Напоминание

"Педагогические условия организации трудовой деятельности младших школьников"


Автор: Ивахнова Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 15
Населённый пункт: с. Ивановское Кочубеевского района, Ставропольского края
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Педагогические условия организации трудовой деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогические условия организации трудовой деятельности

младших школьников

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: Ивахнова И.С., учитель начальных классов

МКОУ СОШ №15 с. Ивановское

Кочубеевского района, Ставропольского края

Трудовое обучение в школе психологически готовит ребенка к труду:

он осознает значение труда в жизни человека, школьник познает радость

труда, развивается перспектива жить и работать, создавая материальные

ценности, нужные обществу.

Первые трудовые навыки, приобретаемые школьником на уроках

труда, имеют очень важное значение для формирования у него более

сложных трудовых умений.

Трудовые процессы, особенно в первой стадии овладения ими, требуют

от ребенка точности, напряженности, сосредоточенности внимания. Большая

сосредоточенность всегда вызывает у детей младшего школьного возраста

много лишних и ненужных усилий, создается повышенная напряженность не

только мышц рабочего органа, но и мышц, не принимающих участия в

трудовой операции. Так, при действии рукой у ребенка замечается

напряжение, а часто и движение мышц груди, спины, ног, следовательно, в

напряженном рабочем состоянии находятся много мышц, которые не

отдыхают даже при изменении движений, а это вызывает большую общую

утомляемость организма ребенка.

Труд с простейшими инструментами и материалами подготавливает

учащегося к работе в мастерской с более сложными инструментами. Первые

трудовые навыки бывают очень прочны и обычно остаются у человека на

всю жизнь. Поэтому важно, чтобы эти навыки способствовали развитию

красивых, целесообразных и ловких движений.

Если занятия трудом организованы правильно, интересно, учащиеся

работают с большим удовольствием.

Еще в дошкольном возрасте у детей (особенно у мальчиков) начинает

формироваться

устойчивый

интерес

к

машинам,

технике,

к

людям,

овладевшим техникой и управляющим сложными приборами.

Наблюдая труд взрослых и осознавая значение труда для жизни

человека, слушая рассказы взрослых о их труде, читая книги, слушая

объяснения учителя, дети сравнивают положение трудящихся в нашей стране

и труд при царизме и в современных капиталистических странах.

Дети учатся ценить счастливый и свободный труд советских людей в

социалистическом государстве. Особенно велика роль учителя начальной

школы в воспитании интереса к труду. Он рассказывает детям о героическом

труде советских людей, воспитывая у них положительное отношение к труду

и к людям труда.

Общественно

полезный

труд,

труд

в

коллективе,

отношения,

создаваемые в коллективе -- все это новое для ребенка. В начале учебного

года первоклассник не умеет подчиняться требованиям коллектива. В

процессе общественно полезного труда, когда создается коллективная

ответственность за результат труда, первоклассник постепенно начинает

осознавать себя членом коллектива класса, а затем и членом коллектива

школы.

Когда учащийся-первоклассник начинает заниматься общественно

полезным трудом школы (сажает цветы, деревья, ухаживает за ними и т. д.),

он начинает осознавать, что его труд нужен другим людям, что он

включается в труд и дела окружающих его людей. Осознание общественной

пользы своего труда вызывает у школьника желание трудиться, он впервые

познает радость труда.

С развитием ребенка изменяются мотивы его трудовой деятельности.

Это можно наблюдать, сравнивая учащихся I и II классов. Во II классе

кругозор учащихся становится шире, они способны выполнять уже более

сложные трудовые действия, мотивы и цели труда становятся шире и глубже.

Школьников I класса, особенно в самом начале трудовой деятельности,

интересует больше процесс, чем результат труда. У первоклассников часто

ярко выступают личные мотивы их трудовой деятельности: сделать вещь для

себя, для личного пользования. Личный мотив (сделать вещь для себя) для

детей этого возраста всегда имеет большое значение, работа при этом

осуществляется с большим подъемом и лучшим результатом. Лич«ые

мотивы трудовой деятельности могут закрепиться у школьников в том

случае, если учитель не стимулирует развитие у них более значимых,

общественных мотивов. Привыкая делать для себя счетный материал, для

себя закладку, себе папку для книг, ребенок начинает руководствоваться в

своей

трудовой

деятельности

личными,

потребительскими

мотивами.

