Автор: Комнатная Галина Ивановна
Должность: музыкальный руководитель в дошкольных группах
Учебное заведение: государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя"
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: МУЗЫКА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Раздел: среднее профессиональное
МУЗЫКА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
КОМНАТНАЯ Г.И.
Россия, г. Ставрополь, Государственное казенное
общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»
В современной системе образования и воспитания детей важное
место занимает искусство, являющееся неотъемлемой частью
человеческой деятельности. Формирование личности предполагает
эстетическое воспитание, приобщение к миру искусства, к красоте
окружающей действительности.
Музыкальное
воспитание
способствует
нравственному
становлению человека. Музыка широко применяется и в специальной
педагогике в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями
детей
с
нарушениями
в
развитии
(Г.А.Волкова,
Н.Г.Александрова,
Г.В.Короткова, Т.А Добровольская, Г.И.Яшунская и др.).
Музыкальное
воспитание
в
специальных
дошкольных
учреждениях направлено на решение следующих задач:
1.Научить
слушать
и
воспринимать
музыку,
выработать
устойчивый навык пользования остаточным слухом.
2.Обогащать духовный мир ребёнка эстетически переживаниями
при восприятии музыкальных произведений.
3.Используя
художественный
образ
как
средство
познания
природы и общества, расширять представления ребёнка о прекрасном,
воздействуя на его нравственное воспитание.
4.Помогать сурдопедагогу средствами музыки (пения) обучать
детей приёмам правильной речи.
5.Выработать умение согласованно действовать в коллективе,
выполняя учебные задания.
6.Укреплять нервную систему детей с природными дефектами,
устранять нарушения вестибулярного аппарата, отсутствие обратной
связи, недостатки в развитии речи. Дать отдых зрению.
Часто можно слышать такой вопрос: «Как можно говорить о
музыке, если ребёнок не слышит?» Между тем из практики, а также из
теоретических
трудов
сурдопедагогов
и
психологов
известно,
что
звучание музыки оказывает на детей с нарушением слуха большое
влияние.
У 98% таких детей есть остаточный слух, которым они не умеют
пользоваться. Поэтому в процессе слухового восприятия и речевого
общения
они
овладевают
приёмами
восприятия
музыкальных
и
речевых звуков.
Одной
из
организационных
форм
работы,
содействующих
преодолению недостатков в развитии, стали музыкальные занятия.
Они
рассматривались
«как
неотъемлемая
часть
воспитательной
и
речевой
работы».
Отмечалось,
что
«эти
занятия
воспитывают
в
ребёнке
с
нарушением
слуха
тактильно-вибрационное,
слуховое,
зрительное
внимание,
координируют
движения,
способствуют
организованности
детского
коллектива,
выработке
навыков
ориентировки,
внутренней
собранности
ребёнка.
Музыкальные
занятия помогают сурдопедагогу в развитии у детей дыхания, голоса,
чёткого
произношения
звуков,
слоговых
сочетаний;
вырабатывают
путём
«пения»
песенок
и
посредством
речевых
игр
правильное
слоговое и логическое ударения и ритмичность речи.
Основные задачи музыкальных занятий включают коррекцию и
компенсацию
недостатков
развития
детей
с
нарушением
слуха.
Проводится
целенаправленная
работа
по
развитию
слухового
восприятия
детей,
формированию
правильных,
ритмичных
и
координированных
движений,
осуществляется
во ка л ь н о -
интонационное развитие голоса и ритмико-интонационной структуры
речи.
Важное
значение
в
коррекционной
работе
с
дошкольниками
придаётся развитию остаточного слуха. Ребёнок с нарушением слуха
постоянно
напряжён,
всматривается
в
окружающую
обстановку,
в
лица взрослых и детей. Слушая музыку и находясь в ритмическом
движении, он переключает своё внимание, получая, таким образом,
разрядку.
На музыкальных занятиях в специальном детском учреждении
большое
внимание
уделяется
развитию
голоса,
ритмической
стимуляции и хоровой декламации.
Видами музыкальной работы являются «пение», т.е. протяжное
и
ритмичное
произношение,
пляска,
игры
и
ритмизированные
движения под музыку.
