Напоминание

МУЗЫКА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА


Автор: Комнатная Галина Ивановна
Должность: музыкальный руководитель в дошкольных группах
Учебное заведение: государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя"
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: МУЗЫКА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МУЗЫКА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

КОМНАТНАЯ Г.И.

Россия, г. Ставрополь, Государственное казенное

общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»

В современной системе образования и воспитания детей важное

место занимает искусство, являющееся неотъемлемой частью

человеческой деятельности. Формирование личности предполагает

эстетическое воспитание, приобщение к миру искусства, к красоте

окружающей действительности.

Музыкальное

воспитание

способствует

нравственному

становлению человека. Музыка широко применяется и в специальной

педагогике в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями

детей

с

нарушениями

в

развитии

(Г.А.Волкова,

Н.Г.Александрова,

Г.В.Короткова, Т.А Добровольская, Г.И.Яшунская и др.).

Музыкальное

воспитание

в

специальных

дошкольных

учреждениях направлено на решение следующих задач:

1.Научить

слушать

и

воспринимать

музыку,

выработать

устойчивый навык пользования остаточным слухом.

2.Обогащать духовный мир ребёнка эстетически переживаниями

при восприятии музыкальных произведений.

3.Используя

художественный

образ

как

средство

познания

природы и общества, расширять представления ребёнка о прекрасном,

воздействуя на его нравственное воспитание.

4.Помогать сурдопедагогу средствами музыки (пения) обучать

детей приёмам правильной речи.

5.Выработать умение согласованно действовать в коллективе,

выполняя учебные задания.

6.Укреплять нервную систему детей с природными дефектами,

устранять нарушения вестибулярного аппарата, отсутствие обратной

связи, недостатки в развитии речи. Дать отдых зрению.

Часто можно слышать такой вопрос: «Как можно говорить о

музыке, если ребёнок не слышит?» Между тем из практики, а также из

теоретических

трудов

сурдопедагогов

и

психологов

известно,

что

звучание музыки оказывает на детей с нарушением слуха большое

влияние.

У 98% таких детей есть остаточный слух, которым они не умеют

пользоваться. Поэтому в процессе слухового восприятия и речевого

общения

они

овладевают

приёмами

восприятия

музыкальных

и

речевых звуков.

Одной

из

организационных

форм

работы,

содействующих

преодолению недостатков в развитии, стали музыкальные занятия.

Они

рассматривались

«как

неотъемлемая

часть

воспитательной

и

речевой

работы».

Отмечалось,

что

«эти

занятия

воспитывают

в

ребёнке

с

нарушением

слуха

тактильно-вибрационное,

слуховое,

зрительное

внимание,

координируют

движения,

способствуют

организованности

детского

коллектива,

выработке

навыков

ориентировки,

внутренней

собранности

ребёнка.

Музыкальные

занятия помогают сурдопедагогу в развитии у детей дыхания, голоса,

чёткого

произношения

звуков,

слоговых

сочетаний;

вырабатывают

путём

«пения»

песенок

и

посредством

речевых

игр

правильное

слоговое и логическое ударения и ритмичность речи.

Основные задачи музыкальных занятий включают коррекцию и

компенсацию

недостатков

развития

детей

с

нарушением

слуха.

Проводится

целенаправленная

работа

по

развитию

слухового

восприятия

детей,

формированию

правильных,

ритмичных

и

координированных

движений,

осуществляется

во ка л ь н о -

интонационное развитие голоса и ритмико-интонационной структуры

речи.

Важное

значение

в

коррекционной

работе

с

дошкольниками

придаётся развитию остаточного слуха. Ребёнок с нарушением слуха

постоянно

напряжён,

всматривается

в

окружающую

обстановку,

в

лица взрослых и детей. Слушая музыку и находясь в ритмическом

движении, он переключает своё внимание, получая, таким образом,

разрядку.

На музыкальных занятиях в специальном детском учреждении

большое

внимание

уделяется

развитию

голоса,

ритмической

стимуляции и хоровой декламации.

Видами музыкальной работы являются «пение», т.е. протяжное

и

ритмичное

произношение,

пляска,

игры

и

ритмизированные

движения под музыку.