Мотивы деятельности меняются, если работа выполняется не для себя, а для

всех других, например, так может измениться трудовая деятельность

школьников, если они будут делать счетный материал не для себя, а для

всего класса.

Когда ребенок трудится в коллективе и для коллектива, он постепенно

осознает общественное значение своего труда, ценит такой труд, а в связи с

этим общественные мотивы трудовой деятельности приобретают для него

все большее значение и господствуют над личными.

На уроках труда учащиеся часто работают неорганизованно: им мешает

свойственная

этому

возрасту

быстрая

отвлекаемость

и

отсутствие

самостоятельности: работа часто прекращается потому, что школьник

сомневается, правильно ли он делает, решить это сам он не может, прерывает

работу и немедленно обращается к учительнице за помощью.

Неорганизованность отдельных учащихся выражается в том, что они,

не соразмеряя своих возможностей, берутся за любое дело: режут, клеят, но

делают это плохо, неаккуратно. Работа получается бесцельной, но сами

учащиеся этого не замечают, а результаты труда их даже радуют; ведь они

сделали вещь! Детей этого возраста интересует больше всего самый процесс

труда, а качество работы -- не очень.

Учащиеся II класса в большей степени, нежели первоклассники,

проводят общественно полезную внеклассную работу, больше участвуют в

коллективных мероприятиях школы. Хотя это участие и носит еще очень

скромный характер, но имеет большое воспитательное значение, так как дает

возможность школьнику осознать себя членом большого коллектива.

Усложняется и бытовой труд учащихся: в семье они занимаются не

только самообслуживанием, но и выполняют работу для всех членов семьи,

имеют уже определенные обязанности (вымыть посуду, накрыть на стол,

сходить в магазин), что ставит детей в новое отношение к другим членам

семьи.

В III классе у учащихся появляется новое отношение к труду.

Расширение кругозора в связи с чтением книг, уроки истории, знакомство с

трудом окружающих людей, общественно полезный труд, работа вместе со

взрослыми (дома, в колхозе, совхозе) изменяют взгляд ребенка на труд людей

и на свой личный труд.

Растет интерес к труду не только потому, что ребенка интересует сам

процесс труда или имеется какой-то результат труда, но и потому, что

трудовая

деятельность

создает

наиболее

благоприятные

условия

для

познания. Учащийся сознает, что, работая, он сам приобретает знания, узнает

много нового.

Большое значение в связи с этим приобретает общественно полезный

труд учащихся, особенно работа на опытных участках. Например, учащиеся

III класса одной школы ухаживали за делянками льна и после этого с

интересом рассказывали, что они узнали много нового об уходе за льном и

теперь они знают, что будут делать на будущий год, чтобы получить лучший

урожай.

У учащихся III классов в процессе знакомства с трудом взрослых и

современной техникой возникает желание узнавать новое, но не так, как это

было в I и, II классах, когда простой ответ удовлетворял школьников.

Учащиеся III класса хотят видеть своими глазами, как происходит то или

иное явление, у них возникает желание принять участие в интересном труде.

Ученик сознает, что взрослый человек своим трудом может многое сделать.

В своем стремлении делать самому ученик решает вопрос: «А что я могу?»

Если в процессе труда он получает нужный результат, ученик приходит

к выводу: «И я могу». Сознание, что «я сам могу сделать», придает ребенку

уверенность в своих силах, у него появляется желание трудиться и

приобретать новые знания.

Интерес и положительное отношение к труду формируются у

школьников под влиянием исканий и исследований, которые организуются

учителем. Так, например, IV классу учительница поручила яровизацию

картофеля. Ученики на практике убедились, какую роль играют удобрения и

яровизация в выращивании картофеля. Так формируются и закрепляются

познавательные интересы личности.

