Напоминание

Влияние жизнестойкости воспитателей детского сада на их удовлетворённость жизнью


Автор: Денисова Елена Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1 "Семицветик"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Влияние жизнестойкости воспитателей детского сада на их удовлетворённость жизнью
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние жизнестойкости воспитателей детского сада на их

удовлетворённость жизнью

Не зря говорят, что удовлетворённость жизнью – лучшее богатство. Но

это

богатство,

к

сожалению,

имеют

далеко

не

все.

По

мнению

Н.Н.Мельниковой

удовлетворённость

жизнью

рассматривается

как

субъективно переживаемое состояние, являющееся реакцией на качество

взаимодействия «Я – Жизнь» [3]. Действительно, уровень притязаний у

людей разный. Одни довольствуются малым и вполне счастливы, другие,

имея всё, не чувствуют удовлетворенности от жизни. Данная проблема

является актуальной для каждого человека, который хоть раз задумывался о

качестве своей жизни.

Удовлетворённость напрямую зависит от того, насколько успешно мы

справляемся с трудностями. Их эффективному преодолению способствует

достаточный уровень развития жизнестойкости. По определению С.В.

Книжниковой жизнестойкость – не столько система убеждений, сколько

интегральная

характеристика

личности,

позволяющая

сопротивляться

негативным

влияниям

среды,

эффективно

преодолевать

жизненные

трудности, трансформируя их в ситуации развития. По мнению С.Мадди

жизнестойкость (hardiness) позволяет добиваться успехов в своей профессии,

а также сохранять своё душевное и физическое здоровье [2].

Для воспитателей детского сада это особенно важно. Наряду с родителями

они являются примером для маленьких людей, которым еще только

предстоит вступить в сложную и непредсказуемую жизнь со всеми её

взлётами и падениями. В детском саду, не без помощи воспитателей, дети

приобретают необходимые навыки и проходят первичную социализацию.

Работа воспитателя – это всегда большая ответственность. Нужно найти

контакт не только со всеми детьми в группе, но, что особенно важно, с их

родителями, которые хотят быть уверенными, что дети находятся в

безопасности и под надежным присмотром компетентных людей, в чьих

силах способствовать гармоничному, всестороннему развитию их любимых

чад. Поэтому со стороны родителей или опекунов детей к воспитателям

порой

предъявляются

завышенные

требования.

С

другой

стороны

непослушание

и

недисциплинированность

детей

мешают

достичь

педагогических целей, что также является предпосылками к развитию

стресса и эмоционального выгорания. Воспитатели, с достаточно большим

стажем работы отмечают, что дети дают много энергии и в то же время

много забирают.

Некоторым воспитателям свойственна эмоциональная неустойчивость, т.е.

предрасположенность

к

нарушению

эмоционального

равновесия,

что

способствует

колебанию

настроений,

легкой

возбудимости,

пессимистичности, раздражительности. Это приводит к переходу на более

ранние, инфантильные, допрофессиональные формы воздействия: шантаж,

запугивание,

шлепки,

повышение

голоса,

грубые

слова,

физические

наказания. Чаще всего такое поведение демонстрируют люди с низким

уровнем жизнестойкости и удовлетворенности жизнью. Они устали от своей

работы и уже не получают от неё удовольствия, только раздражение и

желание уйти в отпуск. А жизнестойкие воспитатели находят педагогически

оправданные способы взаимодействия: похвала, ласка, внимание к каждому

ребенку, учёт психологических и возрастных особенностей. Например, для

лучшего засыпания перед тихим часом можно провести релаксацию или

почитать книгу. Если детям приятен голос воспитателя, это их успокоит и

убаюкает.

В силу возрастных особенностей, детям трудно усидеть на одном месте.

Они бегают, шалят, что-то делят, могут удариться, обидеться, раскидать

игрушки, отказаться заниматься. У них не всё сразу получается. Детство –

весёлая, беззаботная пора: первые победы, первые разочарования. Время

задавать множество вопросов, делать новые открытия, совершать ошибки.

Нужно

принимать

и

уважать

детство,

так

как

это

очень

важный,

основополагающий период дальнейшего личностного развития.

Жизнестойкие

воспитатели

это

понимают

и

учитывают

в

профессиональной деятельности, добиваясь положительной динамики в

воспитании и обучении детей и

успешно справляясь с неизбежными

трудностями и проблемами. Для воспитателя очень важно

обладать

огромным

терпением,

умением

быстро

и

гибко

реагировать

на

изменяющуюся ситуацию, контролировать свои эмоции и поведение, быть

готовым к познанию и преобразованию окружающего мира, спокойно

воспринимая новые взгляды и перемены. А главное – любить детей.

В одном из детских садов города Тамбова мы провели пилотажное

исследование

влияния

уровня

жизнестойкости

воспитателей

на

их

удовлетворенность жизнью. Для этого были применёны такие методы, как

наблюдение, интервью и методики: 1) тест Жизнестойкости С.Мадди в

адаптации Д.Леонтьева и Е.Рассказовой, 2) Удовлетворенность жизнью

Н.Н.Мельниковой. В исследовании приняли участие 26 воспитателей и

специалистов в возрасте от 23 до 65 лет. Анализ полученных результатов

показал, что связь между жизнестойкостью и удовлетворенность жизнью

действительно есть и она прямо пропорциональная: у людей с высоким

уровнем жизненной устойчивости соответственно высокие или средние

показатели удовлетворённости жизнью. При низкой жизнестойкости жизнь

не приносит достаточной удовлетворённости.

Жизнестойкость затрагивает почти все сферы деятельности, а также

определяет её успешность. Если воспитатель демонстрирует жизнестойкое

поведение и отношение, он менее подвержен стрессам и получает большее

удовлетворение

от

жизни,

что

положительно

сказывается

на

его

эмоциональном состоянии и успешности деятельности. А удовлетворённость

жизнью в свою очередь является одним из условий позитивной социализации

[1].

Литература

1. Волкова Е.Н., Т.В.Вереитинова, И.В.Волкова, О.С.Михалюк.

К определению понятия позитивной социализации молодежи. Санкт-

Петербург 2016

2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006.

— 63 с.

3. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации

личности: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 57 с



В раздел образования




Яндекс.Метрика