На музыкальных занятиях применяется как коллективный, так и
индивидуальный
метод
обучения.
Важное
значение
придаётся
определению основного диапазона речевого голоса у каждого ребёнка.
Порою дети недостаточно внимательны: беззвучно открывают рот, не
чувствуя
вибрации
гортани;
неверно
формируют
звук;
вяло
артикулируют;
не
могут
чётко
координировать
движение
и
музыкальный звук. Постепенно в процессе обучения эти недостатки
устраняются. В основе обучения лежит чтение с губ, показ табличек с
буквенными обозначениями и вслед за этим – музыка. Протяжные
музыкальные звуки помогают закрепить навык чтения с губ.
На
начальном
этапе
обучения
слабослышащих
детей
необходимо
вызвать
голосовые
реакции
на
звучание
музыки.
На
занятиях детей побуждают протяжно пропевать гласные звуки (а, о, у,
и)
и
слоги. Создаются
игровые
имитационные
движения,
которые
способствуют
также
развитию
интонированного
воспроизведения
звукоподражаний.
Подражая
звукам
на
протяжении
звучания
музыкального периода, дети выполняют следующие движения: мяу -
имитация
движений
умывающейся
кошки, топ
–
топ
–
топ
–
медведьидёт, оп – оп зайчик прыгает, пи – пи – птичка летает, а –а –а
укачивание куклы, ля – ля – кукла пляшет, та – та –барабан бьёт. При
этом используется методический приём соотнесения высоты голоса с
игровыми образами и регистрами фортепиано.
Продолжая начинать пение с упражнений, можно переходить к
изучению небольших песенок, которые они с удовольствием поют на
утренниках.
Постепенно
воспроизведение
звуков
приближается
к
естественному звучанию, т.е. появляется голос нормальной высоты,
силы и тембра.
Важное значение на музыкальных занятиях придаётся развитию
двигательной
сферы
детей,
формированию
п р а ви л ь н ы х ,
координированных,
ритмичных
движений,
хорошей
осанки.
Дети
учатся ходить, поднимая колени, бегать не шаркая, подпрыгивать на
двух
ногах,
пружинить
ногами,
слегка
приседая,
притопывать
попеременно ногами (и одной ногой), хлопать в ладоши, поворачивать
кисти рук, кружиться по одному и в парах, выполнять движения-
имитации (кошка умывается, птичка летит, зайка прыгает и т.д.).
Танцевальные движения, музыкальные игры развивают умение
воспринимать музыку, эмоционально на неё отзываться; развивается
художественный вкус ребёнка, чувство красоты и потребность в ней.
На музыкальном занятии дети знакомятся с различными видами
музыкальных
инструментов,
овладевают
приёмами
игры
на
них.
Большое внимание уделяется различным ритмическим упражнениям
на детских музыкальных шумовых инструментах, ложках.
Радостные
чувства
и
переживания,
связанные
с
пением,
движениями под музыку, усиливают дыхательную функцию ребёнка:
он
дышит
глубже,
ритмичнее,
у
него
лучше
развивается
грудная
клетка, голосовые возможности. Всё это очень важно для развития
речи ребёнка.
Детский праздник – важно радостное событие в жизни ребёнка!
Праздник в детском саду для детей с нарушенным слухом – это не
только
развлекательное
мероприятие.
Но
и
средство
подведения
итогов обучения, повторения пройденного материала.
В
проце сс е
образовательно-коррекционной
р а б от ы
обеспечивается
разностороннее
познавательное
развитие
детей
с
нарушением слуха, приобщение их ко всему, что доступно слышащим
сверстникам.
И
в
этом
состоит
значимость
музыкальных
занятий,
ответственность педагога, его стремление к наилучшим результатам.
Литература.
1. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание
и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
2.
Н.А.Ветлугина Музыкальное воспитание в детском саду. – М.,
1981.
3. Г. Яшунская Музыкальное воспитание глухих дошкольников. – М.,
1977.
4. Е.З.Яхнина Методика музыкально-ритмических занятий с детьми,
имеющими нарушения слуха.