Воспитательная

ценность

труда

младших

школьников

особенно

возрастает, когда общественно полезный труд учащихся сочетается с

занятиями по труду в классе. Если, например, учащиеся, обучаясь шитью и

вышивке, вышивают скатерти и салфетки и дарят их новоселам-целинникам,

общественное значение работы вызывает у детей желание сделать ее как

можно лучше.

В процессе труда растет активность учащихся, воспитываются новые

черты личности, которые не проявляются в их игровой и учебной

деятельности. Часто учителя делают «открытия», узнавая в процессе труда о

способностях, склонностях своих учеников, об их умении трудиться и об их

отношении к труду.

Если младший школьник не интересуется последствиями своего труда

и работа для него является неприятной повинностью, которую он выполняет

только под усиленным контролем учителя, исчезает воспитательное значение

труда школьников.

Отрицательное отношение к труду формируется в тех случаях, когда

труд бесцелен, а продукты труда детей никому не нужны. Например, ученики

III класса одной школы отказались работать на пришкольном участке, а когда

их заставили работать, они трудились небрежно, превратив работу в игру.

Выясняя причину такого отношения школьников к труду, мы установили, что

в прошлом году ребята охотно работали, сделали грядки, посадили овощи,

цветы, сажали кустарники, но осенью после каникул увидели не сад, а

футбольное поле: посевы были уничтожены.

В трудовой деятельности школьников II и III классов все большее

значение приобретают общественные мотивы. Личные мотивы еще имеют

место, но деятельность учащихся значительно улучшается, когда их личные

мотивы совмещаются с общественными.

Неорганизованный,

бесцельный

труд

воспитывает

у

учащихся

отрицательное отношение к труду, развивает отрицательные черты личности:

неаккуратность, недисциплинированность.

Неорганизованный

труд

вызывает

у

детей

чувство

досады,

недовольства, они неохотно трудятся, стремятся скорее прекратить работу.

В таких условиях воспитывается отрицательное отношение к труду не

только у отдельных учащихся, но иногда и у всего класса. Организованный

труд вызывает у детей чувство радости, удовольствия, удовлетворения от

труда и желание работать.

Организация уроков труда в начальной школе зависит прежде всего от

учителя, который организует как индивидуальный, так и коллективный груд

учащихся. Правильно поступают те учителя, которые не разрешают ученику

начинать работу, если у него нет полного порядка на рабочем месте: не

размещен как нужно инструмент, материал, если он не сосредоточен на

работе. Ясная цель и план работы, знание, как выполнить работу, в какой

последовательности -- непременные условия организованного труда.

Систематическая работа и требования учителя, организующие труд

детей, создают определенный и привычный порядок в труде, учащиеся

приучаются работать организованно, у них воспитывается организованность

не как случайное эпизодическое проявление, а как черта характера.

Нам пришлось наблюдать, как некоторые учителя неверно понимают

организованность. Так было на уроке, когда ученики I класса работали на

пришкольном участке, сажали горох. Учительница выстроила детей около

грядок, рассказала последовательность работы, строго определив этапы

работы и дальше начала командовать: «Раз -- все взяли в левую руку горох,

два -- взяли в правую руку палочку, три -- присели» и т. д. Так был

«организован» весь процесс посадки.

Эта

неправильно

понятая

учительницей

организованность

труда

превращена ею в муштру, сковывает инициативу ребенка, лишает его

самостоятельности,

не

воспитывает

радости

труда.

Настоящая

организованность труда предполагает всемерное развитие инициативы и

активности ребенка.

Начальная

стадия

организованности

--

подражание.

Учитель

показывает школьнику, как лучше организовать труд, привести в порядок

рабочее место, как спланировать работу, с чего начинать работу.

В процессе трудового обучения подражание вообще всегда имеет

место: «Вот смотри, как делаю я, итак постарайся сам»,-- говорит учитель.

Если школьник ошибается, учитель поправляет его и снова говорит: «Ты

делаешь не так, как я говорил, посмотри еще раз и сделай правильно». На

первых этапах обучения установка самого учителя требует от учащегося

подражания. Когда школьник приобретает некоторые элементарные навыки

и может работать самостоятельно, он начинает вносить в свой труд

творческие моменты, отражающие его индивидуальные особенности.

