
и
в
какой
последовательности.
Решая
практические
задачи,
вначале
при
непосредственном
участии
учителя,
учащийся
развивает
у
себя
самостоятельность.
Однако
следует
отметить,
что
многие
первоклассники
и
второклассники, особенно в начале обучения труду, не запоминают всей
последовательности
трудового
процесса,
всех
операций.
Только
систематическая
работа
учителя
приучает
учащихся
запоминать
последовательность работы. Если школьник и забывает последовательность
действий, то учитель советует ученику не прекращать работу, а искать пути
достижения намеченной цели, проявляя инициативу, самостоятельность,
используя свои знания.
Так под руководством учителя воспитываются у детей настойчивость,
целенаправленность -- ценные качества личности. Организуя труд учащихся,
учитель учит их видеть и осознавать свои ошибки. В этом возрасте дети
легко замечают ошибки в работе других, но еще плохо осознают свои
недостатки. Коллективное обсуждение недочетов и положительных сторон
работы приучает школьников критически относиться не только к чужой
работе, но и к своей, приучает видеть свои недостатки, спокойно
выслушивать полезные замечания, сдерживая при этом проявления чувства
обиды.
Изменение методов и организации работы влекут за собой изменения в
ее
планировании.
Школьник
еще
продолжает
работать
по
плану,
предложенному
учителем,
но
постепенно
приучается
самостоятельно
выполнять отдельные операции, самостоятельно планировать свою работу,
соблюдая последовательность операций. В рабочий план учителя учащийся
постепенно вносит свое, личное новаторство -- начинается пусть еще
простейшая, но творческая деятельность, формируется самостоятельность,
целенаправленность,
организованность,
которые
при
воспитательном
воздействии
учителя
становятся
привычными
формами
поведения
учащегося.
Планирование
приобретает
все
большее
значение
в
трудовой
деятельности школьника, оно готовит его к предстоящей деятельности.
В процессе занятий на уроках труда проявляются индивидуальные
различия учащихся.
Некоторые
дети
сразу
прекращают
работу,
если
встречают
затруднения, и ждут помощи учителя. Как правило, это те учащиеся, которые
занимаются трудом только в школе, дома они ничего не мастерят, не
выполняют никакой работы. Получив указания, такие дети продолжают
работать, но некоторые из них прекращают деятельность, заявляя: «Все
равно ничего не получится» или: «Я не умею».
Таких школьников иногда бывает трудно включить в работу, и, если им
своевременно не уделить внимания, у них еще в начале обучения
формируется отрицательное отношение к труду. Часто это бывает связано со
взглядами на труд в семье, где считают, что детский труд -- не учение, а
забава.
Некоторые учащиеся, встретившись с трудностями в ходе работы,
начинают думать, искать и добиваться самостоятельного решения вопроса.
Не имея должных навыков и умений, эти школьники допускают ошибки,
портят работу; не считаясь со своими возможностями, они начинают
работать, не думая о том, к чему приведет их подобная деятельность.
И, наконец, есть и такие младшие школьники, которые, действуя
целесообразно во время труда, начинают уже до некоторой степени
оценивать свои возможности. Побуждаемые учителем, они обдумывают и
планируют
свои
действия,
особенно
если
работа
несложная
и
кратковременная, при трудностях стараются найти самостоятельное решение.
Если учитель правильно организует занятия на уроках труда в I--IV
классах, планомерный труд развивает положительные качества личности:
организованность,
дисциплинированность,
внимательность,
наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше
узнать
их
индивидуальные
особенности,
выяснить
их
творческие
возможности, развить определенные способности. Систематически и на
уроках, и во время занятий по труду, развивая ценные качества личности
учащихся, учитель испытывает чувство удовлетворения от результатов своей
работы, видя заметные сдвиги в процессе, их развития.