Автор: Денисова Елена Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1 "Семицветик"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Влияние жизнестойкости воспитателей детского сада на их удовлетворённость жизнью
Раздел: дошкольное образование
Влияние жизнестойкости воспитателей детского сада на их
удовлетворённость жизнью
Не зря говорят, что удовлетворённость жизнью – лучшее богатство. Но
это
богатство,
к
сожалению,
имеют
далеко
не
все.
По
мнению
Н.Н.Мельниковой
удовлетворённость
жизнью
рассматривается
как
субъективно переживаемое состояние, являющееся реакцией на качество
взаимодействия «Я – Жизнь» [3]. Действительно, уровень притязаний у
людей разный. Одни довольствуются малым и вполне счастливы, другие,
имея всё, не чувствуют удовлетворенности от жизни. Данная проблема
является актуальной для каждого человека, который хоть раз задумывался о
качестве своей жизни.
Удовлетворённость напрямую зависит от того, насколько успешно мы
справляемся с трудностями. Их эффективному преодолению способствует
достаточный уровень развития жизнестойкости. По определению С.В.
Книжниковой жизнестойкость – не столько система убеждений, сколько
интегральная
характеристика
личности,
позволяющая
сопротивляться
негативным
влияниям
среды,
эффективно
преодолевать
жизненные
трудности, трансформируя их в ситуации развития. По мнению С.Мадди
жизнестойкость (hardiness) позволяет добиваться успехов в своей профессии,
а также сохранять своё душевное и физическое здоровье [2].
Для воспитателей детского сада это особенно важно. Наряду с родителями
они являются примером для маленьких людей, которым еще только
предстоит вступить в сложную и непредсказуемую жизнь со всеми её
взлётами и падениями. В детском саду, не без помощи воспитателей, дети
приобретают необходимые навыки и проходят первичную социализацию.
Работа воспитателя – это всегда большая ответственность. Нужно найти
контакт не только со всеми детьми в группе, но, что особенно важно, с их
родителями, которые хотят быть уверенными, что дети находятся в
безопасности и под надежным присмотром компетентных людей, в чьих
силах способствовать гармоничному, всестороннему развитию их любимых
чад. Поэтому со стороны родителей или опекунов детей к воспитателям
порой
предъявляются
завышенные
требования.
С
другой
стороны
непослушание
и
недисциплинированность
детей
мешают
достичь
педагогических целей, что также является предпосылками к развитию
стресса и эмоционального выгорания. Воспитатели, с достаточно большим
стажем работы отмечают, что дети дают много энергии и в то же время
много забирают.
Некоторым воспитателям свойственна эмоциональная неустойчивость, т.е.
предрасположенность
к
нарушению
эмоционального
равновесия,
что
способствует
колебанию
настроений,
легкой
возбудимости,
пессимистичности, раздражительности. Это приводит к переходу на более
ранние, инфантильные, допрофессиональные формы воздействия: шантаж,
запугивание,
шлепки,
повышение
голоса,
грубые
слова,
физические
наказания. Чаще всего такое поведение демонстрируют люди с низким
уровнем жизнестойкости и удовлетворенности жизнью. Они устали от своей
работы и уже не получают от неё удовольствия, только раздражение и
желание уйти в отпуск. А жизнестойкие воспитатели находят педагогически
оправданные способы взаимодействия: похвала, ласка, внимание к каждому
ребенку, учёт психологических и возрастных особенностей. Например, для
лучшего засыпания перед тихим часом можно провести релаксацию или
почитать книгу. Если детям приятен голос воспитателя, это их успокоит и
убаюкает.
В силу возрастных особенностей, детям трудно усидеть на одном месте.
Они бегают, шалят, что-то делят, могут удариться, обидеться, раскидать
игрушки, отказаться заниматься. У них не всё сразу получается. Детство –
весёлая, беззаботная пора: первые победы, первые разочарования. Время
задавать множество вопросов, делать новые открытия, совершать ошибки.
Нужно
принимать
и
уважать
детство,
так
как
это
очень
важный,
основополагающий период дальнейшего личностного развития.
Жизнестойкие
воспитатели
это
понимают
и
учитывают
в
профессиональной деятельности, добиваясь положительной динамики в
воспитании и обучении детей и
успешно справляясь с неизбежными
трудностями и проблемами. Для воспитателя очень важно
обладать
огромным
терпением,
умением
быстро
и
гибко
реагировать
на
изменяющуюся ситуацию, контролировать свои эмоции и поведение, быть
готовым к познанию и преобразованию окружающего мира, спокойно
воспринимая новые взгляды и перемены. А главное – любить детей.
В одном из детских садов города Тамбова мы провели пилотажное
исследование
влияния
уровня
жизнестойкости
воспитателей
на
их
удовлетворенность жизнью. Для этого были применёны такие методы, как
наблюдение, интервью и методики: 1) тест Жизнестойкости С.Мадди в
адаптации Д.Леонтьева и Е.Рассказовой, 2) Удовлетворенность жизнью
Н.Н.Мельниковой. В исследовании приняли участие 26 воспитателей и
специалистов в возрасте от 23 до 65 лет. Анализ полученных результатов
показал, что связь между жизнестойкостью и удовлетворенность жизнью
действительно есть и она прямо пропорциональная: у людей с высоким
уровнем жизненной устойчивости соответственно высокие или средние
показатели удовлетворённости жизнью. При низкой жизнестойкости жизнь
не приносит достаточной удовлетворённости.
Жизнестойкость затрагивает почти все сферы деятельности, а также
определяет её успешность. Если воспитатель демонстрирует жизнестойкое
поведение и отношение, он менее подвержен стрессам и получает большее
удовлетворение
от
жизни,
что
положительно
сказывается
на
его
эмоциональном состоянии и успешности деятельности. А удовлетворённость
жизнью в свою очередь является одним из условий позитивной социализации
[1].
Литература
1. Волкова Е.Н., Т.В.Вереитинова, И.В.Волкова, О.С.Михалюк.
К определению понятия позитивной социализации молодежи. Санкт-
Петербург 2016
2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006.
— 63 с.
3. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации
личности: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 57 с