На музыкальных занятиях применяется как коллективный, так и

индивидуальный

метод

обучения.

Важное

значение

придаётся

определению основного диапазона речевого голоса у каждого ребёнка.

Порою дети недостаточно внимательны: беззвучно открывают рот, не

чувствуя

вибрации

гортани;

неверно

формируют

звук;

вяло

артикулируют;

не

могут

чётко

координировать

движение

и

музыкальный звук. Постепенно в процессе обучения эти недостатки

устраняются. В основе обучения лежит чтение с губ, показ табличек с

буквенными обозначениями и вслед за этим – музыка. Протяжные

музыкальные звуки помогают закрепить навык чтения с губ.

На

начальном

этапе

обучения

слабослышащих

детей

необходимо

вызвать

голосовые

реакции

на

звучание

музыки.

На

занятиях детей побуждают протяжно пропевать гласные звуки (а, о, у,

и)

и

слоги. Создаются

игровые

имитационные

движения,

которые

способствуют

также

развитию

интонированного

воспроизведения

звукоподражаний.

Подражая

звукам

на

протяжении

звучания

музыкального периода, дети выполняют следующие движения: мяу -

имитация

движений

умывающейся

кошки, топ

топ

топ

медведьидёт, оп – оп зайчик прыгает, пи – пи – птичка летает, а –а –а

укачивание куклы, ля – ля – кукла пляшет, та – та –барабан бьёт. При

этом используется методический приём соотнесения высоты голоса с

игровыми образами и регистрами фортепиано.

Продолжая начинать пение с упражнений, можно переходить к

изучению небольших песенок, которые они с удовольствием поют на

утренниках.

Постепенно

воспроизведение

звуков

приближается

к

естественному звучанию, т.е. появляется голос нормальной высоты,

силы и тембра.

Важное значение на музыкальных занятиях придаётся развитию

двигательной

сферы

детей,

формированию

п р а ви л ь н ы х ,

координированных,

ритмичных

движений,

хорошей

осанки.

Дети

учатся ходить, поднимая колени, бегать не шаркая, подпрыгивать на

двух

ногах,

пружинить

ногами,

слегка

приседая,

притопывать

попеременно ногами (и одной ногой), хлопать в ладоши, поворачивать

кисти рук, кружиться по одному и в парах, выполнять движения-

имитации (кошка умывается, птичка летит, зайка прыгает и т.д.).

Танцевальные движения, музыкальные игры развивают умение

воспринимать музыку, эмоционально на неё отзываться; развивается

художественный вкус ребёнка, чувство красоты и потребность в ней.

На музыкальном занятии дети знакомятся с различными видами

музыкальных

инструментов,

овладевают

приёмами

игры

на

них.

Большое внимание уделяется различным ритмическим упражнениям

на детских музыкальных шумовых инструментах, ложках.

Радостные

чувства

и

переживания,

связанные

с

пением,

движениями под музыку, усиливают дыхательную функцию ребёнка:

он

дышит

глубже,

ритмичнее,

у

него

лучше

развивается

грудная

клетка, голосовые возможности. Всё это очень важно для развития

речи ребёнка.

Детский праздник – важно радостное событие в жизни ребёнка!

Праздник в детском саду для детей с нарушенным слухом – это не

только

развлекательное

мероприятие.

Но

и

средство

подведения

итогов обучения, повторения пройденного материала.

В

проце сс е

образовательно-коррекционной

р а б от ы

обеспечивается

разностороннее

познавательное

развитие

детей

с

нарушением слуха, приобщение их ко всему, что доступно слышащим

сверстникам.

И

в

этом

состоит

значимость

музыкальных

занятий,

ответственность педагога, его стремление к наилучшим результатам.

Литература.

1. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание

и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

2.

Н.А.Ветлугина Музыкальное воспитание в детском саду. – М.,

1981.

3. Г. Яшунская Музыкальное воспитание глухих дошкольников. – М.,

1977.

4. Е.З.Яхнина Методика музыкально-ритмических занятий с детьми,

имеющими нарушения слуха.



В раздел образования




Яндекс.Метрика