Работать

самостоятельно

ученик

сможет

только

тогда,

когда

приобретет нужные для выполнения данной работы навыки и умения, будет

знать, как надо работать, укрепившиеся умения и знания начнет применять в

новой

обстановке,

сам

решая,

как

надо

действовать

и

в

какой

последовательности.

Решая

практические

задачи,

вначале

при

непосредственном

участии

учителя,

учащийся

развивает

у

себя

самостоятельность.

Однако

следует

отметить,

что

многие

первоклассники

и

второклассники, особенно в начале обучения труду, не запоминают всей

последовательности

трудового

процесса,

всех

операций.

Только

систематическая

работа

учителя

приучает

учащихся

запоминать

последовательность работы. Если школьник и забывает последовательность

действий, то учитель советует ученику не прекращать работу, а искать пути

достижения намеченной цели, проявляя инициативу, самостоятельность,

используя свои знания.

Так под руководством учителя воспитываются у детей настойчивость,

целенаправленность -- ценные качества личности. Организуя труд учащихся,

учитель учит их видеть и осознавать свои ошибки. В этом возрасте дети

легко замечают ошибки в работе других, но еще плохо осознают свои

недостатки. Коллективное обсуждение недочетов и положительных сторон

работы приучает школьников критически относиться не только к чужой

работе, но и к своей, приучает видеть свои недостатки, спокойно

выслушивать полезные замечания, сдерживая при этом проявления чувства

обиды.

Изменение методов и организации работы влекут за собой изменения в

ее

планировании.

Школьник

еще

продолжает

работать

по

плану,

предложенному

учителем,

но

постепенно

приучается

самостоятельно

выполнять отдельные операции, самостоятельно планировать свою работу,

соблюдая последовательность операций. В рабочий план учителя учащийся

постепенно вносит свое, личное новаторство -- начинается пусть еще

простейшая, но творческая деятельность, формируется самостоятельность,

целенаправленность,

организованность,

которые

при

воспитательном

воздействии

учителя

становятся

привычными

формами

поведения

учащегося.

Планирование

приобретает

все

большее

значение

в

трудовой

деятельности школьника, оно готовит его к предстоящей деятельности.

В процессе занятий на уроках труда проявляются индивидуальные

различия учащихся.

Некоторые

дети

сразу

прекращают

работу,

если

встречают

затруднения, и ждут помощи учителя. Как правило, это те учащиеся, которые

занимаются трудом только в школе, дома они ничего не мастерят, не

выполняют никакой работы. Получив указания, такие дети продолжают

работать, но некоторые из них прекращают деятельность, заявляя: «Все

равно ничего не получится» или: «Я не умею».

Таких школьников иногда бывает трудно включить в работу, и, если им

своевременно не уделить внимания, у них еще в начале обучения

формируется отрицательное отношение к труду. Часто это бывает связано со

взглядами на труд в семье, где считают, что детский труд -- не учение, а

забава.

Некоторые учащиеся, встретившись с трудностями в ходе работы,

начинают думать, искать и добиваться самостоятельного решения вопроса.

Не имея должных навыков и умений, эти школьники допускают ошибки,

портят работу; не считаясь со своими возможностями, они начинают

работать, не думая о том, к чему приведет их подобная деятельность.

И, наконец, есть и такие младшие школьники, которые, действуя

целесообразно во время труда, начинают уже до некоторой степени

оценивать свои возможности. Побуждаемые учителем, они обдумывают и

планируют

свои

действия,

особенно

если

работа

несложная

и

кратковременная, при трудностях стараются найти самостоятельное решение.

Если учитель правильно организует занятия на уроках труда в I--IV

классах, планомерный труд развивает положительные качества личности:

организованность,

дисциплинированность,

внимательность,

наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше

узнать

их

индивидуальные

особенности,

выяснить

их

творческие

возможности, развить определенные способности. Систематически и на

уроках, и во время занятий по труду, развивая ценные качества личности

учащихся, учитель испытывает чувство удовлетворения от результатов своей

работы, видя заметные сдвиги в процессе, их развития.



В раздел образования




Яндекс.Метрика